Церковь в комягино расписание службы. Откуда на Комягинской церкви масонская лучезарная дельта? Адрес, телефоны и схема проезда

Церковь в комягино расписание службы. Откуда на Комягинской церкви масонская лучезарная дельта? Адрес, телефоны и схема проезда

Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 году в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I сослан в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1721 году, пострижен в монашество с именем Иоанникия. Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье. Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. Вход на колокольню сделан в толще стен. Первоначально к трапезной с севера примыкал второй придел свт. Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, разобранные в середине XVIII века. Некогда украшавшие северный придел "муравленые" изразцы почти полностью утрачены. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной литургией.

В конце 20-х годов ХХ века храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Лишь в 1955 - 1961 годах храм реставрировался государством. К 1980 году была проведена повторная реставрация. В результате всех реставрационных работ храм был покрыт медью, главы покрыты двухцветным деревянным лемехом. В 1980-х годах в помещении храма размещалась мастерская по изготовлению керамики. В 1991 году храм был передан Церкви. Первая служба состоялась в 1992 году на Рождество Христово.

По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/



Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 г., в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье.

Кирпичный, безстолпный, пятиглавый храм с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. Первоначально с севера находился второй придел Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, которые были разобраны в середине XVIII века. Четверик храма завершен двумя ярусами кокошников. В декоре храма важное место занимают разные кирпичные обрамления окон и порталов. Колокольня храма типа «восьмерик на четверике». Вход на колокольню сделан в толще стен. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной Литургией. Иконостас главного храма был деревянный тябловый, состоящий из пяти ярусов икон письма XVII века, а в приделе прп. Макария Желтоводского - из трех ярусов, тоже с древними иконами.

Владелец села Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I был сослан в Кирилло-Белоозерский монастырь в 1721 г., пострижен в монашество с именем Иоаникия. В 1728 г. селом владел внук Н.И. Акинфова Николай Акинфов. В 1729 г. село приобрел В.И. Лопухин, а у него в 1749 г. село купил граф А.П. Бестужев-Рюмин. В 1680 г. при храме числился поп Потап; в 1704 г. - священник Иван Герасимов; в 1720 г. - священник Иван Иванов; в 1887 в храме служил священник Владимир Стефанович Разумовский; в 1825 г. - Сергей Феодорович Костин.

На протяжении почти трехсот лет этот дивный храм служил духовным нуждам людей, но в 1929 г. «новые хозяева жизни» храм закрыли, варварски разграбили его, иконы XVII века выставили в ближайший овраг, безследно исчезли старинные кресты - мощевики, хоругви, которых в храме было немало (согласно имеющейся описи 1924 г.). Планомерное разворовывание и разрушение храма велось местными жителями и членами колхоза «Красный Октябрь»: была снята железная кровля, обрешетка с крыш, выпиливались прутья из ограды, добывали и кирпичи из стен на личные нужды. Спасла храм от совершенного разрушения реставрация государством в 1950-х годах под руководством В.Д. Давида. Акт технического осмотра, сохранившийся доныне, передает ужасающую картину: трещины в сводах, разрушенные кокошники, разрытые полы. В процессе реставрационных работ были заделаны трещины, восстановлены кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал оскверняться. Был в нем и магазин, и склад, и танцплощадка, и просто отхожее место.

В 1980 г. была проведена повторная реставрация под руководством Б.Л. Альтшуллера, видного архитектора и реставратора. Была восстановлена лепнина, резьба на наличниках окон и порталов, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом. До 1992 г. здесь находилась мастерская по изготовлению керамики.

В январе 1992 г. после многолетнего перерыва состоялась первая Божественная Литургия, началось возрождение храма тщанием жертвователей и трудами прихожан. Храм в селе Комягино - один из древних в Пушкинском районе, люди приезжают сюда из Москвы и Пушкино, Щелково и Мытищ, Королева и Ивантеевки. При храме открыта Воскресная школа для детей. За 15 лет, прошедших с момента открытия, храм приобрел прежнее величие и красоту. Иконостас, роспись и интерьер создают особое молитвенное настроение. 19 сентября 2002 г. храм был освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Ювеналием.

