Ганг – река священная и ужасающая. Мифический исток ганги на кайласе Река Ганга в роли кладбища

Ганг – река священная и ужасающая. Мифический исток ганги на кайласе Река Ганга в роли кладбища

Богиня, в индуистской мифологии небесная река, спустившаяся на землю и ставшая рекой Ганг, почитаемой индусами священной и являющейся объектом паломничества.
Ганга очищает от грехов, является символом материнства и посредницей между мирами. Поэтому ее воды, ее имя используются в ритуалах очистительного омовения и погребения.
Географически Ганга берёт своё начало в Западных Гималаях с ледника Ганготри в штате Уттаракханд, протекает на юго-восток и впадает в Бенгальский залив. Само название «Ганг» река получает после слияния своего истока Бхагиратхи с рекой Алакнандой возле селения Девпраяг в Нижних Гималаях.
Селение Ганготри, находящееся рядом с ледником Ганготри - известное место паломничества, так как именно в своем истоке живет Богиня. На берегах Ганги находятся известные города - Харидвар, Варанаси, Ришикеш, Аллахабад и множество мест поломничества.

Богиня Ганга – дочь владыки гималайских гор царя Химавата, старшая сестра Парвати . Сияющая Богиня правой руке держит водяную лилию, а в левой – лютню. Иногда изображается с четырьмя руками – тогда в руках у нее лилия, патра, четки и одна рука в приветственном жесте. Вахана Ганги – крокодил.

Легенды

Рождение Ганги

Есть разные версии появления священной Ганги, небесной реки.

Одна из них гласит, что когда-то на земле был очень могущественный Раджа Бали, который завоевал все земные царства и собирался пойти войной на Индру , царя Дэвов. Индра, видя размер армии Бали, испугался и отправился просить помощи у Вишну . Вишну согласился помочь, принял образ карлика-брахмана и явился на большую яджну , которую проводил в то время Раджа Бали для увеличения своего могущества. Карлик (Вамана) попросил у Раджи сделать всего три шага и Раджа ему позволил. И тогда Вамана первым шагом покрыл всю землю, вторым - акашу , а затем спросил Раджу: "Куда мне сделать третий шаг?" и Бали, уже догадавшись, что это был не простой карлик, а сам Бхагаван Вишну, сказал: "Пожалуйста, сделай шаг мне на голову". Вамана опустил ногу ему на голову и Раджа Бали отправился в паталу , где впоследствие совершал долгие аскезы для искупления своих грехов и трансформации. А в то время, как Вамана делал шаг в акашу – Брахма увидел его стопу, и зная что это Вишну, он решил омыть его стопу водой. Та вода со стопы Вишну наполнила собой один камандал и стала рассматриваться как священная и очищающая, и затем получила имя Ганга.

Спуск Ганги

Ганга и практика йоги

Натхи считают, что священная река Ганга (как и другие священные реки -

· Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Га́нга (санскр. गंगा , хинди गंगा , Gaṅgā IAST , тайск. คงคา ) - индуистская богиня , воплощение священной реки Ганга (Ганг). Река и богиня играют заметную роль в религии и мифологии индуизма. Она одновременно является символом материнства (существует эпитет «Ганга-Ма» - «мать Ганга»), связью между мирами и средством для очистки. Индусы верят, что река может снимать грехи и помогает спасению. Часто это действие ассоциируется просто с купанием в реке в любое время, а также с погружением в её воды пепла умерших, для чего люди приезжают к реке даже с удалённых районов. На берегах реки находятся несколько священных для индусов участков, в частности города Харидвар , Аллахабад и Варанаси . Во время фестиваля Лой Кратхонг в Таиланде отпускаются лодки с зажжёнными свечами с упоминанием богини Ганги.

Река и богиня упоминаются в древнейших индийских литературных произведениях, в частности Ведах , Пуранах , Рамаяне и Махабхарате . С рекой связано множество легенд индуизма. Ганга, по разным версиям, была воплощением лодки Брахмы , его дочерью или дочерью Химавана, правителя гор. В начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, недоступной на земле, но позже была спущена на Землю, протекая сейчас во всех мирах индуистской космографии.

Рождение

В индуистской мифологии существует несколько вариантов рождения Ганги. Согласно одной из версий, священные воды из камандалу Брахмы были персонифицированы в образе этой богини. Согласно другой (вайшнавской) легенде, Брахма уважительно вымыл ноги Вишну и собрал всю воду от мытья в своем священном камандалу, и эта вода позднее превратилась в богиню.

По третьему варианту, о котором рассказывает Рамаяна , Ганга была дочерью Химавана или Меру, обладателя (или даже воплощением) Гималаев , и его жены Мены, таким образом она приходится сестрой богини Парвати . Каждая из этих версий утверждает, что Ганга была поднята до Сварги (небес) на попечении Брахмы.

