Петропавловская крепость. Собор святых апостолов Петра и Павла (начало). Петропавловский собор (1703) Петропавловский собор самый высокий

Петропавловская крепость. Собор святых апостолов Петра и Павла (начало). Петропавловский собор (1703) Петропавловский собор самый высокий

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге во многих смыслах «самый-самый». Это и самый старый собор, и самый высокий, и самый известный, и не только потому, что в нем находится усыпальница русских царей. Стиль постройки был необычным для России, его отличает и форма иконостаса, и самого храма, далекая от «византийской».

Зарождение города

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге относится к первым застройкам Северной столицы. Петропавловская крепость, заложенная 15 мая 1703 года, в первую очередь была фортификационным сооружением. Размещенная в устье Невы, там, где река хорошо просматривалась, а потому врагов можно было заметить издали, она по справедливости стала «историческим ядром» города. Основа основ Санкт-Петербурга расположилась на Заячьем острове, отделенном от суши Кронверским проливом. И все здесь было первым и во многом новаторским. Первый мост Северной столицы - Петровский - был построен здесь, первый канал для снабжения войск питьевой водой был прорыт тоже здесь, и первая церковь заложена была тоже на Заячьем острове.

Первая деревянная

В день святых Петра и Павла, 29 июня, на территории крепости была заложена будущая жемчужина столицы - Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Изначально, как это часто бывало при строительстве крупных храмов, возводилась небольшая деревянная церковь, которая была освящена митрополитом Новгородским Иовом уже в 1704 году, 1 апреля. В мае, через год после основания, здесь была проведена праздничная служба в честь очередной победы русских войск - фельдмаршал Б. П. Шереметьев разбил шведский флот на Чудском озере. Сама церковь была очень красива. Вокруг активно возводился каменный город, которому деревянная церковь служила 8 лет. Но и над ней, стали возводить каменные стены будущего храма. Заслуженную церковь аккуратно разобрали, и на Городовом острове поставили на каменный фундамент. Со временем все деревянные здания Санкт-Петербурга были перестроены в каменные. Бывшую Петропавловскую церковь переименовали в храм Апостола Матфея, и в таком виде он дожил до Великой Отечественной войны. Есть предположение, что возведена первая церковь будущей столицы была по проекту самого Петра I, потому как он принимал участи в проектировании самой крепости наряду с французским генералом-инженером Жозефом Гаспаром Ламбер де Гереном. Церковь имела колокольню с курантами и смотровой площадкой, на которой часто бывал царь. Над ней по праздникам развевались государственные флаги.

Зарождение нового стиля

Для строительства города на Неве Петром I были приглашены выдающиеся зодчие из нескольких стран. Естественно, что они внесли в общую картину свое видение архитектуры. В результате получился стиль, названный «петровским барокко», сильно разнящийся с самой «жемчужиной с изъяном» (дословный перевод «барокко»), а также с «галицынской» ветвью этого архитектурного направления, тяготевшей к классицизму Франции и Италии.

Отличался стиль Северной столицы и от «нарышкинского барокко», который был ближе к византийской архитектуре и по которому застраивалась Москва. Стиль, возникший в Санкт-Петербурге, широкого хождения во всей стране не получил. Редким его примером вне Северной столицы может служить Петропавловская церковь в Ярославле.

Замечательный архитектор

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге строился под неусыпным и дотошным руководством итальянского зодчего Доменико Терезини, вникающего в любую мелочь. Он был назван первым архитектором Северной столицы и основателем стиля «петровское барокко». Олицетворение этого архитектурного направления, большой просторный каменный храм был заложен 8 июня 1712 года. Уникальность собора начала проявляться уже в момент закладки здания. Впервые были вырыты сотнями рабочих глубокие рвы, в которые был заложен ленточный фундамент глубиной 2 метра, хотя до этого строения возводились только на сваях. И очередность строительства была нарушена - поднимать собор начали с колокольни. Что вполне объяснимо - смотровая площадка оставалась жизненно необходимой для Санкт-Петербурга, так как Северная война закончилась только в 1721 году. Город должен был знать о перемещении шведского флота.

