Иногда используется также обозначение kt ) - единица измерения скорости . Равен скорости равномерного движения, при которой тело за один час проходит расстояние в одну морскую милю . Применяется в мореходной и авиационной практике, в метеорологии , является основной единицей скорости в навигации.
По международному определению, один узел равен 1852 м/ч точно или 0,51444... м/с . Эта единица измерения, хотя и является внесистемной, допускается для использования наряду с единицами Международной системы единиц (СИ). В Российской Федерации узел допущен к использованию в качестве внесистемной единицы без ограничения срока с областью применения «морская навигация» . Узел входит в Общероссийский классификатор единиц измерения .
Распространённость узла как единицы измерения связана со значительным удобством его применения в навигационных расчётах: судно, идущее на скорости в 1 узел вдоль меридиана, за один час проходит одну угловую минуту географической широты .
Происхождение названия связано с принципом использования ручного секторного лага , в простейшем варианте представлявшем собой дощечку, привязанную к длинному тонкому тросу (лаглиню) таким образом, чтобы при выбрасывании за борт движущегося судна она тормозилась о воду. На лаглине были завязаны узелки на одинаковом расстоянии друг от друга; расстояние подбиралось таким, чтобы количество узлов на вытравляемом за борт лаглине, сбежавших с вьюшки лага и прошедших через руку измеряющего за определённое время , численно равнялось скорости судна, выраженной в морских милях в час .
Узел - самостоятельная единица скорости. Сказать: «Судно идёт со скоростью 36 узлов в час» - неправильно . Ошибочность такого выражения иллюстрируется в рассказе Л. С. Соболева «Летучий голландец», отрывок из которого приводится ниже:
Скажите, капитан, а какая у нас скорость? - подняв очки от записной книжки, вновь спросил гость.
Гужевой открыл уже рот, чтобы ответить своей обычной остротой, что было шесть узлов в час - в первый, а во втором и трёх не натянули, но Пийчик его предупредил:
Сколько положено: полный ход, двенадцать узлов.
- Леонид Сергеевич Соболев . Рассказы капитана 2-го ранга В. Л. Кирдяги, слышанные от него во время «Великого сиденья»
Узел и морская миля широко используются в морском и воздушном транспорте. Узел является единственной широко распространённой единицей скорости, имеющей собственное название. Десятичные приставки (кило-, милли- и т. п.), служащие для образования кратных и дольных единиц, с единицей «узел» не используются.
Не следует путать узлы и мили в час. Узел - это одна морская (или навигационная) миля (1852 метра) в час, а «миля в час» (англ. mph, miles per hour ), широко распространённая в Великобритании и Северной Америке , - это статутная миля (1609 метров) в час.
До введения международного узла использовались также близкие определения узла, основанные на различных определениях морской мили. В США до 1952 года применялся узел, основанный на американской морской миле (1852,249 м ). В Великобритании до 1970 года (а также в странах Британского Содружества) использовался узел, основанный на британской, или адмиралтейской морской миле (1852,184 м ). Отличие обоих определений от современного определения узла составляет порядка 0,01% и почти во всех практических случаях несущественно.
Существует простое мнемоническое правило для быстрого приблизительного пересчёта в уме узлов в километры в час: «умножь на два и вычти 10 процентов». Например, скорость 15 узлов , 15×2 = 30 км/ч , вычитаем 10% = 3 км/ч , получаем 27 км/ч. Правило даёт значения с погрешностью менее 3 %. Для пересчёта км/ч → узлы применяется обратный алгоритм: скорость в км/ч делится на 2 и к полученному значению прибавляется 10%. Например, 20 км/ч → 10 узлов → 11 узлов (точное значение равно 10,799136... узла ).
Примечания
- Положение о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации . Утверждено Постановлением Правительства РФ № 879 от 31 октября 2009 г.
- Международное обозначение «kn» (от англ. knot «узел») установлено стандартом ISO 80000-3.
- Не рекомендовано, поскольку совпадает с международным обозначением для килотонны .
