Усадьба комягино, сергиевская церковь, московская область, пушкинский район. Откуда на Комягинской церкви масонская лучезарная дельта? В гости с дроном к Ф.И. Тютчеву в усадьбу Мураново, Пушкинский район, Московская область

Усадьба комягино, сергиевская церковь, московская область, пушкинский район. Откуда на Комягинской церкви масонская лучезарная дельта? В гости с дроном к Ф.И. Тютчеву в усадьбу Мураново, Пушкинский район, Московская область

Очередные торги за право аренды части «Дачи Мамонтова» - «Дачи М. А. Горбова» в Пушкинском районе Московской области…

  • Усадьба ЛЮБИМОВКА с Сергеем Безруковым в главной роли

    В усадьбе Любимовка Станиславского состоялась торжественная церемония открытия фестиваля «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров».…

  • Дачу А.М. Горбова (дачный комплекс С. И. Мамонтова) сдадут в аренду по программе рубль за метр

    Еще одну сгоревшую дачу по Ярославскому направлению предлагают восстановить, теперь уже по программе «рубль за метр». В середине 60-х гг. XIX…

  • В гости с дроном к Ф.И. Тютчеву в усадьбу Мураново, Пушкинский район, Московская область

    Совсем недавно, на масленицу, Федор Иванович Тютчев пригласил меня с дроном в усадьбу Мураново, но, к сожалению, обещания не сдержал и сам не…

  • Усадьба Мураново. Король, красавицы и Салтычиха

    Собрание Музея-заповедника "Усадьба Мураново", пополнилось 13-ю литографированными листами с живописных портретов из галереи баварских…

  • Усадьба Мураново в фильме "Станционный смотритель", 1972 год

    В 1972 году молодой режиссер Сергей Соловьёв экранизировал повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Это была уже четвертая…

  • Усадьба ДОБРОЕ (Аксенки), Московская область, Пушкинский район

    Усадьба Доброе известна со второй половины XVIII века, когда ей владели представители семейства Кнутовых. Самым известным из них являлся Федор… Усадьба ЦАРЕВО, Никольская церковь, Московская область, Пушкинский район

  • С. Комягино.

    Село Комягино, Сергиево тож, на р. Скалбе было родовой вотчиной Ивана Акинфова. Его сын, стольник Никита Иванович Акинфов, в 1678 г. построил ныне существующую каменную церковь Преподобного Сергия Радонежского с тёплой каменной трапезной , в которой были устроены приделы Преподобного Макария Желтоводского и Святителя Григория Назианзина.

    Храм освящён в 1679 г.

    У Никиты Ивановича от первого брака были сын Григорий и дочь Анна (вышла замуж за князя Григория Дмитриевича Юсупова-Княжово), от второго брака, с Аксиньей Абрамовной Лопухиной, родился сын Кан-бар (Пётр). Он впоследствии был наказан кнутом и сослан в Сибирь. У него был сын Николай.

    В 1720 г. Никита Иванович находился под следствием в Санкт-Петербурге , в крепости. Его вотчины были отписаны на государя.

    В 1721 г. он по великой старости был послан в Кирилло-Белозерский монастырь для пострижения, а в поместьях предоставлено учинить наследником, кого он хочет. Никита Иванович объявил наследником внука Николая Канбаровича Акинфова и 27 апреля того же года поступил в монастырь, где вскоре был пострижен с монашеским именем Иоанникий. Князь Г.Д. Юсупов заявил права на половину села, как обещанного Н.И. Акинфовым дочери.

    В 1725 г. дело рассматривалось в Сенате. Три части села отданы Анне Юсуповой, четвёртую решено оставить во владении Ирины Ивановны Исленьевой, вдовы Фёдора Григорьевича (внука Н.И. Акинфова).