http://agios.itkm.ru/20774



Думный дворянин и стольник Петра Великого Никита Иванович Акинфов в 1678 году построил в подмосковном Комягино каменную церковь во имя преподобного Сергия Радлнежского. Она практически в неизменном виде дожила до наших дней и отметила недавно своё 300-летие. Сегодня храм почитают как самый древний в Пушкинском районе. Практически до середины ХVII века в этих глухих местах, похоже, постоянно не жил никто, а по крутым берегам Скалбы стояли непроходимые леса. Местность именовали пустошью. Так бы и продолжалось дальше неопределённое количество лет, если бы семья Акинфовых в 1646 году не получила "с царского плеча" эти безлюдные земли и не засеяла их своими крестьянами, специально переселёнными сюда из Костромских, Владимирских и Вологодских вотчин. Местность стали постепенно обживать, но какая жизнь без православного храма? И вот стольник царского двора Никита Иванович Акинфов решает построить в селе каменный храм. Некоторые краеведы считают, что какое-то время существовала здесь деревянная церковь, но чёткие свидетельства того отсутствуют, а потом стоит понимать, что Никита Акинфов слыл богатым человеком и мог себе позволить построить сразу каменный храм. Всего за четыре года - с 1674 по 1678-й - храм был построен. Его освятили во имя преподобного Сергия Радонежского, который, по преданию, однажды останавливался в этих местах. Два церковных придела спустя сто лет освятили: один - во имя святителя Макария Желтоводского и Унженского, а второй - во имя Григория Нисского Чудотворца (позже он будет снесён). До наших дней в алтаре церкви на одном из белокаменных блоков стены сохранились имена людей, так или иначе причастных к строительству. Но кем были эти люди, где жили и как строили этот удивительный храм, увы, остаётся загадкой. Инициатором и главным спонсором строительства церкви выступил Никита Иванович Акинфов. Официально годом рождения Комягино считается 1646 год, когда Акинфовы переселили сюда часть своих крепостных крестьян. Но некоторые краеведы утверждают, что в писцовых книгах село упоминается гораздо раньше, а именно в 1584 году, правда, именуется оно по-другому - "пустошью Коняево". История двух населённых пунктов - Сергиево и Комягино подмосковные краеведы черпают из одного источника - из книги "Исторические материалы о церквях и сёлах ХVI-ХVIII ст.", написанной братьями Василием и Гавриилом Холмогоровыми и изданной в 1886 году в Москве. Из текста следует, что "сельцо Сергиево" появилось на месте "пустоши Комягино". Но если мы взглянем на старые карты, то увидим, что сёла Сергиево и Комягино существовали одновременно, пока постепенно второе не поглотило первое.

Шли годы, менялись владельцы села. Неизменным оставался только величественный храм, выстроенный Никитой Ивановичем. Всё изменилось после прихода к власти большевиков. Церковь была закрыта в 1929 году. Из рассказов местных жителей следует, что всё накопленное столетиями было просто вынесено наружу и свалено в соседний овраг, включая старинные иконы ХVII века, хоругви, мощевики... В здании в разные годы размещались то сельский магазин, то клуб, то склад. Храм постепенно разрушался, но в 1955 году некие разумные люди во власти решили привести его в порядок как объект архитектурного наследия. Внешний облик храма восстанавливали в течение шести лет под руководством Льва Артуровича Давида. Были заделаны трещины, отремонтированы кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и дальше храм продолжал использоваться не по назначению и, естественно, продолжал ветшать. В 1980 году была проведена повторная реставрация уже под руководством другого известного архитектора Бориса Львовича Альтшуллера. Была восстановлена старинная лепнина порталов и наличников окон, купола покрыли двухцветным лемехом из дерева.

Храм был возвращён верующим в 1991 году. Из него выселили располагавшуюся здесь керамическую мастерскую, привели в порядок внутренние помещения. На праздник Рождества Христова 1992 года священник, назначенный в этот храм, Александр Бекещенко отслужил первую Божественную литургию в возрождённом храме. В том виде, в каком мы можем видеть его сегодня, храм предстал лишь 19 сентября 2002 года. В этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение храма. Архитектура церкви преподобного Сергия Радонежского весьма примечательна. Чувствуется, что к моменту начала её строительства Акинфовы уже приобрели богатый опыт, ведь на собственные средства они построили несколько храмов в разных своих вотчинах от Владимира до Москвы. Изначально церковь стояла на высоком фундаменте, сложенном из огромных каменных валунов. Один из них до сих пор "выглядывает" из-под земли у западной стены храма. Со временем строение медленно оседало, и фундамент практически полностью сравнялся с поверхностью земли.

Храм ассиметричный, бесстолпный, пятиглавый, высокий четверик увенчан двумя ярусами кокошников. Апсида - трёхчастная. С западной стороны к храму примыкает колокольня, представляющая собой традиционный восьмерик на четверике и увенчанная высоким шатром с тремя рядами слухов. Она отличается мощными стенами и напоминает крепостную башню. Ярус звона оформлен в виде ротоды с проёмами и килевидными карнизами. Роскошный шатёр с тремя рядами слухов завершают глухой барабан и небольшая главка с крестом. Слуховые окна обрамляют полуколонны, на которые опираются треугольные фронтоны. Все фасады храма отличаются довольно витиеватым декором, который принято называть "стилем Алексея Михайловича". Окна и порталы оформлены резными полуколоннами и многопрофильными карнизами. В притворе сохранилась оригинальная кладка порталов, частично восстановленная в ходе реставрационных работ. Стена храма, обращённая на запад, украшена изразцами авторской работы и мозаичной иконой преподобного Сергия Радонежского. Два больших полукруглых окна, довольно необычные для храмовой архитектуры, ранее служили входами на крытую паперть. Высокие и узкие окна чеитверика, расположенные в три этажа, оформлены в общей стилистике - они обрамлены затейливо украшенными полуколоннами и завершаются килевидными карнизами. Два ряда килевидных кокошников служат своеобразной границей между четвериком и пятиглавием. Кокошники меньшего размера окружают каждый из барабанов с четырёх сторон. Вся конструкция придаёт зданию храма воздушность и устремлённость вверх.

