Друг Ротенбергов из «обоймы»: кто сменил Якунина на посту главы РЖД. Что изменилось в ржд за два года президентства олега белозерова Что говорят об РЖД

Друг Ротенбергов из «обоймы»: кто сменил Якунина на посту главы РЖД. Что изменилось в ржд за два года президентства олега белозерова Что говорят об РЖД

Чуть больше года прошло с момента назначения Олега Белозерова главой РЖД, а СМИ уже заговорили о его отставке. За время его правления выдающихся финансовых результатов железнодорожная монополия не продемонстрировала, важные реформы отложены. Зато доходы топ-менеджеров РЖД возросли на 47%.

Теперь, по мнению некоторых участников рынка, вернут в , причем поставят во главе ведомства (уходил оттуда Белозеров в 2015 году с должности заместителя министра). А железнодорожную монополию возглавит вице-премьер , ярко проявивший свои таланты железнодорожника во время кризиса пригородных перевозок в 2014 году. Тогда отменила много электричек из-за убыточности пригородных перевозок, что привело к народным волнениям во многих регионах, одни из самых массовых выступлений прошли в Псковской области.

"Тема обсуждалась несколько месяцев, но тогда информированные люди говорили, что все на уровне слухов, а сейчас они ждут назначения", - пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на свой источник.

Надо отметить, пресс-секретарь главы кабмина опровергла информацию о возможном назначении вице-премьера РФ Аркадия Дворковича на пост президента РЖД.

Петербургские бизнесмены из транспортной отрасли напоминают, что главное в возможных кадровых перестановках - это не назначение Дворковича (он и так уже входит с совет директоров железнодорожной монополии), а смена руководства в Минтрансе. О том, что хотят поменять, говорили уже давно. "И это давно нужно было сделать, - отмечают транспортные бизнесмены. - Один " чего стоит! Министр не отстаивает интересы отраслевых компаний, где такое видано?" А что касается смены руководства главы РЖД, то к этому событию бизнес относится нейтрально. "Белозеров или Дворкович, кто-то еще - я не жду от РЖД перемен к лучшему", - заметил один из собеседников "ДП".

На самом деле бизнесмены правы: что изменилось в РЖД с августа 2015 года, когда монополию возглавил Олег Белозеров? Прежде всего, изменилась риторика. Новый руководитель почти по всем темам высказывался в пику своему предшественнику . Например, Якунин настойчиво просил правительство нарастить субсидии, повысить тарифы, чтобы РЖД могла не сокращать пассажирские перевозки и развивать инфраструктуру. А Олег Белозеров заявил о готовности отказаться от субсидий, от чрезмерной индексации тарифов. Более того, Белозеров раскрыл свои доходы, а Владимир Якунин никогда этого не делал. Как он сам говорил, из-за опасений за безопасность семьи. Еще Белозеров провел кадровую чистку в правлении железнодорожной монополии.

В общем, начал Олег Белозеров оптимистично. Только вот результаты деятельности РЖД, отраженные в отчетности компании, немного расходятся со словами. Например, согласно отчетности, средний доход (зарплата и премия) каждого члена правления (а Белозеров один из них) компании по итогам первого полугодия 2016 года составили 7,4 млн рублей в месяц. При Владимире Якунине средний доход члена правления едва превышал 5 млн рублей в месяц. А вот динамика производственных показателей деятельности железной дороги так сильно не впечатляет. Пассажирские перевозки как падали при Якунине, так и продолжают падать - прежде всего из-за сокращения пригородных перевозок.

Объем перевозимых по железной дороге грузов, правда, растет, но очень медленными темпами - в среднем на 1,3% в месяц в сравнении с 2015 годом, по итогам сентября железная дорога перевезла 102 млн тонн грузов. Зато выручка растет заметно быстрее за счет увеличения тарифов - по итогам полугодия доход (по международным стандартам финансовой отчетности) увеличился на 8%, до 1040 млрд рублей.

Размер субсидий из федерального и местных бюджетов сократился всего на 1,4 млрд рублей, до 28,2 млрд рублей. При этом чистая прибыль РЖД за полгода увеличилась на 73%, до 45 млрд рублей.

Министр транспорта Максим Соколов доволен положением дел и хвалит своего бывшего подчиненного: по его мнению, благодаря грамотным управленческим решениям Белозерова обеспечена безубыточность деятельности РЖД при минимальном росте тарифной нагрузки.

