Выбор места навесной переправы. Навесная переправа Как натянуть веревку для переправы

Выбор места навесной переправы. Навесная переправа Как натянуть веревку для переправы

Техника Пешеходного туризма (ТПТ)

Необходимые узлы

Очень крепкий узел, никогда не развяжется сам, не нужны контрольные узлы. В полученную петлю защёлкивается карабин.

Узел, очень надёжный, не затягивается как петля. Используется для вытягивания людей, обвязывая вокруг груди. Сначала делается петля, в неё просовывают 2-ой конец, и затем петлю вытягивают вместе со вторым концом верёвки. Узел напоминает треугольник. Для закрепления вяжется контрольный узел.

Используется для страховки: кольцо обматывают вокруг верёвки 2 раза, в петлю защёлкивается карабин.

Навесная переправа

СНАРЯЖЕНИЕ

Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:

· основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;

· основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;

· основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;

· не менее восьми карабинов;

· две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины

ВЫБОР МЕСТА НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:

· наименьшая ширина реки;

· надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;

· небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;

· достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);

· возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.

Главное условие прохождения этапа: переправляться нужно головой вперед, энергично подтягиваясь на руках и помогая ногами, упирающимися рантами обуви в веревку, начиная с того места, где замедляется движение, вызванное начальным толчком ногами о дерево. Наиболее типичная ошибка – отсутствие и прекращение страховки и самостраховки.

Скаутские патенты

Тренога 2 этажа

Умывальник

Стол

Кухня

Знаки на дороге

Следы животных

Испытания

"Три орлиных пера"

Проверить свою волю, выдержку, свой дух и тело.
Соблюдать:
-"обет одиночества" - провести сутки в лесу одному,
-"обет молчания" - сутки не разговаривать ни с кем,
-"обет голодания" - сутки не принимать приготовленной пищи, только на "подножном корме" - ягоды, травы, съедобные дикие плоды.
СРОК: не более 3 суток подряд в одном лагере /стоянке/.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Переправа часто является наиболее сложным и опасных элементом туристского пешеходного похода. Среди многочисленных способов переправы важное значение имеет навесная. Особая необходимость в ней может возникнуть не только на маршрутах высокой сложности, но и в более простых походах в период дождей, а также при транспортировке заболевшего или травмированного участника. Наведение навесной переправы следует изучать при подготовке к походам П - Ш категорий сложности. Ниже приводится описание одного из вариантов навесной самосъемной переправы.

СНАРЯЖЕНИЕ

Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:

  • основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;
  • основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;
  • основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;
  • не менее восьми карабинов;
  • блок с подшипником (рис.1) для уменьшения износа грузовой веревки. Блоки рекомендуется применять и для повышения эффективности полиспаста;
  • две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины (рис. 3);
  • каска, спасжилет;
  • спиннинг или легкий капроновый шнур для перебрасывания через реку и последующего вытягивания грузовой и транспортировочной веревок.

Каждый участник должен иметь личную страховочную систему, состоящую из беседки и грудной обвязки, сблокированных между собой. Все снаряжение проверяется перед походом на тренировочных занятиях по навесной переправе.

ВЫБОР МЕСТА НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:

  • наименьшая ширина реки;
  • надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;
  • небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;
  • достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);
  • возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.

ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКА

Для того, чтобы закрепить грузовую веревку на противоположном берегу, туда должен переправиться один из участников туристской группы. При любых способах переправы на участнике должны быть надеты:

  • каска;
  • личная страховочная система;
  • спасжилет.

Для уменьшения веса спасжилет желательно изготовить из капроновой ткани и перед переправой заполнить его надутыми резиновыми шариками. Аналогично изготавливается и емкость для салика, если возможна переправа на нем.

Низкая температура воды и воздуха, значительное время, требуемое на организацию навесной переправы, приводят в большинстве случаев к необходимости разведения участником костра. Поэтому в каску нужно вложить коробок спичек в герметической упаковке и растопку, например кусочек оргстекла.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1. Перетягивание грузовой и транспортировочной веревок через реку

Часто бывает неудобно или даже невозможно пройти по берегам от места переправы участника до планируемого места навесной переправы с протянутыми через реку веревками, при помощи которых страховался участник. Поэтому возникает необходимость перебросить с исходного берега переправившемуся участнику концы веревок.

Если река широкая и не удается перебросить веревку через нее, то можно использовать спиннинг. Сначала на противоположный берег забрасывается блесна. Затем концы лески и транспортировочной веревки связываются (рис. 4), и участник вытягивает за леску веревку на свой берег.

Когда конец транспортировочной веревки достигает противоположного берега, на исходном берегу на транспортировочной веревке вяжется петля проводника. На конце грузовой веревки вяжется узел "восьмерка". Эти узлы соединяются при помощи карабина, после чего участник с противоположного берега вытягивает к себе и конец грузовой веревки. Если спиннинга нет, то можно перебросить через реку капроновый шнур при помощи устройства типа "праща" (рис. 5). Дальнейшие действия, как в примере со спиннингом.

2. Узел для закрепления грузовой воровки за опору на противоположном берегу. Главные требования к этому узлу при самосъемной переправе: надежность и возможность развязывания под нагрузкой. При креплении веревки за дерево используются узды: "удавка", "простой штык" со "шлагом", "рыбацкий штык". При креплении за камень, группу молодых деревьев, кустов применяется "простой штык" (рис. 6).

При вязке узлов типа "штык" необходима их надежная страховка контрольными узлами. Узел "булинь", предназначенный для создания незатягивающейся петли, не применяется в самосъемной переправе, так как его нельзя развязать под нагрузкой. Напоминаем условия надежности узла "удавка":

  • применяется только для вязки вокруг дерева;
  • диаметр дерева но менее 20 см;
  • количество перехлестов не менее трех;
  • все точки перехлестов должны соприкасаться с корой дерева.

Чтобы легче было распускать узел посла окончания переправы, длина свободного конца веревки должна составлять не менее 2 м.

Конец транспортировочной веревки закрепляется на противоположном берегу узлом "карабинная удавка" вокруг какой-либо опоры. На исходном берегу группа временно закрепляет обе веревки, предварительно натянув их так, чтобы они не касались воды.

3. Подготовка искусственных опор для грузовой веревки

В исключительных случаях приходится создавать искусственные опоры для грузовой веревки. Например, в качестве опоры можно использовать локальную петлю, закрепленную на скальном участке тремя крючьями.

Часто узкое место бывает на повороте реки. При этом на внешнем, подмываемом берегу растут деревья, а внутренний представляет из себя галечниковую россыпь. Если подготовить и установить на галечнике, около воды, деревянную пирамиду из бревен и засыпать ее камнями наполовину, то она может служить опорой для переправы. Однако соорудить подобную пирамиду сможет только большая туристская группа.

