Как строились сталинские высотки. Семь московских "пирамид" или оккультизм сталинских высоток Высотка на краснопресненской

Как строились сталинские высотки. Семь московских

1. Главное здание Московского Государственного Университета на Воробьевых горах.

Главное здание МГУ

Построена в 1953г. Состоит из 36 этажей. Все силы страны были кинуты на строительство Главного здания МГУ, каждое министерство получило задание по поставке техники, деталей, рабочей силы и пр. По плану в здании должна была располагаться гостиница для интуристов, на деле же оказался университет. Изначально планировалось поставить наверху высотки статую Ломоносова, однако потом его вернули «на землю», а на крыше водрузили шпиль. Здание приняло первых студентов в 1953 году. Главное здание МГУ практически полностью воплотило в себе замысел архитекторов согласно изначальным проектам высоток.

Адрес: г. Москва, Ленинские горы, д. 1 (м. Университет).

2. Гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте.

Состоит из 34 этажей. 25 мая 1957 года состоялось торжественное открытие гостиницы «Украина». В 2005 году полностью отреставрирован фасад здания, объявленного памятником истории и культуры. С апреля 2010 года в обновленном здании гостиницы «Украина» открылся новый современный отель — Radisson Royal Hotel — соединивший уникальный дух архитектурного ансамбля сталинской эпохи, лучшие традиции сервиса и высокотехнологичные новшества сферы комфорта.

Адрес: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 2/1 (м. Киевская, Филёвской линии).

3. Здание Министерства иностранных дел РФ на Смоленской-Сенной площади.

Построено в 1953г. Состоит из 27 этажей. Высотку возводило и курировало Министерство промышленности предприятий тяжёлой индустрии. В 1958 году в здание высотки переехало Министерство иностранных дел, которое и располагается на Смоленской-Сенной площади по сей день. С данной высоткой связана интереснейшая история: на этапе завершения строительства, проезжая мимо высотки, Сталин был в ярости оттого, что строение напоминало американский небоскрёб. Сталин сам лично распорядился поставить на крышу высотки шпиль, отчего архитекторам пришлось не один день поломать голову, как воплотить его приказ в жизнь. Но решение было найдено: в здании было пробито 5 этажей вниз и установлена опора для шпиля. Шпиль МИДа выполнен не из камня, а из жести, иначе бы конструкция здания не выдержала его веса. Также на шпиле отсутствует пятиконечная звезда.

Адрес: г. Москва, Смоленская-Сенная площадь, д. 32 (м. Смоленская, Арбатско-Покровской линии).

Построен в 1952г. Состоит из 32 этажей. Строительство велось Министерством внутренних дел в условиях секретности. Именно поэтому высотка полностью построена руками заключённых и пленных. Всего в здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион », музей-квартира Г.С. Улановой, в которую балерина переехала в 1986 году. Самыми известными жильцами дома на Котельнической набережной были писатель К.Г. Паустовский, актриса Ф. Раневская, советский архитектор Д.Н. Чечулин, а также певица Л. Зыкина.

Адрес: г. Москва, Котельническая набережная, д. 1 (м. Китай-город).

5. Административно-жилое здание у станции метро «Красные Ворота».

Построено в 1953г. Состоит из 24 этажей. Здание построено на самой высокой точке Садового кольца. Высотку строило Министерство путей сообщения. Параллельно с возведением высотки велись подземные работы, связанные со строительством северного входа станции метро Красные ворота. По причине «двойного» строительства и сжатых сроков необходимо было одновременно строить и вверх, и вниз. Серьёзную проблему осложняла почва данной местности: она была насыщена водой и плавунами. В связи с этим строители предположили, что какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Именно поэтому решено было строить высотку под наклоном. Действительно, по окончании строительства задание встало «на место». Однако, по свидетельству технических специалистов, оно всё равно имеет небольшой наклон (около 16 см).

Адрес: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 21/ Каланчёвская, д. 1 (м. Красные ворота).

6. Гостиница «Ленинградская» на Каланчевской улице.

Построена в 1952г. Высота гостиницы 136 метров, она является самой нижкой из «семи сестёр». Гостиница сегодня носит название Hilton Moscow Leningradskaya. Имеет статус 5* отеля. Это первая гостиница сети Хилтон в России. Особенностью высотки является уникальный дизайн и внутреннее убранство, в котором отражена русская церковная архитектура. При строительстве использованы русское барокко, позолото, кварцит и редкие породы дерева.