Уникален во всем

Петропавловский собор в Петербурге удивлял всем, в том числе и курантами на недостроенной колокольне. Появление часов с боем на незаконченном строении, у которого вместо шпиля каркас, вполне понятно. Идея Великого царя, заключавшаяся в том, что Россия ни в чем не будет уступать Европе, пронизывала все. Потрясенный курантами, увиденными в Голландии, царь-инженер привез лучшие образцы в количестве трех штук в Россию. И настоял на их быстром водружении. Зазвучали они впервые в августе 1720 года. Этому событию предшествовала восьмилетняя неспешная работа по возведению самой колокольни. И потом еще понадобилось 3 года, чтобы 25 метровый каркас шпиля был покрыт листами позолоченной меди.

Неповторимая от фундамента до макушки ангела

Очень печально, что в те времена не мог быть предусмотрен «громоотвод». Молнии стали систематически бить в торчащий в небеса металлический шпиль, пока в 1756 году последняя из них не уничтожила его полностью. Пострадала и внутренняя часть храма. Колокольня Петропавловского собора оригинальна не только своей высотой, символизирующей утверждение России на Балтике, она и по форме отличалась от того, что строилось на Руси раньше. Ей присущи черты светских зданий. Трехъярусная, она продолжает свое стремление в небо высоким шпилем, который венчает знаменитый ангел Петропавловского собора с размахом крыльев в 3,8 м и высотой 3,2 м. Сам шпиль спроектирован и воспроизведен голландцем Германом фон Болесом.

Светлый и праздничный

Здание самого храма было пристроено к колокольне позже, с учетом всех выявленных в результате возведения колокольни ошибок. Оно тоже своеобразно. Стены его намного тоньше стен старинных православных храмов. Отличается он и формой основания - это прямоугольник. Храм украшен высокими окнами, чего раньше не бывало вообще. Большое количество света, льющегося через них, и 16-метровая высота помещения придают зданию торжественный вид. Ряды более узких, но мощных пилонов поддерживают свод. Вместо традиционных пяти куполов - один. Да и роспись стен храма стала новаторской. Впервые библейские сюжеты были дополнены реальными, историческими картинами. Храм расписывали известные русские мастера, стены - Воробьев и Негрубов, плафон - Петр Зыбин.

Даже люстры, одна из которых, ближняя к алтарю, дожила до наших дней, неповторимы. Много написано об иконостасе собора. Изготовленный в Москве из липы и дуба по чертежам Доменико Терезини, по эскизам которого изготовлена и первая статуя ангела на шпиле, иконостас имеет форму триумфальной арки. Это еще одна дань победе России над Швецией в Северной войне. Устанавливали уникальное сооружение 50 рабочих при непосредственном участии руководителя мастерской Ивана Зарудного. Позолочен он был уже в самом соборе после полной сборки. О каждом сантиметре этого храма написаны десятки трудов. Он единственный в своем роде, неповторим, как неповторим сам город с очень непростой историей, уникален как сама крепость.

Всегда главный

Шли времена, укреплялись разрушающиеся основания и колоны, пристраивались необходимые помещения, восстанавливались разбитые молниями шпили, менялась фигура и функция ангела на нем, изменялось само назначение исторического сердца города, которым всегда был и остается Петропавловский кафедральный собор, перенесший все невзгоды. В 1742 возникает Санкт-Петербургская епархия, и первый храм города становится кафедральным. Позднее, в XIX веке, кафедра митрополита переносилась сначала в Казанский, а затем в Исаакиевский соборы. Но самый старый храм Северной столицы никогда официально не лишался статуса «кафедральный». Сейчас времена, когда он был зловещей тюрьмой и музеем, ушли в прошлое. Отреставрированный, прекрасный, исполняющий свою основную роль, он является самой узнаваемой визитной карточкой города. У самого старого собора Северной столицы есть другое, официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Но нигде применительно к нему не упоминается словосочетание «Свято-Петропавловский собор». С таким названием есть огромные красивые храмы в Минске и Луганске.

Для справки

Петропавловский Собор работает в будние дни с 10.00 до 19.00, в субботу с 10.00 до 17.15, в воскресенье и дни богослужений с 11.00 до 19.00.

Хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в. Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

Петропавловский собор колокольня.

В первую очередь по желанию царя возвели высокую колокольню со шпилем. Она была необходима Петру как смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть приближение шведов. Кроме того, ее строительство имело и политический смысл – она должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России. Петр I лично нередко поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню и показывал им оттуда панораму строившегося города. Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине.

Ангел Петропавловского собора.

Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы. Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента. В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

Шпиль Петропавловского собора.

В XIX в. все сильнее стали чувствоваться разрушения деревянного остова шпиля. Было решено старый шпиль разобрать и заменить деревянные конструкции на металлические. При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. По сей день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением и одной из ведущих доминант в панораме невских берегов. Выше его только современная телевизионная башня.

Во время путешествия по Европе Петр I обратил внимание на часы-куранты, имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же он захотел иметь и в России. Куранты исполняли церковный и монархический гимн, в советское время их механизм переделали для исполнения гимна Советского Союза, сейчас же они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни». Был здесь и карильон (колокольный инструмент, на котором играет музыкант). Оригинальный карильон сняли еще в XIX в., а в 2001 г. поставили новый, воспроизведенный для Петропавловского собора в Голландии. Там на средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звонит сей колокол во славу России». Так что теперь здесь снова можно услышать колокольные концерты.

Петропавловский собор в Петербурге.

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

Петропавловский собор иконостас.

Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира. Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.

В центре – царские врата с фигурами апостолов, по обе стороны от них — скульптуры благого вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. За вратами видна алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами. 43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принимавшая их работу, признала: «Оные святые образа написаны добрым иконным художеством из добрых красок». Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде и митре московских царей.

Петропавловский собор интерьер.

Напротив иконостаса – нетрадиционная для православных церквей резная позолоченная кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Ее украшают статуи апостолов Петра и Павла. У противоположного пилона находится царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Во время богослужения в соборе там стоял император. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Императорский собор.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Петропавловский собор интерьер.

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет. После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.

На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже. Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами. В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями. Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заточенный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре. И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом. Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5-6 тонн. Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г. была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.

В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем. Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей. Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге. Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.

Петропавловский собор в современное время.

В 2006 г. была исполнена последняя воля матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в эмиграции в Дании в 1928 г. и там же была похоронена. Но она оставила завещание, где просила, когда появится такая возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено после согласования всех деталей между российским и датским правительством.

Петропавловский собор в крепости.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».

В советское время судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. Она сильно пострадала от наводнения 1924 г., после чего ее здание и интерьер были признаны не имеющими художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на переплавку, надгробия разбиты. Позже в здании находилось книгохранилище, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция, посвященная истории Петропавловской крепости.

Усыпальница в современное время.

В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.

Петропавловский собор - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров и памятник архитектуры петровского барокко.

Петропавловский собор возведён в 1712-1733 годах архитектором Доменико Трезини на месте одноимённой деревянной церкви.

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722-1726 году в Москве

Лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи - Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие


В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1829 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Архитектор Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

В 1864-1866 годах прежние Царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; в 1905 году были повешены новые колокола.


В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города. С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.


На колокольне собора Петра и Павла установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.


Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.


После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон - детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887-1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).


17 июня 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, цесаревичу Алексею, великим княжнам Татьяне, Марии, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.



Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

О нём вспоминают нечасто. Да и, вспоминая, по большей части отдают ему должное как поэту и реформатору стихотворного языка. А вот о работах, где он заявил о себе как учёный, говорят лишь в узких кругах. Неудивительно: специалисты до сих пор не могут обосновать феномен Велимира Хлебникова. Этот человек предвидел то, о чём его современники и не догадывались.

Уважаемые читатели, некоторые имена, даты и места действия в нашем материале изменены, потому что многие данные по этой теме ещё не рассекречены. Ряд неточностей в освещении событий допущен намеренно.

Вьетнам в последние годы превращается в популярную и доступную страну для пляжного отдыха. Уже и не представить, что 50 лет назад здесь бушевала сначала гражданская война, а потом американская интервенция. Вообще, Вьетнам большую часть своей истории находился под чьим-либо влиянием - китайским, французским, американо-советским. