Княгинин монастырь. Княгинин монастырь во владимире. Архитектурные памятники монастыря

Княгинин монастырь. Княгинин монастырь во владимире. Архитектурные памятники монастыря

Успенский Княгинин монастырь был основан в 1200 г. на территории так называемого Нового города, у обращённых к реке Лыбеди черты древних валов владимирским князем Всеволодом. Появление монастыря связано с именем супруги Всеволода - Марии, являвшейся дочерью осетинского князя Шварновна. Мария Шварновна была верной помощницей своего мужа и самоотверженной матерью, которая воспитала двенадцать детей.

В 1198 г. после рождения последнего сына, великая княжна заболела и на протяжении 7 лет безропотно переносила страдания. Во время своей болезни она дала обет основать монастырь, а в 1200 г. Всеволод по её настоянию заложил Успенский Княгинин монастырь. В 1206 г. великая княгиня стала монахиней под именем Марфа. После пострига Мария умерла и была погребена в монастыре.

Во имя княгини Марии монастырь назвали Княгининым. Потом главный храм монастыря стал родовой усыпальницей. Здесь похоронены сестра княгини – Анна, Елена – дочь Марии, две жены Александра Невского, а также его дочь и другие знатные женщины. В более поздний период здесь была упокоена сестра адмирала М.П. Лазарева, первооткрывателя Антарктиды, - Лазарева В.П.

Устроительница монастыря являла собой образ русской святости. Ее потомки также прославились в лике святых. Среди них – ее сыновья Ярослав, Георгий, Константин, Святослав Всеволодичи, внуки Феодор и Александр Невский, Василько, сыновья Георгия, Даниил Московский и др. Сама княгиня Мария тоже прославлена в соборе святых, просиявших в земле Владимирской.

Монастырь не раз страдал от татаро-монгольских и ордынских набегов. В 1411 г. при нашествии на Владимир татар под управлением царевича Талыча монастырь был разорен. Возрождение обители началось только в 16 в. Среди тех, кто участвовал в восстановлении монастыря – великий князь Василий Иоаннович, Иван Грозный, Михаил Федорович и Алексей Михайлович. В монастыре какое-то время находилась супруга сына Ивана Грозного – Пелагия Михайловна. С 1606 г. здесь жила дочь Бориса Годунова, Ксения, которая потом приняла иночество.

В 17 в. в обители были особые царицыны хоромы, за их содержанием следил владимирский воевода. С начала 18 в. во время петровских времен и правления Екатерины II Княгинин монастырь переживает некоторый упадок. Возрождение обители начинается лишь в 19-начале 20 вв. В 1876 г. в монастыре была создана больница для малоимущих. А в 1889 г. здесь была открыта рукодельная церковно-приходская школа для девочек.

В 1923 г. монастырь принудительно закрыли репрессивные органы советской власти. Ликвидация обители происходила в течение 8 месяцев и сопровождалась разграблением монастырского имущества. Монахинь изгнали из их келий. Помещения были заселены ответственными работникам компартии и руководством советской власти. По причине закрытия монастыря и создания поселка для советской бюрократической элиты было ликвидировано и монастырское кладбище. В 1923 г. монастырь как территориальная единица был переименован в поселок им. Воровского.

В 1992 г. Княгинин монастырь начал возрождаться к жизни как женская иноческая обитель Владимирской епархии. Настоятельницей обители выступила монахиня Антония (Шаховцева).

На территории Княгининского монастыря расположено два каменных храма: Казанский и Успенский собор. Успенский собор представляет собой великолепный пример раннемосковского зодчества. Во Владимире – это единственное здание в подобном стиле. Наружные стены храма завершаются закомарами. Над ними в два ряда располагаются килевидные кокошники, являющиеся основанием для барабана с главкой шлемовидной формы. К плавным формам силуэта здания приковывают внимание плоские лопатки, делящие фасад на прясла и узкие щелевидные окна. Стены Успенского собора изнутри расписаны фресками (1648 г.), которые были выполнены московскими изографами по заказу патриарха Иосифа. Руководил мастерами Марк Матвеев.

У храма в честь Казанской иконы Божией Матери два придела: один – в честь Иоанна Златоуста, другой – в честь мученика Авраамия. Казанскую церковь отличают старинные царские ворота с виртуозной резьбой 16 в.