Пересмотр тарифов РЖД забуксовал. Олег Белозеров выступил с инициативной скорректировать прейскурант (документ, свод формул для расчета стоимости перевозки), чтобы исключить субсидирование низкодоходных перевозок, в первую очередь угля (26% от всех перевозимых РЖД грузов), за счет перевозки более дорогих грузов. Подготовка нового прейскуранта затягивается, появление документа ожидается теперь не ранее 2020 года. А до этого момента предполагается вносить в прейскурант небольшие изменения.

Публично комментировать возможные кадровые перестановки в РЖД участники рынка не желают, но не исключают, что Олег Белозеров вполне может возглавить Минтранс, особенно после того, как получил бесценный опыт управления РЖД. Став министром, он сможет контролировать реформирование РЖД. "Ну, он хотя бы будет понимать, о чем идет речь", - резюмировал представитель одной из логистических компаний.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

ВСЕ ФОТО

Главой ОАО "Российские железные дороги" вместо Владимира Якунина, который якобы год назад стал послом и теперь может быть избран сенатором от Калининградской области, назначен первый замминистра транспорта РФ Олег Белозеров. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, слова которого приводит "Интерфакс" .

"Мною принято решение назначить вас руководителем акционерного общества "Российские железные дороги" с одновременным освобождением от должности первого заместителя министра транспорта Российской Федерации", - сказал Медведев. Он дал Белозерову указание сразу же приступать к исполнению обязанностей.

Премьер напомнил, что Белозеров в последние годы стал компетентным специалистом в сфере транспорта, он давно занимается автомобильными дорогами, а став первым заместителем министра транспорта, стал заниматься и железными дорогами.

"Завтра все приемы-передачи обязанностей будут исполнены. Я думаю, что вице-премьер Аркадий Дворкович, как председатель совета директоров компании РЖД, вас представит", - добавил Медведев.

Он указал, что деятельность РЖД в сфере пассажирских перевозок вызывает много замечаний. "Здесь нареканий очень много. Люди недовольны, что маршруты отменяются. С другой стороны, железная дорога должна за это деньги получать и не просто в убытке находиться, а иметь ресурсы для развития", - сказал премьер.

Напомним, ранее из-за долгов регионов перед компаниями-перевозчиками часть электричек в нескольких областях РФ была отменена . Их вернули только после разгромной критики президента Владимира Путина.

Белозеров поблагодарил Медведева за оказанное доверие. Он отметил, что железные дороги в целом отражают состояние нашей страны. "Вместе с правительством и коллективом РЖД мы сосредоточимся на продолжении повышения эффективности работы компании, в том числе, на социально-ориентированных направлениях, на перевозке грузов, на повышении скорости движения и на повышении эффективности инвестиций в отрасль", - сказал Белозеров, слова которого приводит ТАСС.

Якунин пока не прокомментировал назначение Белозерова. В ответ на звонки РБК Якунин написал СМС: "Идите к чёрту, у меня глубокая ночь!" На уточняющие вопросы, направленные по СМС, он не ответил.

Карьера Белозерова началась в Санкт-Петербурге

Уроженец Латвийской ССР Белозеров учился в Санкт-Петербурге. Он окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов в 1992 году по специальности "экономист". Затем с 1998 по 2000 год работал в ОАО "Ленэнерго": сначала заместителем коммерческого директора, потом коммерческим директором, начальником департамента по материально-техническому снабжению и транспорту.

У него уже есть опыт управления предприятием: с 2002 по 2004 год Белозеров был гендиректором ОАО "Российская топливная компания". Сейчас ему 45 лет.

В июле 2004 года Белозеров перешел в Федеральное дорожное агентство РФ, став его замруководителя, в ноябре возглавил ведомство. В 2009 году назначен заместителем министра транспорта РФ. В 2007-м, исполняя эту должность, он обещал россиянам ровные дороги без ям.

В мае 2015 года занял пост первого замглавы Минтранса, следует из его биографии, размещенной на сайте ведомства.

Как сообщалось, врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов, участвующий в выборной кампании на должность руководителя региона, выдвинул кандидатом в Совет Федерации теперь уже бывшего главу РЖД Владимира Якунина. Якунин согласился покинуть РЖД и зарегистрировался кандидатом в члены Совета Федерации.