Адрес: г. Москва, ул. Каланчёвская, д. 21/40 (м. Комсомольская, м. Красные ворота).

7. Жилой дом на Кудринской площади (ранее площадь Восстания).

Жилой дом на Кудринской площади (Площади Восстания)

Построен в 1954г. Состоит из 24 этажей. Высотка строилась Министерством авиационной промышленности. Фасад здания выходит на Садовое кольцо. Всего в здании более 450 квартир, которые ещё в советское время получили работники авиационной промышленности, летчики-испытатели и номенклатура ЦК КПСС и Совмина СССР.

Адрес: г. Москва, Кудринская площадь, д. 1 (м. Баррикадная).

Известный на весь мир ансамбль из семи высотных зданий столицы - это не только архитектурный шедевр, получивший название «сталинский ампир», но и один из главных символов города. Портал «ЗаграNица» расскажет несколько интересных фактов о монументальных постройках

Все «сестры» были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, когда отмечалось 800-летие Москвы. Правда, изначально планировали построить восемь зданий. Над созданием грандиозного творения работали лучшие архитекторы СССР.

Та самая восьмая высотка, которой так и не суждено было вырасти, - административное здание в Зарядье. Его строительство остановили из-за смерти Сталина в 1953 году. А через 10 лет на ее месте возникла гостиница «Россия».

На облик столичных высоток повлияли американские небоскребы 1910-1930-х годов. Однако перед советскими зодчими стояло задание возвести высотные здания, отличающиеся от западных (так как они должны были воплотить идею Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами). С задачей архитекторы справились на ура, создав в результате оригинальный архитектурный стиль, который стали именовать «сталинский ампир» или «советский монументальный классицизм».


Фото: kartinki24.ru 4

Все семь московских многоэтажек строились по принципу пирамиды, либо так называемого свадебного пирога, что помогло визуально увеличить высоту зданий.

Согласно первоначальному проекту, самое высокое здание должно было возвыситься на 32 этажа. Однако в ходе строительства все высотки стали еще выше. Так, МГУ вырос на 36 этажей, а гостиница «Ленинградская» - на 26 (тогда как в проекте она была всего лишь 16-этажной).


Фото: birdseyeview.ru 6

Здание Министерства иностранных дел не только прибавило 11 этажей, но и получило шпиль, отсутствующий в первоначальном проекте. Интересно, что после смерти Сталина архитектор высотки Михаил Минкус обратился к Хрущеву, чтобы тот дал распоряжение убрать шпиль, так как в оригинальном проекте его не было. Однако существует легенда, что Никита Сергеевич отказал в просьбе архитектору, решив, что шпиль послужит «памятником великой глупости товарища Сталина».

А здание, в стенах которого сегодня располагается Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, вначале должно было стать гостиницей.

Фонтаны у высотки МГУ являются частью воздухозаборной системы здания. По этой причине вокруг практически не найти высоких деревьев - просто под сквером лежит бетонная плита. Еще больше занимательных фактов об этой сталинской высотке можете прочитать в статье .


Фото: shutterstock.com 9

Гостиница «Ленинградская» - самая низкая из «семи сестер». Но небольшую высоту относительно «родственников» полностью компенсирует ее роскошнейший интерьер в стиле московского барокко.

Гостиница «Украина» сначала должна была вырасти в районе станции метро «Динамо». Она является и жилым домом: в боковых корпусах высотки находятся квартиры, тогда как в центральной части расположился пятизвездочный отель.


Фото: shutterstock.com 11

Жилой дом на Котельнической набережной, который сегодня воспринимается как единая постройка, возводился поэтапно: к 1940 году появилось одно крыло, являющееся самостоятельным зданием; после войны соорудили другое на Подгорской набережной и объединили его с первым, надстроив над ними башню со шпилем.

Высотка на Котельнической набережной обладает рекордом среди «сестер»: она больше других появлялась в кинолентах.


Фото: Сергей Ершов 13

Существуют слухи, что под сталинскими высотками располагадись правительственные бункеры. На самом же деле там были лишь бомбоубежища. Одно из них, находящееся под зданием на Кудринской площади, имеет площадь больше самой многоэтажки.

