Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь - pharmateacher. Путешествие в антониево-дымский монастырь Антониево дымский монастырь и святое озеро время

Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь - pharmateacher. Путешествие в антониево-дымский монастырь Антониево дымский монастырь и святое озеро время

Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь - действующий монастырь не далеко от города Тихвин Ленинградской области. Фактически находится в Бокситогорском районе.

Монастырь основан предположительно в середине XIII в. Основатель - святой, преподобный Антоний Дымский (по официальному разрешению великого князя Александра Невского).

В 1611 г., в период Смутного времени, монастырь был разорен шведами во главе с командующим Якобом Понтуссоном Делагарди.

Монастырь был закрыт в 1919 г. Существует версия, по которой для разгона священнослужителей монастыря был пригнан броневик. И впоследствии населенный пункт, который ранее носил название "Дымская" был переименован в "Красный броневик".

В советский период стены монастыря разбирались на кирпичи, которые отправляли на продажу. Так же в этот период было уничтожено монастырское кладбище.

После ВОВ в сохранившихся сооружениях монастыря размещалась лечебница для душевнобольных.

Восстановление монастыря началось в 1994 г., когда на камне у озера, где некогда по приданию молился преподобный Антоний Дымский, был установлен деревянный крест. В 2000 г. началось восстановление главного храма монастыря. В 2008 г. в монастырь из были возвращены мощи святого Антония. В 2011 г. у озера на месте деревянной часовни в честь основателя монастыря была возведена каменная.

(это фото из инета)

Это один из древнейших монастырей Северной Руси. Его история насчитывает почти восемь веков, в течении которых были и нашествия иноплеменников, и периоды разорения и запустения, и периоды расцвета и славы. Три раза монастырь закрывался, три раза был полностью разрушен, три раза чудесно восставал из праха и пепла.

Преподобный Антоний родился в начале 13 века в Новгороде в благочестивой семье. Рано почувствовав влечение к иноческой жизни, он пришел в Хутынский монастырь, где через некоторое время получил монашеский постриг. Ища пустынного уединения, Преподобный вскоре ушел на берега Дымского озера, поставил на холме келью, а на озере обрел большой камень — валун, едва выглядывающий из воды. Святой приплывал к камню на лодке и, долго молился на нем.

Главная легенда монастыря рассказывает нам о подвиге преподобного Антония, о так называемом столпищенстве на водах. Стоя на камне, отягощенный веригами и железной шляпой, преподобный молил Бога дать живущему здесь народу веру. Сейчас на том месте установлен крест, а рядом с ним в воде находится тот самый молитвенный камень. Он стал почитаемой святыней.

На берегу есть часовенка, откуда виден крест.

Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Впоследствии возник особый обычай плавать вокруг камня с молитвой Преподобному. Утвеождается, что многие люди исцелялись этим благодатным купанием. Считается так же, что это помогает обрести веру и душевное равновесие. Поэтому построили специальный вход в воду, лестничку такую:

Знаменательно, что большинство посмертных чудес святого Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере.

В келье на холме, в каждодневной молитве провел он немало лет, пока молва о подвижнической жизни одного из первых северных отшельников не привела к нему людей, желающих разделить его подвиги. Так было положено начало самому монастырю.

Преподобный Антоний, умер на 67 г. жизни. Тело святого было положено в устроенной им церкви, где в 1370 г, через 100 лет после его смерти, было найдено нетленным.

Сейчас мощи св. Антония находятся в церкви, им можно поклониться.

Что касается монастыря...

Еще в 1409 году обитель была полностью разрушена татарами, внезапно вторгшимися в новгородские пределы, а в 1611 году монастырь подвергся опустошительному разорению шведов. Во время секуляризации монастырских земель обитель была упразднена и вновь открыта только в 1794 году.

При советской власти монастырь разделил участь почти всех российских обителей. Местные жители до сих пор рассказывают, как для разгона монахов пригнали броневик.
В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».
Много лет в монастыре была психиатрическая больница, впоследствии монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат «Глинозем».