    В 1728 г. дело пересмотрели вследствие прошения Николая Акинфова и отдали ему все сёла деда. От Николая Петровича (Канбаровича) Акинфова село по купчей перешло к Василию Авраамовичу Лопухину (1711-1757), сыну казнённого брата царицы Евдокии Фёдоровны, Авраама Фёдоровича. В.А. Лопухин был женат на графине Екатерине Павловне, урождённой Ягужинской (ум. 1738). Он получил образование в 1-м кадетском корпусе, при императрице Анне Иоанновне сражался с турками под знамёнами графа Миниха, при Елизавете Петровне в чине генерал-майора участвовал в войне со шведами.

    В 1751 г. награждён орденом Святого Александра Невского и вскоре пожалован генерал-аншефом. В Семилетнюю войну находился в армии графа Апраксина, в битве при Гросс-Егерсдорфе командовал левым крылом армии, которое смяли превосходящие силы пруссаков. Израненный генерал пытался остановить дрогнувших русских, при отступлении он был захвачен врагами, что заставило гренадеров атаковать и отбить пруссаков. Он скончался в тот же день. О смерти генерала Лопухина было сложено много песен, которые солдаты пели ещё в войну 1812 г.

    В 1749 г. село было куплено графом Алексеем Петровичем Бестужевым-Рюминым (1695-1767). Он получил хорошее образование в Копенгагене и Берлине; затем с разрешения поступил в Ганноверскую службу, с 1721 по 1740 г. занимал пост резидента в Копенгагене. В это время он оказал важные услуги императрице Анне, выкрал из Кильского архива завещание Екатерины I и приобрёл доверие Бирона, который и провёл его в кабинет-министры в видах противодействия Остерману.

    Падение Бирона низвергло и Бестужева, 17 января 1741 г. он был приговорён к четвертованию, но казнь заменили ссылкой в деревню.

    В конце того же года враги Остермана, граф Головкин и князь Трубецкой, вызвали Бестужева в Петербург. Воцарение Елисаветы Петровны доставило ему должность вице-канцлера.

    Возведённый в 1745 г. в графское достоинство Римской империи, Бестужев явился поборником "системы Петра Великого", то есть союза с Австрией, воевавшей в то время против Франции и Пруссии. Сильная при воцарении Елизаветы франко-прусская партия, с маркизом Шетарди во главе, употребляла все усилия, чтобы низвергнуть Бестужева. Но интриги врагов не удались; он после высылки Шетарди из России в 1744 г. был назначен канцлером и в 1746 г. заключил союзный договор с Австрией.

    Новая перегруппировка держав, благодаря которой Англия сделалась союзницей Пруссии, а Франция - Австрии, подняла престиж Бестужева как дальновидного политика. Его сношения с великой княгиней Екатериной Алексеевной, которой он предполагал в случае воцарения её супруга дать участие в управлении, дали врагам Бестужева повод обвинить его в государственном преступлении.

    В 1759 г. Бестужев был приговорён к смертной казни, но помилован и сослан в его можайскую вотчину, с. Горетово. Екатерина II по воцарении тотчас возвратила его из ссылки, особым манифестом восстановила его честь, пожаловала в генерал-фельдмаршалы и всегда оказывала большое уважение. Но Бестужев уже не пользовался влиянием и провёл последние годы не у дел, среди семейных неприятностей, вызванных "развратной и неистовой жизнью" его сына Андрея.

    Граф Бестужев-Рюмин был женат на дочери русского резидента в Гамбурге Анне Ивановне (умерла 15 Декабря 1761 г.), кроме сына Андрея (за беспутное поведение, по просьбе отца, был заточен в монастырь, умер в 1768 г., без потомства) и сына Петра, умершего молодым, других детей не имел.

    Алексей Петрович умер 10 апреля 1767 г. Бестужев представляет отрадное явление среди дипломатов XVIII в., когда продажность была "введена в закон. Он не запятнал себя никакими... осязательными доказательствами милостивого расположения иностранных дворов" и был сторонником союза с Австрией в искреннем убеждении, что этот союз необходим для России, и что, напротив, усиление Франции и Пруссии нарушает её государственные интересы. Широко образованный, интересовавшийся химией и медициной, он в то же время был верующим человеком и в своём изгнании утешался подбором "избранных из Священного писания изречений в утешение всякого неповинно претерпевающего христианина".