Жилой дом на Кудринской площади неспроста прозвали «домом авиаторов». В свое время помимо актеров и высокопоставленных чиновников квартиры в нем заняли мастера «небесных» профессий: авиаконструкторы, летчики-испытатели и космонавты.

Высотное здание на площади Красных Ворот возводилось под наклоном, так как его часть нависала над котлованом, который вырыли для строительства вестибюля метро. Грунт пришлось заморозить на глубину 27 метров, чтобы сохранить наклон. По окончании работ почва оттаяла, дав высотке принять вертикальное положение.


Фото: panoramio.com 16

Представляете - мусоропровод в жилых зданиях находился прямо на кухне! Многие современные жильцы замуровывают его дверцу из-за сложностей с очисткой.

Польский Дворец культуры и науки, а также здание Академии наук Латвии возводились по образу знаменитых сталинских высоток. Поэтому местные жители иногда называют их «советскими подарками».

Жилой комплекс «Триумф Палас» в Хорошевском районе внешне очень напоминает стиль, в котором были построены «семь сестер». Однако он не имеет никакого отношения к сталинским высоткам и был возведен уже в 2005 году.


Фото: lux-estate.ru

Место нахождения: Москва
Дата строительства: 1947 - 1957 годах
Семь зданий: здание МГУ (координаты: 55°42"11.0"N 37°31"50.4"E), гостиница «Украина» (координаты: 55°45"05.9"N 37°33"55.8"E), жилое здание на Кудринской площади (координаты: 55°45"32.2"N 37°34"50.6"E), здание МИД (координаты: 55°44"46.8"N 37°35"03.7"E), гостиница «Ленинградская» (координаты: 55°46"26.8"N 37°39"05.4"E), административно-жилое здание на пл. Красных Ворот (координаты: 55°46"10.7"N 37°38"57.7"E), жилое здание на Котельнической набережной (координаты: 55°44"49.6"N 37°38"34.5"E)

В начале 1947 года советское правительство приняло решение построить в центре города несколько высотных зданий. Спустя 10 лет, благодаря труду многих архитекторов и строителей, в российской столице появились семь оригинальных многоэтажек. Они давно превратились в один из популярных московских брендов и видны из разных частей Москвы .

Здание МГУ с высоты птичьего полёта

Что было запланировано

После окончания войны страна возрождалась из руин. Многие советские города были разрушены до основания, и архитекторы разрабатывали планы новой застройки. Москва тоже пострадала во время военных действий, потому что в 1941 году до нее долетали вражеские бомбардировщики.

Конечно, разрушения здесь были сравнимы с тем хаосом, который творился в городах Восточной и Центральной Европы. Все московские здания, которые получили повреждения от бомбежек, старались быстро восстанавливать, чтобы Москва выглядела, как и подобает столице великого государства.

И. В. Сталин хотел, чтобы главный город страны приобрел собственное лицо, поэтому он распорядился разработать проект нескольких больших многоэтажных домов. Проектировщики постарались, чтобы высотки заметно выделялись на фоне остальных московских зданий. Было запланировано строительство восьми многоэтажек, которые символизировали бы лучшие достижения советской архитектуры. Для их украшения решили применить островерхие шпили и скульптуры.

Вид на главное здание МГУ на Воробьёвых горах

История строительства

Реализацию нового проекта начали с торжественной закладки. Праздник прошел в 1947 году, в день, когда столица отмечала свое 800-летие. Грандиозные стройки начали одновременно в разных частях города. На восьми строй площадках трудилось много молодежи, но значительную часть работ выполняли заключенные, которыми в те времена руководил Лаврентий Берия.

Первой была построена высотка на Воробьевых горах, и в ней разместился главный корпус МГУ. Спустя чуть более 4 лет, в 1957 году в городе стояло семь похожих друг на друга стройных зданий. Они были возведены в необычном стиле, который позже стали именовать «советским ар-деко». Москвичи сразу назвали оригинальные постройки «семь сестер». Откуда взялось такое название, сказать трудно. Скорее всего так произошло потому, что по легенде Москва выросла на семи холмах.

Что осталось нереализованным?

Послевоенное восстановление страны потребовало так много сил и средств, что выполнить все намеченное до конца не удалось. Кроме семи высоток, в городе хотели возвести грандиозный Дворец Съездов. Для него выбрали площадку на месте разрушенного в 1930-е годы Храма Христа Спасителя . По проекту гигантское строение должно было подниматься на 100 этажей и иметь высоту 420 м.