4. Подготовка полиспаста

Вокруг опоры на исходном берегу вяжут петли из основной веревки: одну из специально взятого для этой цели отрезка длиной 3-4 м, для второй используют свободный конец транспортировочной веревки. К петлям будет прилагаться значительная нагрузка, а после наведения переправы их нужно будет снять с опоры. При вязке петель используют узел встречный "восьмеркой" с клиновидной деревянной закладкой.

Длина петель выбирается таким образом, чтобы зазор между веревкой и опорой под нагрузкой был небольшой. В верхнюю петлю защелкиваются два карабина, в нижнюю - один.

Схватывающими узлами (простыми или Бахмана) на грузовой веревке закрепляются две петли из двойного репшнура (или сдвоенные петли прусика). Ближняя к опоре (удерживающая) петля соединяется с помощью одного из карабинов с верхней петлей опоры (рис. 7). Теперь эта петля начинает удерживать грузовую веревку над рекой.


Грузовая веревка последовательно пропускается во второй карабин верхней петли на опоре, в один из карабинов натягивающей петли, в карабин нижней петли на опоре, во второй карабин натягивающей петли.

Таким образом, получается полиспаст, который теоретически дает выигрыш в силе в 4 раза. Несмотря на потери на трение, такой полиспаст позволяет даже небольшой группе туристов затратить значительные усилия при наведении переправы. Для уменьшения трения рекомендуется на карабинах полиспаста применять небольшие блоки.

НАВЕДЕНИЕ ПЕРЕПРАВЫ

Схватывающий узел натягивающей петли продвигается от опоры в сторону реки. Несколько участников берутся за грузовую веревку и приступают к натяжке. В это время один из участников стоит у опоры и по мере натяжки продвигает схватывающий узел удерживающей петли от опоры в сторону реки. В те моменты, когда группа прекращает натяжку, эта петля принимает на себя нагрузку.

При большой длине переправы, высокой эластичности веревки или при малом расстоянии от опоры до воды не удается достичь хорошей натяжки грузовой веревки несмотря на то, что все карабины полиспаста сойдутся вместе. В этом случае натяжка прекращается, схватывающий узел натягивающей петли снова продвигается от опоры в сторону реки и натяжка продолжается.

После того как достигнута необходимая степень натяжки, грузовая веревка заводится вокруг опоры. На ней вяжется узел "восьмерка" с клиновидной деревянной закладкой. В петлю узла защелкивается карабин. Место узла выбирается с таким расчетом, чтобы пристегнуть карабин за грузовую веревку, то есть заикнусь петлю вокруг опоры. При этом петля должна быть хорошо натянута, чтобы как можно меньше ослабить натяжку грузовой веревки.

Вместо "восьмерки" можно использовать узел "карабинный полубулинь" (рис. 8), который очень легко распускается после переправы. Экспериментальные исследования показали надежность этого узла при нагрузках до 1000 кг.

Затем восстанавливается полиспаст и делается повторная максимальная натяжка веревки, чтобы снять нагрузку с удерживающей петли. В момент снятия нагрузки схватывающий узел удерживающей петли продвигается к опоре. После ослабления натяжки нагрузку принимают на себя грузовая веревка и карабин, пристегнутый за нее. Теперь можно окончательно разобрать полиспаст, снять петли грузовой веревки и опоры.

Чтобы не упустить в воду транспортировочную веревку, ее закрепляют в карабин е грузовой веревки узлом "восьмерка".

Можно грузовую веревку завести вокруг опоры сразу при построении полиспаста. Это сократит время натяжки, но затруднит ее за счет трения грузовой веревки об опору, которое значительно больше трения о карабин. Такой вариант рекомендуется только в случаях, не требующих сильного натяжения грузовой веревки.

При наведении переправы необходимо соблюдать следующие меры безопасности: поблизости от обрывистых берегов работать только с самостраховкой; при натягивании грузовой веревки нельзя находиться напротив полиспаста, так как в случае пережигания схватывающего узла возможно травмирование карабинами.

ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКОВ И РЮКЗАКОВ

Каждый участник надевает индивидуальную страховочную систему и начинается непосредственная переправа над водой по грузовой веревке. На грузовую веревку закрепляется грузовой карабин, желательно с блоком. Посередине транспортировочной веревки вяжется узел "проводник", петля которого вставляется в этот карабин. Группа помогает первому переправляющемуся участнику пристегнуть к грузовому карабину его страховочную систему, и он начинает, подтягиваясь руками, продвигаться по грузовой" веревке к противоположному берегу (рис. 9).


Тот участник, который находится на противоположном берегу, в это время выбирает транспортировочную веревку, не давая опуститься ей в воду. Один из участников на исходном берегу выдает транспортировочную веревку. Оба страхующих работают в рукавицах. Обычно в конце переправы из-за провисания веревки туристу приходится двигаться с подъемом вверх. Поэтому страхующий участник с противоположного берега помогает ему, плавно натягивая транспортировочную веревку.

Когда первый участник достигает противоположного берега, он с помощью своего товарища отстегивается от грузового карабина. Грузовой карабин транспортировочной веревкой возвращается на исходную сторону реки. Таким же челночным (паромным) способом можно переправить назад специальное снаряжение для последующих участников.

Аналогично переправляются остальные участники и рюкзаки. Когда на противоположный берег переправятся несколько туристов, они смогут перетягивать переправляющегося туриста при помощи транспортировочной веревки. Поэтому рекомендуется вначале переправлять сильных участников, а затем слабых и рюкзаки. Перетягиваемый участник не должен касаться руками грузовой веревки во избежание попадания их под грузовой карабин и травмирования.

Последним переправляется наиболее опытный участник. Ему приходится самостоятельно пристегиваться к грузовому карабину. Прежде чем начать переправу, он должен проверить, не запутаются ли транспортировочная веревка и свободный конец грузовой веревки во время его движения по переправе и последующего вытягивания веревок с противоположного берега. При малом превышении точек закрепления грузовой веревки на опорах над уровнем воды, плохой натяжке провисание участника по мере приближения к середине переправы может привести к захлестыванию его водой. Поэтому при переправе первого и наиболее тяжелого участника недопустимы спешка и лихачество. Как только турист начнет касаться воды, движение прекращается и группа немедленно вытягивает туриста при помощи транспортировочной веревки на исходный берег. Точку закрепления грузовой веревки на опоре по возможности приподнимают или ставят подпор из жердей под нее, а степень натяжки грузовой веревки увеличивают.

В случае значительного наклона грузовой веревки в сторону противоположного берега необходимо замедлять скорость продвижения участников при помощи транспортировочной веревки. Быстрое продвижение по переправе может привести к пережиганию грузовой веревки, захлестыванию тяжелых участников водой или травмированию участников об опору на противоположном берегу.

