Свято михайловский златоверхий мужской монастырь. Михайловский Златоверхий монастырь. История создания михайловского златоверхого монастыря

Свято михайловский златоверхий мужской монастырь. Михайловский Златоверхий монастырь. История создания михайловского златоверхого монастыря

ВВЕДЕНИЕ

Михайловский Златоверхий монастырь -- один из древнейших монастырей в Киеве. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.

История Михайловского собора, как и многих подобных памятников архитектуры полна взлетев и падений.

Основана святыня была в 1108 году князем Святополком, внуком Ярослава Мудрого, на месте Дмитриевского монастыря. Освящен -- в 1113 году. Прекрасное творение искусства было посвящено небесному покровителю города Киева - архангелу Михаилу. Купола собора выглядели ослепительно красиво и блестяще. От этого ему дали имя Михайловский (Златоверхий) собор.

Объект исследования: Михайловский Златоверхий монастырь

Задания исследования:

Рассмотреть этапы создания Михайловского Златоверхого монастыря

Проанализировать особенности создания

Проследить этапы развития

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ

История создания

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича - Петр-Ярополк и Михаил-Святополк - основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру.

Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы.

Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий.

С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя. В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами.

Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским.

Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

Мощи великомученицы Варвары, жены князя Святополка, больше, чем восемь веков покоились в стенах храма. Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время - главный враг шедевров - сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.

К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии - фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Разрушение и восстановление Михайловского Златоверхого монастыря

26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину - под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора. Множество произведений искусства в период 1934 - 1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор. Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.

Восстановленный в 1997--1998 годах Михайловский собор в Киеве (официально открыт 30 мая 1999 года) -- один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Но храм был воссоздан не в первоначальных формах (до наслоений), поэтому многие историки его не признают. На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.


С весны 2000 года для богослужения и посещения открыта центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 - Варваринский и Екатерининский приделы.

Церковь архангела Михаила, соборный храм одноименного Михайловского монастрыря . Всемирно известный памятник архитектуры и искусства XII-XVIII вв. Храм разрушен в 1936 г. На протяжении 1997-99 гг. на том же самом месте сооружена его копия (Трехсвятительская, 6).

Собор заложен 11 июля 1108 г. князем Святополком-Михаилом Изяславичем, который здесь же и похоронен в 1113 г. По древней монастырской легенде, женой Святополка была дочь византийского императора по имени Варвара, которая будто бы привезла в киевский храм мощи одноименной себе святой великомученицы Варвары. Несмотря на то, что первые упоминания о них появляются лишь в конце XVI в., мощи св.Варвары доныне остаются одной из важнейших киевских реликвий. Считают, что Михайловский собор в древнерусские времена относился к Дмитриевскому монастырю , однако прямых свидетельств этому нет.

Первоначально Михайловский собор представлял собой храм крестово-купольного типа с центральным куполом, опиравшимся на четыре столба, тремя апсидами на востоке и нартексом на западе. Архитектурными формами он напоминал несколько уменьшенную копию Успенского собора . В северное членение нартекса была встроена винтовая лестница, ведущая на хоры, а в южное - аркосолий для княжеского саркофага. Собор имел длину 28,6 м и ширину 19,4 м. К юго-западному углу была пристроена четырехстолпная трехапсидная церковь - придел, посвященная Входу Господнему в Иерусалим (10,5 на 8,7 м), а перед западными и северными дверями - небольшие наружные притворы. Как снаружи, так и внутри храм был роскошно декорирован. Купол Михайловского собора был впервые в Киеве покрыт золотом, поэтому он получил название Златоверхого. Фасады имели сплошную штукатурку и фресковую роспись, имитировавшую кладку из мраморных блоков. В интерьере наряду с фресковой росписью было применено дорогое мозаичное оформление главного алтаря и центрального купола. Пол храма также был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда и сень-киворий над престолом опирались на мраморные колонны.