Вообще Сергиевская церковь - это характерный тип посадских и вотчинных церквей, распространённых в ХVII веке. К тому времени русские зодчие стали активно применять так называемый крещатый свод, опиравшийся не на мощные внутренние колонны-столпы, а прямо на стены храма. Как раз таким сводом и перекрыт основной объём Сергиевского храма. Все пять главок стоят на глухих барабанах, которые не сообщаются с внутренним пространством. Ко времени завершения строительства, уже катилась к закату мода на шатровый тип храмовой архитектуры, вот и в Комягино шатровое завершение имеет лишь колокольня. Внутри храм выглядит очень небольшим, камерным, однако намоленность этого компактного помещения ощущает всякий, вошедший под его своды. В притворе церкви - два больших полукруглых окна. Ранее на их месте были выходы на крытую паперть. Мощный портал ведёт в главный придел храма, освящённый во имя Сергия Радонежского. При реставрации была бережно сохранена и частично восстановлена старинная кладка из красного кирпича в виде фигурных колонн и арки над входом. Двери поменьше ведут в придел свт. Макария Желтоводского и Унженского. Трапезная храма также разделена на две части - большую и меньшую. Иконостас главного придела деревянный, трёхъярусный, ранее, до 1929 года, он был пятиярусным, с иконами, написанными в ХVII веке, и если приглядеться, то на стене видны кронштейны, на которые крепились два верхних ряда икон, ныне утраченных. Между двумя приделами прорублена дверь, створки её расписаны современными прихожанами в старорусском стиле. Стены и своды украшены фресками на библейские темы. В храме находится икона преподобного Серафима Саровского - едва ли не единственная уцелевшая от прежних времён святыня. После закрытия и разорения в 1929 году она пропала. И лишь в конце 1990-х после того, как храм возродился к жизни, её вернула одна местная жительница Комягино, в семье которой икона хранилась все эти годы безвременья.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №245, 2017 г.



Церковь Сергия Чудотворца каменная построена в селе Сергееве в 1678 г. В переписных книгах Московского уезда Бохова стана под 1678 г. написано: «за стольником Никитою Ивановичем Акинфовым родовая вотчина отца его село Сергиево, а в селе церковь каменная, причетников у той церкви нет».

Новопостроенная церковь Сергия Чудотворца с теплою трапезою и приделами св. Макария Желтоводского Чудотворца и св. Григория Нисского Чудотворца была освящена в 1679 г. и обложена данью, которая собиралась «с жилых церквей» в патриаршую казну… по указной статье 14 алтын 2 деньги, заезда гривна. За последующие 1680 - 1739 гг. Сергиевская церковь писалась в приходных книгах казенного приказа «церковь Сергия Чудотворца с приделами в селе Сергееве, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова».

При досмотре церковных земель в Радонежской десятине в 1680 г. священник церкви Сергия Чудотворца, что в селе Сергиеве, Потап с причетниками сказкою объявил, что «церковная земля к той церкви не отведена и не обмежевана и он, поп, не владеет, а вместо той церковной земли думный дворянин Никита Иванович Акинфов дает ему, попу Потапу, с причетники годовую денежную и хлебную ругу».

Во владении окольничего Н. И. Акинфова находилось, по данным сказкам 1719 г., поместья и вотчин в разных уездах 3622 чел. крестьян и 8330 четвертей с осьминой земли. Он имел от первого брака с Феодорою сына Григория и дочь Анну, бывшую замужем за князем Г. Д. Юсуповым-Княжевым, а от второго брака с Аксиньею Абрамовною Лопухиною сына Канбара, сосланного в Сибирь; у последнего был сын Николай.

В 1720 г. Никита Акинфов, находясь под следствием «в его императорского величества деле», содержался под караулом в петербургской крепости; в это время у него были отписаны все имения на великого государя. «17 марта 1721 г. по именному указу его величества и по розыску из Преображенской канцелярии он, Акинфов, по старости послан в Кириллов монастырь, что на Бело-озере, для пострижения и в том монастыре велено быть ему в братстве до кончины живота неисходно; а в поместьях и вотчинах, которые за ним были, предоставлено Акинфову учинить наследником кого он хочет».