СНЯТИЕ ПЕРЕПРАВЫ

Конец транспортировочной веревки на исходном берегу закреплен в карабине петли грузовой веревки на опоре. Поэтому, если тянуть за транспортировочную веревку с противоположного берега, то грузовая веревка будет скользить через карабин вокруг опоры.

После переправы последнего участника развязывается узел, крепящий грузовую веревку к опоре на противоположном берегу. Несколько туристов берутся за транспортировочную веревку и начинают вытягивать веревки. Так как грузовая веревка неизбежно попадает в воду и может запутаться в камнях или корягах, то вытягивать веревки нужно быстро. После вытягивания веревки маркируются и на этом переправа заканчивается.

Самосъемность переправы позволяет избежать опасной переправы последнего участника. Описанный способ навесной самосъемной переправы в таком же или упрощенном варианте можно применять для организации перильной страховки при других видах переправ или преодоления горных препятствий.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

с продергиванием веревки после переправы последнего участника

Первый участник, переправившийся одним из известных способов на противоположный берег, закрепляет двойную основную веревку на дереве или выступе рельефа по одной из схем ПРОТРАВЛИВАНИЯ НАГРУЖЕННОЙ ВЕРЕВКИ. На «стартовом» берегу, на дереве или выступе рельефа закрепляется две петли из основной веревки. Рабочий конец веревки обводят вокруг выступа рельефа (дерева) и закрепляют на ТЯНУЩЕМ схватывающем узле, завязанном на коренном конце (рис. 50).

Затем рабочим концом организуют ПОЛИСПАСТ, исполь­зуя одну петлю.

Во вторую петлю крепится УДЕРЖИВАЮЩИЙ схватыва­ющий узел (рис. 50). Полиспастом натягивают веревку. По­мним, что после УДЕРЖИВАЮЩЕГО схватывающего веревка не нагружена.

Когда веревка почти натянута на ней вяжут узел восьмерка, с таким расчетом, чтобы при дополнительном натяжении веревки, карабин, встегнутый в восьмерку, дотянулся до коренного конца и застегнулся на нем, образовав карабиннуюудавку (рис. 50). После этого полиспаст разбирают, схваты­вающие и веревочные петли снимают. Натянутая веревка остается висеть на карабинной удавке («стартовый» берег) и «системе протравливания…».

Последний участник встегивает вспомогательную веревку в карабин карабинной удавки и переправляется на другой берег. С его приходом грузовая веревка ослабляется, все узлы развязываются, и за вспомогательную веревку все веревки вытаскиваются на противоположный (изначально) берег.

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

8.1. Организация тренировочного эксперимента Исследования АН. Воробьева, Ю.В. Верхошанского и др. показали, что упражнения с отягощениями обеспечивают возможность более выраженного проявления скоростной силы мышц. Исходя из этого были выделены две группы упражнений с

Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

16.4. Организация и подготовка соревнований Успешное проведение соревнований во многом зависит от тщательной и глубоко продуманной подготовки. Всю подготовительную работу целесообразно разделить на несколько этапов.Первый этап включает:а) определение сроков и места

Из книги Основы ныряния с задержкой дыхания:Учебно-методическое пособие по фридайвингу автора Молчанова Наталья Вадимовна

Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей

Организация мировых первенств CMAS- Всемирная конфедерация подводной деятельности - начала свою спортивную карьеру именно с соревнований по подводной охоте. Довольно долго мировые первенства проводились ежегодно, затем был установлен двухгодичный цикл -

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

ОРГАНИЗАЦИЯ Занятия по самбо проводятся в секциях самбо и учебных группах тех ВУЗов, которые имеют специализированные отделения по видам спорта.Секция самбо может быть организована в любом низовом коллективе физической культуры, а также при городских (областных)

Из книги Азбука туризма автора Бардин Кирилл Васильевич

Организация группы Организация похода обычно начинается с собрания всех желающих в нем участвовать. На собрании руководитель похода сообщает о цели похода, маршруте (если он уже разработан) и длительности похода, о сумме денег, которую надо будет внести каждому

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

Правильная организация движения Теперь поговорим о том, как правильно идти в походе. Вопреки мнению многих, это тоже надо уметь. Вот несколько практических советов. Во время движения не рекомендуется петь. Образ туриста, весело шагающего с рюкзаком и распевающего

Из книги Силовые упражнения для мужчин и женщин автора Медведько Юрий М.

Организация бивачных работ Обычная ошибка неопытного руководителя заключается в том, что он полагает, будто бивачные работы вообще не требуют организации. Придя на место бивака, он отдает примерно такую команду: «Ну, а теперь, ребята, за работу! Тащите дрова, разводите

Из книги Библия велосипедиста автора Фрил Джо

Из книги Бег для всех. Доступная программа тренировок автора Яремчук Евгений

Из книги Всё о лошадях [Полное руководство по правильному уходу, кормлению, содержанию, выездке] автора Скрипник Игорь

Организация тренировок и отдыха По мере увеличения рабочих весов повышаются и требования к организации безопасности тренировок. Очень важно правильно начать тренировку и правильно ее закончить.РазминкаПеред «тяжелыми» базовыми тренировками с солидными весами

Из книги Бумажные мишени не стреляют в ответ автора Эпплгейт Рекс

Из книги Личная безопасность (тренер-инструктор) автора Махов Станислав Юрьевич

Организация пробежек Начинающим бегунам рекомендуется разбить тренировки на два этапа – временной и дистанционный.Временной этап. В первый день вы должны бежать медленно, причем в течение 15 минут. Через каждые два дня – или две тренировки, если заниматься через день, –

Из книги автора

Организация кормления В помещении, где хранятся корма, нужно установить надежные контейнеры для пищи, недоступные для грызунов. Помещение для кормления должно быть прохладным и защищенным от прямых солнечных лучей, потому что в тепле корма быстро высыхают, в них

Из книги автора

Организация тренировок Как и любой другой навык, интуитивная стрельба должна закрепляться в ходе практических занятий. Слово «интуитивная» не должно вводить вас в заблуждение, это не тот случай, когда можно позволить себе пропустить тренировку.Конечно, интуитивная

Из книги автора

2 Организация и условия обучения Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ) совместно с ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли» (ОрелГИЭТ) реализуют совместный образовательный проект о проведении профессиональной

Раздел 5. Техническое обеспечение переправ

§ 3.5.1. Навесная переправа

Из носимых с собой средств для организации переправы группы необходимо и достаточно иметь основную веревку толщиной от 8 до 12 мм и материалы, необходимые для обеспечения положительной плавучести одного из участников группы (разведчика).

