Рейтинг стран мира по уровню коррупции. Взятки и подкупы: рейтинг самых коррумпированных стран. Стоит ли верить

Рейтинг стран мира по уровню коррупции. Взятки и подкупы: рейтинг самых коррумпированных стран. Стоит ли верить

Украина стала самой коррумпированной страной Европы после России по итогам 2017 года. В рейтинге восприятия коррупции от Transparency International наше государство заняло 130-место.

Международная организация Transparency International опубликовала ежегодный Индекс восприятия коррупции в конце февраля. Каждой стране присвоили оценку от 0 (очень высокий уровень коррупции) до 100 (низкий уровень коррупции).

Украина в этом году получила 30 баллов из 100 возможных, улучшив всей результат по сравнению с 2016 годом всего на 1 балл. Поэтому на карте Европы Украина и Россия (у которой 29 баллов) – самые коррумпированные страны.

Украина – самая коррумпированная после России страна Европы

Эксперты отмечают, что незначительное повышение в рейтинге Украине удалось достичь благодаря тому, что в 2017-м украинские антикоррупционные органы (САП и НАБУ) направили в суд первые дела по подозрению в коррупции высокопоставленных чиновников. Также среди причин незначительного улучшения – реформа рынка газа, работа реестра электронных деклараций, первый год реформы государственных закупок и использование системы ProZorro, а также снижение уровня коррупции в полиции и уменьшение количества случаев, когда бизнес вынужден давать взятки.

Украина оказалась в компании таких стран, как Гамбия, Иран, Мьянма и Сьерра-Леоне. С ними мы делим 130 место в рейтинге.

Неутешительная "компания" Украина в рейтинге восприятия коррупции

Среди соседей Украины самая лучшая ситуация с восприятием коррупции в Польше – страна с 60-ю баллами заняла 36 место в мире. Правда, по сравнению с 2016 годом, поляки потеряли 7 позиций. В Словакии уровень восприятия коррупции оценили в 50 баллов. Все остальные страны-соседи Украины набрали меньше 50-ти баллов.


Какой уровень коррупции в странах-соседях Украины

Возглавляют Индекс восприятия коррупции от Transparency International Новая Зеландия (89), Дания (88) и Финляндия (85). Наиболее коррумпированными странами мира названы Сомали (9), Южный Судан (12) и Сирия (14).


Страны с наибольшим и наименьшим уровнем коррупции

По словам экспертов, показатели ниже 50 баллов имеют более двух третей из 180 стран в рейтинге. "Это означает, что более шесть миллиардов людей живут в коррумпированных странах", – говорится в отчете.

Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции - 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.

По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран.

Первое место в ИВК-2016 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье - Швеция (88 баллов). Аутсайдеры рейтинга - Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов). Состав лидеров и аутсайдеров по сравнению с 2015 годом почти не изменился.

Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс рассчитан на основании данных за последние два года (2015–2016), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 - с самым низким.

По мнению генерального директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Антона Поминова, в 2016 году в России «ранее существовавшая тенденция к уточнению норм антикоррупционного законодательства дополнилась безудержной охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним». По словам вице-президента международного движения Transparency International Елены Панфиловой, эта охота лишь похожа на настоящую: «На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам».

Среди наиболее важных внешних факторов, повлиявших на положение в ИВК-2016 России и других стран, - утечка документов компании Mossack Fonseca («Панамские документы»). В опубликованном архиве фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников. Информация об этом широко освещалась в российских и иностранных СМИ и не могла не повлиять на ответы респондентов.

Согласно докладу группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO), Россия в 2016 году полностью выполнила 10 его рекомендаций по борьбе с коррупцией из 21, а оставшиеся 11 выполнила частично. Кроме того, в этом году Россия стала участником соглашения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) об автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми службами других стран, который должен начаться в 2018 году.

Наблюдаются некоторые улучшения в сфере антикоррупционного законодательства, однако правоприменительная практика меняется мало. Так, законодательно закреплено изъятие незаконно нажитой собственности, однако на практике эта мера почти не применяется.

Российским чиновникам запретили владеть иностранными финансовыми инструментами. Принят закон о «черном списке» людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов за коррупционные нарушения. Введена ответственность компаний за то, что они не хранят или не обновляют данные о своих бенефициарах. Правительство своим постановлением от 28 июня 2016 года № 594 запретило федеральным чиновникам работать с организациями, сотрудниками которых являются их родственники. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда 31 октября 2016 года постановила, что чиновник может быть уволен за непредоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга.