В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием - «Красный броневик».
Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

После войны в единственном оставшемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение.
В последние десятилетия в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В конце 1950-х годов он был окончательно разобран.

Началом возрождения монастыря стал крест, установленный в 1994 году у святого камня на Дымском озере. А 17/30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был возрожден и имеет статус приписного скита Тихвинского монастыря.

Это - братский корпус, здесь живут монахи. Я не видела ни одного. Только священника в храме.

Главной и пока что единственной архитектурной достопримечательностью Антониево-Дымского монастыря является храм Антония на водах. Он действующий, освящен был в 2001 году. Хотя до сих пор ведутся восстановительные работы, и снаружи, и внутри храм очень красивый и уютный.

Другой каменный собор монастыря - церковь Святой Троицы - сейчас только восстанавливается.

Рядом с церковью видны штабели кирпичей.

Деньги на восстановление здесь собираются весьма оригинальным методом.
Рядом с кирпичами стоит ящичек для пожертвований на восстановление и лежат маркеры.
Каждый, кто сделал пожертвования на восстановление храма, может написать на кирпиче свое имя.


(это фото не мое)

Как добраться до Антониево-Дымского монастыря

Выезжаете из Тихвина по улице Карла Маркса по направлению к Вологде. Едете минут десять по трассе, переезжаете железнодорожный путепровод и видите указатель направо «Атониево-Дымский монастырь». Сворачиваете, там еще километра три и приезжаете прямо к монастырю.

Доехать до монастыря можно и автобусом, направление — Бокситогорск или Пикалево, ост. Галично (затем 3 км пешком).

В Ленинградской области на расстоянии 20 километров от города Бокситогорска находится мужской Антониево-Дымский монастырь. Он относится к числу наиболее древних обителей нашей страны, и о его основании рассказывают не столько архивные документы, сколько дошедшие до наших времён легенды. Расположена эта монашеская пустынь в деревне Красный броневик, название которой напоминает смиренным инокам о временах, когда многим из их предшественников представилась реальная возможность стяжать венцы мучеников за веру.

Основатель древней обители

Исследователи утверждают, что не сохранилось никаких исторических памятников, подтверждающих существование монастыря ранее XVI века, и, тем не менее, предание приписывает его основание преподобному Антонию, поселившемуся в Новгородских землях около 1240 года. Говорят даже, что ещё до революции в обители хранилась грамота, пожалованная князем Александром Невским, но затем, она бесследно исчезла, как и многое из того, что монахи почитали своими бесценными реликвиями.

То же предание гласит, что основатель монастыря отошёл ко Господу в 1274 году, и его тело было погребено возле клироса, им же построенной церкви святого Антония Великого. Когда столетие спустя могилу вскрыли, то мощи были обретены нетленными, и источавшими благоухание, после чего их поместили в открытую раку, размещённую в церкви.

Злодеяния хана Едигея

Далее следует рассказ о том, что в 1409 году мужской православный монастырь, основанный преподобным Антонием, подвергся нашествию татарского хана Едигея и был полностью разорён. Однако, предвидя несчастье, монахи надёжно укрыли в земле мощи святого, а все ценности, включая железную шапку и вериги, которыми он изнурял плоть, опустили на дно Дымского озера.

Там же схоронили от супостатов колокола и позлащенные кресты куполов. Надо признать, что подобная информация вызывает некоторые сомнения, поскольку, согласно летописям, хан Едигей до Новгородских земель не дошёл, но тем не менее легенда вполне созвучна народному эпосу и живёт уже много веков.

Разорение монастыря шведами

Более достоверные, то есть подтверждённые архивными данными сведения относятся к 1578 году, когда после разорения шведами Валаамского монастыря часть уцелевших иноков переселилась на берег Дымского озера, где некогда была обитель, разорённая, по утверждению иноков, ханом Едигеем. Именно эти вынужденные переселенцы и возродили Антониево-Дымский монастырь. Однако злая судьба не отступилась от них и на новом месте.