Прежде всего, необходимо выбрать удобное место для наведения переправы. В том случае, если скорость течения реки не превышает 1 м/с, переправа организуется в любом месте реки, где есть возможность натянуть веревку с берега на берег с точкой ухода, превышающей точку прихода на противоположном берегу на 2-3 м. Это позволит переправляющимся сэкономить время и силы, а при наличии у каждого переправляющегося ролика сократить общее время переправы в несколько раз.

Если же скорость течения реки превышает 1 м/с, то переправа разведчика организуется на повороте реки, где течение поможет разведчику, закрепленному веревкой на исходном берегу маятником приблизиться к противоположному берегу (рис.5.1).

Рис. 5.1 Схема организации переправы через реку с быстрым течением

Затем необходимо подготовить к плаву или переходу (если река мелкая) разведчика, обеспечив ему положительную плавучесть (спасательный жилет или дополнительные поплавки, закрепленные на нем) и надежно закрепив на нем страховочный конец основной веревки. При этом второй конец основной веревки, пропущенный через карабин, закрепляется на точке фиксации маятника. Далее, под контролем страхующего, разведчик входит в воду, переправляется на противоположный берег реки и закрепляет конец основной веревки, находящийся у него на заранее оговоренную точку крепления - дерево, камень и т.п. После этого на исходном берегу оборудуется точка ухода группы, к которой натягивается переправочная веревка, закрепленная разведчиком на противоположном берегу, и крепится способом, обеспечивающим ее сброс с берега, на который переправляется группа.

Оборудование точки ухода группы включает в себя два этапа:

1. Натягивание веревки и закрепление ее на сброс . Простым натягиванием выбирается слабина веревки. Затем, с помощью полиспаста, всеми силами группы производится натяжение основной веревки (п олиспаст - грузоподъемное устройство, состоящее из системы подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом или цепью; позволяет получить выигрыш в силе; простейший способ устройства полиспаста с помощью карабинов и основной веревки иллюстрируется фоторядом 5.2 ).

Способ устройства полиспаста

Затем руководитель группы (инструктор) закрепляет натягиваемую веревку способом, обеспечивающим ее сброс (сдергивание) за собой. Порядок крепления веревки «на сдергивание» иллюстрирует фоторяд 5.3.

Порядок крепления веревки «на сдергивание»

2. Собственно переправа . Второй переправляющийся подготавливается к переправке аналогично разведчику. К нему закрепляется веревка, длина которой вдвое превышает ширину переправы. Далее, он, перебирая руками по натянутой через реку веревке, переправляется на другой берег, отвязывает вторую веревку от себя и удерживает ее вместе с разведчиком на своей стороне. На исходном берегу руководитель группы на середине второй веревки вяжет петлю узлом проводника, которая обеспечит надежное крепление очередного переправляющегося и скольжение его по первой натянутой веревке или крепление одежды и снаряжение группы для переправы по натянутой веревке без контакта с водой. По команде руководителя группы очередной переправляющийся входит в воду, а первые двое переправившихся выбиранием свободной веревки помогают ему переправиться на свой берег. Таким образом переправляется вся группа. Последним переправляется руководитель группы, привязав конец второй веревки к колышку или петле самосброса. Затем группа рывком второй веревки сбрасывает и собирает за собой переправу.

§ 3.5.2. Переправа валкой дерева

Переправа валкой дерева (рис. 5.4) применяется при необходимости преодолеть реку от 13 до 18 метров шириной группой до 50 человек.

Для этого выбирается дерево, растущее не далее 5-ти метров от уреза воды, и валится в сторону реки так, чтобы обеспечить переход группы по стволу дерева на другой берег (порода дерева значения не имеет).

Порядок работы подгруппы наведения переправы:

  • со стороны направления валки у намеченного дерева выбирается клин (рис.5.4-1), длина которого немного (на 5-10%) превышает радиус выбранного дерева; место выборки клина должно находиться как можно ближе к земле;
  • со стороны обратной направлению валки намеченного дерева делается косой пропил сверху вниз (рис.5.4-2);
  • при необходимости дерево подталкивается в нужном направлении шестом (рис.5.4-3). Важно! Необходимо помнить, что именно правильно выбранный клин и правильно выполненный косой пропил обеспечивают нужное направление валки дерева.


1 – клин;
2 – косой (второй) пропил;
3 – шест

При валке дерева предпочтительнее пользоваться пилой, поскольку в этом случае выборка и рез получаются более точными и минимизируется демаскирующий фактор.

§ 3.5.3. Изготовление легкой каркасной лодки для скрытного преодоления водной преграды

Переправа с помощью легкой каркасной лодки или рамного поплавкового плота применяется при температуре воды ниже 16°С, и ширине водной преграды более 200 метров.

Каркасная лодка обтягивается либо двумя общевойсковыми защитными комплектами, либо любым другим водонепроницаемым материалом (тент-палатка прямоугольной формы, полиэтиленовая пленка, брезент и т.д.). Следует отметить, что это плавсредство обладает рядом неоспоримых преимуществ, а именно:

  • возможностью изготовления на значительном удалении от водной преграды и переноски даже одним человеком на значительные расстояния;
  • требует наличие минимального набора инструментов и материалов;
  • высокую относительно других плавсредств, скорость движения на воде.

Понятно, что указанные факторы имеют особое значение для разведчиков, действующих в тылу противника.

Ниже приведен алгоритм изготовления легкой каркасной лодки.


Рис. 5.5 Элементы набора каркаса лодки

1. форштевень (деревянная или стальная балка в носу корабля, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса и которая в нижней части переходит в киль );
2. ахтерштевень (задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор; к нему подвешивается судовой руль );
3. килевой брус;
4. мидель-шпангоут (поперечное ребро корпуса судна, расположенное на половине длины );
5. носовой шпангоут;
6. кормовой шпангоут;
7. первая пара стрингеров (стрингер - продольный элемент конструкции каркаса судна );
8. вторая пара стрингеров;
9. промежуточные пары стрингеров;
10. пары стрингеров дна;
11. набор дна;
12. пара планшерных стрингеров


Рис. 5.6 Материалы, необходимые для изготовления легкой каркасной лодки

Для изготовления легкой каркасной лодки необходимы следующие материалы:

  1. одна тент-палатка размером 3х3 метра или два ОЗК (отметим, что правильно изготовленная лодка, обтянутая двумя ОЗК 2-го и 3-го номеров, поднимает 2-х бойцов с оружием и снаряжением; 4-го и 5-го номеров, - 3-х бойцов с оружием и снаряжением);
  2. капроновая нить толщиной 0,8-1,0 мм общей длиной около 180 м (вариант: четыре 9-ти метровых парашютных стропы из шнура ШТКП-150, распущенные на сердцевину и оплетки);
  3. 20 относительно ровных прутьев любых пород деревьев длиной от 2-х до 3,5 метров, из которых четыре имеют толщину в основании 2,5-3,5 см, остальные – 1,5-2,0 см.


