Никитский монастырь - путешествие в переславль-залесский. Переславль-Залесский. Никольский монастырь Переславль залесский монастыри и храмы источник

Никитский монастырь - путешествие в переславль-залесский. Переславль-Залесский. Никольский монастырь Переславль залесский монастыри и храмы источник

Переславский Феодоровский женский монастырь - одна из самых древних святых обителей центральной России. Обитель, расположенная на высоком берегу Плещеева озера, встречает путешественников при въезде в город Переславль-Залесский со стороны Москвы. Даже, если вы оказались здесь проездом, Переславский Феодоровский женский непременно стоит посетить.

Вконтакте

Одноклассники

Основание монастыря

История Феодоровского монастыря Переславля-Залесского насчитывает семь веков. По преданию, он был основан в начале XIV века как мужская обитель на месте междоусобной битвы двух русских князей, произошедшей неподалеку от Переславля в день, когда православная церковь чтит память святого великомученика Феодора Стратилата, — 8 июня 1304 года. В том сражении противостояли войска московского и тверского княжеств.

Переславль в те времена был вторым по значению городом московского княжества и оставался верным союзником московских князей. Соседние княжества не раз посягали на процветающий торговый город. В 1304 году московский князь Юрий Данилович должен был отправиться за ярлыком на княжение в Золотую орду. Тверской князь Михаил Ярославович собрал войско, чтобы напасть на московского князя в районе Переславля и захватить город. Узнав об этом, москвичи и переславцы подготовились к битве и победили тверское войско во главе с боярином Акинфом, который был убит в сражении. В память о победе переславцы возвели монастырь во имя святого Феодора Стратилата, который считается покровителем воинов.

Федоровский монастырь в Переславле назван в честь святого великомученика Феодора, жившего в начале IV века н. э. в Римской империи. Дошедшее до наших дней житие святого рассказывает, что он был родом из города Евхаита (Малая Азия, сегодняшняя Турция), затем был направлен римским императором Лицинием воеводой в Гераклею.

Феодор отличался храбростью, благоразумием и добрым нравом, чем заслужил уважение горожан. Следуя велению сердца и гласу Всевышнего, он принял христианство, которое было уже достаточно распространенным в то время, несмотря на жестокие гонения со стороны властей. Император Лициний, узнав об отказе Феодора поклоняться языческим идолам, приказал подвергнуть его ужасным пыткам, а впоследствии казнить.

Церковь чтит память святого в день его казни — 8 июня (21 июня по Юлианскому календарю) и в день перенесения мощей святого в Евхаит — 8 февраля (21 февраля по Юлианскому календарю).

История древней обители

Первые письменные источники, содержащие сведения о Феодоровском монастыре, относятся к началу XVI века. В те времена обитель процветала, ее не оставляли своим вниманием знатные бояре и вельможи, постоянно пополняя монастырскую ризницу щедрыми подношениями. Цари и великие князья неоднократно приезжали на богомолье в переславские монастыри. Частым гостем в Феодоровском монастыре был государь Иоанн III (Иван Великий), осуществивший объединение русских земель вокруг Москвы.

Благоволил монастырю и государь Василий Иоаннович (Василий III). По его распоряжению во владение обители поступили несколько деревень и пустошей. Записи об этом сохранились в монастырском архиве.

Наибольшее благоденствие Феодоровского монастыря приходится на время правления Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного). Иван Васильевич, как и его отец, любил приезжать со своими домочадцами в Переславль-Залесский. Крестным Ивана Грозного был преподобный игумен Даниил из Переславского Троицкого Данилова монастыря. В течение своего правления царь много раз жаловал переславским монастырям земли, села, деревни и средства из казны. Царем было заказано несколько для обители. Некоторые из них можно сегодня увидеть в здешних храмах:

  • икона Божьей Матери «О тебе радуется»;
  • «Троица Ветхозаветная»;
  • «Святитель Иоанн Златоуст в житии».

Феодоровский монастырь оставался мужской обителью до 1667 года. В тот год в русских землях случилась страшная эпидемия чумы, многие погибли, города обезлюдели. В Переславле осталось много вдов и девушек-сирот без средств к существованию, единственным спасением для которых было принятие монашеского пострига и служение Богу.

Патриарх Иосаф, возглавлявший в то время русскую церковь, с одобрения государя Алексея Михайловича, создал в стенах Феодоровского монастыря женскую обитель. Монахи-мужчины, служившие в Феодоровском монастыре, были распределены в другие переславские обители. Монастырю были дополнительно выделены земли, чтобы насельницы смогли себя прокормить.

Так началась история Федоровского женского монастыря. Переславль-Залесский успешно развивался как торговый и ремесленный город, что способствовало и процветанию здешних обителей, которым по-прежнему оказывали покровительство русские цари. Феодоровский монастырь находился под царским попечением во время Бориса Годунова. Мать императора Петра I, Наталья Кирилловна, проявляла особую заботу о монастыре. Сестра Петра I, Наталья Алексеевна, пожертвовала свои деньги для строительства Введенской и Казанской церквей.