Согласно Вишну-пурана , Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну. Дхурва, полярная звезда , приняла девочку и держала на голове, пока риши -Плеяды совершали омовение в её водах. После этого Ганга омыла месяц , придала ему блеска. И уже после этого она спустилась к Сварги на вершине горы Меру, и стекла четырьмя ручьями на Землю, их названия: Сита, Алакнанда, Чику и Бхадра. Южную, Алакнанду, Шива держал на своей голове сто небесных лет, после чего пропустил её через свои волосы. С того времени Шива часто изображается с полумесяцем над головой, из которого вытекает струя воды. Поэтому Ганга распадается на множество рукавов перед впадением в океан, а Алакнанда - самый святой его поток.

Спуск на Землю

Самая известная легенда, связанная с Гангой, это легенда о Бхагиратху (Бхагиратха), изложенная в Рамаяне и Бхагавата-пуране . Когда царь Сагара (Сагара), правитель одного из крупных индийских государств, совершил Ашвамедху , царский обряд жертвоприношения коня, конь исчез, возможно он был похищен Индрой, а сыновья царя обвинили в краже мудреца Капила . Капила, однако, уничтожил и проклял принцев, оставив единственным шансом на их спасение погружение их пепла в воды Ганги. За это дело взялся новый правитель государства, Бхагиратха . Он был вынужден много лет осуществлять тапас Брахме и Шиве, сначала для того, чтобы Брахма приказал Ганге спуститься, а потом, чтобы Шива укротил её буйный нрав. Таким образом Бхагиратхи удалось осуществить задачи, а верховья реки получили за его именем название Бхагиратхи.

Другая легенда рассказывает о том, что спустившись на Землю, бурная река уничтожила поля риши Джахну. Узнав об этом, он разозлился и выпил все воды Ганги. Боги были вынуждены просить Джахну, освободить её для осуществления своей миссии. Джахну освободил реку через свои уши, с того времени река имеет альтернативное название - Джахнави - «дочка Джахну».

Также часто считается, что река пересохнет в конце Кали-юги , современной эры.

Другие легенды

Согласно Сканда-пурана , Ганга была кормилицей Муругана (Картикеи), сына Шивы и Парвати. Сканда-Пурана также рассказывает, что образ Ганеши Шива и Парвати создали из своих телесных примесей, но он был наделён жизнью после погружения именно в священные воды Ганги. Поэтому у Ганеши, как свидетельствуют древние рукописи, две матери - Парвати и Ганга, отчего его называют ещё и Дваматура (Dvaimātura) или Гангея (Gāngeya) - сын Ганги.

В древнеиндийском эпическом произведении Махабхарате рассказывается, что боги Васу, проклятые риши Васиштхой на смертную жизнь за попытку украсть священную корову, пригласили Гангу стать их матерью для возвращения на небо. Ганга согласилась, и была вынуждена стать для этого женой царя Шантану , правителя Хастинапура . Она превратилась в красивую женщину, которую Шантану увидел на берегах реки и пригласил выйти за него замуж. Она согласилась, но с одним условием: Шантану не будет задавать каких бы то ни было вопросов относительно её действий и поступков. Они поженились, и вскоре Ганга родила семерых (из восьми) Васу, которых она сразу же утопила, освободив от проклятия и предоставив возможность переродиться на небе. Шантану не решился спросить, почему так произошло, из-за своего обещания, но не удержался, когда Ганга собралась утопить восьмого ребёнка, Дьяуса . Ганга остановилась и оставила ребёнка живым, выполняя пророчество, что именно Дьяус должен понести наказание за всех Васу. Так мальчик, земное воплощение Дьяуса, остался в смертной форме и был прозван Бхишмой, став одним из главных персонажей Махабхараты.

Иконография

По канонам индийского искусства, Ганга визуализируется как чувственная и красивая женщина, несущая переполненный жбан в руке. Этот жбан символизирует идею богатой жизни и плодородия, питания и поддержания вселенной.

Вторая отличительная черта иконографии Ганги, это её верховое животное, на котором она часто едет. Это Макара , гибридное существо с телом крокодила и хвостом рыбы. Макара в индуистской мифологии соответствует зодиакальному созвездию Козерога в западной астрологической интерпретации.

Макара также является верховным животным Варуны, ведийского бога вод, что указывает на ведийские корни Ганги.

Довольно часто Ганга изображается на входе в индуистских храмах. Такое расположение уходит корнями в её небесное происхождение и постоянное течение с небес на Землю, что делает её посредником между этими мирами. Таким образом и расположение на входе указывает на посредничество между миром богов и миром человека. Кроме того, значение имеет и способность Ганги к очищению, необходимого для общения смертных с богами. Часто вместе с Гангой на противоположной стороне дверного прохода изображается и Ямуна , богиня реки Ямуны, притока Ганга.