В Успенском соборе расположена одна из немногих дошедших до нашего времени домонгольских икон. Образ Боголюбской Богородицы, являющийся чудотворным, написан по распоряжению князя Андрея Боголюбского в честь чудесного явления ему Божией Матери. Помимо иконы Богородицы, святыней монастыря являются частицы мощей муч. Авраамия Болгарского. Святой Авраамий был из волжских булгар, он исповедовал ислам, а потом перешел в православие и начал активную миссионерскую деятельность. Братья Авраамия по мусульманской вере уговаривали его отречься от Христа, но он в своей новой вере был непреклонен и выбрал мученическую смерть. В 1230 г. владимирским князем Георгием Всеволодовичем мощи Авраамия были перенесены в Успенский собор, где и начали совершаться многочисленные чудеса исцеления.

Свято-Успенский Княгинин монастырь во Владимире всегда на Руси называли «женской» усыпальницей. Основала его в 1200 году супруга князя Всеволода – Мария. Великая женщина, родившая 12 детей, олицетворяла собой пример святости и добродетели. Да и монастырь, ею основанный был очень богат и известен.

Сразу после основания повелась традиция хоронить в монастыре княгинь и женщин знатного рода. Последний приют нашла в Княгинином монастыре сама основательница обители, ее сестра, дочь Александра Невского Евдокия и жены князя Васса и Александра. Уже в XVIII веке в монастыре была похоронена сестра великого русского адмирала Михаила Лазарева.

В начале XV века татарский царевич Талыч разорил обитель. Как чума, как черный вихрь пронесся по Княгинину монастырю, и опустело святое место на сто с лишним лет. В XVI веке монастырь начали возрождать. Великие князья и цари вкладывали собственные деньги, чтобы обитель вновь открылась. Иван Грозный держал это богоугодное дело под своим четким контролем.

Жила в Княгинином монастыре некоторое время и его супруга Пелагия. Владимирский воевода отвечал за так называемые «царицыны» хоромы, которые располагались в стенах обители. Все там должно было соответствовать высокому статусу обитательниц. Любили кстати, Княгинин монастырь и дочь Бориса Годунова Ксения.

Во второй половине XIX и начале XX века обитель славилась своей благотворительностью. Монахини создали больницу для бедных, школу рукоделия для девочек из малообеспеченных семей, нищие и калеки находили здесь приют. В 1900 году монастырь отметил свое 700-летие, а в 1923 году был практически стерт с лица земли.

Княгинин монастырь попал под жестокие репрессии, монахини были изгнаны, разграблено было все абсолютно, уничтожили даже монастырское кладбище. В кельях поселились работники компартии, а само место, где стоит обитель, переименовали в поселок Воровского. Возродили Княгинин монастырь в 1992 году и отдали в подчинение Владимирской епархии.

Особого внимания заслуживает Успенский собор. Хоть и закладывали его в XII веке, но до наших дней дошла уже более поздняя копия храма, возведенная на старинном фундаменте. Чудом сохранилась до наших дней потрясающей красоты роспись на стенах, которую в XVII веке сделали известные на Руси мастера во главе с Марком Матвеевым.

В Свято-Успенский Княгинин монастырь сегодня приходят не только полюбоваться фресками, но и поклониться и двум величайшим святыням – мощам Авраамия Болгарского и иконе Боголюбивой Божией Матери. Икона эта была написана по личному указанию князя Андрея.


Успенский Княгинин монастырь на фото

Адрес: 600000, г.Владимир, ул. Княгинин монастырь, д. 37А

Успенский Княгинин монастырь во Владимире - православная женская обитель, основанная в начале XIII столетия и в наши дни являющаяся действующим женским монастырём Владимирской и Суздальской епархии. Белокаменный Успенский собор монастыря - памятник архитектуры, включённый в список объектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Княгинина обитель

XII век… Время бурного расцвета Владимира , города, в то время бывшего не только столицей Владимиро-Суздальского княжества, но и главным городом всей северо-восточной Руси. Процветание столицы княжества связано с именем князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо , возглавившего Владимирское княжество в 1176 году. Благодаря князю Всеволоду столица княжества украсилась многими сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры - Успенским и Дмитриевским соборами, Богородице-Рождественским мужским монастырём .