- Деньгуб В. М. , Смирнов В. Г. Единицы величин. Словарь-справочник. - М. : Издательство стандартов, 1990. - С. 117. - 240 с. - ISBN 5-7050-0118-5 .
Скорость морского судна измеряется в узлах. А что такое узел? И почему так измеряют скорость?
- У#769;зел единица измерения скорости, равная одной морской миле в час.
- Узел единица измерения скорости, равная одной морской миле в час.
Так как существуют разные определения морской мили, соответственно, и узел может иметь разные значения.
По международному определению, один узел равен 1,852 км/ч (точно) или 0,514(4) м/с. Эта единица измерения, хотя и является внесистемной, допускается для использования наряду с единицами СИ.
Происхождение названия связано с принципом использования секторного лага. Скорость судна определялась как число узлов на лине (тонкий трос) , прошедших через руку измеряющего за определнное время (обычно 15 секунд или 1 минута) . При этом расстояние между соседними узлами на лине и время измерения были подобраны с таким расчтом, что это количество численно равнялось скорости судна, выраженной в морских милях в час 1.
Узел и международная морская миля широко используются в морском и воздушном транспорте. Узлы считались самым распространнным измерением в Англии до 1965 года, но позже они стали именоваться милями. - Измерять скорость в узлах так сложилось исторически. В те древние времена матросам было достаточно тяжело ориентироваться на море. Постепенно они научились определять долготу и широту значениями расстояний от экватора или нулевого градуса. Когда пытались определить какой градус нулевой, дело было в обсерватории в городе Гринвич, так и решили что через это место пройдет нулевой градус.
Но в те годы навигационных приборов не было, а чтобы определить расстояние нужно было как то отсчитывать пройденный путь. Было придумано специальное устройство лаг. Это самое обыкновенное бревно с привязанной к нему веревкой, которое бросали за борт и ждали когда канат натянется.
На этой веревке через определенные промежутки завязывались узлы. Кидая бревно за борт веревку придерживали и засекали сколько узлов пройдет пока она натянется. Определяя скорость корабля тем самым. Именно поэтому за морской скоростью закрепилось слово узел. Скорость узлов величина постоянная и легко переводится в любые величины.
На данный момент синонимом морского узла, является морская. Одна морская миля или один морской узел равен 1852 метра, зная это можно легко перевести скорость в узлах в километры/час.
И даже в наши дни на некоторых лодках используют некое подобие лаг. Они конечно выглядят немного иначе, в форме металлических вертушек с плоскими лопастями, но принцип действия схож. Корабль плывет по волнам, вертушка крутится и приводит в движение механизм, который сразу же рассчитывает нынешнюю скорость корабля.
- узел – миля в час.
- Раньше в воду бросали веревку, от водоворота за судном она начинала скручиваться, образовывались узлы. Чем больше узлов, тем быстрее судно идет.
ЗЫ. Оказался не прав. Но хоть с веревкой почти попал в точку. 🙂
Морская миля
-
средняя длина дуги одной минуты земного меридиана.
Длина дуги одной минуты земного меридиана
1" = 1852,23 - 9,34 cos 2φ,
где φ - широта места судна в градусах.
Длина морской мили, принятая в России, - 1852,00 метра.
Приблизительно 6080 футов.
Почему именно 1852? Если принять форму Земли за шар,
то длина окружности по меридиану равна будет 40 000 000 метров.
Отсюда 40 000 000 м: 360° = 40 000 000: 360*60" = 40 000 000: 21 600" = 1851, 85
метров в 1".
Пример
: расстояние до порта 48 миль.
Или: 43 мили 8 кабельтов. Или: 43,8 мили.
Кабельтов
-
одна десятая часть морской мили,
округленно равен 185 метрам. 1 миля = 10 кбт.
Пример:
расстояние до судна 14 кабельтов.
Узел
- одна морская
миля в час (1,852 км/час) или 0,514 м/с (метров в секунду).
Пример:
скорость корабля 23 узла.
Узел
- это линейная скорость, составляющая 1 морскую милю
в 1 час. Термин "узел" появился в эпоху парусного мореплавания,
когда скорость хода судна измеряли с помощью так называемого
секторного лага - деревянного щитка секторообразной формы,
выпускаемого с кормы судна в воду на лаглине (плетеном тросике).