Напишите отзыв о статье "Ганга в индуизме"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Ганга в индуизме

– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d"honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.
– A celui qui s"est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора.
– Votre majeste me permettra t elle de demander l"avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее.
– Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского.
– Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал:
– Да ведь надобно же отвечать ему.
Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова.
«Уж не меня ли?» подумал Ростов.
– Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед.
– Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт.
Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип.
Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.
Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.
Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова.
– Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел?
– Видел.
– Завтра, говорят, преображенцы их угащивать будут.
– Нет, Лазареву то какое счастье! 10 франков пожизненного пенсиона.
– Вот так шапка, ребята! – кричал преображенец, надевая мохнатую шапку француза.
– Чудо как хорошо, прелесть!
– Ты слышал отзыв? – сказал гвардейский офицер другому. Третьего дня было Napoleon, France, bravoure; [Наполеон, Франция, храбрость;] вчера Alexandre, Russie, grandeur; [Александр, Россия, величие;] один день наш государь дает отзыв, а другой день Наполеон. Завтра государь пошлет Георгия самому храброму из французских гвардейцев. Нельзя же! Должен ответить тем же.
Борис с своим товарищем Жилинским тоже пришел посмотреть на банкет преображенцев. Возвращаясь назад, Борис заметил Ростова, который стоял у угла дома.
– Ростов! здравствуй; мы и не видались, – сказал он ему, и не мог удержаться, чтобы не спросить у него, что с ним сделалось: так странно мрачно и расстроено было лицо Ростова.
– Ничего, ничего, – отвечал Ростов.
– Ты зайдешь?
– Да, зайду.
Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своей покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их.
Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния: надо было поесть что нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу, офицеров, так же как и он приехавших в статских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор естественно зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда. Говорили, что еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, всё также томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною, и потому очень удивившею офицеров.

Ганга Пуджа, Ганга Дашара - праздник, посвященный поклонению священной реке Ганге.

Это день явления Матери Ганги, день, когда священная река сошла с небес на Землю.

Богиня Ганга - дочь царя гор Химавата и его жены Мены. Ганга приходится сестрой богине Парвати (супруге Шивы).

Согласно пуранам, Ганга, вытекая из пальца Вишну, сначала пребывала только на небе, но затем была низведена на землю, с тем чтобы оросить прах его предков - шестидесяти тысяч сыновей Сагары.


Сегодня все индийцы, а также те, кто следует ведической традиции, отмечают праздник поклонения священной реке Ганге. По традиции множество людей собирается в этот день на берегах этого чудесного потока любви, а священнослужители близлежащих храмов ступают по колено в воду и подносят Ганге огромные светильники с масляными фитилями. Затем люди бросают в воду цветы и гирлянды и возносят свои молитвы Ганге Деви (богине реки).

Традиция поклонения Ганге насчитывает несколько тысяч лет. Согласно древним священным источникам, таким как «Шримад-Бхагаватам», Ганга - это не просто река, но энергия великой реки Вираджа, разделяющего материальный и духовный миры.

Ганга-Дашара - день для очищения внутреннего "Я"

Ганга - это имя священной и самой известной реки. Благочестивая река Ганга сама по себе храм. Ганга - это "Река Чистоты, знания, единства и просветления", данная нам Творцом. Знание побеждает темноту, невежество. "Дашара" переводится как "очищающая от десяти основных грехов". Это означает устранение темноты привнесением света. По традиции Ганга-Дашара - это день, когда Священная река нисходит из небес на Землю, чтобы смыть наши грехи. Это - время, когда Природа содействует нам.

Ганга-Дашара - символ очищения души и очищения окружения. Этот день благоприятен, чтобы начать более чистую жизнь. По традиции в эти дни проводят специальную Пуджу для внутреннего очищения и устранения глубокой негативности. Ганга-Пуджа имеет своей целью создать Саттвическое (чистое и позитивное) влияние на жизнь.

Схождение Матери Ганги на землю

Существует несколько древних преданий, повествующих о том, как Ганга сошла с небес.

Когда-то великий царь Бхагиратхи пришел к горе Химаван, чтобы предаться там суровому подвижничеству. Движимый желанием спасти своих предков, не достигших небес, он провёл в покаянии тысячу лет. А по прошествии тысячи небесных лет, приняв телесный облик, явилась ему сама великая река, Богиня Ганга. Она спросила у царя, что он хочет. И царь ответил, что его предкам не будет дано места на небе до тех пор, пока она не омоет их тела своими водами. Услышав эти слова царя, Ганга, чтимая всем миром, сказала Бхагиратхе, что исполнит его желание. Но только напор её, когда станет падать с небес, трудно будет сдержать. Лишь Господь Шива сможет сдержать её воды.

Услышав эти слова, царь Бхагиритхи отправился к горе Кайлас и принялся ублаготворять Шиву. Довольный подвижничеством царя, Бхагаван обещал сдержать Гангу при её падении с небес. И Ганга, дочь царя гор Химавана, снизошла в это мир.


Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива, Бхагиратха, Парвати и бык Нанди

Когда Ганга падала с неба, её принял на свою голову Шива, дабы она не разрушила своей тяжестью землю, а с его головы она стекла вниз уже семью потоками. Бурная река уничтожила поля риши Джахну, который, разозлившись, выпил её воды, но, умилостивленный царём Бхагиратхой, выпустил их через своё ухо. И, наконец, слившись с океаном, Ганга ушла в подземный мир - паталу.

Согласно другому мифу, Ганга - это вода, которую Брахма использовал для омовения стоп Вишну, омыв большой палец Ваманы (аватары Вишну), собрал всю воду в сосуд, где она и превратилась в Гангу. Поэтому реку называют "Вишну Падодбхава", т.е. происходящую из стоп Вишну. Войдя в сосуд с водой Брахмы, используемая для омовения ног Вишну, Ганга обрела ещё большую мощь от Брахмы и Вишну. Очищающая сила реки усилилась.

"О, Ганга, мир получит благо благодаря твоему движению по земле среди человеческих существ. Будь бесстрашна."

Стоя в божественном присутствии Ганги, небожители стали более могущественными, чем даже от испития нектара. Поэтому они могли противостоять нападениям демонов, а так же могли поддерживать и возрождать праведность на планете земля. Вишну это всё - наполняющий в трёх мирах, т.е. на земле, небесах и в Патала. С помощью Брахмы Он даровал небесам присутствие Ганги.

О, Ганга! Ты обладаешь очищающими от греха чистыми вибрациями.

О! Ганга! Твоя дикша (клятва) очищать всех и вся началась, когда Брахма омыл стопы Вишну твоей водой. Божественные силы Брахмы и Вишну - это твои крылья. Твоим грациозным взглядом развиваются саттвические черты в небожителях. Ты защищаешь во мне аспект Сат-Чит-Ананды.

В древнеиндийском эпическом произведении «Махабхарата» рассказывается, что боги Васу, проклятые риши Васиштхой на смертную жизнь за попытку украсть священную корову, пригласили Гангу стать их матерью для возвращения на небо. Ганга согласилась, и была вынуждена стать для этого женой царя Шантану, правителя Хастинапура.

Она превратилась в красивую женщину, которую Шантану увидел на берегах реки и, очарованный ее красотой, немедля сделал ей предложение. Она согласилась, но с одним условием: Шантану никогда не будет задавать каких бы то ни было вопросов относительно её действий и поступков, иначе она его покинет.

Они поженились. У Шантану и Ганги родился сын. На глазах изумленного супруга Ганга взяла ребенка и бросила его в реку. Шантану был поражен, но, помня о своей клятве, ни словом не упрекнул жену. Та же участь постигла и шестерых сыновей царя, родившихся впоследствии (которых она сразу же топила, освободив от проклятия и предоставив возможность переродиться на небе) . Когда же Ганга хотела бросить в воду последнего, восьмого, ребенка, царь не выдержал и обвинил жену в детоубийстве.

В тот же миг женщина преобразилась, приобрела божественный облик и сказала мужу:

Погибнуть не дам я последнему сыну,
Но только тебя я навеки покину.

Я - мудрым Джахну возрожденная влага,
Я - Ганга, несметных подвижников благо.

Жила я с тобой, ибо так захотели
Бессмертные ради божественной цели.

Я встретила восемь божеств, восемь васу,
Подвластных проклятия гневному гласу:

Их Васиштха проклял, чтоб гордые боги
В людей превратились, бессильны, убоги.

А стать их отцом, о властитель и воин,
Лишь ты на земле оказался достоин,

И я, чтоб вернуть им бессмертья начало,
Для них человеческой матерью стала.

Ты восемь божеств произвел, ясноликий,
Тем самым ты стал и на небе владыкой.

С тобою узнала я радость зачатья,
И васу избавила я от проклятья.

Дала я поверженным верное слово:
Когда в человеческом облике снова

Родятся, - их в Ганге-реке утоплю я,
Бессмертие каждому снова даруя.

Теперь я тебя покидаю навеки.
Меня дожидаются боги и реки.

Последнего уцелевшего сына Шантану назвал Бхишмой («грозным») и вырастил его с любовью и заботой. Мальчик с детства выказывал склонность к ратным подвигам и обещал превратиться с годами в великого воина.

Поклонение Матери Ганге

Первые десять дней месяца Джейштх известны как Дашахара и посвящены оказанию почтения реке Ганге, или Матери Ганге.

Считается, что Ганга течет по трем мирам: в раю она известна как Мандакини, на земле как Ганга, а в низшем миру как Бхагиратхи. Также Ганга известна как "Трипатхага" или "Река трех путей". Омовение в священной реке, по словам мудрецов, освобождает душу от бремени множества грехов, совершенных в прошлых жизнях.