Вид на здания МГУ с Менделеевской улицы

Масштабную стройку начали в 1939 году, но обессиленная войной страна не потянула ее. В 1960-е годы на площадке возле левого рукава Москвы-реки появился большой плавательный бассейн. Такие развлечения в городе были наперечет, поэтому в любое время года сюда приходило много народа. В 1994 году бассейн ликвидировали, а вместо него восстановили исторический храм.

Еще одна нереализованная высотка должна была стоять в Зарядье, рядом с Московским Кремлем . Архитекторы хотели возвести там административное здание в 32 этажа высотой 275 м. Вскоре после кончины вождя эту стройку заморозили, и на готовом стилобате поднялась многоэтажная гостиница «Россия», построенная по проекту архитектора Дмитрия Чечулина.

Она простояла здесь без малого 40 лет, пока не была закрыта. Работы по сносу гостиничного комплекса закончили в 2010 году. Сейчас в исторической части Зарядья, неподалеку от Красной площади раскинулся популярный у москвичей и туристов красивый ландшафтный парк.

Здание гостиницы «Украина» (современное название: Гостиница «Рэдиссон Ройал, Москва»)

Главный корпус университета

Самая высокая из семи знаменитых высоток поднимается на 240 м. При пасмурной погоде ее шпиль закрывает слой низких облаков. Примечательно, что по первоначальному проекту центральное здание МГУ должен был венчать не шпиль, а большая по размеру скульптура основателя университета – М. В. Ломоносова.

Первую высотку построили очень быстро - с 1949 по 1953 год. Вначале вырыли котлован 14 м и залили его бетоном. На стройке практически круглосуточно работало более трех тысячи рабочих, и для возведения невиданного в столице здания израсходовали 40 тысяч тонн стальных каркасов.

Когда высотка была готова, внутри нее разместили три факультета, научную библиотеку и университетский музей. Главный корпус стал одним из 28 зданий, принадлежавших МГУ. В актовом зале, который рассчитан на полторы тысячи мест, до сир пор проводят собрания университетского актива.

Здание гостиницы «Украина» в ночной иллюминации

Большое здание обрамляют два симметричных приземистых флигеля. Они отданы под студенческое общежитие и квартиры, в которых живут преподаватели университета. Большое количество помещений позволило разместить внутри кинотеатр, почту, фотоателье, организации бытового обслуживания и другие нужные МГУ службы.

Два высотных отеля

Вторая по высоте многоэтажка поднимается на 206 м и находится в самом начале Кутузовского проспекта. Она появилась самой последний из семи зданий - в 1957 году. Над проектом работала целая группа архитекторов. Опыта строительства гигантских зданий в стране практически не было, поэтому в ходе работ в первоначальные планы постоянно вносили коррективы.

Сначала высотку хотели сделать жилым 34-этажным домом и разместить в ней более 250 квартир. Потом решили, что удобнее будет иметь в этой части города большую гостиницу для приезжих. Гостиница «Украина» просуществовала до 2010 года и сменила хозяина. После капитальной реставрации здесь появился современный отельный комплекс.

Здание гостиницы «Ленинградская» (официальное название: Hilton Moscow Leningradskaya Hotel)

Самое маленькое из семи высотных зданий также занимает гостиница. Эта высотка украшает площадь трех вокзалов и хорошо видна с проходящих поездов. Она поднимается на 136 м и имеет 21 этаж.

Изначально в ней находилась гостиница «Ленинградская», которая была рассчитана на 349 номеров и считалась одной из лучших в стране. Приезжающие в город туристы могли остановиться в небольших однокроватных номерах и в шикарных трехкомнатных апартаментах класса люкс. Вот уже более 10 лет здание занимает современный отельный комплекс, которым владеет всемирно известная сеть отелей «Хилтон».

Многоэтажный дом на набережной реки

Еще до начала войны на Котельнической набережной приступили к строительству большого жилого дома. Первоначально его не планировали делать высотным. Во время войны стройку заморозили, а в 1948 год возобновили в новом качестве. За четыре года к зданию достроили еще 26 этажей, и оно поднялось на 176 м над рекой.

Жилой дом на Котельнической набережной

Внутри башни появилось 700 квартир, планировка которых сильно отличалась от того, что в те годы имели обычные советские граждане. В 1950-1970-е годы многие москвичи еще ютились в деревянных бараках и жили в полуподвальных помещениях. Обитатели новой высотки – начальство и заслуженные артисты въехали в многокомнатные апартаменты с просторными холлами и кухнями. Самые маленькие однокомнатные квартиры предназначались для дворников, которые обслуживали многоквартирный дом.

Помимо жилых помещений, в высотке находились магазины, почта и кинотеатр «Иллюзион». Совсем недавно в доме создали музей-квартиру выдающейся отечественной балерины Галины Сергеевны Улановой. Кроме мемориальных вещей, здесь хранится уникальная библиотека из 2,5 тысяч редких книг с дарственными надписями.

Жилая высотка рядом с Московским зоопарком

Многоквартирное здание на Кудринской площади состоит из трех частей. Главная секция поднимается на 154 м и имеет 24 этажа. Корпуса по бокам заметно ниже и разделены на 18 этажей. Внутри находится более 450 квартир. На каждом этаже в зависимости от площади располагается от одного до восьми жилых помещений. На всех этажах есть лифты. Самые верхние этажи – нежилые. Их сдают внаем коммерческим организациям.

Жилой дом на Кудринской площади

Здание министерства

Высотка, которую занимают сотрудники российского МИДа, стоит на Смоленско-Сенной площади, в центре города. От нее начинается любимая жителями города и туристами пешеходная улица Арбат. Здание поднимается на 172 м и имеет 27 этажей. На 114 м над землей закреплен огромный герб.

В 1953 году, когда стройку закончили, на доме не предусматривалось узкого шпиля. По легенде, это не понравилось руководству страны, и строители из прочных листов стали сварили остроконечный шпиль. Вначале металлическую конструкцию покрыли светлой охрой, но в наши дни она выкрашена под цвет стен здания. Поскольку полый металлический шпиль слишком легок, на него невозможно закрепить никакие элементы декора.

Административно-жилое здание у «Красных Ворот»

Последнее из столичных высотных зданий стоит рядом с Лермонтовской площадью. Оно имеет высоту 138 м, 24 этажа в центральной секции и по 11-15 этажей в корпусах, которые расположены по бокам. Все корпуса высотки связаны общим подвалом, но у них нет чердачного этажа. На первом этаже основного корпуса работает ресторан, а в левом части открыт детский сад.

Московские высотки. «Семь сестёр», «семь сталинских высоток»

Их семь – высотных зданий, построенных в Москве в конце 40-начале 50–х годов ХХ века. Их называют в народе «семь сестёр», или «сталинские высотки».

Некоторые специалисты считают, что архитектурным прообразом «пролетарских небоскрёбов» следует считать здания капиталистических небоскрёбов американского Манхэттена.

Одной из причин строительства высоток в Москве стало противостояние двух держав: Советского Союза и США в борьбе за мировое господство. Поэтому буржуазное название «небоскрёбы» заменили словом «высотки», а ровным плоскостям американских великанов противопоставили ступенчатые башни, украшенные шпилями. Высотки должны были символизировать мощь советского народа и олицетворять город будущего. Кроме того, вертикальные доминанты высоток должны были выделить основные ландшафтные точки Москвы.

Здание Московского университетана Воробьевых горах(одна из «семи сестёр»)

Всё началось в январе 1947 года. Тогда по предложению Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) Совет министров СССР принял постановление «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». В постановлении были описаны планы по строительству восьми высотных зданий. Все восемь московских высоток были заложены в один день, день восьмисотлетия столицы, 7 сентября 1947 года. Количество зданий должно было символизировать 800–летие Москвы. Одна высотка на столетие истории.

Но все заложенные в 1947 году здания начали строиться только в 1949 году. Всё это время проекты восьми высотных домов в Москве корректировались и утверждались.

Однако строительство одного из зданий, которое велось на месте снесённого района Зарядья в Китай-городе, было прекращено после смерти Сталина. Вместо так называемой восьмой сестры на её стилобате позднее была возведена гостиница «Россия», снесённая в свою очередь в 2006 году.

Высотки должны были стать окружением так и не возведённого до войны самого высокого здания в мире – Дворца Советов. Место для четырёхсотдвадцатиметрового монстра было освобождено после взрыва храма Христа Спасителя. К осуществлению проекта Дворца Советов власть планировала вернуться. О чем, собственно, и говорит решение строить уже после войны восемь высоток.