Якунин имеет дипломатическое прошлое: он закончил шестилетнюю дипломатическую карьеру в 1991 году на посту первого секретаря постпредства СССР при ООН. Возглавил РЖД Якунин в июне 2005 года. В январе этого года он сказал, что может покинуть свой пост из-за требований опубликовать данные о доходах. Его конкурентами на пост сенатора от Калининградской области являются мэр Калининграда Александр Ярошук и действующий сенатор Олег Ткач. Чтобы стать сенатором, не проживая в Калининградской области, ему надо было получить ранг посла.

В прессе предполагают, что Якунина решено было сместить из-за того, что он неэффективно управлял госкорпорацией. Такого мнения, как следует из обзора портала InoPressa , придерживаются обозреватели Bloomberg. Кандидат в губернаторы Калининградской области от "Справедливой России" Павел Федоров назвал предполагаемый уход Якунина в Совет Федерации "почетной пенсией", цитирует его слова "Калининград.ру" .

Шесть лет назад СМИ сообщали о списке резервистов, которые могут быть назначены на ответственные посты в ходе кадровых перестановок. Белозерова в их числе не было. Зато был, к слову, находящийся ныне под следствием Леонид Меламед.

Министр транспорта «полетит» в места не столь отдаленные?

Как ранее предполагала The Moscow Post, в руководстве госмонополии РЖД назрели коренные перестановки. Ихз информированных источников стало известно, что пост президента Российских железных дорог займет вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович. Таким образом, зреющие слухи от отставке нынешнего главы РЖД Олега Белозерова подтверждаются. К этому все давно шло, учитывая «заработанную» Белозеровым репутацию.

Скандалы в РЖД

Коррупции при новом руководителе РЖД Олеге Белозерове меньше не стало. Зато повысилась зарплата начальника корпорации: за прошлый год топ-менеджер заработал 86,2 млн рублей.

Господин Белозеров в 2015 году заработал 86,2 млн рублей, сообщила железнодорожная монополия на своем сайте.

Интересно, что, согласно отчетности госкомпании, зарплата топ-менеджеров в четвертом квартале 2015 года выросла в 2,45 раза до 469,8 млн руб. Общая сумма расходов выросла с 373,3 млн до 553,5 млн руб. В годовом выражении вознаграждения выросли на 14,5% до 1,6 млрд руб.!

Отметим, что официальный доход бывшего главы госкомпании Владимира Якунина в РЖД составлял 4–5,5 млн рублей в месяц, в зависимости от числа командировок и других факторов. Это если не учитывать доходы контор его семьи, получающих заказы от РЖД.

Скажи мне, кто твой друг…

Карьера нового главы РЖД Олега Белозерова построена, как отмечают ряд экспертов, на дружбе с Аркадием и Борисом Ротенбергами.

Так, лояльность нынешнего главы РЖД к братьям позволила Ротенбергам войти в проекты по строительству скоростной автотрассы «Москва-Санкт-Петербург», федеральной трассы М-4 «Дон», М-11 «Нарва» и М-9 «Балтия» и т.д. Участники железнодорожного рынка поговаривают, что миллиардер хочет приватизировать часть РЖД, а Белозеров не против.

Олег Белозеров, глава РЖД

Белозеров познакомился с Аркадием и Борисом Ротенбергами в конце 1990-х годов, когда работал в «Ленэнерго». Ротенберги были совладельцами компании «Ростоппром», которую Белозеров возглавлял в 2002-2004 годах.

В конце апреля 2015 года подконтрольный РЖД негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Благосостояние» приобрел 38,63% акций строительной компании «Мостотрест» у компании Marc O’Polo Investments Ltd.

Офшор, как и сам «Мостотрест», подконтролен Аркадию Ротенбергу. Получается, что за почти 40% акций «Мостотреста» структура Ротенберга получила от фонда РЖД 10,04 млрд руб .

Интересно, что Белозеров в начале 1990-х стал партнером петербургского предпринимателя Андрея Кадкина.