Доподлинно известно, что в 1611 году шведские войска под командованием воеводы Якова Делегарди тщетно пытались штурмовать Успенскую мужскую обитель в Тихвине и, потерпев поражение, выместили злобу на плохо защищённом и лишённом каких-либо фортификационных сооружений Антониево-Дымском монастыре.

В результате недавно отстроенные храмы и кельи были сожжены, а уцелевшие иноки разбрелись по окрестным лесам, где ютились в землянках и шалашах. Спустя несколько лет те из них, кому оказалось не по силам отшельническое житьё, подались на Волхов и присоединились к братии Васильевского монастыря, остальные же навсегда сгинули в лесных чащобах.

Благодеяния первых царей из рода Романовых

Казалось, что на этом история Антониево-Дымского монастыря должна была бы закончиться. Но судьба распорядилась иначе. В 1626 году царь Михаил Фёдорович, идя навстречу ходатайству митрополита Филарета, повелел возродить к жизни столь много претерпевшую на своём веку обитель. По государеву указу на берега Дымского озера из нескольких северных монастырей были присланы иноки, ставшие первыми насельниками возрождённой обители.

Когда же на российский престол взошёл сын Михаила Фёдоровича ─ государь Алексей Михайлович, то, радея о спасении собственной души, он внёс в монастырскую казну щедрые пожертвования, что позволило возвести в нём первые каменные сооружения. Однако и тут злой рок неумолимо преследовал братию. В 1687 году монастырь вновь сгорел, но на этот раз не по вине чужеземцев, а по нерадивости самих монахов. Пришлось всё отстраивать заново.

Судьба обители в XVIII и XIX веке

Наступивший вскоре XVIII век мало чем порадовал насельников Антониево-Дымского монастыря. Если его первую половину удалось кое-как прожить (правда, с большими потерями от рекрутских наборов Петра I), то при государыне Екатерине II, проводившей политику секуляризации (изъятия) монастырских земель он был упразднён. Иноков разослали по другим обителям, а монастырский храм сделали приходским. Лишь в самом конце столетия его деятельность была возобновлена.

Гораздо более счастливым для монастыря выдался XIX век. Начиная с государя Павла I все последующие правители в той или иной форме оказывали ему покровительство. Это позволило осуществить большой объём строительных работ, возведя на месте прежних деревянных сооружений, каменные здания. Монастырь получил во владение значительные земельные угодья, а также рыбные ловли на Дымском озере.

Вступление в полосу лихолетья

Сразу после прихода к власти большевиков для насельников почти всех российских монастырей настала полоса бедствий, сопоставимых, разве что с нашествиями варваров. Коснулись они и обителей Санкт-Петербургской епархии. О событиях тех лет долго хранили память старожилы края. Рассказывали, что, когда в 1919 году власти закрывали Антониево-Дымский монастырь, то для разгона монахов, не желавших покидать обжитые стены, пригнали тот самый броневик, который впоследствии был увековечен в названии деревни, рядом с которой разыгрались трагические события.

В опустевшей обители большевики устроили вначале приют для калек и престарелых, но потом решили подойти более практично к использованию крепких и добротных зданий. По распоряжению местного Исполкома, в них была создана образцовая коммуна по производству кирпича. Просуществовала она всего 2 года ─ ровно столько, сколько потребовалось, чтобы разобрать на кирпичи и распродать большую часть монастырских построек. При этом сами же «образцовые коммунары» ни одного кирпича не произвели.

Тем не менее несмотря на все беды главный храм обители Троицкий собор продолжал действовать до конца 30-х годов в качестве приходского храма. В период Великой Отечественной войны он был разрушен и в послевоенные годы не восстанавливался. С 1945 года в двух чудом сохранившихся корпусах ─ келейном и гостиничном, - размещалась школа трактористов.