Император Петр I посетил обитель в 1722 году. Царь привез в монастырь ткацкие станки из Европы, материалы, необходимые для работы и немецких ткачих, которые должны были обучить местных монашек ткацкому делу по передовым для того времени правилам.

В последующие годы монастырь стал известен своими мастерскими. Здесь изготовляли ткани и утварь для царского двора, шили церковное облачение, была открыта иконописная мастерская. В обители трудились вышивальщицы, золотошвеи и ткачихи.

К началу ХХ века Федоровский женский монастырь стал самым крупным и значительным в Переславле-Залесском. В 1913 году сюда приезжал последний российский император Николай II. В память об этом событии была высажена липовая аллея, по которой паломники и туристы могут пройти и сегодня.

В период советской власти монастырь разделил печальную долю с множеством других православных храмов. После гражданской войны здесь была размещена сельскохозяйственная артель, в середине двадцатых лет монастырь был вовсе закрыт. Последний священник, служивший в монастыре, Николай Викторович Дунаев, был расстрелян в 1937 году. Последняя настоятельница, Олимпиада, была арестована, провела в лагере несколько лет, а затем доживала свой век в сторожке монастыря.

В монастырских постройках попеременно размещались колония для несовершеннолетних, дом престарелых, строительный трест, одно из подразделений РАН и вещевой склад. Большинство уникальных росписей, украшавших древние монастырские стены, было уничтожено.

В 1967 году начались работы по реставрации монастырских строений. В апреле 1998 года, впервые после почти векового перерыва, в одном из храмов была совершена служба в честь праздника Воскресения Христова.

Архитектурные памятники монастыря

На территории Феодоровского женского монастыря Переславля-Залесского можно увидеть храмы и строения, сохранившие дух русского средневековья. Монастырское подворье окружено каменной стеной , возведенной в 1681 году взамен бывшей деревянной рубленой ограды. Каменная стена в первоначальном виде сохранилась лишь частично. Стена строилась не для оборонительных целей, поэтому в ней нет характерных для таких сооружений бойниц и переходов.

Попасть на территорию монастыря можно через Святые ворота . Со времени строительства Святых ворот собирались возвести над ними надвратную церковь, но планы так и не были осуществлены, скорее всего, из-за недостатка средств. Только во время реставрации в 2000 годы давний замысел получил воплощение в виде одноярусной звонницы, надстроенной над Святыми воротами. В XVII веке рядом со Святыми воротами была построена часовня-колодец (на фото).

Храмы монастыря

  • Феодоровский собор (собор Феодора Стратилата)

Феодоровский собор - это главный храм монастырского подворья, построенный в середине XVI века . Основание собора связано с интересной историей. В 1557 году царь Иван Грозный с женой, царицей Анастасией Романовной, присутствовали на освящении одного из храмов в Переславле. Царица Анастасия была на последней неделе беременности. По завершении всех церемоний и дел в городе, царственная чета отбыла из Переславля, но не проехав и семи километров, вынуждена была остановиться в селе Собилово, где царица благополучно произвела на свет наследника престола, которого нарекли Федором.

В память об этом событии в тех местах была возведена часовня-крест , которая сохранилась до наших дней. Торжественная белая часовня - первая достопримечательность, встречающая путешественников, подъезжающих к Переславлю.

В благодарность Всевышнему Иван Грозный повелел возвести в монастыре новый каменный храм взамен ветхой деревянной церкви. Храм был построен в традиционном для того времени русском стиле, с четырьмя столпами и пятью луковичными куполами.

Собор в последующие века несколько раз перестраивался, но при этом во многом сохранил первоначальный облик до сегодняшнего дня.

Внутри собора можно увидеть росписи, выполненные Николо Тончи , художником итальянского происхождения, жившим в России в конце XVIII — начале XIX веков. На фото - часовня-крест.

  • Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Введенская церковь) .

Введенская церковь была построена на средства сестры Петра I, Натальи Алексеевны, в 1710 году. Одноэтажная кирпичная трапезная церковь возводилась как зимний монастырский храм. На первый взгляд она кажется совсем небольшой, но внутри достаточно просторна за счет двух боковых приделов: в честь Знамения Божией Матери, а также святых мучеников Наталии и Адриана . Абсиды и приделы храма декорированы изящными полуколоннами.

Во Введенской церкви находится чудотворная Андрониковская икона Божией Матери . Это литографическая копия, сделанная с оригинала, написанного, согласно преданию, евангелистом Лукой. В древности икона была домашней святыней императора Византии Андроника III (XIV век). Император передал икону монастырю в греческом городе Монемвасия, где она и пребывала до захвата Греции турками в XIX веке. Настоятель монемвасийского монастыря спас икону от рук неприятелей, а затем завещал ее родственнику, русскому консулу, наследник которого передал икону в Петербург императору Николаю I.