С другой стороны, из Национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы пропало упоминание о защите заявителей о коррупции - важнейшем элементе антикоррупционной политики. По-прежнему не принят закон о лоббизме, упомянутый в предыдущем Национальном плане.

Во второй половине 2016 года широкий общественный резонанс вызвали громкие дела против высокопоставленных чиновников. Например, министр экономического развития Алексей Улюкаев и генерал ФСО Геннадий Лопырев были задержаны в ноябре, а полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД - в сентябре. Однако эти дела далеко не всегда воспринимались гражданами России в антикоррупционном контексте: как показал опрос ВЦИОМ, более половины россиян посчитало арест Улюкаева «показательной акцией или сведением счетов», а не реальной борьбой с коррупцией.

«Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых является прозрачные, честные выборы для контроля за политиками от главы сельсовета до президента, а также независимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса и эффективно, а не для палочки работающая система верховенства права», - говорит Антон Поминов.

Рекомендации:
1. Разработать и принять законы о лоббистской деятельности и о защите заявителей о коррупции.
2. Обязать правоохранительные органы реагировать на общественные и журналистские расследования.
3. Включиться в международное сотрудничество по возвращению активов и установлению бенефициарных собственников.
4. Обеспечить выборность председателей судов и случайное распределение дел между судьями в рамках их специализации; обеспечить независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти и от Администрации президента.
5. Повысить независимость избирательных комиссий, сведя к минимуму влияние на процесс их формирования со стороны органов власти.

Контактная информация:

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Россия заняла 135-е место из 180 в Индексе восприятия коррупции Transparency International, поделив эту строчку с Парагваем и Киргизией. Громкие суды над чиновниками не повлияли на мнение экспертов о коррупции в стране

Лидеры и аутсайдеры

Россия в 2017 году набрала 29 баллов из 100 возможных в Индексе восприятия коррупции (Corruption perception index), который ежегодно составляет международная антикоррупционная организация Transparency International (TI).

Такое же количество баллов набрали Доминиканская Республика, Гондурас, Киргизия, Лаос, Мексика, Папуа — Новая Гвинея и Парагвай, свидетельствует обнародованное организацией исследование. Перечисленные страны делят с Россией 135-ю строчку из 180 в рейтинге наименее коррумпированных государств, который составила Transparency.

В релизе Transparency отмечается, что уже третий год подряд Россия набирает в индексе 29 баллов, в то же время ухудшилось положение страны в рейтинге: по итогам 2015 года она занимала 119-ю строчку, а по итогам 2016 года — 131-ю. Это связано со вклю​чением в индекс новых государств, а также с переменами в других странах, пояснили в Transparency. Например, государства, занимавшие по итогам 2016 года то же место в рейтинге, что и Россия, спустя год незначительно (на один-два балла) улучшили свои результаты; это Иран, Украина, Казахстан и Непал.

Лидеры и аутсайдеры индекса последние несколько лет остаются неизменными: первые места занимают Новая Зеландия (89 баллов), Дания (88 баллов), Финляндия, Норвегия и Швейцария (по 85 баллов). Замыкают рейтинг Сомали (9 баллов) и Южный Судан (12 баллов).

«Те страны, которые набрали меньше среднего значения — у нас это 43 балла, — это государства, где отсутствуют сами институты, способные гарантировать безопасность от коррупции», — заявил РБК директор российского отделения Transparenсy Антон Поминов.

Согласно методологии рейтинга, нулевое значение в индексе соответствует максимально возможному уровню коррупции, сотня — минимальному. Transparency составляет свой индекс, используя регулярно публикуемые исследования ряда международных организаций — Всемирного банка, Freedom House, фонда Bertelsmann и других. Каждое из этих исследований анализирует отдельный аспект: инвестиционные риски, свободу слова, уровень жизни, сложность ведения бизнеса, но все они так или иначе затрагивают вопросы коррупции. «Мы вычленяем оттуда вопросы, относящиеся к нашей теме, приводим их все к стобалльной шкале и считаем по имеющимся источникам значения для каждой страны», — рассказал Поминов.