Но особое место в этом списке занимает Успенский Княгинин монастырь, основанный первой женой Всеволода Большое Гнездо Марией Шварновной (дочерью чешского князя Шварна). Согласно летописям, в 1197 году после рождения младшего сына Ивана (в будущем - удельного князя стародубского), благочестивая и мудрая княгиня сильно заболела, поэтому дала обет основать во Владимире девичью обитель. Уступив настоятельным просьбам жены, Всеволод Юрьевич выделил в северо-западной части города незастроенный участок и в 1200 году новая обитель была основана и посвящена празднику Успения Пресвятой Богородицы. А уже вскоре после основания обитель получила и второе название - Княгинина, сохранившееся за ней спустя много веков.

Княгиня опекалась девичьим монастырём, поэтому в том же, 1200 году, в новой обители было начато строительство величественного Успенского собора - главного монастырского храма, завершённое в 1202 году. Помимо собора в обители появились кельи настоятельницы и насельниц, хозяйственные постройки. А спустя три года после освящения соборного храма княгиня Мария Шварновна, чувствуя близкую кончину, приняла постриг с именем Марфа и удалилась в основанную ею Успенскую обитель, где после смерти и была погребена в Благовещенском приделе, устроенном на северной паперти. С тех пор Успенский Княгинин монастырь стал родовой усыпальницей княгинь, сестёр и дочерей княжеского Владимирского рода, а самыми известными захоронениями были могилы сестры княгини Анны, обеих жён князя Александра Невского (Александры и Вассы), приходившегося Марии Шварновне внуком, и его дочери Евдокии.

В 1230 году, в память о матери владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодович привёз в Успенскую обитель из болгарского похода мощи святого мученика Авраамия Болгарского и установил их в Благовещенском приделе. Мощи почивали там до 1711 года, когда были торжественно перенесены в главный придел собора и положены в новую богато украшенную раку.

Вскоре после основания Княгинин монастырь стал самой богатой и знаменитой женской обителью Руси, а его инокини - образцом благочестия и послушания. Жизнь в благоустроенном и благоукрашенном девичьем Княгинином монастыре текла медленно и размеренно, но толстые стены обители не смогли защитить насельниц от житейских бурь. В феврале 1238 года после восьмидневной осады татарское войско Батыя ворвалось в город и находившийся вблизи Золотых ворот монастырь был разграблен и почти полностью сожжён, но уже вскоре был полностью восстановлен.

Ещё не раз Успенская обитель подвергалась полному разрушению, но каждый раз, как мифическая птица Феникс, возрождалась из пепла. Но после самого масштабного разгрома, учинённого ордой татарского царевича Талыча в 1411 году, на целое столетие жизнь в Княгинином монастыре замерла. Возродился монастырь только в начале XVI века, когда на фундаменте разрушенного Успенского собора по его образцу был выстроен новый кирпичный храм. Возведённый в стиле раннемосковского зодчества собор стал украшением обители. Фасады его массивного четверика с тремя высокими апсидами неизвестный архитектор опоясал галереей, завершил закомарами, обрамил основание светового барабана ярусами кокошников и увенчал его мощной шлемовидной главой с крестом на яблочке. О внутреннем убранстве собора тех лет сведений не сохранилось, но можно предположить, что он был достаточно пышно благоукрашен иконами и церковной утварью.

В документах XVI века содержатся письменные упоминания ещё об одном монастырском тёплом храме, освящённом во имя Иоанна Златоуста, но о его дальнейшей судьбе вплоть до XIX столетия больше ничего не известно.

В середине XVI столетия появилась традиция одаривать девичью обитель жалованными грамотами. Например, царь Иоанн IV Грозный не только пожаловал Княгининой обители земельные угодья, но и лично опекался благоустройством монастыря, а в годы его царствования в монастыре были обустроены хоромы царицы, за содержание которых отвечал лично владимирский воевода. В хоромах периодически появлялись царственные гостьи - сноха Иоанна IV Васильевича (жена царевича Ивана) Феодосия (в некоторых источниках - Пелагея) Михайловна и Ксения (дочь царя Бориса Годунова).