Никита Иванович согласно высочайшего указа делает наследником ко всему своему имению родного внука Николая Канбарова Акинфова, подает об этом челобитную в Юстиц коллегию 27 апреля того же года и затем поступает в монастырь под именем Иоанникия. Узнав об этом лейб-гвардии майор князь Г. Д. Юсупов-Княжев и находя распоряжение тестя своего Никиты Акинфова неправильным, подает от себя челобитную в Юстиц коллегию, в которой он указывает: «в 1721 г., государь, Никита Иванович Акинфов по должности своей родительской обещал дочери своей, а моей жене княжне Анне половину отдать своих деревень… а ныне помянутый Акинфов показал всем своим деревням наследника внука своего Николая Канбарова сына Акинфова, которого отец за вины с наказанием кнутом сослан в ссылку и деревни его взяты на ваше величество, а которые деревни он, Канбар, получил в приданное за первою и второю женами и те деревни ныне во владении у Николая с мачехою его. Прошу вашего величества не вели потому его Акинфова челобитью учинить наследником внука его Николая, а вели, государь, за мою службу и по первому его Никитина обещанию учинить наследницу дочь Никитину, а мою жену княгиню Анну, понеже помянутого Николая отец Канбар был меньшой брат моей жены и был от другой Никитиной жены сын, а других наследников к тем деревням ближе моей жены никого нет».

К этому делу, производившемуся в Вотчинной коллегии, были представлены письма монаха Иоанникия Акинфова к своей дочери княгине Анне Юсуповой-Княжевой о лишении наследства внука своего Николая за непочтительность и расточительность. Потом дело рассматривалось в Сенате в 1725 г. и по решению оного определено: из всего имения, принадлежавшего Н. И. Акинфову 3 части отдать в наследство его дочери княгине Анне Никитичне Юсуповой-Княжевой, а 1 часть оставить во владении жены родного внука его Федора Григорьевича вдовы Ирины Исленьевой.

В 1728 г. вследствие прошения Николая Акинфова дело о правах наследства снова было рассмотрено Сенатом, и по решению оного все родовые имения Акинфова были отданы в наследство упомянутому родному внуку Николаю Петровичу (Канбарову) Акинфову, от которого в 1729 г. село Сергиево-Комягино перешло по купчей крепости к Василию Аврамовичу Лопухину, а у него куплено в 1749 г. графом Алексеем Петровичем Бестужевым-Рюминым. При Сергиевской церкви были священники: Иван Герасимов 1704 г., Иван Иванов 1720 г.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

Думный дворянин и стольник Петра Великого Никита Иванович Акинфов в 1678 году построил в подмосковном Комягино каменный храм Сергия Радонежского . Он практически в неизменном виде дожил до наших дней и отметил недавно свое 300-летие. Сегодня Сергиевская церковь в Комягино считается не только самой красивой, но и самой древней в Пушкинском районе Подмосковья

Храм Сергия Радонежского с Комягино строили всего четыре года - с 1674 по 1678-й. Его освятили во имя преподобного Сергия Радонежского, который, по преданию, однажды останавливался в этих местах.

Два церковных придела спустя почти сто лет освятили: один - во имя святителей , а второй - во имя .

До наших дней в алтаре церкви, на одном из белокаменных блоков стены сохранились имена людей, так или иначе причастных к строительству. Но кем были эти люди, где жили и как строили этот удивительный храм, увы, остается загадкой.


Храм был закрыт властями в 1929 году. Из рассказов местных жителей следует, что все накопленное столетиями было просто вынесено наружу и свалено в соседний овраг, включая старинные иконы XVII века, хоругви, мощевики... В здании в разные годы размещались то сельский магазин, то клуб, то склад.

Храм постепенно разрушался, но в 1955 году некие разумные люди во власти решили привести его в порядок, как объект архитектурного наследия. Внешний облик храма восстанавливали в течение шести лет под руководством известного реставратора Льва Артуровича Давида (1914-1994). Были заделаны трещины, отремонтированы кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал использоваться не по назначению и, естественно, продолжал ветшать.

В 1980 году была проведена повторная реставрация уже под руководством другого известного мастера Бориса Львовича Альтшуллера (1926-1998). Была восстановлена старинная лепнина порталов и наличников окон, купола покрыли двухцветным лемехом из дерева.

Возрождение Сергиевского храма

Храм, как и многие его собратья в России, был возвращен верующим в 1991 году. Из него выселили располагавшуюся здесь керамическую мастерскую, привели в порядок внутренние помещения. На праздник Рождества Христова 1992 года молодой священник Александр Бекещенко отслужил первую Божественную литургию в возрожденном храме.

Однако на то, чтобы восстановить былое величие и красоту, понадобилось еще десять лет. В том облике, в каком мы можем видеть его сегодня, храм предстал лишь 19 сентября 2002 года. В этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение храма.


Саша Митрахович 05.09.2018 07:17


Архитектура храма Преподобного Сергия Радонежского в Комягино весьма примечательна. Изначально церковь стояла на высоком фундаменте, сложенном из огромных каменных валунов. Один из них до сих пор «выглядывает» из-под земли у западной стены храма. Со временем строение медленно оседало, и фундамент практически полностью сравнялся с поверхностью земли.

Сергиевский Храм асимметричный, бесстолпный, пятиглавый, высокий четверик увенчан двумя ярусами кокошников. Апсида - трехчастная. С западной стороны к храму примыкает колокольня, представляющая собой традиционный восьмерик на четверике и увенчанная высоким шатром стремя рядами слухов.