Когда же в 1952 году территория монастыря оказалась в ведении администрации новообразованного Бокситогорского района, её передали местной психиатрической больнице. Впоследствии у медиков приглянувшиеся ий площади отвоевала дирекция глинозёмного комбината, которая и распоряжалась ими до 1997 года, когда на волне перестройки всё, что оставалось к тому времени от монастыря было возвращено Санкт-Петербургской епархии. Новообразованная обитель была приписана в качестве подворья к Тихвинскому монастырю.

Второе обретение святых мощей

С этого времени началось возрождение обители, но ещё тремя годами ранее на берегу Дымского озера, где, по преданию, молился преподобный Антоний, установили поклонный крест в честь 770-летия со дня его блаженной кончины. В 2000 году приступили к работам по восстановлению разрушенного в годы войны Троицкого собора, и вскоре трудами игумена Евфимия, являвшегося настоятелем Тихвинского монастыря, были вновь обретены мощи преподобного Антония, сокрытые до той поры под толщей руин.

С этих пор они стали главной святыней возрождавшегося к жизни Антониево-Дымского монастыря, адрес которого вошёл в список паломнических маршрутов не только жителей Северной столицы, но и большинства других городов России. Многие верующие, обремененные различными недугами, стремятся на берега Дымского озера, в надежде получить исцеление по молитвам у раки святого.

Для тех, кто ещё только собирается отправиться в паломничество, сообщаем адрес монастыря: Ленинградская область, Бокситогорский район, пос. Красный броневик. Расположен он, как уже говорилось выше, в 20 километрах от Бокситогорска. Кроме того, в Санкт-Петербурге имеется подворье Антониево-Дымского монастыря. Оно размещено в возрождаемом к жизни храме Покрова Пресвятой Богородицы по адресу ул. Боровая, д. 52В. Его фото завершает статью.


Антониево-Дымский мужской монастырь. Основан в начале 13 века на землях Новгородских князей. Грамоту о жаловании сих земель подписал св. благоверный князь Александр Невский, получив исцеление по молитвам преп.Антония Дымского, омывшись в водах Святаго озера.

Антониево-Дымский монастырь, заштатный, общежительный, в 15 верстах от города Тихвина, на берегу озера Дымского. Основан в XIII веке преподобным Антонием (см. 17 января), мощи которого и покоятся в монастыре; здесь же находится его 15-ти фунтовая железная шляпа, найденная на озере Дымском. На это озеро ежегодно 24 июня совершается крестный ход.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Преподобный Антоний Дымский, ученик преп. Варлаама Хутынского, пришел на берега Дымского озера в 13 веке. По имени этого озера святой и получил свое величание. А озеро названо в свою очередь Дымским из-за того, что в тех местах густые туманы - дыми. Преп. Антоний освятил озеро своей молитвой, он приплывал к камню на середине озера и молился на нем воздев руки. Так велики были подвиги преп. Антония, что он вымолил у Царицы Небесной явление святой Тихвинской иконы в тех местах, которое и произошло через 100 лет. Еще при жизни подвижника возле него стали собираться монахи и был основан монастырь. Сейчас это тихое, благодатное место в 15 км от Тихвина. Монастырь постепенно восстанавливается.

Антониево-Дымский мужской монастырь - одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в середине ХIII века великим подвижником и любимым учеником преподобного Варлаама Хутынского - Антонием. Он родился в 1206 году в Великом Новгороде. В 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. После кончины настоятеля - Варлаама Хутынского в 1243 году, Антоний был поставлен игуменом этого монастыря. Когда игумен Антоний убедился, что монастырь прочно утверждён, он решил удалиться из него и найти уединённое место для молитв в землях Новгородской республики. Таким местом стало Дымское озеро, окружённое дремучим лесом.