Святыня находилась вначале в Зимнем дворце, а затем - в Троицком соборе Санкт-Петербурга. Икона была чрезвычайно почитаема, перед ней ежедневно осуществлялись молебны. Известен случай прозрения слепого человека благодаря молитве чудотворному образу.

В 1877 году икону передали в один из тверских монастырей недалеко от города Вышний Волочек. К сожалению, в середине 80-х лет ХХ века оригинальная икона была похищена из Богоявленского собора Вышнего Волочка и по сей день не найдена.

Андрониковская икона, находящаяся сейчас во Введенской церкви, известна чудесами и благодатью, дарованными верующим, обратившимся за помощью к святому образу. В монастыре рассказывают, что люди, молившиеся иконе, получали исцеление от недугов и помощь в житейских бедах.

На монастырском подворье располагается еще один храм — при монастырской больнице. Это небольшая одноглавая белокаменная церковь, построенная также стараниями Натальи Алексеевны, сестры Петра I.

Во время одного из посещений монастыря царевна заметила, что престарелым монашкам в больнице нужна церковь и решила построить храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство церкви заняло год и было завершено в 1714 году. Рядом был построен новый больничный корпус, соединенный с храмом переходом. Рядом с церковью расположены несколько строений, возведенных в период с XVII по XIX века: настоятельский и трапезный корпуса, регентский и странноприимный дома. На фото - Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Сегодняшний день святой обители

На сегодняшний день в Федоровском монастыре проживают двадцать насельниц. Монастырские постройки и территория поддерживаются в хорошем состоянии, некоторые здания реставрируются.

Во всех храмах монастыря совершаются Богослужения. Паломникам и туристам разрешен свободный вход на территорию монастыря, организуются экскурсии . Также на территории можно бесплатно осуществлять видео- и фотосъемку, за исключением Богослужений .

На монастырском подворье можно посетить трапезную, где продаются выпечка, травяные чаи, мед и квас. Работает иконная лавка. Можно погулять по монастырскому парку и фруктовому саду, который был заложен в 2011 году.

Расписание Богослужений и дополнительную информацию об истории и жизни обители можно узнать на официальном сайте Федоровского монастыря, а также на сайте Переславской епархии.

Как можно добраться до монастыря

Федоровский монастырь расположен по адресу: Ярославская область, г. Переславль, улица Московская, 85 . Добраться до обители совсем несложно. На официальном сайте монастыря указаны следующие варианты для тех, кто отправляется из Москвы:

  • автобусом до Переславля-Залесского от станции метро «ВДНХ» (есть прямые рейсы, а также автобусы до Ярославля, Костромы и Рыбинска, которые делают остановку в Переславле);
  • электричкой с Ярославского вокзала Москвы до города Сергиев-Посад, а затем - автобусом до Переславля-Залесского;
  • на автомобиле по федеральной трассе М8 (если вы едете из Москвы в сторону Переславля-Залесского, Федоровский монастырь встречает вас при въезде в город справа от дороги).

Теперь вы знаете историю Феодоровского монастыря. Переславль-Залесский — один из удивительных древних русских городов, поездка в который навсегда останется в вашей памяти.

Христианские обители возле знаменитого Плещеева озера считаются одними из самых древних русских монастырей. Одна из них появилась в начале XI века, а другая была выстроена на старом языческом капище. Во многом благодаря монашеским общинам и крепким монастырским стенам, удавалось отражать наступление на город войск хана Тохтамыша и его последователей, а также противостоять польско-литовских соединениям во время Смутного времени. В наши дни в Переславле-Залесском можно посетить пять монастырей, четыре из которых – действующие.

Собор Успения Пресвятой Богородицы и церковь Всех Святых Горицкого монастыря

Приземистые оборонительные стены и башни делают этот монастырь похожим на массивную крепость. К тому же, стоит старинная обитель на возвышенности и видна отовсюду. Именно из-за этого Горицкий монастырь часто именуют кремлем.

Точная дата основания монастыря остается неизвестной. Произошло это потому, что большинство документов было сгорело во время пожара еще несколько веков назад. Однако, сохранились письменные свидетельства, что христианскую обитель поставили на месте языческого святилища, и произошло это не позже XIV века.

Мощные монастырские укрепления были возведены не для красоты. Переславская обитель не раз становилась участницей кровопролитных военных действий. Именно здесь укрывалась жена Дмитрия Донского – княжна Евдокия, когда беспощадные полчища хана Тохтамыша совершали опустошительный набег на русские земли.

До наших дней в монастырском комплексе сохранились здания, построенные в XVI-XVII веках. Это – Святые ворота с возвышающимся над ними храмом святителя Николая, нарядные Проездные ворота в восточной части стены, и, конечно, величественный Успенский собор, устремившийся пятиглавием прямо к небу.