Высотные здания считаются вершиной послевоенного так называемого «сталинского ампира».

Первую высотку, здание МИД на Смоленской площади, построили ещё при жизни Сталина. Высота здания 172 м вместе со шпилем. 27–этажный «великан» при строительстве развернули в сторону открывающейся площади и уходящего в перспективу Бородинского моста. Дом должен был стать ориентиром Садового кольца и петли Москвы-реки. Здание наиболее сдержанно по декору и органично по композиции. В оформлении были использованы металлические решётки, обелиски и лепнина. Есть легенда, что последний этаж был бутафорским, потому что создатели не смогли доложить власти, что затраты на строительство здания были неверно рассчитаны. Но специалисты считают это не более чем досужим вымыслом.

Кстати, здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды. Зато на её фасаде был установлен огромный герб СССР. Он стал характерной особенностью высотки.

Затем в Москве выросла самая маленькая среди всех, но вторая «по рождению» высотка – 17–этажная гостиница «Ленинградская». Вместе с внушительной башней её высота составляет 136 метров. Гостиница поражала гостей своим внутренним убранством в стиле московского барокко. Кстати, именно за «архитектурные излишества» позже и поплатились её создатели архитекторы Леонид Михайлович Поляков и Александр Борисович Борецкий, которых генеральный секретарь Компартии Никита Сергеевич Хрущев оскорбительно лишил Государственных (Сталинских) премий.

Здание было построено с расчётом, что в будущем образует единую пространственную композицию с тремя вокзалами, завершая перспективу Комсомольской площади с юго-запада. Так в общем-то и получилось.

Следом пространство Москвы пополнилось высоткой на Котельнической набережной. Высотка на Котельнической замкнула перспективу от Кремля до слияния русла Москвы-реки и Яузы. Высотка гармонично вписалась в сложный ландшафт на стрелке двух московских рек. Она стала завершением перспектив небольших улиц и переулков, спускающихся по склонам холмов к излучине Яузы.

Центральный объём насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 м. В высотке расположены 540 квартир. К центральному объёму примыкает «старый», девятиэтажный жилой корпус, выходящий на Москву-реку. Он был построен ещё в 1940 году. Поэтому всего в здании получилось 700 квартир.

У высотки на Котельнической набережной была богатая внутренняя инфраструктура. В нём разместились большое количество магазинов и кафе, кинотеатр, почта, салоны красоты.

Центральный корпус дома украшен обелисками, скульптурными группами и фигурными парапетами. Три более низкие башни и боковые крылья защищают здание с флангов.

Высотный жилой дом на Кудринской площади в столице прозвали «Гастрономом». Здесь, как и в высотке на Котельнической набережной, помимо 452 квартир были размещены магазины, кинотеатры и гаражи. Здание четко подчеркивает перспективу Садового кольца и расходящихся от него радиальных улиц. Центральную 22–этажную восьмигранную башню в форме шатра венчает шпиль. Высота с башней и шпилем – 156 метров. Боковые крылья здания крутыми террасами и уступами окружают центральную часть и достигают 18 этажей. В декоре здания множество скульптурных композиций и барельефов.

Ещё одна высотка поднялась на Садово-Спасской улице. Выход из станции метро «Красные Ворота» расположен как раз в башне здания.

Административно-жилое здание состоит из 24–этажного центрального корпуса, в советский период его занимало министерство транспортного строительства, и двух жилых корпусов различной этажности (от 11 до 15 этажей). Все три корпуса, не имеющие наземных и чердачных переходов, связывает общий подвал.

Увенчанная шпилем центральная часть расчленена массивными пилястрами. Строгую композицию высотки оживляет наружный декор, в котором сочетаются классические элементы и древнерусские мотивы.

Самая скромная в плане художественного оформления высотка – это, пожалуй, гостиница «Украина». Она была построена с целью акцентировать важный участок по течению Москвы-реки. Здание открывает Кутузовский проспект – новую московскую магистраль, созданную в послевоенное время.

Центральная высотка достигает 29 этажей. Высота вместе со шпилем составляет 206 метров.

Абсолютным чемпионом среди московских высоток стало построенное на месте огородов деревни Воробьево в 1955 году 36–этажное здание Московского государственного университета. Его силуэт виден на большом расстоянии с различных точек города. Архитектурный комплекс Университета является главнейшей отправной точкой в зоне Воробьевых гор.