Монгольское нашествие не нанесло Михайловскому собору значительного ущерба, хотя он, конечно, был ограблен и некоторое время пребывал в запустении. Анализ письменных источников позволяет утверждать, что храм периодически реставрировали начиная с XIV в., когда при нем возобновился монастырь. Следы многочисленных ремонтов разного времени были заметны на сводах собора вплоть до его разрушения. Известно, что в конце XVI в. купол собора еще сохранял остатки позолоты.

Капитальную реставрацию Михайловского храма осуществил в 1620-х годах игумен Иов Борецкий, в свое время избранный киевским православным митрополитом. В боковых апсидах Борецкий устроил приделы св.Варвары и Введения Богородицы в Храм. Тогда же возведена новая крыша с тремя фронтонами в стиле барокко и дополнительный купол над нартексом. Автором этой перестройки вероятно был "каменщик Петр Немец, обыватель киевский", с которым позднее Борецкий заключил соглашение на постройку колокольни. Новые иконостасы выполнил киевский резчик Роман. Тогда же была постороена и колокольня .

В 1655-56 гг. игумен Феодосий Софонович заменил деревянную кровлю на железную, а главный купол на средства Богдана Хмельницкого был заново покрыт медью и позолочен. Монастырская легенда о том, что по воле гетмана на кресте главного купола установили двуглавого орла, не отвечает действительности.

Между 1688-90 гг. на средства генерального судьи Михаила Вуяхевича к северной стене собора пристроен новый каменный придел св.Варвары. В 1712-15 гг. его коренным образом перестроили по заказу Дмитрия Голицына. Симметричный придел св.Екатерины пристроен с юга между 1721-31 гг. При этом был разобран древний Входо-Иерусалимский храмик, а в стенах первоначального ядра прорезаны широкие арки. Эти перестройки были осуществлены под руководством московского строителя Ивана Матвеевича.

Иконостас главного храма, сооруженный в 1718 г. на средства гетмана Ивана Самойловича, имел пять ярусов и считался одним из лучших во всем Киеве. Авторами этого произведения были черниговский резчик Григорий Петров и иконописец Стефан Лубенский.

Перестройки первой трети XVIII в. были неудачными с технической стороны и едва не послужили причиной гибели храма. Уже в 1740-х годах новые приделы осели настолько, что собор буквально раскололся пополам. Высказывались даже предложения вообще его разобрать. Однако с 1746 г. началась коренная реконструкция собора, после которой он приобрел почти окончательный вид. Постройка с трех сторон была укреплена массивными аркбутанами, храм стал семиглавым. Барокковая декорация фасадов стала чрезвычайно пышной. Западный фасад украсила композиция из трех фронтонов изысканной формы, причем над средним фронтоном установили выкованную из меди позолоченную фигуру архангела Михаила. Торцы аркбутанов оформлены полуколоннами и завершены маленькими фронтончиками. Порталы, окна и фронтоны обильно украшены лепкой растительного и рокайлевого характера. Документально подтверждена причастность к этой реконструкции выдающегося архитектора Ивана Мичурина.

В Михайловском Златоверхом соборе, каким он предстал после реставрации XVIII в., украинская архитектура барокко достигла своего наиболее полного воплощения. Образовалась одна из наиболее сложных и развитых композиций в тогдашнем зодчестве. Последовательно воплощенный принцип пирамидального построения придал храму особенную гармоничность.

В 1806-08 гг. интерьер собора покрыт новыми настенными росписями, еще сохранявшими традиционные черты староукраинской живописи. Среди икон чрезвычайной ценностью отличался храмовый образ архистратига Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 г. Он представлял из себя уменьшенную копию картины Рафаэля и был написан на золотой пластине, закрепленной поверх серебряной доски массой 4 кг. Ризу иконы украшали 3000 бриллиантов и 16 хризолитов.

