Соборы праги. Соборы праги Готический собор в праге

Соборы праги. Соборы праги Готический собор в праге

Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха в сердце Праги по-настоящему уникален. Мало того, что внутри расположены королевские усыпальницы, а к созданию витражей приложил руку сам знаменитый Альфонс Муха, так его еще и строили почти 7 веков и закончили лишь в начале XX столетия. Об истории национальной святыни Чехии расскажет Екатерина Астафьева.

Как Вит и Вацлав стали святыми

Согласно легенде, в 925 году на месте современного собора святой Вацлав построил небольшую ротонду. Князь посвятил ее святому Виту, чью десницу, якобы, ему подарил германский король Генрих I. Святого Вита жестоко убили римляне: они заставили его поклониться их языческим богам, а когда тот отказался, бросили его на съедение диким львам. Но животные на святого не покусились, так что Вита просто сварили в котле с кипящим маслом. Захоронение святого Вита занимает сегодня особое место в соборе и находится за главным алтарем. В народе рассказывают, как в 1620 году кальвинисты хотели было уничтожить храм. Но как только зять их предводителя, проповедника Шкултетого, дотронулся до алтаря, он тут же пал замертво, а остальные на всю жизнь остались калеками.

Памятник святому Вацлаву в Праге

Святой Вацлав тоже захоронен в соборе. Одна из главных святынь костела, кольцо, вмонтированное в дверь часовни святого Вацлава, непосредственно связана со знаменитым чешским князем. Народного героя бил его собственный брат, когда тот входил в храм. То кольцо, за которое Вацлав взялся при входе, сегодня можно увидеть в соборе.

От ротонды до собора

В 1060 году ротонду перестроили в небольшую церковь — трехнефную базилику. И лишь в 1344 Карл IV, больше известный в Чехии под именем Карел I, приказал возвести на мести церкви готический собор для проведения больших богослужений, коронаций и для погребения монарших особ. Кстати, со смертью Карла IV связана интересная легенда, будто все колокола собора Святого Вита внезапно начали звонить, когда король умер.

Собор носит имена трех святых: Вита, Вацлава и Войтеха


Решение построить большой храм было с тем, что именно в то время Пражскую епархию преобразовали в епископство. Второй чешский епископ святой Войтех, который всю свою жизнь посвятил борьбе против язычества, был захоронен в соборе и поделился с ним своим именем.


Собор святого Вита

Готика и барокко в одном флаконе

Из-за того, что строили собор почти 7 веков, он несет на себе отпечатки разных эпох и стилей. Сперва за работу над костелом взялся Матье Арасский, который служил при папском дворе в Авиньоне. Архитектор, приверженец строгих линий и точных математических расчетов, создал проект в стиле французской готики, но спустя 8 лет скончался. Его преемником стал двадцатитрехлетний Петер Парлерж.

Собор святого Вита прославил имя архитектора Петера Парлержа


Сперва он следовал план Матье, но после завершения проекта он принялся добавлять что-то от себя. Молодость сыграла свою роль: Парлерж относился к архитектуре как к искусству, благодаря нему собор обзавелся многочисленными карнизами и бюстами правителей, епископов и самих архитекторов. Параллельно с костелом Парлерж работал над знаменитым Карловым мостом. Затем он передал полномочия своим сыновьям, которым, правда, помешали гуситские войны, разгоревшиеся в Богемии между 1419 и 1434.


Фасад собора украшен лепниной

В XVI веке собору как-то не везло: в 1541 костел пострадал от пожара. Испорчено было все: иконы, скульптуры. В 1619 во время восстания сословий в собор святого Вита ворвались протестанты и изрядно его разграбили. В 1740 собор попал под артиллерийский обстрел, а через 3 года в главную башню и вовсе попала молния и расколола купол. Состояние костела было самое что ни на есть плачевное: реставрация нужна была неотлагательная. В это время в стиле собора появились элементы барокко.

И наконец достроили

Работы по восстановлению собору святого Вита начались лишь в середине XIX века. Архитекторам Йозефу Краннеру и Йозефу Моцкеру было над чем потрудиться: нужно было из стилистически разрозненных элементов собора собрать единый ансамбль.