Рис. 5.7 Размерение килевого бруса для лодки из ОЗК

Два ОЗК складываются нижними полами друг к другу с перехлестом 25-30 см. Длина килевого бруса должна быть при этом на ширину ладони больше, чем расстояние от вершины одного капюшона до другого.


Рис. 5.8 Размерение килевого бруса для лодки из тента-палатки или другого покрытия

Длина килевого бруса должна быть на ширину ладони больше, чем длина тента-палатки, либо куска пленки и т.п.


Рис. 5.9 Размерение мидель-шпангоута

Длина мидель-шпангоута должна быть равной длине нижней кромке ОЗК.


Рис. 5.10 Приспособление для выгибания килевого бруса и шпангоутов

Верхнее бревно конструкции должно иметь диаметр около 30-35 см, диаметр нижнего бревна значения не имеет. Расстояние между бревнами – 4-5 см.

Выемка на конце килевого бруса и временная петля для удерживания изгиба форштевня

Процесс выгибания и фиксации изгиба форштевня (ахтерштевня) килевого бруса или шпангоута


Рис. 5.11 Распределение шпангоутов по килевому брусу

Расстояние между миделем и крайними (носовым и кормовым) шпангоутами должно составлять ¼ длины килевого бруса. Для ОЗК: ширина носового и кормового шпангоутов одинакова и должна быть уже мидель-шпангоута примерно на ширину двух ладоней. Для тента-палатки: ширина носового и кормового шпангоутов одинакова и должна быть уже мидель-шпангоута примерно на ширину одной ладони (по три пальца с каждой стороны).


Рис. 5.12 Привязывание шпангоута к килевому брусу узлом для крепления конструкций


Рис. 5.13 Общий вид килевого бруса с закрепленными на нем шпангоутами

Крепление первой пары стрингеров, определяющих положение шпангоутов по отношению к килевому брусу (под 90° в горизонтальной плоскости)

При креплении стрингеров необходимо добиваться максимально симметричного их изгиба относительно килевого бруса.


Рис. 5.14 Выборка выемок на толстых концах пары стрингеров, определяющих вертикальное положение шпангоутов по отношению к килевому брусу для крепления к форштевню (ахтерштевню)

Выемки выбираются для обеспечения прочного удержания изгиба штевней от разгибания после снятия временных стягивающих петель.


Рис. 5.15 Общий вид каркаса лодки с двумя первыми парами стрингеров


Рис. 5.16 Выборка выемок на толстых концах пары планшерных (верхних) стрингеров, определяющих общий обвод верхней части корпуса лодки

Расстояние между парой планшерных и второй парой стрингеров составляет примерно ширину двух ладоней.


Рис. 5.17 Общий вид готового каркаса лодки

Промежутки между первой, второй и третьей парами стрингеров заполняются промежуточными стрингерами, которые крепятся толстыми концами с выбранными выемками к ахтерштевню. Затем от первой пары стрингеров по направлению к килевому брусу крепится 3-4 пары стрингеров на расстоянии 3-4 пальцев друг от друга, также, в свою очередь, крепящиеся толстыми концами поочередно к разноименным штевням.

Завершающим этапом сборки каркаса лодки является перекрытие дна прямыми прутьями, расположенными параллельно килевому брусу на расстоянии 3-х пальцев друг от друга (прутья привязываются только к шпангоутам), опирающиеся своими концами на последнюю пару стрингеров изнутри. Необходимо помнить, что снаружи штевней крепится только пара планшерных стрингеров и находящаяся под ними пара промежуточных стрингеров. Остальные стрингера вяжутся к штевням изнутри.

Временные петли фиксации изгибов шпангоутов и штевней снимаются. Все выступающие сучки и неровности сглаживаются острым ножом. Необходимо помнить, что узлы, фиксирующие все соединения делаются изнутри каркаса лодки, чтобы на них не протиралось используемое обтягивающее покрытие.


Рис. 5.18 Общий вид готового каркаса лодки и приспособлений для герметизации соединения двух ОЗК

1. прутья длиной на 2-3 ладони меньше длины миделя (прутья должны подбираться так, чтобы разница диаметров концов была минимальной); 2. шнур; 3. воротки со шнуром фиксации.

Накрытие каркаса лодки ОЗК

Каркас лодки со стороны форштевня накрывается ОЗК, нижняя кромка которого подгибается по линии, параллельной мидель-шпангоуту, не доходящей до него 2-3 см. Далее, каркас лодки со стороны ахтерштевня накрывается вторым ОЗК, нижняя кромка которого накрывает подогнутую кромку первого ОЗК. Затем кромки ОЗК выравниваются.


Рис. 5.19 Подготовка приспособлений для герметизации соединения ОЗК

Рис. 5.21 Герметизации соединения ОЗК (продолжение)

Затем привязанный к обоим концам мидель-шпангоута шнур вкладывается в углубления между прутьями. Далее воротки вставляются на одну треть своей длины под шнур на расстояниях 10 см от мест привязки его к концам мидель-шпангоута. По общей команде выполняются несколько синхронных поворотов воротков для вдавливания шнура между прутьями по всей длине герметизируемого соединения. При этом необходимо, чтобы соединение проходило над мидель-шпангоутом. Вращать воротки необходимо, слегка оттянув их на себя, не допуская «зажевывания» ткани скруткой. Добившись плотного вдавливания шнура между прутьями, длинные концы воротков крепятся шнурами фиксации к концам мидель-шпангоутов в районе соединения мидель-шпангоута с планшерной парой стрингеров.


Рис. 5.22 Фиксация кромки ОЗК по планширной паре стрингеров

Капюшоны обоих ОЗК одновременно натягиваются на штевни и фиксируются на них либо одним оборотом шлевки регулировки капюшона с использованием двукольчатой пряжки, либо отдельным куском шнура. Затем верхние углы полочек ОЗК подтягиваются к планшерной паре стрингеров с помощью шнура, который не режет их резиновые петли (обычно - это оплетка парашютной стропы).

Рукава ОЗК как можно ровнее натягиваются в сторону центра лодки и фиксируются перегибом через планшерную пару за промежуточную пару стрингеров. Далее кромки полочек обоих ОЗК фиксируются за промежуточную пару перегибом через планшерную пару стрингеров. Обтяжка каркаса лодки завершена.


Рис. 5.23 Изготовление и крепление весел

Для изготовления весел используются двухметровые рогатки, максимально равномерно расходящиеся от оси весла. Пространство между рогатками закрывается чехлом саперной лопатки или другими доступными материалами (например, обрезанной с двух сторон 2-х литровой пластиковой бутылкой). Крепятся весла куском шнура длиной 60-80 см, сложенным вдвое и захлестнутым давящей петлей вокруг соединения планшерного стрингера и мидель-шпангоута.