Мощи святой Варвары были наиболее прославленной святыней Михайловского храма. Вначале они сохранялись в кипарисовом гробу, а с 1701 г. в серебряной раке, подаренной гетманом Мазепой. Рака массой 32 кг была обильно покрыта кованным растительным орнаментом и представляла собой шедевр украинского ювелирного искусства. В 1847 г. графиня Анна Орлова-Чесменская пожертвовала для мощей великомученицы новую серебряную позолоченную раку, весившую вместе с балдахином 400 кг. Старую мазепинскую раку тогда же перенесли в Екатерининский придел, положив в нее части мощей свв.Харлампия, Пантелеймона и Спиридона. Во время уничтожения собора все изделия из ценных материалов были изъяты и, очевидно, погибли. Мощи св.Варвары несколько раз переносились и сейчас хранятся во Владимирском соборе .

Основательная реконструкция Михайловского собора была осуществлена в 1888 г. архитектором Владимиром Николаевым. Под полом проложены каналы калориферного отопления, между аркбутанами встроены тамбуры входов. Одновременно под руководством профессора Адриана Прахова реставрируются древнерусские мозаики и фрески. Чтобы открыть их для осмотра, верхние ярусы барочного иконостаса были разобраны.

Перенос в Киев столицы Советской Украины предусматривал создание нового правительственного центра, который должен был расположиться прямо на месте Михайловского Златоверхого монастыря . На протяжении 1934 г. со стен обреченного собора специалисты снимали древние мозаики и фрески. Весной 1935 г. начали разбирать боковые купола, а в следующем году остатки сооружения взорваны динамитом. В конце концов этот акт вандализма оказался напрасным - правительственное здание на месте собора так и не было сооружено.

Решение о воссоздании Михайловского храма было принято на уровне Президента независимой Украины. В связи с этим в 1994-98 гг. проведены археологические исследования остатков собора. Раскопки позволили ответить на множество спорных вопросов, связанных со строительной историей памятника. На протяжении 1998 г. на месте собора возведена его копия (главный архитектор Юрий Лосицкий).

Михайловский Златоверхий монастырь. Киев.

Михайловский Златоверхий монастырь - один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716-1719 годы). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.




Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.



Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом - Изяславом I (в крещении Димитрием).



Возведённый в 1108-1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу - небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.



Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом.



Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.



Вид Михайловского собора до революции.



Златоверхий Михайловский собор и колокольня. Литография. 1911 г.


Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.



Михайловская площадь. Почтовая открытка 1913 г.




С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки.



Блок марок, посвященный храму


В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.



Площадь перед въездом в Михайловский монастырь стала называться Михайловской. В современных размерах она сформировалась в первой половине XIX века в процессе генеральной реконструкции Киева, а после возведения в 1854 - 1857 годах Присутственных мест окончательно отделилась от Софийской площади.



Вход в монастырь украшен фресками.



Рядом расположен памятник голодомору 30-х годов.



На площади возле Михайловского собора расположена Дипломатическая академия Украины, а перед ней памятник княгине Ольге, Апостолу Андрею, Кириллу и Мефодию. Памятник был открыт 4 сентября 1911 года. Празднование проходило довольно скромно, так как в одной из больниц города умирал смертельно раненый в Национальной опере Украины Пётр Аркадьевич Столыпин.



На постаменте из розового гранита, в центре было расположено скульптурное изображение княгини: слева, на возвышении, стояла скульптура апостола Андрея Первозванного, указывающего на «Святые горы киевские», справа на возвышении - скульптура сидящих просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия.
На постаменте княгини Ольги надпись: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу», ниже следовала другая надпись: «Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911».
Красивейший памятник просуществовал не долго. Современный монументальный ансамбль княгине Ольге был торжественно открыт 25 мая 1996 года в День Киева.



На территории монастыря сохранилось всего одно здание еще с дореволюционных времен и оно очень отличается от всего остального.
Трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713 год).



В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.



Лев Римский, Григорий Двоеслов, Сильвестр Римский. Михайловский Златоверхий собор. Роспись в алтарной части. Выполнена в соавторстве с заслуженым деятелем искусств украины Генрихом Нечипоренко.

Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.



Михайловский Златоверхий собор. Мозаичные иконы


Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи.



Дмитрий Солунский.1108-1113.