Вайшнавы называют Гангу "потоком любви", поскольку любовь к Богу может испытать лишь чистое сердце, и Ганга Деви, не обращая внимания на внешние атрибуты, такие как национальность или религиозная принадлежность, дарует всем, кто входит в её воды, возможность раз и навсегда покончить со страданиями этого мира и войти в вечную духовную реальность, где находится истинный дом души.

Главные места поклонения Ганге это Ганготри, источник реки Харидвар, где она спускается на равнину Аллахабад, где она соединяется с Ямуной, Варанаси, святой город, и остров Сагара в ее устье, где она,наконец, впадает в Бенгальский залив.


По вечерам тысячи листьев-лодочек с зажженными огоньками, цветами и сладостями предлагаются Ганге под звуки колокольчиков. Тысячи верующих собираются в Ришикеше, Харидваре, Варанаси, Праяге, чтобы принять омовение и предложить свои молитвы матери Ганге. Если же приобщиться к купанию нет возможности, то многие индусы набирают воду и несут для умывания домой.



Ягъя в день Ганга-Дашара, благодаря очищению от десяти основных грехов, улучшит сферы жизни, связанные с духовностью, просветлением, спокойствием ума. Ганга-Дашара-Ягья освобождает от десяти (даша) грехов - ошибок и заблуждений, которые отнимают энергию личности:

Физические виды греха:

1. Употребление наркотических средств (алкоголя, никотина, кофеина и так далее);
2. Незаконный секс (прелюбодеяние, насилие или подобные сексуальные отношения);
3. Суицид (самоубийство);
4. Убийство (убийство человека);
5. Убийство коровы (убийство животных или употребление их в пищу);
6. Воровство (кража, грабёж);

Виды греха, относящиеся к речи:

7. Злая (враждебная) речь по отношению к людям;
8. Оскорбление людей словами;

Виды греха, относящиеся к уму, мышлению:

9. Злые мысли о людях;
мысленное возвращение к своей вине в прошлых действиях;

Виды греха, относящиеся к договорённостям:

10. Обман друзей или партнёров по бизнесу.

Ганга - богиня и река



Ганг (в индийских языках имя реки женского рода, Ганга) - одна из величайших рек нашей планеты.
По водоносности Ганг (вместе со своим притоком р.Брахмапутрой) занимает 3-е место в мире после Амазонки и Конго. В бассейне реки Ганг проживает более полумиллиарда человек. Для индуистов Ганг - это священная река, её воды очищают от грехов, избавляют от болезней и даруют небесное блаженство тем, кто избирает воды Ганга местом своего погребения.

К сожалению, сейчас воды Ганги сильно загрязнены из-за стоков, которые сбрасывают в реку население и многочисленные промышленные предприятия. Причиной загрязнения русла становится и перенаселение городов вдоль реки, а также обычай погребения в Ганге. Бедных, не имеющих средств на кремацию, а также некоторые категории умерших - незамужних девушек, беременных, детей - не сжигают, а трупы сразу сбрасывают в реку.

Правительство Индии пока бессильно против загрязнения Ганга, сейчас над задачами по очистке реки работает ряд некоммерческих индийских и международных организаций, однако результаты этой работы незначительны на фоне чрезвычайно сложных проблем.

Река, однако, имеет давнюю репутацию способности к самоочищению, что, отчасти, подтверждается официальной наукой. Например, доказано, что в воде Ганги содержатся ионы серебра. Туристам, приехавшим в Индию, воду Ганги пить не рекомендуется. Дело в том, что при кипячении вода Ганги становится еще опасней: ионы серебра выпадают в осадок, а бактерии при 100 градусах не уничтожаются.

В наши дни многими учеными были сделаны пробы воды Ганги, и в ходе этих экспериментов было установлено, что вода Ганги обладает удивительными свойствами, например, она может храниться намного дольше, чем обычная вода, и в ней не выживают многие микробы и бактерии, например, холерная палочка.

Шри Гангадеви ки - Джай!

Немного интересных фактов:

Проведя многочисленные анализы воды в Ганге ученые были поражены ее удивительной способностью к самоочищению. Она не портится ни при каких обстоятельствах, и чем дольше она стоит, чем чище становится.

  • Совсем недавно индийский специалист по защите окружающей среды Д.Бхаргабе провел опыты с водой Ганги и заявил, что ее воды намного быстрее, чем воды других рек, уменьшают биохимическую потребность в кислороде и разлагают нечистоты в 15-20 раз быстрее. Таким качеством не обладает даже дистиллированная вода.
  • Английский физик Ханбери Хэнкин на своем опыте убедился, что холерные палочки погибали в воде Ганги в течение 6 часов, тогда как в дистиллированной воде они продолжали размножаться даже через 48 часов.
  • Французский ученый Герелль очень удивился, обнаружив, что в воде Ганги в том месте, где на берегу лежали тела людей, умерших от дизентерии и холеры, не было никаких возбудителей болезней.