Над витражами собора святого Вита работал Альфонс Муха


В 1920 за дело принялись декораторы. Скульптор Войтек Сушарда и знаменитый художник-модернист Альфонс Муха занялись созданием декора новых окон. В 1929, к предположительному тысячелетию со смерти святого Вацлава, отделка собора была закончена и символ Праги получил свой современный облик.


Витраж в соборе работы Альфонса Мухи

Царь-колокол по-чешски

В колокольне собора святого Вита находится пражский царь-колокол Зикмунд, созданный в 1549 году Томасом Яросом. По легенде, никто не знал, как водрузить такой гигантский колокол на высоту почти 100 метров, но проблему решила дочь короля. Она создала конструкцию, которая позволила поднять Зикмунда с помощью веревки. Но канатов, способных выдержать такую тяжесть, в городе не нашлось, так что принцесса сплела ее из собственных волос. Другая легенда гласит, что покуда сердцевина колокола цела, Чехии не грозят никакие беды. Но в 2002, например, она сломалась, что почти совпало по времени с катастрофическими наводнениями в стране.

В соборе святого Вита находится самый большой колокол Праги Зикмунд


О колокольне ходит еще одна легенда: считается, что королю Вацлаву IV пророк однажды предсказал смерть перед колокольней. Король так напугался, что отдал приказ разрушить ее. Но как только подчиненные справились с первым этажом, по городе поползли слухи о восстании Гуситов. Король не на шутку разозлился и умер на месте от сердечного приступа.


Колокол Зикмунд

Проклятие чешской короны

Собор святого Вита играл важную роль в истории Чехии. Например, Карл IV постановил, что законными считаются лишь те коронации, что проходят в новом соборе и исключительно короной святого Вацлава.


Корона святого Вацлава

В костеле и по сей день хранятся королевские регалии: корона из цельного золота и усыпанная драгоценными камнями, скипетр, держава, королевская мантия и золотой византийский крест Завиши. Еще одна легенда гласит, что только наследник трона может надеть на себя корону святого Вацлава. Посягнувшего на нее самозванца в течение года обязательно настигнет смерть. Проклятие короны на себе испробовал наместник фашистской Германии Гейдрих: он примерил корону и умер при покушении спустя год. Совпадение это или нет — кто знает, но для любого чеха корона Вацлава по-настоящему священна.

И являющийся одним из ярчайших примеров готической архитектуры Восточной Европы – это крупнейший и наиболее значимый храм не только Праги, но и всей Чехии. Его полное название – Собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха, именно в этом соборе много веков короновались чешские короли, здесь проходили королевские свадьбы и крестины, здесь же находится усыпальница богемских королей и пражских архиепископов.

Собор святого Вита действительно величественное сооружение: длина его главного нефа – 124 метра, а высота – 34 метра. Южная башня собора достигает в высоту почти 100 метров! Это не только самая высокая башня собора, но и самая высокая Праги, ее видно практически из всех уголков чешской столицы.

История строительства собора непроста и насчитывает шесть веков. Первый камень был заложен в середине 14 века, а завершающий этап строительства был закончен только в середине 20 столетия. Над строительством собора работали великие мастера своего времени и, если вам интересны подробности, вы сможете найти их в еще одной статье, посвященной собору – .

Не торопитесь входить в собор, обойдите его вокруг – полюбуйтесь живописными фасадами Собора святого Вита.Они как будто сотканы из каменных кружев. Вы без труда разглядите в этих кружевах сплетение ветвей, листьев и цветов.

И, конечно, ваше внимание привлекут выразительные фигуры горгулий, украшающие водостоки. Эти чудовища – стражники, которые, согласно средневековым представлениям, защищали собор от демонов.

Южный фасад

Во времена королей в Собор святого Вита входили с южной стороны через Золотые ворота, именно они служили торжественным входом для . Вход получил такое название из-за прекрасной и уникальной мозаики из позолоченного стекла, расположенной над арками ворот. Мозаика, созданная в 14 веке при Петре Парлерже венецианскими мастерами, изображает Страшный суд. Витраж над мозаикой продолжает тему этого библейского сюжета.