Рис. 5.24 Подготовка к обтягиванию каркаса лодки тентом-палаткой (либо другим подобным материалом)

Обтягивание лодки желательно проводить в четыре руки. Для этого необходимо взять углы тента, свести их вместе, затем, переложив углы в одну руку, второй рукой подтянуть середину к концу штевней. Далее, сделав аккуратную складку нахлестом углов друг на друга, завести углы тента внутрь лодки вокруг штевня и зафиксировать их к стрингерам; равномерно подтянуть край тента к планшерной паре стрингеров.

Следует отметить, что при обтягивании каркаса различными материалами возможны импровизации.

Лодка, обтянутая тентом-палаткой с веслами и вложенным кариматом


Рис. 5.25 Общий вид легких каркасных лодок

Форсирование водной преграды с помощью легких каркасных лодок

НАВЕСНАЯ ПЕРЕПРАВА

(материалы в помощь слушателям)
Москва — 1989

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Переправа часто является наиболее сложным и опасных элементом туристского пешеходного похода. Среди многочисленных способов переправы важное значение имеет навесная. Особая необходимость в ней может возникнуть не только на маршрутах высокой сложности, но и в более простых походах в период дождей, а также при транспортировке заболевшего или травмированного участника. Наведение навесной переправы следует изучать при подготовке к походам П — Ш категорий сложности.
Ниже приводится описание одного из вариантов навесной самосъемной переправы.

СНАРЯЖЕНИЕ

Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:

    основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;

    основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;

    основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;

    не менее восьми карабинов;

    блок с подшипником (рис.1) для уменьшения износа грузовой веревки. Блоки рекомендуется применять и для повышения эффективности полиспаста;

    две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины (рис. 3);

    каска, спасжилет;

    спиннинг или легкий капроновый шнур для перебрасывания через реку и последующего вытягивания грузовой и транспортировочной веревок.
    Каждый участник должен иметь личную страховочную систему, состоящую из беседки и грудной обвязки, сблокированных между собой.
    Все снаряжение проверяется перед походом на тренировочных занятиях по навесной переправе.

ВЫБОР МЕСТА НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:

    наименьшая ширина реки;

    надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;

    небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;

    достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);

    возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.

ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКА

Для того, чтобы закрепить грузовую веревку на противоположном берегу, туда должен переправиться один из участников туристской группы.
При любых способах переправы на участнике должны быть надеты:

  • личная страховочная система;

    спасжилет.

Для уменьшения веса спасжилет желательно изготовить из капроновой ткани и перед переправой заполнить его надутыми резиновыми шариками. Аналогично изготавливается и емкость для салика, если возможна переправа на нем.
Низкая температура воды и воздуха, значительное время, требуемое на организацию навесной переправы, приводят в большинстве случаев к необходимости разведения участником костра. Поэтому в каску нужно вложить коробок спичек в герметической упаковке и растопку, например кусочек оргстекла.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1. Перетягивание грузовой и транспортировочной веревок через реку

Часто бывает неудобно или даже невозможно пройти по берегам от места переправы участника до планируемого места навесной переправы с протянутыми через реку веревками, при помощи которых страховался участник. Поэтому возникает необходимость перебросить с исходного берега переправившемуся участнику концы веревок.
Если река широкая и не удается перебросить веревку через нее, то можно использовать спиннинг. Сначала на противоположный берег забрасывается блесна. Затем концы лески и транспортировочной веревки связываются (рис. 4), и участник вытягивает за леску веревку на свой берег.

Когда конец транспортировочной веревки достигает противоположного берега, на исходном берегу на транспортировочной веревке вяжется петля проводника. На конце грузовой веревки вяжется узел «восьмерка». Эти узлы соединяются при помощи карабина, после чего участник с противоположного берега вытягивает к себе и конец грузовой веревки.
Если спиннинга нет, то можно перебросить через реку капроновый шнур при помощи устройства типа «праща» (рис. 5). Дальнейшие действия, как в примере со спиннингом.

2. Узел для закрепления грузовой воровки за опору на противоположном берегу.
Главные требования к этому узлу при самосъемной переправе: надежность и возможность развязывания под нагрузкой. При креплении веревки за дерево используются узды: «удавка», «простой штык» со «шлагом», «рыбацкий штык». При креплении за камень, группу молодых деревьев, кустов применяется «простой штык» (рис. 6).

При вязке узлов типа «штык» необходима их надежная страховка контрольными узлами. Узел «булинь», предназначенный для создания незатягивающейся петли, не применяется в самосъемной переправе, так как его нельзя развязать под нагрузкой. Напоминаем условия надежности узла «удавка»:

    применяется только для вязки вокруг дерева;

    диаметр дерева но менее 20 см;

    количество перехлестов не менее трех;

    все точки перехлестов должны соприкасаться с корой дерева.

Чтобы легче было распускать узел посла окончания переправы, длина свободного конца веревки должна составлять не менее 2 м.
Конец транспортировочной веревки закрепляется на противоположном берегу узлом «карабинная удавка» вокруг какой-либо опоры. На исходном берегу группа временно закрепляет обе веревки, предварительно натянув их так, чтобы они не касались воды.

3. Подготовка искусственных опор для грузовой веревки

В исключительных случаях приходится создавать искусственные опоры для грузовой веревки. Например, в качестве опоры можно использовать локальную петлю, закрепленную на скальном участке тремя крючьями.
Часто узкое место бывает на повороте реки. При этом на внешнем, подмываемом берегу растут деревья, а внутренний представляет из себя галечниковую россыпь. Если подготовить и установить на галечнике, около воды, деревянную пирамиду из бревен и засыпать ее камнями наполовину, то она может служить опорой для переправы. Такие опоры устанавливались в свое время на всесоюзных семинарах пешеходного туризма для переправы через р.Китой. Однако соорудить подобную пирамиду сможет только большая туристская группа.

4. Подготовка полиспаста

Вокруг опоры на исходном берегу вяжут петли из основной веревки: одну из специально взятого для этой цели отрезка длиной 3-4 м, для второй используют свободный конец транспортировочной веревки. К петлям будет прилагаться значительная нагрузка, а после наведения переправы их нужно будет снять с опоры. При вязке петель используют узел встречный «восьмеркой» с клиновидной деревянной закладкой.
Длина петель выбирается таким образом, чтобы зазор между веревкой и опорой под нагрузкой был небольшой. В верхнюю петлю защелкиваются два карабина, в нижнюю — один.
Схватывающими узлами (простыми или Бахмана) на грузовой веревке закрепляются две петли из двойного репшнура (или сдвоенные петли прусика). Ближняя к опоре (удерживающая) петля соединяется с помощью одного из карабинов с верхней петлей опоры (рис. 7). Теперь эта петля начинает удерживать грузовую веревку над рекой.