Аресты не помогли

Восприятие коррупции в России не изменили прошедшие в конце 2017 — начале 2018 года громкие коррупционные судебные процессы над чиновниками: бывшим министром экономического развития и экс-губернаторами и , подчеркивается в релизе TI. Суровые приговоры, по мнению экспертов организации, «не произвели на респондентов достаточного впечатления, чтобы признать какие-то подвижки в противодействии коррупции».​

Поминов полагает, что для улучшения позиции России в рейтинге не хватает системного подхода к борьбе с коррупцией, и приводит в пример множество западных компаний, которые попались на подкупе российских должностных лиц: Siemens , Daimler , Hewlett Packard , Pfizer . «Когда вместо реформ, направленных на независимость судебной системы и парламента, мы хватаем кого-то из чиновников для виду или чтобы с ним за что-то поквитаться, это не производит впечатления ни на граждан, ни на зарубежных инвесторов», — рассуждает директор российского отделения Transparenсy.

«Надо разделять неумелые попытки представить борьбу с коррупцией несколькими громкими делами и реальное восприятие коррупции», — согласен общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Хуруджи. — Предприниматели и граждане не видят улучшений, за исключением снижения низовой коррупции благодаря повсеместному запуску по стране МФЦ».

По его мнению, на подобные рейтинги могут обращать внимание представители глобальных корпораций. В то же время Хуруджи указывает на то, что большинство предпринимателей к ним относятся скептически. «Бизнес никогда честно расшифровывать не будет, кому давал взятки, и на составление подобных рейтингов серьезно влияет субъективный фактор восприятия», — рассуждает он.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption По словам экспертов, Россия выполняет международные обязательства по противодействию коррупции, но до настоящей борьбы еще далеко

Международное движение Transparency International опубликовало "Индекс восприятия коррупции" (ИВК) - свое главное ежегодное исследование, в котором страны мира ранжированы, исходя из оценок уровня коррупции в госсекторе экспертами и предпринимателями.

Чем ниже страна в индексе, тем выше у нее уровень восприятия коррупции.

Россия по итогам 2016 года заняла в индексе 131-е место из 176, разделив его с Украиной, Казахстаном, Ираном и Непалом.

По сравнению с индексом 2015 года, положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов (29 из 100), а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран, отмечают в Transparency International.

В прошлом году соседями России в индексе .

Первое место в ИВК-2016 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье - Швеция (88 баллов).

Великобритания, Германия и Люксембург заняли в индексе 10-е место (81 балл), США - 18-е место (74 балла), Китай, Бразилия, Белоруссия и Индия - 79-е место (40 баллов).

Стрельба по уточкам

Наиболее важным внешним фактором, повлиявшим на положение в ИВК-2016 России и других стран, в Transparency International считают утечку документов компании Mossack Fonseca ("Панамские архивы"). В публикациях на эту тему фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников.

получила Беларусь в ИВК-2016 по сравнению с прошлым годом

    В результате она расположилась в индексе выше Аргентины, Мексики и Таиланда - на 79 месте

Transparency International

занимает Эстония в ИВК-2016

    1 место среди постсоветских стран

Transparency International

По мнению генерального директора "Трансперенси Интернешнл - Россия" Антона Поминова, в 2016 году в России "ранее существовавшая тенденция к уточнению норм антикоррупционного законодательства дополнилась безудержной охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним".

Вице-президент Transparency International Елена Панфилова считает, что охота на коррупционеров в России лишь похожа на настоящую: "На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам".

Российские власти, напротив, считают, что в стране ведется системная борьба с коррупцией. В январе 2017 года Генпрокуратура сообщила, что за 11 месяцев прошлого года в России было выявлено 28,4 тыс. преступлений коррупционной направленности, в том числе 5,5 тыс. фактов получения взяток и 4,6 тыс. случаев дачи взяток.

По результатам исследования в Transparency International сформулировали рекомендации для России, которой, среди прочего, советуют обеспечить выборность председателей судов, принять законы о лоббистской деятельности и защите заявителей о коррупции, обязать правоохранительные органы реагировать на гражданские и журналистские расследования.

"Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых является прозрачные, честные выборы для контроля за политиками от главы сельсовета до президента, а также независимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса и эффективно, а не для палочки работающая система верховенства права", - резюмирует Антон Поминов.

Transparency International выпускает "Индекс восприятия коррупции" ежегодно с 1995 года.

Индекс рассчитывается на основании данных за последние два года (2015-2016), собранных Всемирным банком, Freedom House, Международным институтом управленческого развития и еще девятью независимыми организациями.


Самое обсуждаемое
Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов
Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой
Гигантская медуза цианея Гигантская медуза цианея


top