Золотые ворота

Южная башня

Одна из особенностей южной башни Собора святого Вита в том, что ее основная часть, как и весь собор, готическая, тогда как ее верхняя часть выполнена в стиле Ренессанса, а увенчана она куполом в стиле барокко, с сияющим трехметровым чешским львом на шпиле. Такое слияние архитектурных стилей стало возможным из-за длительного строительства храма: основная часть башни была построена еще при Карле IV, а зеленая луковичная крыша была достроена в конце 18 века и при завершении строительства собора ее не изменили. Ещё южная башня примечательна любопытными часами, у которых только одна стрелка. По верхнему циферблату нужно определять часы, а по нижнему - минуты.

Южный фасад собора

Вы можете подняться по 297 крутым ступеням к смотровой площадке на вершине южной башни и не только увидеть великолепную Прагу как на ладони, но и осмотреть самый большой церковный колокол Чехии. Сигизмунд, так его называют, отлит в 16 веке, весит 18 тонн, а его высота — 2 метра. О том, как Сигизмунда поднимали на башню, рассказывает одна из многочисленных пражских легенд: говорят, что в колокол смогли привезти только на 16 парах коней, а от его тяжести рвались все канаты; на башню же его затащили с помощью хитроумного изобретения королевской дочери и шелкового каната, сотканного ею же, но когда секрет этого приспособления захотели узнать ученые иностранцы, принцесса велела уничтожить механизм, и никто не узнал секрета.

Западный фасад

Западный фасад Собора святого Вита выполнен на рубеже 19 и 20 веков во время завершающего этапа строительства собора. Здесь находятся три портала, один из которых в наши дни является основным входом в собор.

Над ним расположено красивейшее витражное окно-роза с библейскими сюжетами сотворения мира. Здесь же возвышаются знаменитые парные 82-метровые башни собора.

Под витражными окнами северной и южной стен храма проходит каменная галерея, украшенная созданными в 14 веке скульптурными портретами короля Карла IV, членов его семьи, духовенства и двух первых строителей собора — Матье из Арраса и Петра Парлержа.

Орган Собора святого Вита – один из лучших в Европе, однако звучит он не часто – только в дни церковных праздников. Спроектированный и возведенный Петром Парлежем великолепный ребристый арочный свод поддерживают 28 колонн. Алтарь и королевская усыпальница расположены в восточной части собора, а вдоль стен расположились капеллы, всего их в соборе 21.

*Капелла – небольшое отдельное помещение в большом храме, посвященное какому-либо святому и используемое для моления.


Капелла святого Вацлава

В 14 веке Ян Непомуцкий был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. По приказу короля Вацлава IV он был замучен и сброшен в мешке в воды Влтавы с Карлова моста. Позднее он был захоронен в Соборе святого Вита, а в начале 18 века причислен к лику святых.

Надгробие могилы святого Яна Непомуцкого расположено в алтарной части собора, однако его видно практически от самого входа в собор. Созданный в первой половине 18 века австрийским архитектором из двух тонн чистого серебра, этот шедевр барочного искусства просто ослепляет своим великолепием.

Говорят, что одна из ламп на надгробии святого была золотая. Мастер, изготовивший ее, обеднел, и за долги ему грозила тюрьма. Он был в отчаянии, просить помощи было не у кого. Во сне ему явился святой Ян Непомуцкий и велел взять с его могилы изготовленную мастером лампу, продать ее и вернуть долги. После того, как сон повторился несколько раз, мастер решился пойти к могиле святого и встал там на колени, лампа же сама опустилась в его руки. Из ее золота ювелир сделал много украшений, продал их и заплатил долги. Когда же он вернулся к могиле Яна Непомуцкого, чтобы поблагодарить святого, то увидел золотую лампу на прежнем месте. Разбогатев, мастер изготовил еще одну золотую лампу, превосходящую прежнюю по красоте, и хотел повесить ее над могилой святого, но придя к могиле, обнаружил, что прежней лампы нет – она уступила место новой.