Северный придел освящен во имя . Еще один придел - во имя - был разобран в середине XVIII века вместе с крытой папертью, примыкавшей к церкви с запада. Северная паперть сохранилась.

Все фасады храма отличаются довольно витиеватым декором, который принято называть «стилем Алексея Михайловича». Окна и порталы оформлены резными полуколоннами и многопрофильными карнизами. В притворе сохранилась оригинальная кладка порталов, частично восстановленная в ходе реставрационных работ.

Сергиевская церковь - это характерный тип посадских и вотчинных церквей, распространенных на Руси в XVI-XVII веках. К тому времени русские зодчие стали активно применять так называемый крещатый свод, опиравшийся не на мощные внутренние колонны-столпы, а прямо на стены храма. Как раз таким сводом и перекрыт основной объем Сергиевского храма. Все пять главок стоят на глухих барабанах, которые не сообщаются с внутренним пространством.

Ко времени завершения строительства уже катилась к закату мода на шатровый тип храмовой архитектуры, вот и в Комягино шатровое завершение имеет лишь колокольня.


Саша Митрахович 06.09.2018 06:49


Внутри храм Сергия Радонежского в Комягино выглядит очень небольшим, камерным, однако намоленность этого компактного помещения ощущает всякий, вошедший под его своды.

В притворе церкви - два больших полукруглых окна. Ранее на их месте были выходы на крытую паперть. Мощный портал ведет в главный придел храма, освященный во имя святого . При реставрации была бережно сохранена и частично восстановлена старинная кладка из красного кирпича в виде фигурных колонн и арки над входом.

Двери поменьше ведут в придел свт. Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца.

Трапезная храма также разделена на две части - большую и меньшую. Возможно, раньше этой бросающейся в глаза асимметричности не ощущалось, но после того как разобрали придел во имя и паперть, примыкающую к ней, пространство с северной стороны значительно сократилось.

Иконостас главного придела деревянный, трехъярусный. Ранее, до Октября, он был пятиярусным, с иконами, написанными в XVII веке, и если приглядеться, то на стене видны кронштейны, на которые крепились два верхних ряда икон, ныне отсутствующих.

Между двумя приделами прорублена дверь, створки ее расписаны современными прихожанами в старорусском стиле.

С. Комягино.

Село Комягино, Сергиево тож, на р. Скалбе было родовой вотчиной Ивана Акинфова. Его сын, стольник Никита Иванович Акинфов, в 1678 г. построил ныне существующую каменную церковь Преподобного Сергия Радонежского с тёплой каменной трапезной , в которой были устроены приделы Преподобного Макария Желтоводского и Святителя Григория Назианзина.

Храм освящён в 1679 г.

У Никиты Ивановича от первого брака были сын Григорий и дочь Анна (вышла замуж за князя Григория Дмитриевича Юсупова-Княжово), от второго брака, с Аксиньей Абрамовной Лопухиной, родился сын Кан-бар (Пётр). Он впоследствии был наказан кнутом и сослан в Сибирь. У него был сын Николай.

В 1720 г. Никита Иванович находился под следствием в Санкт-Петербурге , в крепости. Его вотчины были отписаны на государя.

В 1721 г. он по великой старости был послан в Кирилло-Белозерский монастырь для пострижения, а в поместьях предоставлено учинить наследником, кого он хочет. Никита Иванович объявил наследником внука Николая Канбаровича Акинфова и 27 апреля того же года поступил в монастырь, где вскоре был пострижен с монашеским именем Иоанникий. Князь Г.Д. Юсупов заявил права на половину села, как обещанного Н.И. Акинфовым дочери.

В 1725 г. дело рассматривалось в Сенате. Три части села отданы Анне Юсуповой, четвёртую решено оставить во владении Ирины Ивановны Исленьевой, вдовы Фёдора Григорьевича (внука Н.И. Акинфова).

В 1728 г. дело пересмотрели вследствие прошения Николая Акинфова и отдали ему все сёла деда. От Николая Петровича (Канбаровича) Акинфова село по купчей перешло к Василию Авраамовичу Лопухину (1711-1757), сыну казнённого брата царицы Евдокии Фёдоровны, Авраама Фёдоровича. В.А. Лопухин был женат на графине Екатерине Павловне, урождённой Ягужинской (ум. 1738). Он получил образование в 1-м кадетском корпусе, при императрице Анне Иоанновне сражался с турками под знамёнами графа Миниха, при Елизавете Петровне в чине генерал-майора участвовал в войне со шведами.

В 1751 г. награждён орденом Святого Александра Невского и вскоре пожалован генерал-аншефом. В Семилетнюю войну находился в армии графа Апраксина, в битве при Гросс-Егерсдорфе командовал левым крылом армии, которое смяли превосходящие силы пруссаков. Израненный генерал пытался остановить дрогнувших русских, при отступлении он был захвачен врагами, что заставило гренадеров атаковать и отбить пруссаков. Он скончался в тот же день. О смерти генерала Лопухина было сложено много песен, которые солдаты пели ещё в войну 1812 г.