    В середине XIX в. селом владел П.М. Мещанинов. Его отец Маркел Демидович, именитый гражданин, брал на откуп торговлю вином в Москве, в 1781 г. выбыл из купцов в военную службу. В 1792 г. он подал прошение о возведении в дворянство (такое право ему давал гражданский чин надворного советника, соответствовавший по «Табели о рангах» военному чину подполковника), жалованная грамота императрицы Екатерины II утверждена в 1801 г. императором Александром I .

    В 1890 г. усадьбой в Комягино владел Семён Васильевич Лепёшкин (ум. 1913), сын Василия Семёновича и Варвары Яковлевны Лепёшкиных, до 1880-х гг. владевших Вознесенской мануфактурой. Он был высокообразованным человеком, учился за границей, закончил образование в Дрездене, придерживался либеральных взглядов, сочувствовал революционерам и даже оказывал им материальную поддержку. Заметная фигура в области городского управления, он много лет состоял гласным Московской городской думы, редактировал её "Известия", являлся одним из создателей Кустарного музея, написал очерк о кустарных промыслах Северного Кавказа.

    Совместно с В.И. Орловым он заложил основы земской статистики. Семён Васильевич состоял в Московском юридическом обществе, в совета Коммерческой академии наук, в Обществе пособия нуждающимся студентам, несколько раз избирался гласным Московской городской думы, был товарищем (заместителем) городского головы.

    В 1877 г. он купил на собственные средства дом в Филипповском переулке и устроил общежитие для студентов Московского университета, обеспечив его содержание соответствующим капиталом. Согласно уставу, общежитие выполняло научно-образовательные, воспитательные и бытовые функции.

    В начале 1881 г. состоялось его официальное открытие. Общежитие было рассчитано всего лишь на 40 студентов, зато представляло собой в полной мере благотворительное заведение, предназначавшееся для бедных студентов, которые жили здесь на полном пансионе.

    С.В. Лепёшкин умер в 1913 г., завещав университету 200 тыс. руб. "для содержания в строгом согласии с уставом комитета бесплатных квартир для беднейших из достойнейших студентов... и для бесплатного продовольствия их сытной и здоровой пищей".

    От усадьбы в Комягине до нашего времени дошли только отдельные деревья парка. Храм Преподобного Сергия Радонежского был закрыт в конце 1920-х гг., после смерти последнего настоятеля, священника Введенского (его матушка Александра Сергеевна работала в селе учительницей, в войну 1941-1945 гг. отдала свой дом у церкви под детский сад, сама жила на кухне).

    В 1955-1961 и в 1980 гг. реставрировались фасады храма.

    В 1991 г. он возвращён верующим.

    Поблизости от Комягина, в Верхнем Грибове, сохранилась каменная часовня Илии Пророка, закрытая и перестроенная под дачу в советское время.

    Думный дворянин и стольник Петра Великого Никита Иванович Акинфов в 1678 году построил в подмосковном Комягино каменный храм Сергия Радонежского . Он практически в неизменном виде дожил до наших дней и отметил недавно свое 300-летие. Сегодня Сергиевская церковь в Комягино считается не только самой красивой, но и самой древней в Пушкинском районе Подмосковья

    Храм Сергия Радонежского с Комягино строили всего четыре года - с 1674 по 1678-й. Его освятили во имя преподобного Сергия Радонежского, который, по преданию, однажды останавливался в этих местах.

    Два церковных придела спустя почти сто лет освятили: один - во имя святителей , а второй - во имя .

    До наших дней в алтаре церкви, на одном из белокаменных блоков стены сохранились имена людей, так или иначе причастных к строительству. Но кем были эти люди, где жили и как строили этот удивительный храм, увы, остается загадкой.