Дымское озеро было названо так из-за густых туманов-дымей, образующихся в этой местности, над озером. Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещеру для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме. Предания рассказывают, что преподобный Антоний посреди озера нашёл большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались - камень исчезал под ними, когда опускались - вновь показывался. Антоний приплывал на лодке к этому камню и подолгу молился один, стоя на камне посреди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озёрная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной церкви подвиг столпничества на водах. Преподобного Антония называют предтечей чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Считается, что именно он вымолил благословение Божией Матери предопределив явление Её образа на берегах Тихвинки в 1323 году. Вскоре сюда стали приходить и другие ищущие уединения монахи. Здесь была образована обитель, официальное учреждение которой, произошло с пожалованной грамоты великого князя Александра Ярославича Невского, в связи с его чудесным исцелением ног по молитвам преподобного Антония. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого. Спустя некоторое время "во общее упокоение братии" был построен другой храм, "тёплый с трапезою", в честь Рождества Иоанна Предтечи. По представлении святого Антония его мощи были погребены в созданной им церкви.

Удивительная судьба выпала Антониево-Дымскому монастырю! Четырежды он исчезал с лица земли - и четырежды возрождался. В первый раз это произошло в 1409 году во время похода темника Едигея на Русь. Татарские полчища добрались и до Антониево-Дымской обители. Её насельники успели скрыть обретённые в 1330 году мощи преподобного Антония в земле и опустить на дно озера всю церковную утварь, колокола и святыни. Но саму обитель татары сожгли. Позже монахи отстроили монастырь. Следующая трагедия датируется 1613 годом. Тогда шведские отряды Якоба Делагарди, раздосадованные своими неудачами в Тихвине, сполна отыгрались на незащищённой обители. От монастыря ничего не осталось. В 1626 году по повелению царя Михаила Фёдоровича "монастырь на Дымях" возобновили. В 1764 году обитель настигла новая беда. В ходе секуляризационной реформы её закрыли. В следующие тридцать лет соборный храм действовал в качестве приходского, а потом по ходатайству настоятеля Тихвинского Большого монастыря Дымская обитель была возрождена. Наконец, богоборческая революционная волна, накрывшая Россию в 1917 году не пощадила и Антониев монастырь. По рассказам местных жителей, "Для разгона монахов" пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населённый пункт "Красный броневик". В 1921 году в монастырских помещениях был расположен "Приют для калек и престарелых". Разгром монастыря совершила коммуна по производству кирпича, въехавшая на территорию монастыря в 1929 году. "Производство" заключалось в разборке монастырских строений.

Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и паломнической гостинице была организована школа трактористов. Затем в уцелевших зданиях расположилась психиатрическая больница. Позднее остатки бывшего монастыря были переданы бокситогорскому комбинату "Глинозём", в бывшем монастырском странноприимном доме был размещён заводской санаторий-профилакторий. Главный монастырский собор использовался под склад. В 1956-1961 гг. он был окончательно разобран. К началу 1990-х гг. от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхярусной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867) и здание церковно-приходского училища. Все эти постройки находились в удручающем состоянии. В 1997 году территорию и все оставшиеся постройки, находящиеся на тот период в аварийном состоянии, вернули Русской Православной Церкви. С этого времени монастырь постепенно стал восстанавливаться.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №225, 2017 г. и http://www.dymskij.ru

Свято-Троицкий Антониево-Дымский монастырь находится в деревеньке Красный Броневик, что расположена в Бокситогорском районе Ленинградской области. Эта православная обитель принадлежит Санкт-Петербургской митрополии РПЦ. В двадцати километрах от нее находится город Бокситогорск, а в семнадцати - Тихвин. Антониево-Дымский монастырь имеет богатую историю основания и существования - об этом и пойдет речь далее.

Предания

Обитель, согласно преданию, основана в 1242 году на землях преподобным Антонием, который был учеником Варлаама Хутынского. Учреждение состоялось официально, когда была пожалована грамота князем Александром Невским.

24 июня 1273 г. (по другим сведениям - 1224 г.) преподобный Антоний умер, его тело положили у клироса в устроенной им же церкви. Мощи святого в 1370 году были обретены нетленными, их положили в этом же Антониевском храме открыто в раке.