В 1749 г. село было куплено графом Алексеем Петровичем Бестужевым-Рюминым (1695-1767). Он получил хорошее образование в Копенгагене и Берлине; затем с разрешения поступил в Ганноверскую службу, с 1721 по 1740 г. занимал пост резидента в Копенгагене. В это время он оказал важные услуги императрице Анне, выкрал из Кильского архива завещание Екатерины I и приобрёл доверие Бирона, который и провёл его в кабинет-министры в видах противодействия Остерману.

Падение Бирона низвергло и Бестужева, 17 января 1741 г. он был приговорён к четвертованию, но казнь заменили ссылкой в деревню.

В конце того же года враги Остермана, граф Головкин и князь Трубецкой, вызвали Бестужева в Петербург. Воцарение Елисаветы Петровны доставило ему должность вице-канцлера.

Возведённый в 1745 г. в графское достоинство Римской империи, Бестужев явился поборником "системы Петра Великого", то есть союза с Австрией, воевавшей в то время против Франции и Пруссии. Сильная при воцарении Елизаветы франко-прусская партия, с маркизом Шетарди во главе, употребляла все усилия, чтобы низвергнуть Бестужева. Но интриги врагов не удались; он после высылки Шетарди из России в 1744 г. был назначен канцлером и в 1746 г. заключил союзный договор с Австрией.

Новая перегруппировка держав, благодаря которой Англия сделалась союзницей Пруссии, а Франция - Австрии, подняла престиж Бестужева как дальновидного политика. Его сношения с великой княгиней Екатериной Алексеевной, которой он предполагал в случае воцарения её супруга дать участие в управлении, дали врагам Бестужева повод обвинить его в государственном преступлении.

В 1759 г. Бестужев был приговорён к смертной казни, но помилован и сослан в его можайскую вотчину, с. Горетово. Екатерина II по воцарении тотчас возвратила его из ссылки, особым манифестом восстановила его честь, пожаловала в генерал-фельдмаршалы и всегда оказывала большое уважение. Но Бестужев уже не пользовался влиянием и провёл последние годы не у дел, среди семейных неприятностей, вызванных "развратной и неистовой жизнью" его сына Андрея.

Граф Бестужев-Рюмин был женат на дочери русского резидента в Гамбурге Анне Ивановне (умерла 15 Декабря 1761 г.), кроме сына Андрея (за беспутное поведение, по просьбе отца, был заточен в монастырь, умер в 1768 г., без потомства) и сына Петра, умершего молодым, других детей не имел.

Алексей Петрович умер 10 апреля 1767 г. Бестужев представляет отрадное явление среди дипломатов XVIII в., когда продажность была "введена в закон. Он не запятнал себя никакими... осязательными доказательствами милостивого расположения иностранных дворов" и был сторонником союза с Австрией в искреннем убеждении, что этот союз необходим для России, и что, напротив, усиление Франции и Пруссии нарушает её государственные интересы. Широко образованный, интересовавшийся химией и медициной, он в то же время был верующим человеком и в своём изгнании утешался подбором "избранных из Священного писания изречений в утешение всякого неповинно претерпевающего христианина".

В середине XIX в. селом владел П.М. Мещанинов. Его отец Маркел Демидович, именитый гражданин, брал на откуп торговлю вином в Москве, в 1781 г. выбыл из купцов в военную службу. В 1792 г. он подал прошение о возведении в дворянство (такое право ему давал гражданский чин надворного советника, соответствовавший по «Табели о рангах» военному чину подполковника), жалованная грамота императрицы Екатерины II утверждена в 1801 г. императором Александром I .

В 1890 г. усадьбой в Комягино владел Семён Васильевич Лепёшкин (ум. 1913), сын Василия Семёновича и Варвары Яковлевны Лепёшкиных, до 1880-х гг. владевших Вознесенской мануфактурой. Он был высокообразованным человеком, учился за границей, закончил образование в Дрездене, придерживался либеральных взглядов, сочувствовал революционерам и даже оказывал им материальную поддержку. Заметная фигура в области городского управления, он много лет состоял гласным Московской городской думы, редактировал её "Известия", являлся одним из создателей Кустарного музея, написал очерк о кустарных промыслах Северного Кавказа.

Совместно с В.И. Орловым он заложил основы земской статистики. Семён Васильевич состоял в Московском юридическом обществе, в совета Коммерческой академии наук, в Обществе пособия нуждающимся студентам, несколько раз избирался гласным Московской городской думы, был товарищем (заместителем) городского головы.

В 1877 г. он купил на собственные средства дом в Филипповском переулке и устроил общежитие для студентов Московского университета, обеспечив его содержание соответствующим капиталом. Согласно уставу, общежитие выполняло научно-образовательные, воспитательные и бытовые функции.

В начале 1881 г. состоялось его официальное открытие. Общежитие было рассчитано всего лишь на 40 студентов, зато представляло собой в полной мере благотворительное заведение, предназначавшееся для бедных студентов, которые жили здесь на полном пансионе.