В 1540-1550-х годах, когда предстоятелем Церкви был патриарх Московский и Всея Руси Иосиф, девичья обитель начала благоустраиваться. Благодаря личным пожертвованиям патриарха Иосифа в Успенском соборе монастыря был устроен новый иконостас, написаны иконы, для богослужений приобретено облачение священников и церковные сосуды, а ризница пополнилась богатой утварью. Пожертвовал патриарх и на ремонт монастырских строений - на всех храмах были перекрыты крыши, стены были украшены росписями, выстроена колокольня, специально для которой были куплены два колокола-благовестника, а весь комплекс монастырских зданий опоясала ограда. Видимо, тогда же в монастыре была создана школа золотого шитья, существовавшая вплоть до упразднения обители в начале минувшего века.

О судьбе монастыря в XVII-XIX веках

Со смертью Иоанна Грозного завершилась эпоха правления Рюриковичей и Русское царство поглотила Смута - жестокое и кровавое время, принесшее многие беды и страдания. Литовские и польские интервенты, рыскавшие по необъятным русским просторам в поисках лёгкой наживы, не могли оставить без внимания девичью обитель - Княгинин монастырь был разграблен и на долгие десятилетия жизнь в нём угасла.

Но уже первые государи Романовы - Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович не только начали постепенное возрождение девичьей обители, но и продолжили традицию одаривания монастыря жалованными грамотами. Новые цари делали богатые вклады в монастырскую ризницу и жертвовали большие суммы на поддержание храмов и строений в должном виде. Так, в 1647-1648 годах Успенский собор был украшен - артель мастеров под началом известного московского изографа Марка Матвеева расписала фресковыми картинами на евангельские сюжеты все стены и своды, а в 1665 году к собору был пристроен Христорождественский придел.

К началу XVIII столетия Успенский Княгинин монастырь был одной из самых благоустроенных женских обителей, его насельницы ни в чём не испытывали нужды - обширные земельные угодья и вотчинные сёла давали неплохой доход, а щедрые жертвователи помогали поддерживать здания монастырского ансамбля в порядке.

Информация для посетителей

  • Успенский Княгинин монастырь открыт для паломников и туристов каждый день с 8.00 до 20.00 часов. Ежедневно, в воскресные и праздничные дни в храмах обители совершаются богослужения и отправляются церковные требы.
  • Для всех желающих ежедневно с 11.00 до 17.00 часов в монастыре проводятся экскурсии, которые можно заказать по телефону, указанному на официальном сайте монастыря.

Один из главных городов Золотого кольца - Владимир был когда-то могучей столицей Северо-Восточной Руси. До наших времен сохранилось несколько исторических построек, помнящих правление великих князей, основателей Владимирского княжества. Лучше всего сохранились храмы, монастыри и другие религиозные строения. Одной из древнейших достопримечательностей Владимира является Княгинин монастырь, основанный предположительно в 1200 г.

Возникновение его связано с именами великого князя Всеволода Большое Гнездо и его супруги Марии Шваровны. Семья их была очень плодовита, в браке родилось двенадцать детей, за это князь и получил прозвище «Большое гнездо». Мария Шваровна отличалась особой набожностью, поэтому, когда после последних родов она сильно заболела, то попросила мужа основать монастырь, который назвали в честь ее Княгининым. Почувствовав скорую смерть, княжна приняла постриг в монахини в созданном монастыре и вскоре скончалась.

Как пишут многие летописцы, все жители Владимирского княжества горько оплакивали кончину любимой княгини. А Княгинин монастырь стал с тех пор родовой усыпальницей великих княгинь. Здесь были захоронены сестра и дочь Марии Шваровны, обе жены и дочь князя Александра Невского, который являлся внуком благочестивой основательницы Успенского Княгининого монастыря.


Так как монастырь этот был очень богатым, то во время татаро-монгольского нашествия не раз страдал от набегов и разорений. Затем в Княгинин монастырь не раз ссылали неугодных царевен. Так, здесь какое-то время проживала одна из жен царевича Ивана, сына Иоанна Грозного, которую упекли сюда за бездетность, а позже в этом же монастыре нашла приют царевна Ксения - дочь царя Бориса Годунова.


С петровских времен начался упадок монастырской жизни, а после прихода к власти большеви-ков древний Княгинин монастырь вообще закрыли и дали ему новое название - поселок Воровского.