В наши дни обитель не действующая, и ее помещения используются для самых разных музейных коллекций. Принадлежащий городу музей-заповедник по праву можно считать одним из самых крупных и богатейших музейных собраний страны. В его коллекциях насчитывается свыше 80 тысяч уникальных экспонатов. Иконы, старинная скульптура из дерева, живописные полотна, искусная золотая вышивка, изящные кованные изделия и редкие фотоснимки – чего только нет в музейных залах.

Музей существует в монастыре уже много десятков лет. Однако, принято решение о восстановлении на монастырской территории действующей православной обители. Поэтому в наши дни здесь проводят работы по постепенному переносу музейных коллекций и освобождению старинных храмов и зданий для монашеской общины.

Обитель находится слева от автотрассы при въезде в город со стороны столицы, в Музейном переулке, 4.

Свято-Троицкий Данилов монастырь

Свято-Троицкий Данилов монастырь с высоты птичьего полёта

Более 500 лет назад в древнем русском городе появился странствующий инок Даниил. Он жил в Никитской и в Горицкой обителях, и постепенно прошел путь от простого монаха до архимандрита. Особая забота Даниила состояла в том, чтобы хоронить по христианским обычаям умерших странников, бездомных и нищих. Благодаря его стараниям, в самом начале XVI века в Переславле появился новый монастырь.

Спустя сто лет, когда Россия переживала разорительные Смутные времена, обитель сильно пострадала. Наступавшие на город польско-литовские войска сожгли большую часть монастырских построек, а крестьян, работавших на эту обитель, убили. Однако, до конца XVII века монастырь не только восстановился, но и был заново отстроен в камне.

Некоторые из тех первых каменных построек сохранились до наших дней. Это возведенный ростовскими мастерами величественный Троицкий собор. Внутри него можно увидеть настенную живопись, выполненную костромскими и ярославскими изографами в 1660-е годы. С восточной стороны от собора стоит Всехсвяткая церковь, появившаяся в монастыре 1680-е годы. А на юго-востоке обители возвышается удивительный по красоте храм Похвалы Божией Матери, возведенный в самом конце XVII века.

В наши дни в монастыре живет 20 насельников. Обитель расположена в центре города, в бывшей Луговой слободе, на Луговой улице, 17.

Никитский монастырь

Общий вид Никитского монастыря

Наиболее древнюю обитель возле легендарного Плещеева озера основали в самом начале XI века. Этот монастырь был в числе самых первых христианских сооружений, возведенных по указу князя Бориса Ростовского. В те времена назначение обители состояло в одном – максимально обращать в христианскую веру живших на берегу озера язычников.

Монастырь получил посвящение в честь одного из самых почитаемых верующими святых - великомученика Никиты. Часто в истории одни события перекликаются с другими. Любопытно, что в XII веке при обители жил необычный целитель и юродивый – Никита Столпник.

Старинные летописи донесли до нашего времени героические страницы монастырской истории. В начале XVII века более двух недель монахи вместе с настоятелем отражали осаду польско-литовских отрядов Яна Сапеги. Однако, опытным солдатам все же удалось одержать верх над монахами. Монастырь взяли штурмом, а его защитников казнили.

Сегодня в древнем монастыре можно увидеть красивый, монументальный Никитский собор, построенный еще во времена царя Иоанна IV Грозного. Над всей территорией возвышается стройная шатровая колокольня. В обители также сохранился храм, в котором останавливался во время первых визитов на Плещеево озеро молодой царь Петр I. Это церковь Благовещения.

Весь комплекс монастырских зданий окружают белокаменные стены. Достаточно приглядеть к их башням и бойницам, чтобы понять, каким мощным было созданное вокруг обители укрепление. В возведении этих стен принимал участие царь Иоанн IV Грозный. По его распоряжению камни скрепляли специальным раствором, а основание стен выкладывали массивными валунами.

В наши дни внутри монастыря живет 15 насельников. Много паломников приходят к знаменитому целебному источнику святого Никиты, который находится примерно в 1 км от монастырских стен.

Монастырь стоит в северной части города, в бывшей Никитской слободе.

Никольский монастырь

Вид на церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице, собор Николая Чудотворца и церковь Петра и Павла вдоль восточной стены монастыря

Никольский женский монастырь, стоящий на болотистом лугу недалеко от центра Переславля, к юго-западу от земляного вала, основан около 1350-го года преподобным Дмитрием Прилуцким, учеником и другом преподобного Сергия Радонежского. Он же был крестным отцом детей великого московского князя Дмитрия Донского.

На том месте, где теперь располагается Свято-Никольский монастырь более шести с половиной веков назад было “болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещщева”. Около 1350 г. в этом районе возник монастырь, который прозвали "Николаевский что на болоте".