    Храм был закрыт властями в 1929 году. Из рассказов местных жителей следует, что все накопленное столетиями было просто вынесено наружу и свалено в соседний овраг, включая старинные иконы XVII века, хоругви, мощевики... В здании в разные годы размещались то сельский магазин, то клуб, то склад.

    Храм постепенно разрушался, но в 1955 году некие разумные люди во власти решили привести его в порядок, как объект архитектурного наследия. Внешний облик храма восстанавливали в течение шести лет под руководством известного реставратора Льва Артуровича Давида (1914-1994). Были заделаны трещины, отремонтированы кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал использоваться не по назначению и, естественно, продолжал ветшать.

    В 1980 году была проведена повторная реставрация уже под руководством другого известного мастера Бориса Львовича Альтшуллера (1926-1998). Была восстановлена старинная лепнина порталов и наличников окон, купола покрыли двухцветным лемехом из дерева.

    Возрождение Сергиевского храма

    Храм, как и многие его собратья в России, был возвращен верующим в 1991 году. Из него выселили располагавшуюся здесь керамическую мастерскую, привели в порядок внутренние помещения. На праздник Рождества Христова 1992 года молодой священник Александр Бекещенко отслужил первую Божественную литургию в возрожденном храме.

    Однако на то, чтобы восстановить былое величие и красоту, понадобилось еще десять лет. В том облике, в каком мы можем видеть его сегодня, храм предстал лишь 19 сентября 2002 года. В этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение храма.


    Саша Митрахович 05.09.2018 07:17


    Архитектура храма Преподобного Сергия Радонежского в Комягино весьма примечательна. Изначально церковь стояла на высоком фундаменте, сложенном из огромных каменных валунов. Один из них до сих пор «выглядывает» из-под земли у западной стены храма. Со временем строение медленно оседало, и фундамент практически полностью сравнялся с поверхностью земли.

    Сергиевский Храм асимметричный, бесстолпный, пятиглавый, высокий четверик увенчан двумя ярусами кокошников. Апсида - трехчастная. С западной стороны к храму примыкает колокольня, представляющая собой традиционный восьмерик на четверике и увенчанная высоким шатром стремя рядами слухов.

    Северный придел освящен во имя . Еще один придел - во имя - был разобран в середине XVIII века вместе с крытой папертью, примыкавшей к церкви с запада. Северная паперть сохранилась.

    Все фасады храма отличаются довольно витиеватым декором, который принято называть «стилем Алексея Михайловича». Окна и порталы оформлены резными полуколоннами и многопрофильными карнизами. В притворе сохранилась оригинальная кладка порталов, частично восстановленная в ходе реставрационных работ.

    Сергиевская церковь - это характерный тип посадских и вотчинных церквей, распространенных на Руси в XVI-XVII веках. К тому времени русские зодчие стали активно применять так называемый крещатый свод, опиравшийся не на мощные внутренние колонны-столпы, а прямо на стены храма. Как раз таким сводом и перекрыт основной объем Сергиевского храма. Все пять главок стоят на глухих барабанах, которые не сообщаются с внутренним пространством.

    Ко времени завершения строительства уже катилась к закату мода на шатровый тип храмовой архитектуры, вот и в Комягино шатровое завершение имеет лишь колокольня.


    Саша Митрахович 06.09.2018 06:49


    Внутри храм Сергия Радонежского в Комягино выглядит очень небольшим, камерным, однако намоленность этого компактного помещения ощущает всякий, вошедший под его своды.

    В притворе церкви - два больших полукруглых окна. Ранее на их месте были выходы на крытую паперть. Мощный портал ведет в главный придел храма, освященный во имя святого . При реставрации была бережно сохранена и частично восстановлена старинная кладка из красного кирпича в виде фигурных колонн и арки над входом.

    Двери поменьше ведут в придел свт. Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца.