Только с 1992 г. возобновилась монашеская жизнь. Монастырю вернули его главную святыню - икону Боголюбской Божьей матери, которая считается первой иконой, написанной русскими мастерами. До этого все иконы привозили из Византии. Считается, что написана она по велению Андрея Боголюбского, а, следовательно, ей примерно 850 лет. Поместили ее в Успенском соборе.

Кроме того здесь же хранится другая важная реликвия - частица мощей святого Авраамия Болгарского. Этот святой изначально исповедовал ислам, но затем принял православие. Не поддавшись на многочисленные уговоры отречься от христианской веры, он был казнен. Позже владимирский князь Юрий, сын Всеволода Большое Гнездо перенес мощи святого в Княгинин монастырь. Говорят, от них происходили чудесные исцеления от душевных и глазных болезней.

Тот Успенский собор, который можно сейчас увидеть в монастыре был выстроен в XVI веке на фундаменте более раннего храма. За кирпичной кладкой сохранились фрагменты древних стен. В середине XII века интерьер церкви украсили чудесными фресками, выполненными московски-ми мастерами. К счастью, и они в целом сохранились.



Восстановление Княгининого монастыря, хранящего историю великих князей Владимирской земли, продолжается. Остается надеяться, что ничто не помешает былому процветанию этого святого места.

Цены и отзывы на отели во Владимире

Цены и отзывы на отели в Суздале

Монастырь был основан примерно в 1200 г. Марией Шварновной, женой великого князя Всеволода Георгиевича (Юрьевича), больше известного как Всеволод Большое Гнездо. Она была дочерью чешского короля Шварна.

В это же время строится Успенский храм, недошедший до наших дней. На его месте в XV-XVI в. было возведено новое здание собора на старом фундаменте с сохранением части древних стен, но по образцу московского зодчества XVI века.

Монастырь был местом погребения владимирских княгинь и княжон: кроме Марии (в монашестве Марфы), здесь похоронены и ее потомки - жена и дочь Александра Невского. Александр Невский был внуком княгини.

В древности Княгинин монастырь был одним из самых известных и богатых. В 1411 г. во время очередного нашествия на Владимир татар обитель была разорена. Возрождение начинается лишь в XVI веке. Среди «спонсоров» монастыря упоминаются Иоанн Грозный, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович. В Княгинином монастыре некоторое время пребывала супруга царевича Ивана (сына Ивана Грозного, которого убил Грозный царь) - Пелагия Михайловна. С 1606 г. в монастыре проживала дочь царя Бориса Годунова Ксения. В XVII веке в монастыре имелись особые царицыны хоромы, за содержание которых отвечал владимирский воевода.

В XVIII веке в связи с реформами Петра I, затем Екатерины II монастырь переживает упадок. В конце XIX века снова начинается развитие монастыря, здесь была открыта больница для малоимущих и школа рукоделия для девочек из бедных семей. В 1923 году монастырь был ликвидирован советской властью, монахини изгнаны, уничтожено монастырское кладбище, а сам монастырь переименован в поселок имени Воровского.

В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как женская обитель. В Успенском соборе, чудесно расписанном в 1647-1648гг. артелью знаменитых мастеров во главе с Марком Матвеевым, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского.

Успенский Княгинин монастырь был основан Великой княгиней Марией в 1199 году. Мария была первой женой Великого князя Всеволода Большое Гнездо (князь получил такое прозвище за редкую плодовитость, он оставил после себя огромное количество детей). Мария родила Всеволоду Юрьевичу восьмерых сыновей и пятерых дочерей. Княгиня приняла решение посвятить свою жизнь служению Богу и постриглась в монахини, получив имя Марфа. Ее волей был основан Успенский женский монастырь.

Создание монастыря началось со строительства Успенского собора – главного храма Княгининого монастыря. Храм внутри богато расписан от купола до пола. Фрески изображают картину Страшного Суда. Иконостас содержит икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, все они были получены монастырем в дар от патриарха Иосифа.

Название «Княгинин» монастырь получил из-за того, что, во-первых, он был основан великой Владимирской княгиней, во-вторых, по традиции, в главном храме монастыря хоронили всех женщин княжеского рода (жен великих князей, их дочерей и сестер), в-третьих, монастырь освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Некрополь главного собора Успенского монастыря хранит останки княгини Марфы (основательницы), ее родной сестры, дочери Александра Невского Евдокии, его двух супруг, супруги великого путешественника и первооткрывателя М.П. Лазарева и многих других женщин.