Борис и Аркадий Ротенберги, российские миллиардеры

Господин Кадкин теперь известен тем, что в декабре 2012 года его арестовали по уголовному делу о хищении 48 млн руб. из денег на ремонт сетей тепло- и водоснабжения Петербурга. По версии следственного департамента МВД РФ, общий ущерб составил более 3 млрд руб. А в Тверском суде, который санкционировал арест Кадкина, представители обвинения аргументировали необходимость ареста тем, что Кадкин, в частности, «обладает обширными связями в госструктурах».

«Ленэнерго»

Работая в «Ленэнерго» с 1998 по 2000 годы, Белозеров одновременно входил в совет директоров и был миноритарным совладельцем (0,7%) петербургского Северо-Западного инвестиционно-финансового агентства, основным акционером которого (83,3%) было ОАО «Лагун». Бывшие работники этого агентства в своих резюме отмечали, что оно «эксклюзивно провело всю приватизацию предприятий Ленинградской области». Интересно, РЖД ждет та же судьба?

Ранее Белозеров уже заявлял, что РЖД проживет без дотаций . Большие зарплаты топ-менеджменту будут обеспечены за счет приватизации.

Отметим, что весь российский транспорт курирует в правительстве Максим Соколов. В структурах Минтранса под его началом происходят скандал за скандалом.

Дело о взятках

Около десяти сотрудников столичного Ространснадзора, в числе которых оказались начальник московского управления Игорь Суржик и глава Южного управления ведомства Игорь Высоцкий, подозреваются в получении взяток от нескольких транспортных компаний.

По версии следствия, за полученные денежные средства фирмам обеспечивалось особое покровительство: руководителям сообщали о планируемых проверках, а также освобождали от уплаты штрафов.

С обысками в главный офис Центрального управления государственного автодорожного надзора, расположенный на Ленинградском проспекте, стражи порядка нагрянули рано утром 28 сентября. Незадолго до этого к ним поступила информация, что группа сотрудников УГАДН занимается тем, что «крышует» ряд коммерческих компаний, занимающихся перевозками, как пассажирскими, так и грузовыми.

За это сговорчивое руководство фирм получало информацию о датах готовящихся внеплановых проверок. А если система давала сбой, и об «аудите» предупредить не удавалось, покровители помогали своим подопечным избежать штрафов. Уже установлено, что сумма взяток превысила миллион рублей, однако это не предел: блюстители закона полагают, что в ходе расследования эта цифра увеличится как минимум в два раза.

Также устанавливается весь список фирм, пользующихся «услугами» могущественных взяточников. К слову, СМИ удалось выяснить, что руководителям некоторых компаний поступали странные предложения о покровительстве. Однако, связаны ли они со скандалом в Ространснадзоре, пока не ясно.

Мне в июне этого года звонили по телефону незнакомцы, которые предлагали покровительство моей компании, - рассказал владелец одной из фирм, занимающихся грузоперевозками в столице. - Когда я уточнил, что включает в себя это понятие, звонящий сразу же стушевался и предложил встретиться лично. Тогда я сказал, что меня это не интересует и повесил трубку. Больше подобных звонков мне не поступало. Кстати, со слов коллег по «цеху», знаю, что и им поступали подобные предложения.

Безнадзорный надзор?

В свое время были арестованы и осуждены сотрудники Ространснадзора Тимергазеев и Семенов в связи с крушения теплохода «Булгария».

По версии следствия, они, будучи ответственными за предлицензионную проверку, дали положительное заключение о готовности компании–субарендатора «Булгарии» к соблюдению требований и условий лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.

Махинации в Росавтодоре

Сотрудники петербургского Управления Следственного комитета проводят обыски по уголовному делу, возбужденному в отношении замначальника управления земельно-имущественных отношений федерального дорожного агентства «Росавтодор». 39-летнего Тимофея Мещерякова обвиняют в получении взятки.

По версии следствия, с августа 2014 года по май 2016 года Мещеряков получил взятку в сумме 730 тыс. рублей, за общее покровительство при заключении, реализации и приемке выполненных работ по контрактам, заключенным с коммерческими структурами в указанный период времени .

Эксперты уличили руководство «Росавтодора» в лоббировании интересов Аркадия Ротенберга при строительстве моста через Керченский пролив.

Вскоре субподрядчиком этого проекта может стать «Мостотрест», а генподрядчиком является «Стройгазмонтаж». Обе эти компании подконтрольны Ротенбергу, выяснил корреспондент The Moscow Post.