    Трапезная храма также разделена на две части - большую и меньшую. Возможно, раньше этой бросающейся в глаза асимметричности не ощущалось, но после того как разобрали придел во имя и паперть, примыкающую к ней, пространство с северной стороны значительно сократилось.

    Иконостас главного придела деревянный, трехъярусный. Ранее, до Октября, он был пятиярусным, с иконами, написанными в XVII веке, и если приглядеться, то на стене видны кронштейны, на которые крепились два верхних ряда икон, ныне отсутствующих.

    Между двумя приделами прорублена дверь, створки ее расписаны современными прихожанами в старорусском стиле.

    Фото: Церковь Сергия Радонежского в Комягино

    Фото и описание

    Каменная Сергиевская церковь в Комягино была выстроена в 70-е годы XVII столетия. Точнее, в тот период времени село носило другое название - Сергиево. Оно являлось вотчиной стольника Н. И. Акинфова.

    В XX веке зданию присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. Храм признан одним из лучших памятников древнерусского зодчества, находящихся в Подмосковье. Бесстолпное здание выстроено из кирпича, увенчано пятью главами, над ним высится шатровая колокольня. В настоящее время в церкви существует лишь один придел. Первоначально их было два, но второй придел был разобран в XVIII столетии. Тогда же перестала существовать и крытая паперть.

    На одной из церковных стен (возле жертвенника) сохранились имена всех, кто строил храм или пожертвовал средства на его возведение. Священнослужители до сих пор поминают эти имена во время литургий.

    В конце 20-х годов XX столетия богослужения в церкви были прекращены. Храм был разграблен, старинные иконы были сброшены в овраг. В середине XX века церковь была отреставрирована. Руководил реставрацией Л. А. Давид. Акт осмотра здания, составленный перед реставрацией, сохранился до настоящего времени. Согласно этому акту, полы церкви были разрыты, своды потрескались, кокошники разрушились.

    После реставрации здание было снова разорено - это произошло в 70-е годы XX века. В 80-е годы в храме вновь были проведены реставрационные работы, ими руководил Б. Л. Альтшуллер.

    До начала 90-х годов XX века в здании располагалась мастерская, где изготавливалась керамика. Затем храм был передан верующим.

    Впервые село Комягино , расположенное в Пушкинском районе Московской области, упоминается в Списке с писцовой книги 1584 - 1586 годов как пустошь Коняево Бохова стана Московского уезда. Пустошь вместе с селом Пушкино на Уче исстари принадлежала митрополичьим землям.

    В те давние времена этот край покрывал густой первобытный лес и доподлинно известно, что одним из наиболее распространенных промыслов здесь было бортничество . В декабре 1490 года, в год своего возведения на митрополичью кафедру, митрополит Зосима Брадатый (ум. в 1496 г.) пожаловал в Боховом и Радонежских станах некоторых своих митрополичьих бортников землями и деревнями. Среди этих бортников - предводителей крупных артелей сборщиков мёда и воска, были имена неких Андрейки и Ивашки Коняевых : «Се яз Зосима, митрополит всея Руси, пожаловал есмь… своих митрополичьих бортников Андрейка Коняева, да брата его Ивашка… церковными пречистой Богородицы и своими митропольскими землями» (См.: Материалы по истории крестьян в России XI - XVII вв.: Сборник документов. Л., - 1958. С. 48).

    Известно, что вид поместного пожалования земли был формой оплаты труда митрополичьих служилых людей, подобно «земельному окладу» служилых людей великого князя. Поместье давалось «до живота» и после смерти владельцев возвращалось во владение митрополита. Повсеместно в Подмосковье земли получали свои названия от имен их владельцев. Так на карте появилось Коняево, позднее, претерпев ряд изменений, превратившееся в Комягино.

    Каменная церковь, освященная во имя Сергия Радонежского в селе Комягино впервые упоминается в переписных книгах Московского уезда Бохова стана за 1678 (7186) год.