Успенский женский монастырь всегда был тесно связан со всеми значимыми для России событиями. Своими благими делами монахини прославили свою обитель на всю святую Русь. Монастырь долгое время был самым богатым и знаменитым среди всех женских монастырей России. Тем не менее это не спасло его от разорения. В 1411 году войска татарского царевича Талыча ворвались в монастырь, разрушили постройки и разграбили храмы. Больше полувека обитель оставалась разоренной. В начале шестнадцатого века под руководством самого великого князя Василия Третьего началось восстановление монастыря. Впоследствии русские цари (Иван Грозный, Михаил Федорович и его сын Алексей) бережно хранили покой обители, заботились о монахинях и о благосостоянии храмов и построек.

Положение Успенского женского монастыря сильно ухудшилось с выходом в свет реформ Петра Первого. На протяжении почти ста лет монахини испытывали нужду. Только в конце девятнадцатого века обитель начала возвращаться к полноценной жизни. Монахини открыли на территории монастыря лечебницу для нищих, школу для девочек, где детей обучали шитью, вязанию, вышивке и многому другому.

С приходом к власти коммунистов Успенский монастырь был закрыт. Монахинь выселили, а их кельи были переданы в распоряжение администрации. На территории монастыря поселились партийные работники, храмы и соборы были закрыты, а Успенский Княгинин монастырь с 1923 года переименован в поселок Воровского. Только в 1992 году монастырь вновь был возрожден. К огромному удивлению монахинь в главном соборе сохранилась великая православная святыня – икона Боголюбивой Божьей Матери. Эта икона была написана по приказу Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского. Сохранились так же и нетленные мощи мученика Авраамия Болгарского.

Спустя 800 лет - наше время

В 1992 году по благословению правящего архиерея Владимирской и Суздальской епархии архиепископа Евлогия был открыт Свято-Успенский Княгинин женский монастырь и началось возрождение монашеской жизни.

Сохранилось предание, что святитель Афанасий, nредвидя возрождение монастыря, говорил: «Сначала придет в монастырь Матерь Божия, затем мученик Авраамий, и после этого откроется монастырь».

В 1992 году, в Великую Среду, по ходатайству архиепископа Евлогия была принесена из Владимирского краеведческого музея в Благовещенский придел Успенского собора монастыря чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, написанная по повелению святого благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Пресвятой Богородицы. Еженедельно перед образом Царицы Небесной совершались молебны.

В декабре 1992 года приехали из Успенского монастыря города Александрова первые насельницы: будущая настоятельница - монахиня Антония (Шаховцева) с послушницей. На Лазареву субботу, 10 апреля 1991 года, состоялось торжественное освящение Успенского собора монастыря. Из кафедрального Успенского собора крестным ходом был перенесен мощевик с частицей мощей святого мученика Авраамия Болгарского, Небесного покровителя обители.

После десятилетий запустения порог храма переступили настоятельница монастыря и первые сестры, под сводами монастырского Успенского собора опять зазвучали слова церковных молитв, пение монашеского хора. Во вновь открытый монастырь под благодатный покров Царицы Небесной потянулись жаждущие спасения души.

Первые монастырские богослужения совершал священник Иаков Яковлев (ныне архимандрит Иннокентий, настоятель Александровского монастыря в Суздале). Батюшка самоотверженно помогал молодому и малочисленному тогда еще сестричеству. Его тонкий художественный вкус очень пригодился при реставрации Успенского собора, им был создан проект иконостаса главного храма.

23 мая 1993 года, в Неделю о слепом, чудотворная Боголюбивая икона Божией Матери была перенесена из Благовещенского придела в главный храм и поставлена в северной части иконостаса.

14 апреля 1995 года, в день памяти святого мученика Авраамия, настоятельница монастыря монахиня Антония была возведена в сан игумений.

Матушка Антония (в миру Антонина Матвеевна Шаховцева) родилась в 1951 году в городе Ефремове Тульской области, в православной семь В январе 1986 года по благословению духовного наставника и по своему искреннему желанию поступила в Рижский Свято-Троицкий Сергиев женский монастырь, 30 августа 1988 года митрополитом Рижским и всея Латвии Леонидом была пострижена в мантию с наречением имени в честь преподобного Антония Великого. Восприемницей в постриге была игумения Магдалина (Жегалова), ныне почившая. В январе 1992 года, по ходатайству настоятельницы Успенского женского монастыря в Александрове монахиня Антония была переведена ей в помощь по восстановлению Александровской Успенской обители, откуда и прибыла во Владимир для создания новой монашеской общины.