О богиня, повелительница полубогов! О божественная Ганга! Твои стремительные воды даруют освобождение трем мирам. Корона Шивы служит тебе обителью. О безупречно чистая Ганга, пусть мой ум всегда будет сосредоточен на твоих лотосных стопах!

О Бхагиратхи, даровавшая милость царю Бхагиратхе! О мать, дарующая счастье! Веды прославляют твои воды, но я не способен постичь твою славу. О милостивая Ганга, спаси меня, несмотря на мое невежество!

О Ганга, вечно резвящаяся у лотосных стоп Хари! Твои пенистые волны белы, как снег, луна или жемчуг. Смой тяжелый груз моих грехов и милостиво переправь меня через океан материального бытия.

Твое тело искрится тысячами брызг, а волны несут благодать. О Джахнави, чей взгляд исполнен сострадания! Слава, слава тебе! Сам Индра склоняет к твоим лотосным стопам свою венценосную голову. Единственное прибежище своих преданных, ты даруешь им счастье и благоденствие.

О богиня, избавь меня от болезней, страданий, несчастий, грехов и заблужданий ума. Ты - наивысшая ценность во всех трех мирах, ты - украшение Земли. Несомненно, ты - мое единственное спасение в круговороте рождений и смертей.

О Алакананда, несущая радость небесному царству! Ты исполнена величайшего блаженства! О Ганга, тебе молятся все несчастные. Пролей на меня свою милость! Тот, кому посчастливилось жить у твоих берегов, в действительности пребывает уже на Вайкунтхе.

Я согласен быть черепахой или рыбой в твоих водах, маленькой ящерицей на твоём берегу или даже падшим собакоедом, лишь бы рядом с тобой. Но я не хочу быть благородным царём, если окажусь вдали от тебя.

О повелительница вселенной, дарующая благочестие! О дочь Джахну, богиня, представшая в образе реки! Ты достойна вечной славы. Тот, кто каждый день повторяет эту безупречную молитву Ганге, без сомнений, достигнет желанной победы!

Г анга в ведической мифологии - небесная река, которая спустилась на Землю и стала рекой Ганг, символом святости, жизни и красоты.

Считается, что Ганга - самая благочестивая река в мире, в начале времён она была исключительно небесной, недоступной, но позже была спущена на Землю. С рекой связано множество мифических легенд. Река Ганг и её персонификация в лице богини Ганги, упоминаются в древнейших литературных произведениях, в частности Ведах, Пуранах, «Рамаяне» и «Махабхарате». Общей чертой всех этих легенд является её небесное происхождение. В легендах подчеркиваются способность Ганги к очистке или снятию грехов, её значение как символ материнства и значение как посредницы между мирами.

Существует несколько версий рождения Ганги. Так, по «Рамаяне», Ганга была дочерью Химавана, обладателя Гималаев, и его жены Мены, она приходится сестрой богине Парвати, супруги Шивы. По другой легенде, священные воды из камандалу Брахмы были персонифицированы в образе этой богини. Позже вайшнавские толкования этой легенды описывают, что вода в камандалу была получена Брахмой от омовения стоп Вишну. По «Вишну-пуране», Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну. В любом случае, она была поднята до Сварги (небес) и оказалась на попечении Брахмы.

Популярная в Индии история рассказывает о том, что священная Ганга переходит на Землю при помощи Шивы. Река наделяется удивительными качествами из-за того, что, согласно легендам, появляется из волос Шивы, который пребывает на горе Кайлас (). Даже в других частях Индии «кажется, что святость Ганга и Гималаев частично передается и другим рекам и горам». Матсья Пурана описывает спуск «Дивья Ганги» рядом с озером Биндусар Саровар, расположенным между горами Кайлас, Майнак и Хираньяшринга, и её протекание по трём разным руслам в качестве Трипатхаги - трипатх гамини Ганга.

В индуистских священных текстах содержатся собственные легенды об этих реках. Однажды царь Бхагиратха совершил покаяние, попросив ниспослать на землю воды Ганги и спасти своих предков, от которых остался один пепел и которые не могли попасть в рай из-за проклятия мудреца Капилы. Как только Ганга ответила на этот призыв и начала спускаться на землю, боги, испугавшись того, что её неукротимый нрав может разрушить мир, обратились к Богу Шиве с просьбами о помощи. Шива приложил свою силу и остановил течение Ганги в своих спутанных волосах. Затем он аккуратно распустил пучок волос и позволил её притокам течь в четырех разных направлениях. Это - четыре могущественные реки, которые протекают огромные расстояния и орошают обширные территории Южной и Юго-Восточной Азии. Как в индуистских, так и в буддийских священных текстах, идентичность которых подтверждена различными географами и исследователями, говорится, что эти реки огибают по кругу район Кайласа и Манасаровара семь раз, и лишь после этого текут в разных направлениях.