    Современный вид храма:
    Точно известно, что храм был построен в 1678 году и в следующем, 1679-м освящен и обложен церковной данью. В приходной книге Патриаршего приказа говорилось: «В нынешнем 187 году января 9 дня, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобного Сергия Радонежского в московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж того пустошь Комягино, на речке на Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова» (См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах. Вып.5. Радонежская десятина. - М., 1886 ).

    По обычной практике, населенный пункт нередко менял свое первое наименование в случае постройки в нем церкви. Интересно, что в приведенном выше документе указывается, что церковь была «новопостроена» в сельце Сергееве, что намекает на существование до каменного - деревянного храма.

    Сергиевский храм в Комягино отличается не только стройностью пропорций, но и редким совершенством форм.
    По мнению многих исследователей, храм в Сергеевском-Комягине является одним из лучших образцов древнерусского каменного зодчества во всем Подмосковье.

    Я бы, пожалуй, поставил в один ряд с этой церковью только Благовещенский храм в селе Тайнинском (об этом храме см.: http://sergeyurich.livejournal.com/901377.html ).

    Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом преподобного Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.
    Основной четверик вытянут по оси север-юг, что существенно увеличивает ширину храма для лучшего обозрения прихожанами деталей священнодейства.

    Интерьеры храма:

    Вот две фотографии Сергиевского храма, сделанных в начале ХХ века и его описание 1887 года.

    «Из местрики №260, составленной в 1887 году священником о. Владимиром Степановичем Разумовским видно, что в алтаре на стене у окна имеется закрашенная белилами резная надпись, которую без снятия краски трудно разобрать. Церковь имеет в длину 11 саженей, в ширину - 8 саженей, в вышину - около 20 саженей и находится на горе и от села отделена оврагом, она построена из кирпича на известковом растворе, ход на колокольню сделан в толще стены, в стенах имеются железные связи. Средняя глава светлая и все пять глав покрыты черепицею; для входя имеются две двери с западной стороны, северных и южных дверей нет, двери обделаны кирпичными колонками и тягами; в стенах есть голосники, пол лещадный, а около дверей выстлан чугунными плитами; в главном храме в южном предолтарии помещается ризница, а в северном кладовая; иконостас главного храма нового устройства о шести ярусах, окрашен голубою краскою, по местам вызолочен; стены холодной церкви расписаны иконописным письмом, но записей в времени росписи не имеется, теплая же церковь не расписана. В иконостасе помещена старинная икона Препод. Сергия и кроме того в церкви из древних предметов имеются: Ковчег из олова и плащаница из шелковой материи с надписью: «писан сей образ лета 7222 (1714 г.), совершена месяца июня в 7-й день» (См.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. 1. - М., 1907. С. 97 ).

    В 1929 году храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было утрачено. Иконы XVII века были выброшены в овраг. По распоряжению правления ближайшего колхоза «Красный Октябрь» с храма были сняты железная кровля, обрешетка с крыш, вынуты прутья из ограды.

    Фотографии 1953 года (

    Лишь в 1955 году государство обратило внимание на тяжелое положение памятника культуры. С 1955 по 1961 г. под руководством известного архитектора-реставратора Л. А. Давида памятник был восстановлен.
    Но затем последовало новое осквернение храма. В 1976 году отреставрированная церковь вновь была разорена. К 1980 году под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера была проведена повторная реставрация бесценного памятника.


    Самое обсуждаемое
    Рыболовные катушки с Алиэкспресс: выбираем лучшее Выбор катушки на алиэкспресс Рыболовные катушки с Алиэкспресс: выбираем лучшее Выбор катушки на алиэкспресс
    Лучшие торговые центры парижа Лучшие торговые центры парижа
    Что посмотреть в лос-анджелесе и когда лучше поехать на западное побережье сша в калифорнию Что нужно чтобы поехать в лос анджелес Что посмотреть в лос-анджелесе и когда лучше поехать на западное побережье сша в калифорнию Что нужно чтобы поехать в лос анджелес


    top