Наибольшей известности монастырь достиг в конце 17-го века благодаря деятельности игумена Питирима, бывшего раскольника, ставшего со временем архиепископом Нижегородским и покровительству богатых московских купцов - выходцев из Переславля.

История монастыря в XV-XVI вв. малоизученна по причине крайней скудности источников. В Смутное время монастырь был сожжен, а его вотчины опустошены. Восстановление обители связывают с именем старца Дионисия - армянского купца, которому было во сне видение Святого Николая, повелевшего возобновить переславский Никольский монастырь.

В конце XVII века в обитель был привезен Корсунский крест, ставший главной ее святыней. По преданию, всего десять таких крестов с частицами мощей святых князь Владимир привез в Киев из Херсонеса (Корсуни), от которого святыни и получили свое название. Крест из Никольского монастыря сейчас хранится в Переславском историческом музее.

Первое, что мы видим, подъезжая к монастырю - Святые ворота, увенчанные надвратной церковью Петра и Павла. Этот комплекс устроили в XVIII в. “иждивением московских купцов братьев Холщевниковых”, захороненных здесь же, под вратами.

Надвратная церковь Петра и Павла выстроена в стиле барокко, со временем, по-видимому, утратила часть своего декора (на окнах, к примеру, нет привычных для барокко фигурных наличников), но в остальном сохранилась в первозданном виде.

Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. В куполе с четырех сторон прорезаны довольно большие оконца-люкарны, сходные по обрамлению и размеру с окнами четверика, на который опирается купол.

Буквально у самых стен обители находится Смоленско-Корнилиевская церковь конца XVII в. - единственный храм, оставшийся от некогда известного Борисоглебского на Песках монастыря. Монастырь этот был основан в 1252 г. на месте погребения убитых татарами тверской княгини и воеводы Жидислава.

Невысокая каменная ограда (237 сажен в окружности) вокруг монастыря была построена в 1761 г. Ремонтировалась в 1903 г.

Кроме надвратной Петропавловской церкви из старых зданий сохранилась только трапезная Благовещенская церковь.

Благовещенская церковь (1748) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко. Она была построена на средства московских граждан Щелягиных вместо сгоревшей Казанской церкви.

В XVIII веке монастырь заново полностью обстраивается каменными зданиями. Долго строился главный храм Николая Чудотворца (1680-1721гг.) - высокий пятиглавый собор. В 1693г. была выстроена соборная шатровая колокольня. Оба этих здания не сохранились: после прихода советской власти, в 1923г. монастырь был закрыт, а главный собор и колокольня - взорваны. Долгое время монастырь занимала животноводческая база.

Сейчас мы можем видеть новый Никольский собор - самый высокий и вместительный храм в Переславле. Его высота 40 м. и он рассчитан на тысячу молящихся. Этот собор был возведен недавно, в 2003 г. Он не повторяет архитектуру прежнего собора, разрушенного в 1930-х гг., хотя и возведен на его фундаменте.

Над центральным порталом собора можно увидеть мозаичную икону святителя Николая, выполненную из смальты мастером Е.Н.Ключаревым.

Вместо прежней взорванной колокольни возвели массивную трехпролетную звонницу. Собор и звонница были выстроены в новом стиле по проекту архитектора Ижикова не потому, что от старых зданий не сохранилось чертежей, а из соображений придания монастырю «более классических форм», так как прежний собор был построен в «нехарактерном для России барочном стиле».

Такое решение вызвало нарекания многих искусствоведов, но изменено не было, и теперь новый собор и новая звонница, стилизованные под древнерусскую архитектуру, возвышаются посреди монастырского двора.

Интересно одно немаловажное событие в жизни монастыря. Основанный как мужская обитель, он в 1899г. был обращен в женский общежительный монастырь, из-за того, что братия к концу XIX века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел.

Ненамного более многочисленная женская община под предводительством игуменьи Антонии восстановила прежние постройки и возвела новые. В наши дни там тоже располагается женский монастырь.

На сегодняшний день восстановлены не только храмы, но и каменные старинные и построенные в 1902г. кельи и прочие хозяйственные постройки, в которых и идет монастырская жизнь.

На мой скромный взгляд, если Горицкий и Никитский монастыри во время поездки в Переславль-Залесский посетить просто необходимо, то остальные три монастыря посетить желательно, но, экономя время, их можно и пропустить.

Fais se que dois adviegne que peut.

Святая обитель во имя великомученика Никиты на берегу Плещеева озера была основана при суздальском князе Борисе на рубеже XI-XII века. Предположительно, монастырь выполнял роль опорного пункта для обращения местных язычников в Христианство.
Широкую известность монастырь приобрел после того, как в нем поселился и стал подвизаться преподобный Никита Столпник.
В 1528 году по приказу великого князя Московского Василия III на территории монастыря на месте старой каменной Никитской церкви строится каменный Никитский собор.