Кафедральный римско-католический собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha).
Чехия, Прага (Praha) 1 – район Градчаны (Hradčany). Пражский Град – III внутренний двор (Pražský hrad — III. nádvoří).

История собора началась в далеком прошлом. Первый храм-ротонду на этом месте, как считают историки, построил князь Вацлав (Václav) в 925 году. Церковь была посвящена святому Виту , чью десницу (кость руки святого Вита) Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих Первый (Генрих I Птицелов, на немецком языке Heinrich der Vogeler). После убийства Вацлава ротонда стала местом его захоронения.

В 11 веке на месте романской ротонды, потому что она была недостаточной для потребностей жителей Града, была возведена трехнефная базилика, которая должна была служить чешским королям Пржемысловичам (Přemyslovci) в качестве коронационного костела и места погребения. Начало ее строительства относится к правлению князя Спытигнева Второго (Spytihněv II). Собор строился в 1060-1096 годы.


Интерьер собора святого Вита
1. капелла святой Агнессы Чешской
2. Шварценбергская капелла
3. новая архиепископская капелла
4. новая сакристия (ризница)
5. Органная галерея
6. капелла святого Сигизмунда
7. старая сакристия (ризница)
8. капелла святой Анны
9. старая архиепископская капелла
10. капелла Иоанна Крестителя
11. капелла Святой Троицы
12. надгробие святого Вита
13. капелла святых Мощей
14. капелла Яна Непомуцкого
15. капелла святой Марии Магдалены
16. Королевская молельня
17. капелла святого Креста
18. капелла святого Андрея
19. часовня святого Вацлава
20. библиотека
21. Туновская капелла
22. капелла Гроба Господня
23. капелла святой Людмилы

В 14 веке король Чехии Карл Четвертый (Karel IV) с отцом Яном Люксембургским (Иоганн Люксембургский, известный также как Иоанн (Ян) Слепой, Jan Lucemburský) решили построить более могущественный собор. Строительство нового собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Эрнест из Пардубице (Arnošt z Pardubic) и сам король. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.
Собор Святого Вита (на чешском языке Katedrála svatého Víta, полное название: собор святых Вита, Вацлава и Войтеха, Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha).

Святой Вит (на латыни Sanctus Vitus) - христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году.
По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом.

Святой Вацлав (святой благоверный князь Вячеслав Чешский; на чешском языке Václav, на латыни Venceslaus) (ок. 907 – 28 сентября 935 или 936) - чешский князь из рода Пржемысловичей, святой, почитаемый как католиками, так и православными, патрон Чехии.
Вацлав был убит своим братом Болеславом и его союзниками во время пира (по иной версии - у входа в церковь) .

Адальберт Пражский (на латыни Adalbertus Pragensis, он же Войтех или Войцех, на чешском языке Vojtěch, 955, Либице-над-Цидлиноу, Чехия – 23 апреля 997, Пруссия, ныне Калининградская область, Россия) католический святой.
Во время мисси, 23 апреля 997 года, он встретил свою смерть от рук прусских язычников неподалеку от нынешнего Калининграда.

Здание собора святого Вита, Вацлава и Войтеха строилось в несколько этапов: 1344 – 1419, 1490 –1510, 1556 – 1593 и 1873 – 1929 (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале 20столетия.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса (Matyáš z Arrasu) , приглашенный в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле французской готики. Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлер (на немецком языке Peter Parler) , молодой архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса, но когда он закончил все, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Он умер в 1397 году, когда были закончены лишь хор и часть трансепта.
Работу Парлера закончили его сыновья - Вензел и Йоханс, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.
На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине 15 века король Владислав Ягеллон (Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство архитектору Бенедикту Рейту (1454-1534 или 1534, иногда упоминаемый как Бенедикт Рид, Benedikt Rejt, Benedikt Rieth, Benedikt Reyd, Benedikt Ried, Benedict Reijt, также Бенеш или Бенедикт из Лоун), но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.
Последовавшие попытки достроить собор принесли в общий ансамбль элементы барокко.