В 1409 г. обитель якобы полностью разрушили во время нашествия на Новгородские земли хана Едигея (на самом деле Едигей не дошел до Новгородской земли). Видя приближение врага, насельники монастыря пропели у раки с мощами Антония молебен и скрыли их под спудом, присыпав землей и положив каменную плиту. вериги, железную шляпу и колокола святого опустили на самое дно Дымского озера.

XVI-XVII века

С 1585 года, после того как шведами в 1578 г. была разорена Валаамская обитель, ее монахи переселились в Антониево-Дымский монастырь. Здесь сохранили общежительные валаамские традиции. В 1618 г. иноков перевели в Васильевскую обитель на Волхове.

В 1611 году разорению шведов подвергся монастырь. Войска Якова Делагарди осадой не смогли взять Тихвинскую Успенскую обитель и свой удар обрушили на Дымскую. Братия неукрепленного монастыря не смогла оказать сопротивления и разошлась по окрестным лесам. Кельи и храмы были сожжены.

С благословения в 1626 году царь велел возобновить Антониево-Дымский монастырь. А в период царствования Алексея Михайловича, в 1655 году, в обители трудами игумена Филарета был построен первый храм из камня.

В 1687 г. Дымский монастырь сгорел, а затем был заново отстроен.

В грамоте царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича от 21 июня 1692 г. обитель числилась приписной к Софийскому дому.

Источники ранней истории монастыря

Сведения об основании обители содержит житие Антония Дымского, наиболее ранняя его редакция из дошедших до нас датируется концом семнадцатого века. Скорее всего, в Дымском монастыре житие было составлено с использованием местных преданий.

Вторая, более поздняя редакция датируется концом XVIII - началом XIX века, и является, по мнению исследователей, переработкой первой редакции по образцу жития преподобного Феодосия Тотемского.

В чем состоят причины скудости сведений о ранней истории Дымской обители? В первой редакции сообщается, что информация не сохранилась «от велия забвения и нерадения… и от всяких воинских людей находов, и буести, и от бывших пожаров».

О пожалованной в 1243 г. Александром Невским на создание монастыря грамоте упоминается в поздней редакции жития Антония. В ней же сообщается о событиях 1409, 1611, 1626 гг., хотя многие их считают легендарными, поскольку в других источниках нет указаний на них.

1700-1919 годы

В 1764 году, в период секуляризации монастырских земель, вновь упразднили обитель, и соборный храм сделали приходским. Игнатий, архимандрит Тихвинского монастыря, в 1794 г. обратился к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу и походатайствовал о возобновлении обители. Антониево-Дымский мужской монастырь указом от 01.09.1794 г. был вновь открыт с общежительным уставом, который митрополит собственноручно составил и прислал 11 октября 1795 г.

9 апреля 1799-го император Павел Первый из казны пожертвовал на починку обители две тысячи сосновых деревьев.

В девятнадцатом столетии монастырь вновь был обновлен. Большинство деревянных построек заменили каменными. Трудами настоятеля Амфилохия в 1839 году вокруг обители была построена каменная ограда со Святыми вратами и четырьмя башнями по углам. При игумене Иларии в 1840 году был возведен одноэтажный братский корпус, а в 1846-м построили двухэтажный настоятельский корпус, где расположились кухня, братская трапезная и просфорня. В 1849 году возвели двухэтажный паломнический корпус, а в 1850-м — ледники, хозяйственные сооружения и квасоварню.

При обители функционировала приходская школа, где обучались ребятишки из окрестных деревень.

Доходы

Монастырь был трехклассным и получал каждый год содержание в размере 85,71 руб. Его годовые доходы в общей сложности не превышали 110 руб. Огороды, луговую землю, пашни, дровяной лес имел в пользовании Антониево-Дымский монастырь. И озеро, на берега которого когда-то пришел преподобный Антоний в поисках молитвенного уединения, тоже принадлежало ему. Доходу способствовала проводимая каждый год в празднование дня памяти Иоанна Предтечи четырехдневная Антониевская ярмарка.