Коррупционные скандалы при строительстве моста через Керченский пролив продолжаются. В лоббизме оказалось заподозрено руководство Федерального дорожного агентства министерства транспорта Российской Федерации («Росавтодор»).

«Стройгазмонтаж» и подконтрольное «Росавтодору» учреждение «Управление дорогами «Тамань» подписали контракт на строительство моста через Керченский пролив.

Уже известно, что «Стройгазмонтаж» возьмет на себя чуть более половины работ по контракту общей суммой 228,3 млрд. руб. Самое интересное, что у этой компании нет опыта строительства мостов.

Иными словами, госзаказ как минимум на 114,15 млрд. руб. выполнит структура без опыта работы в сфере мостостроительства.

Сомнительная диссертация

Двадцатого августа исполняется два года с того момента, как молодой технократ из Минтранса Олег Белозеров возглавил РАО «РЖД», сменив на посту Владимира Якунина. Эксперты считают, что особых достижений за это время компания не продемонстрировала: важные реформы отложены, старые проблемы остались неразрешенными. В госкомпании также, как и раньше, замечены неэффективные траты. Главным же достижением Российских железных дорог, пожалуй, можно считать разве что возросшие доходы топ-менеджеров.

Круговая порука?

В начале августа Ространснадзор опубликовал итоги проверки подмосковных электричек. Связано это было с произошедшим в апреле этого года инцидентом, когда в районе Кунцево столкнулись пассажирский электропоезд и грузовой состав. В результате аварии за медицинской помощью обратились 30 человек, восемь госпитализированы. Проверка выявила многочисленные нарушения работы электропоездов, в частности, тормозных и противопожарных систем. Обнаружились и проблемы с «формальными» ремонтами электричек в мотовагонных депо РЖД. Другими словами, для полумиллиарда пассажиров, которые в год пользуются услугами московских электропоездов, столь тесное знакомство в РЖД может быть попросту небезопасным.

При этом в Российских железных дорогах заявляют, что только в 2016 году инвестировали 16 млрд руб. в обновление парка пригородных поездов, закуплено 232 новых вагона, выполнен капремонт 877 вагонов на 2,6 млрд руб.

По словам главы «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова , заказчик не мог не замечать отсутствия необходимого ремонта. Такое положение может быть следствием «либо коррупции, либо служебного несоответствия, либо речь идет о круговой поруке в ремонтном комплексе АО «РЖД» и ЦППК».

Нерыночный характер отношений

Вместе с тем деньги РЖД тратит, словно руководство госкорпорации и не слышало про экономию. Профессиональные аудиторы «Делойт» (Deloitte) выяснили , что одна лишь оптимизация расходов позволила бы Российским железным дорогам сэкономить от 95 до 130 миллиардов рублей по итогам 2016 года.

РЖД, например, расточительно на закупках. Средний размер скидки по контрактам составляет всего 1,8%, а это худший показатель среди крупнейших госкомпаний. Аудиторы сочли, что низкая эффективность тендеров может быть следствием «потенциальных сделок с заинтересованностью».

Аудиторы считают, что нерыночный характер отношений между заказчиками в РЖД и претендентами на госзаказ прослеживается как на стадии подготовки конкурсной документации, так и на этапе конкурсного отбора.

Еще одной возможностью снижения расходов для Российских железных дорог могла бы стать оптимизация штата. В компании слишком раздут управленческий аппарат, его сокращение на 4% помогло бы госкорпорации сэкономить еще порядка 25–60 миллиардов рублей. Вот только прислушается ли к советам аудиторов руководство РЖД?

Аффилированный бизнес

В то же время монопольные интересы РЖД растут, и выглядят они порой достаточно сомнительно. Так, компания «Тринфико пропети менеджмент» намеревалась приобрести 100% «УВЗ-логистик» (входит в транспортную группу «Уралвагонзавода») в интересах НПФ «Благосостояние», учрежденного РЖД. При этом финансовое состояние вагонного оператора близко к критическому. «УВЗ-логистик» должен материнской компании 24,4 млрд рублей, еще 91,5 млрд рублей составляет долг оператора и банкам, в частности Газпромбанку и Сбербанку. Таким образом «Тринфико пропети менеджмент» после покупки взял бы на себя налоговую нагрузку более 120 млрд рублей.