Архидьякон Стефан.


Разборка и снос собора осуществлялись в 1934-1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934-35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую абсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.



Мозаика "Святая Евхаристия". Это одна из оригинальных мозаик Златоверхого Михайловского монастыря, хранящихся в Софийском соборе Киева.

Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) - один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

То, что храм воссоздан на более высоких уровнях, видно на фотографии внизу, где показан раскоп до уровня пола предыдущего храма.



На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.

Киворий в монастырском дворе был построен заново в середине 1990-х годов.
Внутри кивория каменная чаша монастырского источника, он украшен золоченым куполом, фресковой живописью и полуколоннами.



Беседка над источником выполненна в стиле украинского барокко, в одном стиле и цветовой гамме (нежный бело-голубой с золотом) с главным храмом Михайловского монастыря - Михайловского Златоверхого собора.



На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.


МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МОНАСТЫРЬ мужской, в Киеве. Основан в 1108. Около 1108-13 была построена каменная Михайловская церковь. В 17 в. монастырь — центр антиуниатской борьбы. Упразднен после 1917. В 1934 здания монастыря разобраны. Фрески и мозаики — в Софийском соборе в Киеве.

Михайловский Златоверхий монастырь занимает особенное место в сердцах киевлян. Назван в честь архистратига Михаила предводителя небесного воинства и покровителя города Киева. Основан в 1108 году Киевским князем Святополком(в крещении Дмитрий) — внуком Ярослава Мудрого, уже в 1113 году собор был освящён. Расположен на месте бывшего капища языческих богов: Перуна, Дажьбога, Хорса, Сварога, Стрибога и Мокоши, в центре древего Киева у Старокиевской горы на берегу древней реки Почайны (ныне несущёствующей), так что само место здесь пропитано чем- то необъяснимо притягательным, и шли сюда люди к богу с времён гораздо более ранних чем даже Киевская Русь.

Славился Михайловский собор своим богатым внутренним убранством в стиле» мерцающей живописи» - смеси мозаики и фресок. Уникальной чертой которой является переливание света в тень, то вспыхивая то затухая изображения как будто мерцают над головами прихожан. Этот стиль является достоянием мастеров Киевской Руси, уже тогда показывая своё отличие от Византийского. По мнению учёных в росписи собора учавствовал легендарный иконописец Алипий(Алимпий), непревзойдённый мастер и основоположник мерцающей Живописи.Некоторые мозаики в Михайловском соборе приписывают именно его руке.

На этом месте с 1054 по 1062 Изяславом Ярославовичем(в крещении Дмитрий) был основан Дмитриевский монастырь, и находился в так азываемом городе Ярослава. После смерти князя Изяслава монастырь поддерживали его дети, один из его сыновей Ярополк(в крещении Пётр) основал в пределах отцовского монастыря свой, в честь Петра. Но полностью его не закончил, он был убит и похоронен в его церкви. А в 1108 году сын Изяслава Святополк и заложил на этом месте Михайловский монастырь.

Михайловский собор, как и все соборы того времени, был похож на Успенский собор в Киево Печерской Лавре, но по приданию - это был первый собор с позолоченными куполами. И Михайловский собор не уступал в росокоши и убранству Успенскому. В отличии от Лавры Михайловский монастырь был вотчинным, т.е. принадлежал княжескому роду и его популярность зависела от успехов князя. Изначально храм был однокупольным 29х19 меторов, украшенный фресками и мозаикой. Главной ценностью собора были святые мощи Варвары великомучаници, мощи которой хранились тут на протяжении восьми веков.

Михайловский монастырь, сильно пострадал в 1240 году, после захвата киева ханом Батыем и во время нападения крымского хана Менгли Гирея в 1482 году. И лишь в 1523 году Сигизмунд 1 король польский дал право игумену Макарию реставрировать монастырь, и вернул почти все земли, это дало большой толчок для нового процветании. А уже в начале XVI века король Сигизмунд III дал приказ униатскому митрополиту Ипатию Поцею на присоединение Михайловского монастыря со всеми его землями к униатской церкви. Но тут произошёл казус, приказ вступал в силу только после смерти игумена Михайловского монастыря Иосифа. Но он пережил Ипатия, а монастырь остался православным. Дальше не раз михайловский монастырь пытались окатоличить, но униатам так это и не удалось.