Подлинный расцвет обители начался при игумене Вассиане, когда на неё обратил своё внимание сын Василия III — царь Иоанн Грозный. Он готовил монастырь как запасную опричную крепость — на тот случай, если Александровская слобода перестанет быть надёжным укреплением. Не раз он со своей семьёй совершал паломничества в монастырь. В 1560-1564 годах по приказу царя было возведено новое здание собора — пятиглавый храм (старая постройка времён Василия III стала южным приделом Никиты Столпника). Иоанн Грозный приезжал на освящение собора. Одним из его вкладов было массивное бронзовое паникадило для храма, а его жена Анастасия Романовна подарила храму собственноручно вышитый образ Никиты Столпника. Храм XVI века cохранился до наших дней. По велению царя здесь были воздвигнуты и другие строения — трапезная церковь (не сохранилась), надвратная церковь Архангела Гавриила (не сохранилась), стены и башни (1562 год, сохранились в перестроенном виде). Иоанн Грозный снабдил монастырь вотчинами и учредил общее монастырское жительство.

Стены монастыря выдержали осаду поляков в 1609 году, но в 1611 году литовцы во главе с паном Сапегою после двухнедельной осады выжгли монастырь. Многих защитников монастыря перебили, а возглавлявший оборону игумен Мисаил после осады вынужден был скитаться.

Однако уже вскоре монастырь был восстановлен при участии царственной семьи Романовых. Цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович, патриарх Филарет (Романов) принесли монастырю ценные дары. При Алексее Михайловиче в 1643-1645 годах (частично на средства патриарха Иосифа) стены и башни были восстановлены с небольшими изменениями. Тогда же была возведена сохранившаяся до наших дней Благовещенская церковь с двухэтажной трапезной палатой и шатровой колокольней.

В 1702 году построена существующая и поныне Черниговская часовня — последний образец переславской архитектуры древнерусского периода.
Монастырю удалось пережить губительное для многих обителей екатерининское время. В XVIII-XIX веках здесь продолжается строительство.
В 1768 году к трапезной Благовещенской церкви пристроен придел во имя св. Николая Чудотворца. В XVIII веке построена часовня над столпом святого Никиты и служебные корпуса (все строения сохранились).
В начале XIX века вместо старинной (времён Иоанна Грозного) надвратной церкви Архангела Гавриила выстроена высокая колокольня.
В 1918 году имущество монастыря было национализировано. Формально монастырь был ликвидирован в 1923 году, ценные предметы были переданы музею. На территории и в строениях монастыря в разное время находились Дом отдыха для научных работников, школа, жилые квартиры, тюрьма. В 1933 году был сожжён иконостас Никитского собора.
В 1960-1970-х годах был отреставрирован Никитский собор - древнейшее сооружение монастыря. Однако в 1984 году рухнула его центральная глава.
Никитский монастырь был передан Русской Православной Церкви в декабре 1993 года. Началась масштабная реставрация зданий и обустройство территории, которыми руководил наместник монастыря - епископ Анатолий (Аксёнов).
С 1999 года наместником монастыря становится архимандрит Димитрий (Храмцов), продолживший работы по восстановлению и благоустройству святой обители.
Главной святыней Никитского монастыря являются мощи и вериги преподобного Никиты Столпника. В настоящее время тысячи паломников со всех концов России и со всего Православного мира ежегодно приезжают в Никитский мужской монастырь, чтобы помолиться и поклониться великой святыне.

Его я заприметил в самый первый день пребывания в городе во время первой прогулки по . Шествуя по земляным валам древнего кремля я увидел неподалеку за верхушками деревьев яркие золотые купола.

Они очень контрастировали с общей пасмурной картинкой. Не заметить их было просто невозможно. И вот в последний день нашей поездки мы решили подъехать поближе к монастырю, сфотографировать, а если повезет, зайти внутрь.

Переславский Свято-Никольский монастырь находится недалеко от центра города. Можно запросто дойти пешком: вы двигаетесь по улице Советской в направлении от центра, выходите за земляной кремлевский вал и сворачиваете направо на первом же повороте. Далее вам придется пройти или проехать метров 500 по улице Гагарина. Дорога вряд ли вам понравится, поэтому не торопитесь и утешьтесь мыслью о том, что терпеть осталось совсем недолго.

Монастырь предстанет перед вами во всей красе. Это небольшая крепость с настоящими стенами и сторожевыми башнями.

Стены, конечно, не такие высокие, как в других подобных сооружениях. Башенки же, как кажется на первый взгляд, выполняют чисто декоративную роль, поскольку в них нет бойниц и вообще каких-либо окон. Возможно раньше они присутствовали, но в виду отсутствия внешнего врага, скорее всего при очередной перестройке их просто "заделали".

Зато сразу бросаются в глаза золотые купола собора и колокольни.