Но интрига в этой сделке, конечно, присутствовала. «УВЗ-Логистик» владеет 27,5 тысячами единиц железнодорожного подвижного состава. Приблизительная доля компании на рынке - 5,7%. В свою очередь, «дочка» РЖД - Федеральная грузовая компания, имеет 72,8 тысяч единиц подвижного состава, а это 15% от внутреннего рынка. Таким образом, приобретя оператора, РЖД бы легче диктовать другим участникам рынка свои условия. Впрочем, покупка не удалась: антимонопольная служба отказала структурам РЖД в приобретении «УВЗ-Логистик». ФАС счел, что в этом случае у РЖД появится возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия предоставления железнодорожного подвижного состава.

Деловые люди

Стоит сказать и о том, что деятельность менеджмента РЖД привлекает внимание правоохранительный органов. Так, Генеральная прокуратура начала в РЖД доследственную проверку, через месяц после начало которой был уволен начальник департамента управления имуществом РЖД Павел Потопов . При этом есть вероятность, что в будущем РЖД покинет и еще один топ-менеджер - первый замглавы Петр Кацыв . Его сын Денис в США не вылазит из судов, активы Кацыва-младшего на 24 млн долларов арестованы . Денис Кацыв - собственник компании Prevezon Holdings, которая была заподозрена в выводе из России денежных средств. Нелады с законом у семьи Кацывов есть не только в США, но и в Израиле. Тамошние правоохранителей подозревают, что Кацывы занимались «отмыванием».

Источники успеха

Но, может, специфическая активность менеджмента госкомпании не так и важна, главное как работает РАО «РЖД». Цифры на первый взгляд впечатляют. За 2016 год чистая прибыль РЖД по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) увеличилась на 25,8% до 10,294 млрд руб. Доходы увеличились на 7,1%, до 2,133 трлн руб., операционные расходы - на 9,4%, до 2,095 трлн руб.

Правда, эксперты не усматривают тут больших поводов для радости. Бодрые показатели РЖД не совсем связаны с талантливым менеджментом Олега Белозерова. Например, ставка НДС на пассажирские перевозки была снижена с 18 до 10%, а с 2017 года вообще составила 0%. Вот и один из секретов прибыли.

Кроме того, государственная поддержка РЖД осталась. В прошлом году в капитал перевозчика было внесено 25 млрд рублей, в 2015 году более 121 млрд рублей в и немногим менее 29 млрд рублей - в 2014 году.

При этом, как уже сообщала газета «Наша версия», известно, что в этом году тарифы монополии выросли на 6%. И это на 2% больше, чем прогнозируемая инфляция. Кроме того, у компании есть налоговые льготы по налогу на имущество, что также дает немалую экономию средств.

В этой связи как-то нелогичным выглядит заработок Олега Белозерова, который за прошлый год составил свыше 170 млн рублей, увеличившись в два раза по сравнению с 2015 годом. Ведь по большому счету в работе РЖД с пришествием Олега Белозерова мало что изменилось: траты, как и прежде, остаются неэффективными, зарплаты топ-менеджмента высокими, а бизнес аффилирован с нужными людьми.

Для обычных же россиян все осталось неизменным и стабильным. Билеты на поезда дороги, в расписании электричек по-прежнему нет уверенности, а вагоны электропоездов за редким исключением остаются старыми и грязными. Теперь, правда, после отчета Ространснадзора пассажиры стали еще и задумываться, а насколько вообще безопасно в этих электричках ездить?

Олег Белозеров назначен гендиректором – председателем правления компании, говорится в опубликованном 20 ноября распоряжении правительства.

На прошлой неделе постановлением правительства также были внесены изменения в устав РЖД – должность президента РЖД была упразднена, вместо нее руководит компанией теперь гендиректор. При этом срок полномочий увеличен с трех до пяти лет. Это было сделано по инициативе самой РЖД, говорит один из федеральных чиновников. Изменения в устав РЖД нужны для приведения наименования руководителя компании «в соответствие с национальными традициями корпоративного управления в сфере железнодорожного транспорта и с европейской железнодорожной корпоративной практикой», говорится в сообщении РЖД. А увеличение срока полномочий до пяти лет «вызвано необходимостью планирования и реализации основного объема инвестдоговоров с учетом сроков проектирования и строительства по ним».