Княгинин монастырь постепенно возрождался к новой жизни. Первые насельницы становились послушницами, инокинями, навыкали послушанию, молитве, обучались монашескому жительству. Отрадно было совершение первого, после 73-летнего перерыва, мантийного монашеского пострига. Вновь под сводами собора зазвучали столь любимое всеми монашествующими песнопение «Объятия Отча…» и слова монашеских обетов из уст воспитанной в монастыре инокини.

Жизнь в обители идет своим чередом. Пусть подчас тяжелы уроки в школе спасения, но есть и отрадные минуты совместного труда, молитвы, праздников. Несомненны помощь Божия и Покров Царицы Небесной, молитвенная помощь Небесных покровителей обители и ее почивших сестер.

Главное место в иноческой жизни занимает, конечно, храм. Богослужения совершаются по полному церковному кругу. Перед чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери и мощами мученика Авраамия читаются акафисты. Совершается чтение Неусыпаемой псалтири.

Сестры с любовью и тщанием украшают храм, особенно в Богородичные праздники. Облачения для святого престола и жертвенника, для священнослужителей и для других нужд храма шьют сами сестры. Возрождается искусство церковной вышивки, которой так славилась обитель до революции. Сестры вышивают покровцы, иконы, детали к Плащаницам Спасителя и Божией Матери.

В 2007 году в монастыре открылась иконописная мастерская.

Неленостно трудятся сестры над реставрацией храмов и других зданий на территории монастыря.

Пастырское послушание в обители несут три священника. Старейший из них - митрофорный протоиерей Владимир Ведерников, настоятель Успенского собора и всех храмов обители. На протяжении многих лет он несет послушание епархиального духовника, является в ней старейшим клириком: в 2007 году исполнилось 50 лет его пастырского служения и 75 лет со дня рождения. В служении он является образцом благоговейного, трепетного, молитвенного предстояния пред престолом Божиим.

Духовником монастыря является священник Валерий Дубовик. Его священническая хиротония была совершена в Успенском соборе, в мае 1997 года, в день памяти мученика Авраамия - Небесного покровителя обители. С 2002 года по благословению владыки Евлогия он является и заведующим Епархиальной регентской школы при монастыре.

Многие годы служит в монастырских храмах и священник Михаил Морычев, с 2003 года он заведует детским приютом, устроенном при монастыре.

В 2007 году исполнилось десять лет Владимирской епархиальной регентской школе при Княгинином монастыре. За эти годы школа выпустила более семидесяти регентов и псаломщиц. Многие из выпускниц несут послушания на приходах Владимирской и других епархий Русской Православной Церкви. Восемь из них остались в монастыре. Сейчас в школе обучается около сорока учениц. Они не только изучают богословские и музыкальные дисциплины, но и поют на клиросе за монастырскими богослужениями, несут трудовые послушания в монастыре.

В июне 2000 года обитель торжественно праздновала свое 800-летие. Торжества возглавлял Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. Гостями праздника были архиепископ Ярославский Михей и викарный епископ Тульской епархии Кирилл, наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий (Поликарпов) и настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон (Смирнов).

К 800-летию обители составлено житие, написана икона, тропарь, кондак и стихиры благоверной княгине Марии.

В 2003 году праздновалось десятилетие возобновления монашеской жизни в стенах Успенского Княгинина монастыря. За праздничной Литургией правящим архиереем владыкой Евлогием матушка игумения Антония была награждена наперсным крестом с украшениями.

После Литургии владыка Евлогий возглавил торжества, на которых присутствовали глава Администрации области, мэр г. Владимира, попечители и гости обители. С докладами по истории Княгинина монастыря выступили директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И. Аксенова и настоятельница обители игумения Антония. Праздничные духовные песнопения исполнили учащиеся Регентской школы и девочки из монастырского приюта.