В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер (Josef Ondřej Kranner) , представили программу окончания строительства собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с 1861 по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йозеф Мокер (Josef Mocker) закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гилберт (Kamil Hilbert) .
В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Алфонс Муха (Alfons Maria Mucha) , декорировали новые окна в северной части нефа.
В 1929 году при участии президента Т. Г. Масарика и архиепископа Франтишка Кордача строительство главного кафедрального собора было официально окончено, но работы продолжались еще некоторое время.
Витражные окна храма относятся к периоду с 1925 по 1939 год, они разработаны по проекту Макса Швабинского (Max Švabinský, Maxmilian Theodor Jan Švabinský), Карла Сволинского (Karel Svolinský), Франтишка Киселы, Алфонса Мухи (Alfons Maria Mucha) и Цирилла Боуды (Cyril Boudа).
В 1934-1935 годах была проведена реконструкция усыпальницы чешских королей.

Размеры храма: длина составляет 124 метров, максимальная ширина поперечного нефа 60 метров, ширина храма на западной стороне фасада 37,5 метра, высота центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами 33,5 метра. Высота главной башни составляет 96,5 метра, высота фронтальных западных башен составляет 82 метра, диаметр круглого окна в виде розетты на западной стороне — 10,4 метра. Собор в плане имеет форму креста, вход в собор находится в западной части.

Наиболее значимой частью храма является Часовня святого Вацлава, в которой хранятся чешские коронационные регалии неисчислимой стоимости. В соборе также находятся усыпальницы пяти святых и королей, князей и архиепископов, среди которых особое место занимают гробницы святого Яна Непомуцкого и Карла IV.

вид на собор святого Вита верхняя часть главного фасада собора
Южная башня собора святого Вита часы на Южной башне собора святого Вита фрагмент главного фасада собора
фрагмент стены алтарной части верхняя часть главного фасада вход в Южную башню собора


водосток собора святого Вита в Праге


кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха вход в собор святого Вита в Праге
Центральный неф потолок собора святого Вита в Праге интерьер собора святого Вита
витраж собора святого Вита витраж собора святого Вита витраж собора святого Вита
лестница на смотровую площадку колокол собора святого Вита вид с Южной башни вниз

Собор Святого Вита — гордость и трепетно оберегаемый национальный памятник Чехии. Знаменитый по всему миру собор имеет полное, куда менее известное имя — собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха.

Собор Святого Вита в вечерних огнях — панорама Google Maps

Цены на билеты 2019

Бесплатно можно посмотреть собор Святого Вита снаружи и войти в самую ближайшую ко входу зону. Рассмотреть убранство собора более детально можно, приобретя билеты на один из экскурсионных маршрутов по Пражскому граду.

Цена билетов на маршруты:

  • «Пражский град (круг B)» — 250 чешских крон;
  • Пражский град (круг, А)» — 350 крон.

Смотровая площадка на южной башне — 150 чешских крон.

Экспозиция «Сокровищница Кафедрального собора Святого Вита» вместе с картинной галереей Пражского Града доступна при покупке отдельного билета за 250 крон.

Собор Святого Вита в Праге с высоты птичьего полета (видео)

Как добраться до собора святого Вита

Попасть в собор из центра города можно как пешком, так и на общественном транспорте. Из района Прага-1 вам нужно дойти до Праги-2. Это примерно1,5-2,5 километра пути по холмам и улочкам города. Для тех, кто любит пешие маршруты и не боится нагрузок, путь покажется очень интересным. От центра города переходите на Малостранскую сторону (через Карлов или Манесув мосты), ставьте точку на навигаторе, и вперед!

Если такие прогулки не для вас, можно выбрать облегченный вариант — доехать до станции метро Malostranská, дальше останется пройти 800 метров, правда тоже в горку.

Самый легкий маршрут — на трамвае № 22. От отправляется из центра города (садитесь, например, на остановке Národní třída. 15 минут в пути и вы у Пражского града (остановка так и называется Pražský hrad). Отсюда до собора нужно будет спуститься немного вниз.

Добраться максимально близко к собору можно и на такси. На территории Праги действует удобное мобильное приложение Uber.