Грузовая веревка последовательно пропускается во второй карабин верхней петли на опоре, в один из карабинов натягивающей петли, в карабин нижней петли на опоре, во второй карабин натягивающей петли.
Таким образом, получается полиспаст, который теоретически дает выигрыш в силе в 4 раза. Несмотря на потери на трение, такой полиспаст позволяет даже небольшой группе туристов затратить значительные усилия при наведении переправы. Для уменьшения трения рекомендуется на карабинах полиспаста применять небольшие блоки.

НАВЕДЕНИЕ ПЕРЕПРАВЫ

Схватывающий узел натягивающей петли продвигается от опоры в сторону реки. Несколько участников берутся за грузовую веревку и приступают к натяжке. В это время один из участников стоит у опоры и по мере натяжки продвигает схватывающий узел удерживающей петли от опоры в сторону реки. В те моменты, когда группа прекращает натяжку, эта петля принимает на себя нагрузку.
При большой длине переправы, высокой эластичности веревки или при малом расстоянии от опоры до воды не удается достичь хорошей натяжки грузовой веревки несмотря на то, что все карабины полиспаста сойдутся вместе. В этом случае натяжка прекращается, схватывающий узел натягивающей петли снова продвигается от опоры в сторону реки и натяжка продолжается.
После того как достигнута необходимая степень натяжки, грузовая веревка заводится вокруг опоры. На ней вяжется узел «восьмерка» с клиновидной деревянной закладкой. В петлю узла защелкивается карабин. Место узла выбирается с таким расчетом, чтобы пристегнуть карабин за грузовую веревку, то есть заикнусь петлю вокруг опоры. При этом петля должна быть хорошо натянута, чтобы как можно меньше ослабить натяжку грузовой веревки.
Вместо «восьмерки» можно использовать узел «карабинный полубулинь» (рис. 8), который очень легко распускается после переправы. Экспериментальные исследования показали надежность этого узла при нагрузках до 1000 кг.

Затем восстанавливается полиспаст и делается повторная максимальная натяжка веревки, чтобы снять нагрузку с удерживающей петли. В момент снятия нагрузки схватывающий узел удерживающей петли продвигается к опоре. После ослабления натяжки нагрузку принимают на себя грузовая веревка и карабин, пристегнутый за нее. Теперь можно окончательно разобрать полиспаст, снять петли грузовой веревки и опоры.
Чтобы не упустить в воду транспортировочную веревку, ее закрепляют в карабин е грузовой веревки узлом «восьмерка».
Можно грузовую веревку завести вокруг опоры сразу при построении полиспаста. Это сократит время натяжки, но затруднит ее за счет трения грузовой веревки об опору, которое значительно больше трения о карабин. Такой вариант рекомендуется только в случаях, не требующих сильного натяжения грузовой веревки.
При наведении переправы необходимо соблюдать следующие меры безопасности: поблизости от обрывистых берегов работать только с самостраховкой; при натягивании грузовой веревки нельзя находиться напротив полиспаста, так как в случае пережигания схватывающего узла возможно травмирование карабинами.

ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКОВ И РЮКЗАКОВ

Каждый участник надевает индивидуальную страховочную систему и начинается непосредственная переправа над водой по грузовой веревке. На грузовую веревку закрепляется грузовой карабин, желательно с блоком. Посередине транспортировочной веревки вяжется узел «проводник», петля которого вставляется в этот карабин. Группа помогает первому переправляющемуся участнику пристегнуть к грузовому карабину его страховочную систему, и он начинает, подтягиваясь руками, продвигаться по грузовой’ веревке к противоположному берегу (рис. 9).

Тот участник, который находится на противоположном берегу, в это время выбирает транспортировочную веревку, не давая опуститься ей в воду. Один из участников на исходном берегу выдает транспортировочную веревку. Оба страхующих работают в рукавицах.
Обычно в конце переправы из-за провисания веревки туристу приходится двигаться с подъемом вверх. Поэтому страхующий участник с противоположного берега помогает ему, плавно натягивая транспортировочную веревку.
Когда первый участник достигает противоположного берега, он с помощью своего товарища отстегивается от грузового карабина. Грузовой карабин транспортировочной веревкой возвращается на исходную сторону реки. Таким же челночным (паромным) способом можно переправить назад специальное снаряжение для последующих участников.
Аналогично переправляются остальные участники и рюкзаки. Когда на противоположный берег переправятся несколько туристов, они смогут перетягивать переправляющегося туриста при помощи транспортировочной веревки. Поэтому рекомендуется вначале переправлять сильных участников, а затем слабых и рюкзаки. Перетягиваемый участник не должен касаться руками грузовой веревки во избежание попадания их под грузовой карабин и травмирования.
Последним переправляется наиболее опытный участник. Ему приходится самостоятельно пристегиваться к грузовому карабину. Прежде чем начать переправу, он должен проверить, не запутаются ли транспортировочная веревка и свободный конец грузовой веревки во время его движения по переправе и последующего вытягивания веревок с противоположного берега.
При малом превышении точек закрепления грузовой веревки на опорах над уровнем воды, плохой натяжке провисание участника по мере приближения к середине переправы может привести к захлестыванию его водой. Поэтому при переправе первого и наиболее тяжелого участника недопустимы спешка и лихачество. Как только турист начнет касаться воды, движение прекращается и группа немедленно вытягивает туриста при помощи транспортировочной веревки на исходный берег. Точку закрепления грузовой веревки на опоре по возможности приподнимают или ставят подпор из жердей под нее, а степень натяжки грузовой веревки увеличивают.
В случае значительного наклона грузовой веревки в сторону противоположного берега необходимо замедлять скорость продвижения участников при помощи транспортировочной веревки. Быстрое продвижение по переправе может привести к пережиганию грузовой веревки, захлестыванию тяжелых участников водой или травмированию участников об опору на противоположном берегу.

СНЯТИЕ ПЕРЕПРАВЫ

Конец транспортировочной веревки на исходном берегу закреплен в карабине петли грузовой веревки на опоре. Поэтому, если тянуть за транспортировочную веревку с противоположного берега, то грузовая веревка будет скользить через карабин вокруг опоры.
После переправы последнего участника развязывается узел, крепящий грузовую веревку к опоре на противоположном берегу. Несколько туристов берутся за транспортировочную веревку и начинают вытягивать веревки. Так как грузовая веревка неизбежно попадает в воду и может запутаться в камнях или корягах, то вытягивать веревки нужно быстро. После вытягивания веревки маркируются и на этом переправа заканчивается.
Самосъемность переправы позволяет избежать опасной переправы последнего участника.
Описанный способ навесной самосъемной переправы в таком же или упрощенном варианте можно применять для организации перильной страховки при других видах переправ или преодоления горных препятствий.