И хотя на рубеже ХХI века в столичное небо взвились новые высотные здания, «семь сестёр», или «семь сталинских высоток», остаются не только одним из привычных символов Москвы, но и стали яркими достопримечательностями ушедшего навсегда ХХ века.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Семь мудрецов На стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Они гласили: «Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера - важнее всего»; «Всему свое время»; «Главное в жизни - конец»; «В многолюдстве нет добра»;

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

автора Белов Александр Иванович

Семь врат Вот как дальше описывает храм кафиров Робертсон. Передний фасад этого храма имел семь ворот. Каждые из этих ворот были снабжены небольшой калиткой. Однако все семь врат открывались крайне редко. Очевидно, это происходило по большим праздникам или в случае войны,

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Семь богов Представление о семи божественных братьях-близнецах, покровителях людей, характерно для древнеперсидской мифологии. Имелись в виду божества, которые назывались дэвами. В иранских легендах рассказывается о том, как царь Ксеркс в V веке до н. э. разрушил

Из книги Неизвестная война. Тайная история США автора Бушков Александр

1. Семь пар нечистых Поскольку эта глава, в общем, не только об «идейных» чужеземцах, оказавшихся участниками Гражданской, а обо всех иностранцах, вовлеченных в войну, то начать следует с народа совершенно безыдейного.С наемников. Об этом как-то подзабылось, но

Из книги Почти серьезно автора Никулин Юрий Владимирович

СЕМЬ ДОЛГИХ ЛЕТ Многие люда пережили трагедию, но не о каждом писал ее Софокл. Станислав Ежи Лец Почти семь лет я не снимал с себя гимнастерку, сапоги и солдатскую шинель. И об этих годах собираюсь рассказать. О моей действительной службе в армии, о двух войнах, которые

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Невидимая битва автора Мальцев Сергей

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Семь царей Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний

Из книги Умирание искусства автора Вейдле Владимир Васильевич

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

автора Бойс Мэри

Семь божеств и семь творений Именно идея о «семи божествах» и стала главным новшеством учения Зороастра, хотя их основой были старые представления о происхождении мира. Сначала, как полагал Зороастр, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу) шесть

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Семь празднеств Непременной обязанностью, которую Зороастр возложил на своих последователей, стало ежегодное празднование семи больших праздников, посвященных Ахура-Мазде, шести Амэша-Спэнта и их семи творениям, Шесть из них, позднее известных как гахамбары, следовали

Из книги Без скидок на обстоятельства. Политические воспоминания автора Фалин Валентин Михайлович

Из книги Приватизация по Чубайсу. Ваучерная афера. Расстрел парламента автора Полозков Сергей Алексеевич

Семь претендентов Я не оговорился, именно кандидатом в кандидаты, так как по закону о выборах депутатов СССР выдвижение от коллектива еще не означало, что моя фамилия автоматом попадает в бюллетени для голосования. Необходимо было еще пройти через сито окружного

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства.

7 высоток Москвы

Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

1)МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34, м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
2)Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40, м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий 17 этажей, 136 м
3)Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1, м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц 24 этажа, 156 м
4)Гостиница «Украина» - «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1, м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
5)Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21, м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев 24 этажа, 138 м
6)Жилой дом на Котельнической набережной Котельническая набережная, д. 1/15, м. Таганская 1948-1952 гг. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский 26 этажей, 176 м
7)Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1, м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие 32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов.

Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.

Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов, так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя. Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.

Сталинки в других городах

Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.

Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений. Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы - по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!

Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин. Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы). Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских.

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику. По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу. Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов. Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.

Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь «Ленинградской» в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.

Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.

Сталинская высотка на Баррикадной

Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.

Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.

Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.

Мифы Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен. Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело - все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве
Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит. Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу. Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.


Самое обсуждаемое
Лучшие торговые центры парижа Лучшие торговые центры парижа
Что посмотреть в лос-анджелесе и когда лучше поехать на западное побережье сша в калифорнию Что нужно чтобы поехать в лос анджелес Что посмотреть в лос-анджелесе и когда лучше поехать на западное побережье сша в калифорнию Что нужно чтобы поехать в лос анджелес
Идеальный дворец фердинанда шеваля во франции Идеальный замок фердинанда шеваля Идеальный дворец фердинанда шеваля во франции Идеальный замок фердинанда шеваля


top