С.В. Лепёшкин умер в 1913 г., завещав университету 200 тыс. руб. "для содержания в строгом согласии с уставом комитета бесплатных квартир для беднейших из достойнейших студентов... и для бесплатного продовольствия их сытной и здоровой пищей".

От усадьбы в Комягине до нашего времени дошли только отдельные деревья парка. Храм Преподобного Сергия Радонежского был закрыт в конце 1920-х гг., после смерти последнего настоятеля, священника Введенского (его матушка Александра Сергеевна работала в селе учительницей, в войну 1941-1945 гг. отдала свой дом у церкви под детский сад, сама жила на кухне).

В 1955-1961 и в 1980 гг. реставрировались фасады храма.

В 1991 г. он возвращён верующим.

Поблизости от Комягина, в Верхнем Грибове, сохранилась каменная часовня Илии Пророка, закрытая и перестроенная под дачу в советское время.

В Церковь преподобного Сергия Радонежского в Комягино

Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 г., в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье.



Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.

Первоначально с севера находился второй придел Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, которые были разобраны в середине XVIII века. Четверик храма завершен двумя ярусами кокошников.


В декоре храма важное место занимают разные кирпичные обрамления окон и порталов. Колокольня храма типа «восьмерик на четверике».

Вход на колокольню сделан в толще стен. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной Литургией. Иконостас главного храма был деревянный тябловый, состоящий из пяти ярусов икон письма XVII века, а в приделе прп. Макария Желтоводского - из трех ярусов, тоже с древними иконами.
Владелец села Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I был сослан в Кирилло-Белоозерский монастырь в 1721 г., пострижен в монашество с именем Иоаникия. В 1728 г. селом владел внук Н.И. Акинфова Николай Акинфов. В 1729 г. село приобрел В.И. Лопухин, а у него в 1749 г. село купил граф А.П. Бестужев-Рюмин.
В 1680 г. при храме числился поп Потап; в 1704 г. - священник Иван Герасимов; в 1720 г. - священник Иван Иванов; в 1887 в храме служил священник Владимир Стефанович Разумовский; в 1825 г. - Сергей Феодорович Костин.
На протяжении почти трехсот лет этот дивный храм служил духовным нуждам людей, но в 1929 г. «новые хозяева жизни» храм закрыли, варварски разграбили его, иконы XVII века выставили в ближайший овраг, бесследно исчезли старинные кресты - мощевики, хоругви, которых в храме было немало (согласно имеющейся описи 1924 г.). Планомерное разворовывание и разрушение храма велось местными жителями и членами колхоза «Красный Октябрь»: была снята железная кровля, обрешетка с крыш, выпиливались прутья из ограды, добывали и кирпичи из стен на личные нужды.

Спасла храм от совершенного разрушения реставрация государством в 1950-х годах под руководством В.Д. Давида. Акт технического осмотра, сохранившийся доныне, передает ужасающую картину: трещины в сводах, разрушенные кокошники, разрытые полы. В процессе реставрационных работ были заделаны трещины, восстановлены кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал оскверняться. Был в нем и магазин, и склад, и танцплощадка, и просто отхожее место. В 1980 г. была проведена повторная реставрация под руководством Б.Л. Альтшуллера, видного архитектора и реставратора. Была восстановлена лепнина, резьба на наличниках окон и порталов, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом. До 1992 г. здесь находилась мастерская по изготовлению керамики.
В январе 1992 г. после многолетнего перерыва состоялась первая Божественная Литургия, началось возрождение храма тщанием жертвователей и трудами прихожан. Стала налаживаться приходская жизнь. Храм в селе Комягино -один из древних в Пушкинском районе, люди приезжают сюда из Москвы и Пушкино, Щелково и Мытищ, Королева и Ивантеевки. Особо любят здесь освящать свой брачный союз молодожены. При храме открыта Воскресная школа для детей.
За 15 лет, прошедших с момента открытия, храм приобрел прежнее величие и красоту. Иконостас, роспись и интерьер создают особое молитвенное настроение. 19 сентября 2002 г. храм был освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Ювеналием.




Особо торжественные дни в храме:
18 июля - Обретение мощей прп. Сергия Радонежского
7 августа - Память прп. Макария Желтоводского
8 октября - Преставление прп. Сергия Радонежского

Как найти церковь преподобного Сергия Радонежского

Адрес и телефон храма : Московская обл., Пушкинский р-н, с. Комягино.
Как доехать общественным транспортом : От ст. "Пушкино" Яросл. ж/д авт.№ 47, от г. Ивантеевка Яросл. ж/д авт.№ 6
Как доехать на машине : Из Москвы по Ярославскому ш. до поворота на Красноармейск, далее до поворота на Ивантеевку через с.Левково.
Расписание богослужений : Пятница, суббота: 8:00 Утреня,Часы,Литургия.
Воскресные и праздничные дни: 8:30 Часы, Литургия.
Накануне Всенощное бдение в 16:00

Впервые село Комягино , расположенное в Пушкинском районе Московской области, упоминается в Списке с писцовой книги 1584 - 1586 годов как пустошь Коняево Бохова стана Московского уезда. Пустошь вместе с селом Пушкино на Уче исстари принадлежала митрополичьим землям.