Такой сектор удерживался отростками лаглиня в трех точках,
благодаря чему сохранял в воде перпендикулярное положение к
направлению хода судна. Так как сектор тормозится водой, то
лаглинь вытравливался приблизительно со скоростью хода судна.
Если лаглинь был с помощью узелков разбит на участки по
50,7 фута, то есть равные 1\120 мили (6080\50,7=120), тогда
при скорости хода в 1 узел лаглинь за 1 минуту или за 1\60 часа
вытравится на 1\60 мили (2 узелка), а за 0,5 минуты -
на 1 узелок. Если же за 0,5 минуты вытравливалось, например,
9 узелков, то считалось, что судно идет со скоростью 9 узлов.
На английских картах употребляются также
Или приключениях, в фильмах об отчаянных мореплавателях, в статьях на географическую тему и в разговоре между моряками нередко проскальзывает термин «морская миля». Пришла пора разобраться, чему равна длины в судоходстве, и почему моряки не пользуются привычными нам километрами.
Чему равна 1 морская миля?
Изначально эта величина соответствовала длине 1/60 градуса дуги круга на поверхности Земли с центром, совпадающим с центром планеты. Другими словами, если рассматривать любой меридиан, то морская миля будетпримерно равной длине одной минуты широты. Поскольку несколько отличается от очертаний идеального шара, то длина 1 минуты градуса рассматриваемого меридиана может несколько отличаться в зависимости от широты. Больше всего это расстояние на полюсах - 1861,6 м, а меньше всего на экваторе - 1842,9 м. Во избежание путаницы было предложено унифицировать длину морской мили. За основу была принята длина 1 минуты градуса на 45º широты (1852,2 м). Такое определение привело к тому, что морская миля стала удобной для расчета навигационных задач. К примеру, если необходимо на карте отмерить расстояние в 20 миль, то для этого достаточно будет отмерить циркулем 20 дуговых минут на любом меридиане, нанесенном на карту.
Начиная с 1954 года, в Соединенных Штатах стали использовать международную морскую милю (1852 м). На практике ее часто округляют до 1800 метров. Официальное обозначение этой единицы так и не было принято. Иногда встречается сокращение «nmi», «nm» или «NM». К слову сказать, «nm» является общепринятым обозначением нанометра. 1/10 международной морской мили = 1 кабельтов = 185,2 метра. А 3 мили равны 1 морской лиге. В Великобритании раньше часто использовалась своя морская миля, равная 1853,184 м. В 1929 году в Монако состоялась международная конференция, посвященная различным вопросам гидрографии, на которой длину морской мили определили в 1852,00 метра. Не стоит забывать, что миля бывает не только морской, но и сухопутной. В этом случае ее длина в 1,151 раз меньше морской.
Какая связь между морской милей и узлом?
Миля морская (nautical mile) или, как ее порой называют, географическая либо навигационная, получила широкое распространение в географии, авиации и мореплавании. С ней тесно связано понятие морского узла, используемого в судоходстве в качестве основной единицы скорости. Один узел равен одной пройденной миле за час движения судна. Название «узел» связано с тем, что в старину на кораблях для измерения скорости пользовались лагом. Он представлял собой бревно или доску в форме треугольника, к которой был привязан груз. К такому привязывался линь (веревка), на котором через определенное расстояние завязывались узлы. Лаг сбрасывался за борт, после чего за выбранный отрезок времени (от 15 секунд до 1 минуты) подсчитывали, сколько узлов уйдет в воду.
Есть разные версии относительно расстояния между узлами. Одни считают, что оно составляло 25 футов и если за 15 с уходил один узел, то в итоге получалась одна морская миля(100 футов/мин). Согласно второй версии, узлы завязывались через 47 футов и 3 дюйма (14,4018 м), а отсчет шел за 28 секунд. В этом случае один узел показывал скорость 101,25 футов/мин.
Надеемся, теперь у вас не будет сложности в понимании морской терминологии, и мили с узлами станут такими же понятными, как привычные километры.