Хотя монастырь действующий, войти на территорию монастыря может любой желающий. Прежде чем сделать это, стоит ознакомиться с правилами, чтобы не попасть в нелепое положение.

В принципе, все предельно просто и ясно: не сорить, по газонам не ходить, не шуметь, быть пристойно одетыми, собак не выгуливать, на велосипедах не ездить, не курить.

Отдельно стоит отметить, что женщины при посещении монастыря должны иметь покрытой голову (например, повязать платок) и быть в юбке. Это обычные правила при посещении храмов. Для тех, кто не имеет платка и одет в брюки, недалеко от входа стоят два лотка с платками и юбками, которые можно надеть прямо поверх брюк. Это очень удобно для тех, кто изначально не планировал посетить монастырь и просто остановился здесь проездом. Естественно, когда будете выходить, не забудьте положить все на место:)

Территория монастыря очень аккуратная, ухоженная. Это чувствуется начиная прямо от входа. В момент нашего посещения на территории велась работа по укладке брусчатки.

Монастырь был основан приблизительно в 1350 году Дмитрием Прилуцким - монахом русской церкви. Примечательно, что изначально монастырь был основан как мужской. Примерно через 30 лет он был разорен полчищами монголо-татар во главе с ханом Тохтамышем.

Восстановленный в XV веке, монастырь процветал, получал богатые пожертвования, но снова был разорен в 1613 году поляками и литовцами.

В 1923 году советские власти закрыли монастырь, главный собор и колокольню взорвали, а на территории долгое время располагалась животноводческая база.

Величественный Никольский собор был построен заново после передачи монастыря РПЦ.

В отсутствие шумных туристических групп на территории монастыря тихо и спокойно. Для обычных посетителей открыта только часть территории. Об этом напоминают специальные знаки. Заходить за ограждение и, тем более, вести там фотосъемку - категорически запрещено. Что будет за ослушание - сказать сложно. Но я не хотел бы узнать это на собственном опыте и вам не рекомендую.

Безусловно, самым значительным зданием монастыря является Собор Святого Николая . Вход внутрь свободный.

В хороший солнечный летний день он отлично смотрится в обрамлении зеленых листьев и голубого неба. Лучшее время для фотосъемки фасада собора - после 16:00.

Далее хотелось бы показать несколько фотографий, сделанных на территории монастыря. Здесь в основном красиво и ухожено. Вокруг газоны с ровно постриженной травой и цветами. Однако некоторые здания нуждаются в ремонте. Кое где он уже идет.

Для арок крепостной стены тоже нашлось применение. Там хранятся дрова:

Особенно необычно смотрится трехглавая Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи:

Общее впечатление : это действительно скорее действующий монастырь, чем туристический объект. Здесь спокойно и красиво. Никаких палаток с сувенирами. Задерживаться здесь надолго не получится, если только вы не захотите посетить службу в соборе. За полчаса можно не торопясь обойти всю территорию, сделать красивые фотографии, посидеть на скамеечке, отдохнуть и тронуться дальше.

Горицкий Успенский монастырь

Этот монастырь был упразднен в 1744 году. В настоящее время на его территории находится Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник .

Сюда приезжают не столько для общения со Всевышним, сколько для того, чтобы прикоснуться к истории и искусству. Монастырь основан предположительно в XIV веке. Точнее сказать никто не сможет, поскольку в 1722 году во время большого пожара погиб архив монастыря.

За вход на территорию монастыря надо заплатить 20 рублей. Не так уж дорого, однако просто бродить по территории особого смысла нет. Если захочется зайти в какой-то музей, или подняться на колокольню, то за каждый такой вход приходится платить отдельно. Иногда это бывает не вполне удобно. Объект вашего интереса может находиться в дальнем углу территории, а за билетом придется шагать обратно ко входу, где расположена касса.

Можно сразу купить так называемый "единый" билет и получить, как это сейчас принято говорить, безлимитный доступ на все экспозиции музея. Стоимость такого билета - 450 рублей. Кстати, вот познакомьтесь с расценками. Они действительны на конец мая 2016 года:

Монастырь расположен на горе, отсюда и происходит его название "горицкий". С его стен и колокольни открываются великолепные виды на Переславль-Залесский и Плещеево озеро. Например, можно забраться вот в эту смотровую башенку,

и увидеть шикарную панораму:

Места в башенке не очень много, поэтому лучше подождать, пока схлынет какая-нибудь экскурсия. Мне, например, "повезло". Только я забрался в башенку и начал фотографировать, ка тут же откуда ни возьмись вслед за мной туда залезли еще человек 30 школьников-подростков. От такого соседства стало не повернуться, и выйти уже не получилось - посетители оттеснили меня к дальней от выхода стене.