Как пройти пешком от остановки трамвая до собора Святого Вита — Google Maps

Как это характерно для многих религиозных сооружений, собор Святого Вита возник не на пустом месте. Примерно за 4 века до него был построен компактный круглый храм в романском стиле, позднее – более просторная базилика, в которой короновали монархов первой чешской династии Пржемысловичей. Перед новым зданием, заложенным в 1344 году, ставились не менее серьезные задачи: собор должен был стать местом для коронации и упокоения царственных особ, а заодно – главной сокровищницей страны.


Начинал работу над проектом известный фламандский архитектор Маттиас из Арраса, но из-за его смерти задачу перепоручили немецкому специалисту Петеру Парлержу, определившему архитектурный облик всего исторического центра Праги. К числу его работ принадлежит Карлов Мост и церковь Всех Святых в столице, а также множество небольших храмов в Чехии и Германии. Новый мастер был опытным скульптором, поэтому он сделал акцент на объемном декоре собора. К концу жизни он успел закончить только часть трансепта и хор. Сыновья архитектора достроили южную сторону храма и часть башни. Ему не удалось завершить начатое, слишком масштабен был замысел. В последующие столетия строительство продвигалось крайне медленно по финансовым причинам или из-за военных действий.

В XV – XVI веках работу над собором Святого Вита продолжили архитекторы Б. Рейт и Б. Вольмут. Благодаря их стараниям была построена северная часть собора с башней, что позволило в еще незавершенном храме проводить богослужения и совершать торжественные церемонии.

Строительство собора закончилось только в начале XX веке. Западную часть достроили по проекту Петера Парлержа чешские зодчие. Основные работы по оформлению храма завершили к 1929 году.

Название собора


Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.

Значение храма для современной Чехии

Каждая новая эпоха добавляла собору Святого Вита свои характерные черты. Новый всплеск патриотических чувств в XIX веке заставил чехов в очередной раз вернуться к вопросу завершения строительства. Группа архитекторов, знатоков готики, спроектировала западную часть здания в максимально приближенном к оригиналу варианте. Яркие витражи в северной части собора появились уже в ХХ веке. Наконец, только в 1929 году, строительство было официально завершено. Сейчас это крупнейший музейный и религиозный центр столицы, органный зал с великолепной акустикой, хранилище чешской истории и символ сплоченности нации. Здесь до сих пор проводятся важные церемонии, такие как прощание с Вацлавом Гавелом, первым президентом Чехии.

Элементы фасада собора Святого Вита

Архитектурные особенности

Оценить гигантские размеры строения можно издалека, когда любуешься панорамой Праги. Вблизи из-за плотной застройки площади охватить здание взглядом целиком и сделать полноценный общий фотоснимок готических темных стен с покрытыми патиной барочными медными куполами невозможно. Чтобы оценить красоту собора, приходится постоянно ходить с поднятыми к небу глазами – возможно, в этом и состоял замысел архитекторов. Длина храма составляет 124 м, высота башен – от 82 до 96,5 м. Круглое окно-розетта на фасаде собора, одно из последних добавлений ХХ века, достигает 10 м в диаметре.

Величие здания постигается в полной мере, когда гости оказываются внутри. Высокие своды, стрельчатые арки и окна, сохранившиеся со Средних веков, таинственные галереи в боковых нефах, отделенных от основного пространства мощными колоннами, – все это можно рассматривать часами. Свет проникает внутрь собора через красочные витражи, выполненные по мотивам библейской истории. Самые поздние из них изготовлены мастерами по эскизам Альфонса Мухи, крупнейшего чешского художника эпохи модерн. В верхних ярусах по периметру храма проходит балкон с бюстами: для истории запечатлены не только монархи и деятели церкви, но и архитекторы, участвовавшие в строительстве.