В 2006 году в обители праздновалось 800-летие со дня кончины великой княгини Марии Шварновны. В Епархиальной библиотеке состоялись Чтения, посвященные истории Свято-Успенского Княгинина монастыря и Владимирской земли. Игумения Антония рассказала о житии основательницы монастыря великой княгини Марии. Сестры обители с ученицами регентской школы и детьми монастырского приюта представили литературно-музыкальную композицию.

В заключение со словами поздравления и назидания к присутствовавшим обратился владыка Евлогий.

3 ноября 2007 года в нашей обители состоялось освящение второго храма и его центрального придела в честь Казанской иконы Божией Матери. На праздничном богослужении присутствовали гости из администрации города и благодетели обители. Перед началом Литургии владыка Евлогий наградил благотворителей, участвующих в восстановлении храма, архиерейскими грамотами. На следующий день, 4 ноября, в престольный праздник, во вновь освященном храме Казанской иконы Божией Матери впервые после многих лет запустения была торжественно отслужена Божественная литургия.

С самого начала монастырь был задуман как родовая усыпальница княгинь владимирского дома. В XIII в. здесь были погребены Мария Шварновна, ее сестра Анна, дочь Всеволода III Елена, жена и дочь Александра Невского и другие. Из более поздних захоронений можно выделить погребения дочери и матери владимирского губернатора П.Г. Лазарева - отца выдающегося мореплавателя М.П. Лазарева.

В центре монастырского ансамбля расположен Успенский собор. Он был заложен в 1200 г. князем Всеволодом Юрьевичем, а в 1202 г. освящен. Этот храм, к сожалению, не сохранился. В нач. XVI в. собор был выстроен заново на старом фундаменте с сохранением древних стен на высоту до трех метров. В настоящее время эти стены скрыты под кирпичной кладкой начала XVI века.

Успенский собор - одноглавый крестово-купольный храм, выстроенный в формах московского зодчества XV в. Его основной кубический четверик, четко расчлененный по фасадам плоскими лопатками на прясла, завершается тремя ярусами килевидных закомар-кокошников, несущих барабан главы. Освещается храм узкими щелевидными окнами. Внешнее декоративное убранство храма весьма лаконично. Основным средством архитектурной выразительности является величавый пропорциональный строй сооружения. В 1647-1648 гг, московскими мастерами под руководством известного живописца Марка Матвеева храм внутри расписан фресками. На юго-западном столпе представлены изображения владимиро-суздальских князей - Андрея Боголюбского, Всеволода Юрьевича, Юрия и Константина Всеволодовичей и других.

Снаружи к основному объему собора сегодня примыкает несколько более поздних построек. Это Христорождественский придел 1665 года на севере и Благовещенский придел 1749 года на юге. В 1823 году с запада к собору была пристроена паперть.

Внешнее декоративное убранство храма весьма лаконично, но внутреннее поражает грандиозным и единым по замыслу ансамблем фресковых росписей. Они выполнены московскими мастерами по заказу патриарха Иосифа в 1647-1648 годах под руководством известного русского живописца Марка Матвеева.

Как гигантский разноцветный ковер, фрески покрывают своды, стены и столпы собора. Яркая, живая, многофигурная живопись создает ощущение праздничности.

Реставраторами в XX веке (1924 и 1961 годы) храму, в основном, был возвращен подлинный вид, особенно его верхней части. Кокошники, долгие годы скрытые поздней кровлей, восстановлены в процессе реставрационных работ, проведенных под руководством архитекторов-реставраторов А.В. и И.А. Столетовых.

Храм был закрыт в 1923 году и использовался как зерносклад. В мае 1945 года в соборе разместилась Владимирская специальная производственная мастерская. А с 1958 года памятник был включен в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1985 года здесь находился «Музей истории православия и атеизма», в 1990 году переименованный в музей «Православие и русская культура». В марте 1993 года собор возвращен возродившейся общине женского монастыря и является действующим храмом.

Святынями собора являются Боголюбовская икона Божией Матери, написанная в XII веке по явлению, бывшему князю Андрею Боголюбскому в 1155 году, и мощи мученика Авраамия Болгарского.

К западу от Успенского собора расположена Казанская церковь. Она возведена в 1789 г. с использованием фундамента и стен стоявшего на этом месте храма Иоанна Златоуста сер. XVII в. По периметру монастырской территории располагаются кельи, построенные во 2-й половине XIX в.



top