Число насельников, начиная с тридцати иноков Тихвинской обители, в 1794 г. поселившихся здесь, к 1917 году увеличилось до пятидесяти пяти. В рапорте архимандрита Антония (Демянского) от 1913 г. сообщается, что вся братия, за исключением нескольких человек, плохо себя вела. Большинство иеромонахов имели семьи, а настоятель настроил окружающее население против себя, и люди грозили поджогом.

Последним которым в срочном порядке заменили отца Мефодия, указанного в рапорте, был игумен Феоктист.

Период закрытия

В 1919 г. обитель была упразднена. Как рассказывали местные жители, чтобы разогнать монахов, был пригнан броневик. Населенный пункт на месте монастыря в память о том событии переименовали в Красный броневик.

В помещениях обители в 1921 году располагался приют для престарелых и инвалидов. В 1929 году здесь образовали коммуну по производству кирпича, деятельность которой заключалась в разборке монастырских башен и стен на кирпичи для продажи.

До конца 1930-х гг. Троицкий собор действовал в качестве приходского храма. В этот же период было уничтожено монастырское кладбище.

По окончании ВОВ в гостинице и сохранившемся келейном корпусе организовали школу трактористов, а затем в этих зданиях расположили психиатрическую больницу.

В последние десятилетия двадцатого века остатки обители передали бокситогорскому комбинату «Глинозем». В монастырском странноприимном доме разместили санаторий-профилакторий завода. Главный собор использовали под склад, а в 1956-1961 гг. его разобрали окончательно.

К началу 1990-х гг. от комплекса сохранились лишь келейный двухэтажный корпус, остов четырёхъярусной колокольни собора, здание приходского училища, несколько хозяйственных деревянных построек, корпус странноприимного дома.

Возобновление обители

На Дымском озере у камня, где, если верить преданию, молился святой Антоний, в 1994 году установили деревянный четырехметровый крест. Такое событие было приурочено к 770-летнему юбилею со дня преставления Антония и двухсотлетию второго возобновления обители в 1794 г.

Антониево-Дымский монастырь 30 октября 1997 г. был передан РПЦ и в качестве скита приписан к Тихвинской обители.

В 2000 г. начали восстанавливать главный собор, работы продолжаются до настоящего времени. Стараниями игумена Евфимия, настоятеля Тихвинского монастыря, в 2001 г. в обители произошло второе обретение мощей Антония. До 2008 года они находились в Успенском соборе Тихвинской обители, а затем были возвращены в Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь.

На Дымском озере в конце девяностых годов двадцатого века возвели деревянную часовню преподобного Антония, в 2011 г. ее заменили каменной часовней. Кроме того, была построена купальня и обустроен берег.

6 октября 2008 г. Антониево-Дымский монастырь получил статус самостоятельной обители, его настоятелем был назначен игумен Игнатий.

Подворье в Санкт-Петербурге

В 1893 г. по проекту архитектора Н. Никонова для Санкт-Петербургского Епархиального Братства была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она имеет два престола: внизу - мученика Вонифатия, а вверху - Покрова Пресвятой Богородицы. 19 июня 2012 г. церковь получила статус подворья Дымской обители. Первая служба в храме мученика Вонифатия прошла 11 августа 2012 года.

Антониево-Дымский монастырь: как доехать

Обитель находится в Бокситогорском районе Ленинградской области, в деревне Красный Броневик, п/о Галично. Доехать до нее можно с автовокзала Санкт-Петербурга на Обводном канале. Необходимо сесть на рейсовый автобус, следующий до Пикалево или Бокситогорска, выйти на остановке "Галично", после чего пешком пройти три километра.


Самое обсуждаемое
Ловля на спиннинг в июне Ловля на спиннинг в июне
Что такое аутлет (outlet)? Что такое аутлет (outlet)?
Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов


top