ПОЛИСПАСТЫ.

Нередко при действиях в горах возникает необходимость совершить перемещение тяжёлых предметов, например, в ходе эвакуации пострадавшего. При перемещении объекта для преодоления силы сопротивления движению необходимо приложить определённое тяговое усилие. Оно создаётся мускульной энергией людей или животных, а при недостаточной её величине – путём преобразования этой энергии с помощью полиспастов.

Полиспаст – (от греческого polyspastos – натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых тросом подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. Он позволяет получить выигрыш в силе (степень увеличения прикладываемого тягового усилия в полиспасте называется передаточным числом или кратностью полиспаста I). Но при этом скорость и путь, пройденный перемещаемым объектом, уменьшаются прямо пропорционально увеличению силы (то есть, скорость перемещения конца троса, к которому приложено тяговое усилие, в I раз больше скорости передвижения вытаскиваемого объекта, а путь, пройденный вытаскиваемым объектом, будет в I раз меньше пути, пройденного тяговым концом троса).

Простой полиспаст: 1 – крюк (выступ, дерево), за который крепится вся система, 2 – несущий карабин, 3 – карабины полиспаста, 4 – тянущий схватывающий узел, 5 – фиксирующий схватывающий узел, 6 – направление натяжения полиспаста.

Использование полиспастов целесообразно в тех случаях, когда тяговое усилие имеющихся тяговых средств меньше усилия, потребного для вытаскивания объекта. В горной подготовке полиспасты используются также в ходе наведения переправ для натягивания транспортной верёвки. Полиспасты собирают из карабинов, блок-роликов и верёвки. Для закрепления одного из концов верёвки в полиспастах используются анкеры (нем. Anker – якорь).

Блоки применяются для увеличения и изменения направле­ния действия тягового усилия. Они бывают одно- и двухроликовые. Коэффициент полезного действия (КПД) однороликового блока на подшипнике скольжения равен 0,96, а на подшипнике качения – 0,98. Коэффициент полезного дейст­вия простого полиспаста можно принимать равным произведе­нию КПД всех блоков, входящих в систему, а сложного поли­спаста – произведению КПД простых полиспастов, из которых он состоит.

Для соединения подвижных блоков в системе полиспастов с объектом и для крепления неподвижных блоков к анкерам применяются карабины и петли, изготовленные из отрезков основной или вспомогательной верёвки. При этом верёвка, в зависимости от возможной нагрузки, используется в одно или несколько сложений.

В качестве анкеров используются местные предметы (деревья, скальные выступы, пни, тяжёлые валуны), искусственные сооружения (здания, транспортные средства), а также закреплённые скальные крючья.

При больших нагрузках и недостаточной надёжности анкера закрепление тросов должно производиться как можно бли­же к его основанию. В некоторых случаях для усиления дерева-анкера могут уста­навливаться раскосы.

Устройство раскоса при использовании дерева в качестве анкера.

В случае отсутствия подходящих местных предметов из под­ручных материалов могут быть сооружены следующие анкер­ные устройства:

  • анкер-треугольник (состоит из трёх брё­вен, связываемых верёвкой и укладываемых вершиной к вытаскиваемому объекту в траншеи, прорытые в верхнем слое грунта.При необходимости можно пригрузить его наложенными сверху камнями.)

Анкер-треугольник.

  • горизонтальный анкер (представляет собой бревно, укладываемое в ров, который имеет односторонний скос для удержания бревна при вытаскивании объекта. В средней части рва перпендикулярно бревну имеется наклонная траншея для вывода троса, закреплённого на бревне. Сооружается на твёрдых грунтах.)

Горизонтальный анкер.

  • вертикальный анкер (сооружается на твёр­дых и мягких грунтах. Анкерное бревно устанавливается в анкерный колодец под углом 15-20° против направления тягового усилия. Глубина закапывания анкерного бревна в грунт зависит от условий местности и ожидаемого тягового усилия. В верхней и нижней частях под анкерное бревно подкладывают опорные доски (отрезки бревна, толстые ветви). После установки анкерного и опорных брёвен анкерный ко­лодец, по возможности, засыпается землёй и тщательно утрамбовывает­ся.

Вертикальный анкер.

При использовании нескольких анкеров должно обеспечиваться их равномерное нагружение при ра­боте полиспаста. В большинстве случаев этого можно добиться использованием компенсирующих петель.

Примеры компенсирующих петель.

По устройству полиспасты делятся на простые и сложные. В простом полиспасте все блоки огибаются одним тросом. В сложном полиспасте несколько простых полиспастов соединены между собой. Схема полиспаста выбирается исходя из возможной величины сил сопротивления перемещению объ­екта и тяго­вых возможностей средств эвакуации.

Вариант устройства простого полиспаста для подъёма пострадавшего и сопровождающего: 1 – анкер (сблокированные петли основной верёвки или 5-6 прядей репшнура, закреплённого на крючьях, выступах, деревьях), 2 – карабины, 3 – основная верёвка, 4 – направление вытягивания, 5 — направление верёвки к пострадавшему и сопровождающему (грузу),6 – схватывающие узлы.

При устройстве полиспастов используется статическая верёвка. Конец троса полиспаста, который крепится к вытаскиваемому объекту, к подвижному блоку или к точке опоры на местности, называется анкерным. Конец троса, соединяемый с тяговым средством, называется ходовым. Часть троса полиспаста, протянутая от одного блока к дру­гому, от блока к точке крепления анкерного конца или же от блока к источнику тягового усилия, называется ветвью полиспаста.

Тяговое усилие к объекту должно прикладываться, как пра­вило, симметрично, а при большой его величине – рассредото­чено.

Полиспасты необходимо монтировать так, чтобы трос при переходе с одного ролика на другой не менял направление из­гиба, в противном случае значительно уменьшается срок служ­бы троса и КПД полиспаста.

Для получения большего передаточного числа полиспаст луч­ше монтировать так, чтобы конец тягового троса сбегал с по­движного блока. Для этого, если число роликов блоков чётное, анкерный конец троса следует крепить к подвижному блоку, если нечётное - к неподвижному блоку (у анкерного устрой­ства).

Примеры простых (слева) и сложных (справа) полиспастов.

При использовании полиспастов немаловажным является следующий момент. В результате взаимодействия объекта (прежде всего его выступающих частей) с окружающей средой (грунтом, деревьями, кустами, скалами) возникает сопротивление перемещению. Следовательно, ещё до начала подъёма (эвакуации) необходимо предусмотреть, какие элементы объекта или местных предметов могут зацепиться друг за друга и устранить их, например, срезать (вырвать) кусты, положить на перегибы скал протекторы или блоки, уменьшающие трение.


Самое обсуждаемое
Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов
Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой
Гигантская медуза цианея Гигантская медуза цианея


top