Королевские регалии

Точная копия короны св. Вацлава

Собор Святого Вита по-прежнему остается хранилищем королевских сокровищ, хотя Чехия уже давно перестала быть монархией. Сокровищницей готического искусства называют капеллу Святого Вацлава, построенную во времена Карла IV Петером Парлержем (закончена к 1367 г.). Здесь покоится тело вечного правителя и защитника страны, а над часовней в Коронной палате тщательно оберегается от посторонних глаз золотая корона Святого Вацлава, состоящая из 4 геральдических линий, украшенных крупными камнями – кроваво-красными шпинелями и рубинами, бездонно-синими сапфирами и темно-зелеными изумрудами. Легенда гласит, что тот, кто наденет ее не по праву, не проживет и года. Говорят, что на это решился только гитлеровский протектор Р. Гайдрих, и меньше чем через год погиб при покушении (1942). Шедевр ювелирного искусства, слегка перенасыщенный драгоценностями, был создан в XIV веке, более скромная держава с рельефами из истории царя Давида и Адама и скипетр – несколько позднее. На обозрение реликвии выставляются не чаще раза в десятилетие, но в утешение туристам экспонируются точные копии монарших регалий. Увидеть их можно в Зале заседаний сейма, в Старом королевском дворце, расположенном прямо у южной стены собора.

Шпиль собора Орган собора Святого Вита

Свод храма поддерживают 28 колонн. Двадцать мастеров в разное время создавали витражные картины для храма, среди них был и модернист Альфонс Муха. Орган собора Святого Вита считают одним из самых красивых в Европе.

Стены часовни украшены искусными фресками, декорированы золотом и мозаикой из самоцветов. Посредине установлена фигура Святого Вацлава в боевых доспехах.

Витраж работы Альфонса Мухи

В капеллах хора можно увидеть надгробия чешских правителей и епископов. В капелле Святой Марии Магдалины покоятся останки Матьё Арасского и Петера Парлержа. В часовне Яна Непомука установлено надгробие из серебра весом около двух тонн. Всего в соборе 23 капеллы.

Пространство храма разделено надвое трифориумом. Этот балкон-галерея делит собор Святого Вита по горизонтали на земную часть и небесную сферу. В трифориуме хранятся бюсты представителей королевских династий, архиепископов и архитекторов – создателей собора.

Перед главным алтарём, созданным в XIX веке мастерами Краннером и Мокером, расположено беломраморное надгробие работы голландца Молина (1589 г.). Его крышка украшена рельефными изображениями Фердинанда I, его супруги – Анны Ягеллонки, их сына – Максимилиана II. Это надземная часть мавзолея – внизу находится королевская крипта. Вход в неё открывается из часовни Святого Креста.

Спустившись в крипту, посетители увидят остатки фундамента старой ротонды, открытые археологами. Здесь находится и королевский склеп с саркофагами Карла IV, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Рудольфа II и других правителей Чехии.

Собор Святого Вита включен в число достопримечательностей, которые обязательно осматривают во время экскурсий по Пражскому граду.

Информация для туристов

Собор открыт для гостей с 9 до 18 часов в разгар туристического сезона, с апреля по октябрь. С ноября по март он закрывается раньше, в 16 часов. В воскресенье визитеров ждут с полудня. Вход в собор Святого Вита свободный, но осмотреть все капеллы и потайные комнаты можно только в рамках платной экскурсии по Пражскому граду. Знакомство с так называемым «малым округом» стоит 250 чешских крон, «большим» – 350. В храме проводятся концерты органной музыки по особому расписанию, уточнить которое можно на официальном сайте.

Как добраться

Пражский Град закрыт для транспорта, поэтому туристам приходится много ходить пешком. Чтобы попасть в собор Святого Вита, удобнее всего выйти на трамвайной остановке 22-го маршрута «Пражски Град». Трамвай в Праге – основной вид общественного транспорта наравне с метро, в часы работы храма он ходит строго по расписанию в среднем раз в 10 минут. От остановки нужно пройти около 300 м на юг, свернув на восток сразу за Картинной галереей Пражского града. Если останутся силы после осмотра собора, можно за 150 крон посетить этот интересный музей с полотнами Тициана и Рубенса.


Самое обсуждаемое
Сумо, японская национальная борьба Сумо турнир Сумо, японская национальная борьба Сумо турнир
В какой столице происходили события Варфоломеевской ночи? В какой столице происходили события Варфоломеевской ночи?
"Золотые ворота" - мост в Сан-Франциско


top