Представители Росимущества, Минтранса, Минэкономразвития, курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича не стали комментировать назначение Белозерова. Получить комментарии представителя премьер-министра Дмитрия Медведева не удалось.

Предыдущий контракт с Белозеровым еще не истек – президентом РЖД он стал в августе 2015 г., сменив на этом посту Владимира Якунина. Контракт с ним истекал только в августе будущего года.

Одной из основных задач, поставленной правительством перед Белозеровым, было повышение эффективности работы РЖД . В 2013–2014 г. компания была убыточной (по МСФО), но вернулась к прибыли уже на следующий год. Грузооборот у РЖД неуклонно растет с 2009 г., а вот пассажирооборот после трехлетнего падения вернулся к росту только в 2016 г.

Основная причина выхода РЖД в прибыль – снижение расходов. Только в 2017 г. затраты были оптимизированы более чем на 60 млрд руб., говорил Белозеров на прошлой неделе.

В 2018 г., по словам Белозерова, РЖД планирует сократить расходы на 80 млрд руб., производительность труда увеличить на 5%. Инвестиционная программа монополии до 2025 г. при таких условиях составит 5,8 трлн руб., пояснил Белозеров. По словам министра транспорта Максима Соколова, чистая прибыль РЖД в 2018 г. прогнозируется в размере 15 млрд руб., а к 2020 г. – 70 млрд руб.

Досрочное продление контракта и увеличение его срока связано, видимо, с тем, что у правительства нет нареканий к Белозерову, комментирует аналитик «Атона» Михаил Ганелин. По его мнению, период работы Белозерова президентом РЖД запомнился готовностью компании искать способы ограничения роста тарифов, прежде всего за счет повышения собственной эффективности. Успехом нового топ-менеджера Ганелин также считает и то, что компании удалось вовремя запустить проект Московского центрального кольца.

В числе основных достижений Белозерова – повышение клиентоориентированности РЖД, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Компания активно борется за возвращение грузов на железную дорогу, продолжает эксперт. Кроме того, при Белозерове компания перешла к формированию долгосрочных отношений с ключевыми клиентами. «Это особенно заметно в сегменте перевозок нефтеналивных грузов, где РЖД удалось в 2017 г. значительно замедлить отток грузов с железной дороги и вернуть часть их с водного транспорта, а на 2018 г. добиться от нефтяных компаний частичного возврата объемов из трубы на железную дорогу», – отмечает Бурмистров. В списке достижений также внедрение электронных форматов продажи услуг в сегменте грузовых перевозок.

Растет скорость грузовых перевозок, увеличивается парк локомотивов, передал «Ведомостям» через представителя президент группы компаний «Новотранс » Константин Гончаров. «Брошенных» поездов становится меньше. Улучшилось качество инфраструктуры, растет пропускная и провозная способность сети дорог», – добавляет топ-менеджер. Белозеров «более открыт и всегда готов к конструктивному диалогу с участниками рынка, что позволяет оперативно решать возникающие вопросы», отмечает Гончаров.

«Среди неудач можно отметить низкое качество прогнозов грузовой базы. Например, бизнес-план РЖД на 2017 г. не предполагал масштабного роста перевозок и погрузки угля», – замечает Бурмистров.

Новый, более длительный контракт с Белозеровым логичен, считает Бурмистров: «Учитывая масштабы РЖД, любые изменения не могут быть быстрыми». Но пока у РЖД все еще нет долгосрочной стратегии – ее разработка и должна стать основной целью Белозерова на ближайшие годы, думает эксперт.

В подготовке статьи участвовала Маргарита Папченкова


Самое обсуждаемое
Что посмотреть в лос-анджелесе и когда лучше поехать на западное побережье сша в калифорнию Что нужно чтобы поехать в лос анджелес Что посмотреть в лос-анджелесе и когда лучше поехать на западное побережье сша в калифорнию Что нужно чтобы поехать в лос анджелес
Идеальный дворец фердинанда шеваля во франции Идеальный замок фердинанда шеваля Идеальный дворец фердинанда шеваля во франции Идеальный замок фердинанда шеваля
Идеальный замок фердинанда шеваля Идеальный дворец почтальона шеваля Идеальный замок фердинанда шеваля Идеальный дворец почтальона шеваля


top