Со временем Михайловский монастырь становится центром противостояния униатов с православными, ярким представителем этого противостояния стал игумен Иов Борецкий, впоследствии ставший митрополитом киевским. Митрополит Пётр Могила восстанавливая права православной церкви, отбирает у униатов их резиденцию в Софиевском соборе и переезжает туда, Михайловский монастырь обретает запустение. Благодаря усилиям Феодосия Сафоновича ставшего митрополитом в 1655, авторитет монастыря восстанавливается. В благодарность за поддержку в войне с поляками Богдан Хмельницкий дарит монастырю новые земли и содействует в реставрации монастыря.

С 18 века Михайловский монастырь обретает могущественного покровителя в лице Петра I, после воссоединения Киева с Московским государством, многие земли принадлежащие монастырю остались на территории Речи Посполитой. Царь и казацкая старшина щедро наделяют монастырь новыми землями на левом берегу Днепра. В первой половине 18 века наступает расцвет михайловского монастыря, этому не мало способствовал Иван Мазепа. По приходу он стоит вторым после Киево- Печерской Лавры, в 1713 году была построена Трапезная - единственное здание сохранившееся до наших дней неразрушенным. В 1720 вход в монастырь увенчала каменная колокольня, позже монастырь был обнесён каменной стеной с Экономическими воротами. А сам собор становится семикупольным в стиле казацкого барокко.

С приходом советской власти, как и всё, что относилось в церкви, михайловский начинает умирать. В 1919 церковные ценности били конфискованы в пользу красной армии, а многие разворованы. Ещё какое то время там проводились службы, но вскоре все монахи были выселены, а здания были отданы разным учреждениям. В 1929 монастырь закрыли превратив его в архивные склады. А при переносе столицы УССР из Харькова в Киев было решено на месте нынещней Михайловской площади строить грандиозный правительственный комплекс.

14 августа 1937 года Михайловский Златоверхий собор был взорван, на его месте должно было быть возведено здание аналогичное стоящему рядом МИДу, а между ними огромный памятник вождю пролетариата. Но свершению этого плана помешала великая отечественная война. Часть фресок всё же сохранилась, уникальные фрески»Дмитрия Солунского» , мозаика «Святого Николая » , часть фрески Самуила и некоторые другие ценности были вывезены в Россию в музеи Эрмитаж, Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт Пирбурге, а «Евхаристия» перенесена на новое основание и хранится в Софиевском соборе. Мощи святой Варвары сохранились, сначала в Десятинной церкви, а потом во Владимирском соборе.

Михайловский Златоверхий собор (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Крестово-купольный шестистолпный храм с тремя нефами и позолоченным единственным куполом на территории одноименного монастыря был сооружен в 1108-1113 гг. внуком Ярослава Мудрого князем Святополком Изяславичем.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси.

Трехнефный крестовокупольный храм одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен способом смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя. В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался.

Вместо одного у него появилось семь куполов, трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепны украшениями, наличниками и орнаментом, выполне ными известным киевским архитектором И. Григоров Чембарским, а фризы барабанов были обильно украшены оригинальными яркими майоликовыми розеткам сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

«Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора - как бы расплываясь по стенам, они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси тог времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано прежде всего с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденной: мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Михайловский собор

Мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства. Часть мозаик Михайловского собора - «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» - в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора. Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной. Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок, но они так и остались неразгаданными.

Адрес: Киев, ул. Трехсвятительская, д. 6.


Самое обсуждаемое
В какой столице происходили события Варфоломеевской ночи? В какой столице происходили события Варфоломеевской ночи?
"Золотые ворота" - мост в Сан-Франциско
Даллас — самый грустный город США Даллас — самый грустный город США


top