Пришлось протискиваться к выходу постепенно. Выбраться из башни удалось с трудом. Зато теперь можно увидеть из полученный фотографий, что музей находится в состоянии легкого запустения. Жаль, что не удалось прогуляться по стене, просто не хватило времени.












Уже на обратном пути мне попалась колокольня Богоявленской церкви. Увидев, что туда заходят люди, я тоже, было, направился к двери. Однако путь мне преградила вежливая тетенька и попросила предъявить "билетик". Билетика у меня, само собой не было, однако было большое желание подняться на колокольню, чтобы окинуть взглядом окрестности с более высокой точки.

Пришлось заплатить в кассе 80 рублей, после чего я был допущен к подъему на колокольню.

На двери у входа висели следующие правила:

Надо сказать, что по своему масштабу эта колокольня, конечно, проигрывает суздальской. И высота не та, и ступенек не столько. Вид внутри башни был довольно мрачный:

В этом узком коридорчике не смогут разойтись два человека. Поэтому, может быть и хорошо, что вход сюда платный. Иначе в коридорчике постоянно образовывались бы заторы, а деревянные лестницы не выдержали бы большого веса толпы туристов:

И вот, преодолев все ступени, мы оказываемся на смотровой площадке колокольни. К слову сказать, колоколов здесь нет. Поэтому единственное, на что можно смотреть, это виды на Переславль-Залесский и его окрестности с высоты птичьего полета.

Вот, в принципе, и все, что оттуда можно увидеть. Лучшее время для съемки - вторая половина дня. Утром солнце будет светить в глаза и хороших снимков может не получиться.

Конечно, видна территория самого монастыря, но, поверьте, там не на что особо смотреть. Да и высота колокольни, к слову сказать, не та, чтобы "бояться подойти к краю" и посмотреть на все объекты сверху вниз. Еще раз удалось убедиться, что величественный Успенский собор и Всехсвятская церковь находятся в состоянии легкой запущенности. Снизу это как-то не очень бросается в глаза. Но вид поржавевшего железа на церковных куполах навевает уныние. Это действительно уже просто музей, а никакой не храм.

Спуск с колокольни - дело более ответственное, чем подъем. Ввиду хлипкости лестниц, ступени которых скрипят под ногами, приходилось двигаться очень осторожно. Нет, я не говорю, что лестницы старые и трухлявые. Судя по виду они сделаны не так уж давно. Однако, их вид не внушает доверия. Людям, которые неуверенно чувствуют себя на высоте, при спуске стоит как следует держаться за перила.

Особенно мне понравились самые последние лесенки, те, что у земли. Они представляют собой узкие проходы в каменном нутре башни:

Как я уже писал ранее, проход настолько узкий, что два человека средней упитанности могут уже и не разойтись. Вот посмотрите, специально сфотографировал свои "тапки" на ступенях, чтобы вы могли оценить ширину лестницы в данном масштабе:

Зато фотографии внутри этих катакомб получились очень интересные и необычные. Взгляните - почти что "лестница на небеса":

Думаю, людям, страдающим боязнью тесноты и замкнутых пространств, здесь долго находиться не стоит.

Давайте посмотрим на саму колокольню снизу. Наверное не составит труда понять, где именно находится смотровая площадка. Если приедете в Горицкий Успенский монастырь, решите сами, стоит ли тратить 80 рублей на подъем. Лично я второй раз точно не полезу.

На прощание вот еще несколько фотографий - они сделаны уже за пределами монастырских стен. Это все та же колокольня, только вид снаружи:

И фотография, на которой видна часть стены. Витиеватость форм отдельных деталей и всей композиции в целом не может не вызывать восхищения:

Очень жаль, что все это находится в полузаброшенном состоянии.

Заключение

Итак, мы с вами совершили виртуальную прогулку по двум монастырям. Вы сами заметили, какие они разные. Если честно, мне самому не очень нравится эта статья. Признаюсь, при написании текста кое-какие исторические сведения пришлось заимствовать из других источников. Но очень хотелось показать фотографии. Понятно, что лучше увидеть Переславские монастыри своими глазами, побродить по дорожкам, посетить выставки музея. Очень надеюсь, что мой фотоотчет покажется полезным и, возможно, сподвигнет вас к личному посещению этих памятников истории и культуры.


Самое обсуждаемое
Что посмотреть в лос-анджелесе и когда лучше поехать на западное побережье сша в калифорнию Что нужно чтобы поехать в лос анджелес Что посмотреть в лос-анджелесе и когда лучше поехать на западное побережье сша в калифорнию Что нужно чтобы поехать в лос анджелес
Идеальный дворец фердинанда шеваля во франции Идеальный замок фердинанда шеваля Идеальный дворец фердинанда шеваля во франции Идеальный замок фердинанда шеваля
Идеальный замок фердинанда шеваля Идеальный дворец почтальона шеваля Идеальный замок фердинанда шеваля Идеальный дворец почтальона шеваля


top