Тибетская теория о Ганге основывается не на санскритской Абхидхармакоше или более ранних свидетельствах на языке пали. Известно, что уже во второй половине восемнадцатого века тибетские паломники и торговцы видели «живую бусину», из которой вытекала Ганга; согласно записям Чо-дже-Па-трул и ламы Тсанпо, полученным из сказаний о древних традициях и сведений, полученных от паломников и местных наблюдателей. Будучи ортодоксальными, индуисты, как на севере, так и на юге Индии, считают, что этот потерянный исток Ганги находится в подземном леднике, соединяющемся с ледником Ганготри. Более современные взгляды отвергают историю тибетского происхождения Ганги.

Стивен Дариан написал удивительную книгу об истоке реки Ганга, в которой он описывает легенды, связанные с истоком на Кайласе. Он пишет: «По сути, это кажется не столько местом, сколько состоянием ума, усеянного мечтами и чаяниями тысяч паломников, которые могут совершить путешествие только в своих сердцах». Далее он пишет, что существует четыре легендарных реки, которые в радиусе 50 км текут по четырем разным направлениям. На юге - сапфирная грань, откуда вытекает Карнали; из рубиновой грани на западе вытекает Сатледж; из золотой грани на севере вытекает Инд, и из кристальной грани на востоке вытекает Брахмапутра, которая также называется Ярлунг Тсангпо.

Если говорить относительно святости Кайласа и Манасаровара йогины и практики всего мира во все времена, а также индуисты, буддисты, джайнисты и другие: все исповедуют разные воззрения и традиции, но основополагающая реальность остается одинаковой. В этом месте естественной силы объединяется преходящее и вечное; божественное принимает физическую форму. Для верующих Кайлас - величайшая гора, и путешествие к ней совершается как в духовном, так и в физическом земном плане. Кайлас и Манасаровар так глубоко укоренились в душах тех, кто занимается саморазвитием, что даже скептики, как из Индии, так и из других частей света, предпринимают трудное путешествие, чтобы лично испытать прикосновение божественного. В ближайшие годы, с развитием инфраструктуры священная гора может стать самым знаменитым туристическим местом на планете.

·
Шактизм · Смартизм

Верования и практики

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Священные писания

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавадгита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

П·о·р

Га́нга (санскр. गंगा, хинди गंगा, Gaṅgā IAST , тайск. คงคา) - индуистская богиня, воплощение священной реки Ганга (Ганг). Река и богиня играют заметную роль в религии и мифологии индуизма. Она одновременно является символом материнства (существует эпитет «Ганга-Ма» - «мать Ганга»), связью между мирами и средством для очистки. Индусы верят, что река может снимать грехи и помогает спасению. Часто это действие ассоциируется просто с купанием в реке в любое время, а также с погружением в её воды пепла умерших, для чего люди приезжают к реке даже с удалённых районов. На берегах реки находятся несколько священных для индусов участков, в частности города Харидвар, Аллахабад и Варанаси. Во время фестиваля Лой Кратхонг в Таиланде отпускаются лодки с зажжёнными свечами с упоминанием богини Ганги.

Река и богиня упоминаются в древнейших индийских литературных произведениях, в частности Ведах, Пуранах, Рамаяне и Махабхарате. С рекой связано множество легенд индуизма. Ганга, по разным версиям, была воплощением лодки Брахмы, его дочерью или дочерью Химавана, правителя гор. начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, недоступной на земле, но позже была спущена на Землю, протекая сейчас во всех мирах индуистской космографии.

  • 1 Рождение
  • 2 Спуск на Землю
  • 3 Другие легенды
  • 4 Иконография
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Рождение

В индуистской мифологии существует несколько вариантов рождения Ганги. Согласно одной из версий, священные воды из камандалу Брахмы были персонифицированы в образе этой богини.

Ганга - богиня реки Ганг верхом на Макаре

Согласно другой (вайшнавской) легенде, Брахма уважительно вымыл ноги Вишну и собрал всю воду от мытья в своем священном камандалу, и эта вода позднее превратилась в богиню.

По третьему варианту, о котором рассказывает Рамаяна, Ганга была дочерью Химавана или Меру, обладателя (или даже воплощением) Гималаев, и его жены Мены, таким образом она приходится сестрой богини Парвати. Каждая из этих версий утверждает, что Ганга была поднята до Сварги (небес) на попечении Брахмы.

Согласно Вишну-пурана, Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну. Дхурва, полярная звезда, приняла девочку и держала на голове, пока риши-Плеяды совершали омовение в её водах. После этого Ганга омыла месяц, придала ему блеска. И уже после этого она спустилась к Сварги на вершине горы Меру, и стекла четырьмя ручьями на Землю, их названия: Сита, Алакнанда, Чику и Бхадра. Южную, Алакнанду, Шива держал на своей голове сто небесных лет, после чего пропустил её через свои волосы. С того времени Шива часто изображается с полумесяцем над головой, из которого вытекает струя воды. Поэтому Ганга распадается на множество рукавов перед впадением в океан, а Алакнанда - самый святой его поток.

Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива, Бхагиратха, Парвати и бык Нанди. Скульптура Ганги в Национальном музее в Нью-Дели

Спуск на Землю

Самая известная легенда, связанная с Гангой, это легенда о Бхагиратху (Бхагиратха), изложенная в Рамаяне и Бхагавата-пуране. Когда царь Сагара (Сагара), правитель одного из крупных индийских государств, совершил Ашвамедху, царский обряд жертвоприношения коня, конь исчез, возможно он был похищен Индрой, а сыновья царя обвинили в краже мудреца Капила. Капила, однако, уничтожил и проклял принцев, оставив единственным шансом на их спасение погружение их пепла в воды Ганги. За это дело взялся новый правитель государства, Бхагиратха. Он был вынужден много лет осуществлять тапас Брахме и Шиве, сначала для того, чтобы Брахма приказал Ганге спуститься, а потом, чтобы Шива укротил её буйный нрав. Таким образом Бхагиратхи удалось осуществить задачи, а верховья реки получили за его именем название Бхагиратхи.

Другая легенда рассказывает о том, что спустившись на Землю, бурная река уничтожила поля риши Джахну. Узнав об этом, он разозлился и выпил все воды Ганги. Боги были вынуждены просить Джахну, освободить её для осуществления своей миссии. Джахну освободил реку через свои уши, с того времени река имеет альтернативное название - Джахнави - «дочка Джахну».

Также часто считается, что река пересохнет в конце Кали-юги, современной эры.

Другие легенды

Согласно Сканда-пурана, Ганга была кормилицей Муругана (Картикеи), сына Шивы и Парвати. Сканда-Пурана также рассказывает, что образ Ганеши Шива и Парвати создали из своих телесных примесей, но он был наделён жизнью после погружения именно в священные воды Ганги. Поэтому у Ганеши, как свидетельствуют древние рукописи, две матери - Парвати и Ганга, отчего его называют ещё и Дваматура (Dvaimātura) или Гангея (Gāngeya) - сын Ганги.

В древнеиндийском эпическом произведении Махабхарате рассказывается, что боги Васу, проклятые риши Васиштхой на смертную жизнь за попытку украсть священную корову, пригласили Гангу стать их матерью для возвращения на небо. Ганга согласилась, и была вынуждена стать для этого женой царя Шантану, правителя Хастинапура. Она превратилась в красивую женщину, которую Шантану увидел на берегах реки и пригласил выйти за него замуж. Она согласилась, но с одним условием: Шантану не будет задавать каких бы то ни было вопросов относительно её действий и поступков. Они поженились, и вскоре Ганга родила семерых (из восьми) Васу, которых она сразу же утопила, освободив от проклятия и предоставив возможность переродиться на небе. Шантану не решился спросить, почему так произошло, из-за своего обещания, но не удержался, когда Ганга собралась утопить восьмого ребёнка, Дьяуса. Ганга остановилась и оставила ребёнка живым, выполняя пророчество, что именно Дьяус должен понести наказание за всех Васу. Так мальчик, земное воплощение Дьяуса, остался в смертной форме и был прозван Бхишмой, став одним из главных персонажей Махабхараты.

Иконография

По канонам индийского искусства, Ганга визуализируется как чувственная и красивая женщина, несущая переполненный жбан в руке. Этот жбан символизирует идею богатой жизни и плодородия, питания и поддержания вселенной.

Вторая отличительная черта иконографии Ганги, это её верховое животное, на котором она часто едет. Это Макара, гибридное существо с телом крокодила и хвостом рыбы. Макара в индуистской мифологии соответствует зодиакальному созвездию Козерога в западной астрологической интерпретации.

Макара также является верховным животным Варуны, ведийского бога вод, что указывает на ведийские корни Ганги.

Довольно часто Ганга изображается на входе в индуистских храмах. Такое расположение уходит корнями в её небесное происхождение и постоянное течение с небес на Землю, что делает её посредником между этими мирами. Таким образом и расположение на входе указывает на посредничество между миром богов и миром человека. Кроме того, значение имеет и способность Ганги к очищению, необходимого для общения смертных с богами. Часто вместе с Гангой на противоположной стороне дверного прохода изображается и Ямуна, богиня реки Ямуны, притока Ганга.

Примечания

Ссылки

  • Различные аспекты Ганги (англ.)

Самое обсуждаемое
Где лучше отдыхать - в городе Анапе или в Джемете? Где лучше отдыхать - в городе Анапе или в Джемете?
Недорогой отдых в Витязево с ребенком: отзыв мамы Недорогой отдых в Витязево с ребенком: отзыв мамы
Село радонеж, московская область Село радонеж, московская область


top