В те давние времена этот край покрывал густой первобытный лес и доподлинно известно, что одним из наиболее распространенных промыслов здесь было бортничество . В декабре 1490 года, в год своего возведения на митрополичью кафедру, митрополит Зосима Брадатый (ум. в 1496 г.) пожаловал в Боховом и Радонежских станах некоторых своих митрополичьих бортников землями и деревнями. Среди этих бортников - предводителей крупных артелей сборщиков мёда и воска, были имена неких Андрейки и Ивашки Коняевых : «Се яз Зосима, митрополит всея Руси, пожаловал есмь… своих митрополичьих бортников Андрейка Коняева, да брата его Ивашка… церковными пречистой Богородицы и своими митропольскими землями» (См.: Материалы по истории крестьян в России XI - XVII вв.: Сборник документов. Л., - 1958. С. 48).

Известно, что вид поместного пожалования земли был формой оплаты труда митрополичьих служилых людей, подобно «земельному окладу» служилых людей великого князя. Поместье давалось «до живота» и после смерти владельцев возвращалось во владение митрополита. Повсеместно в Подмосковье земли получали свои названия от имен их владельцев. Так на карте появилось Коняево, позднее, претерпев ряд изменений, превратившееся в Комягино.

Каменная церковь, освященная во имя Сергия Радонежского в селе Комягино впервые упоминается в переписных книгах Московского уезда Бохова стана за 1678 (7186) год.

Современный вид храма:
Точно известно, что храм был построен в 1678 году и в следующем, 1679-м освящен и обложен церковной данью. В приходной книге Патриаршего приказа говорилось: «В нынешнем 187 году января 9 дня, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобного Сергия Радонежского в московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж того пустошь Комягино, на речке на Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова» (См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах. Вып.5. Радонежская десятина. - М., 1886 ).

По обычной практике, населенный пункт нередко менял свое первое наименование в случае постройки в нем церкви. Интересно, что в приведенном выше документе указывается, что церковь была «новопостроена» в сельце Сергееве, что намекает на существование до каменного - деревянного храма.

Сергиевский храм в Комягино отличается не только стройностью пропорций, но и редким совершенством форм.
По мнению многих исследователей, храм в Сергеевском-Комягине является одним из лучших образцов древнерусского каменного зодчества во всем Подмосковье.

Я бы, пожалуй, поставил в один ряд с этой церковью только Благовещенский храм в селе Тайнинском (об этом храме см.: ).

Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом преподобного Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.
Основной четверик вытянут по оси север-юг, что существенно увеличивает ширину храма для лучшего обозрения прихожанами деталей священнодейства.

Интерьеры храма:

Вот две фотографии Сергиевского храма, сделанных в начале ХХ века и его описание 1887 года.

«Из местрики №260, составленной в 1887 году священником о. Владимиром Степановичем Разумовским видно, что в алтаре на стене у окна имеется закрашенная белилами резная надпись, которую без снятия краски трудно разобрать. Церковь имеет в длину 11 саженей, в ширину - 8 саженей, в вышину - около 20 саженей и находится на горе и от села отделена оврагом, она построена из кирпича на известковом растворе, ход на колокольню сделан в толще стены, в стенах имеются железные связи. Средняя глава светлая и все пять глав покрыты черепицею; для входя имеются две двери с западной стороны, северных и южных дверей нет, двери обделаны кирпичными колонками и тягами; в стенах есть голосники, пол лещадный, а около дверей выстлан чугунными плитами; в главном храме в южном предолтарии помещается ризница, а в северном кладовая; иконостас главного храма нового устройства о шести ярусах, окрашен голубою краскою, по местам вызолочен; стены холодной церкви расписаны иконописным письмом, но записей в времени росписи не имеется, теплая же церковь не расписана. В иконостасе помещена старинная икона Препод. Сергия и кроме того в церкви из древних предметов имеются: Ковчег из олова и плащаница из шелковой материи с надписью: «писан сей образ лета 7222 (1714 г.), совершена месяца июня в 7-й день» (См.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. 1. - М., 1907. С. 97 ).

В 1929 году храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было утрачено. Иконы XVII века были выброшены в овраг. По распоряжению правления ближайшего колхоза «Красный Октябрь» с храма были сняты железная кровля, обрешетка с крыш, вынуты прутья из ограды.

Фотографии 1953 года (

Лишь в 1955 году государство обратило внимание на тяжелое положение памятника культуры. С 1955 по 1961 г. под руководством известного архитектора-реставратора Л. А. Давида памятник был восстановлен.
Но затем последовало новое осквернение храма. В 1976 году отреставрированная церковь вновь была разорена. К 1980 году под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера была проведена повторная реставрация бесценного памятника.



top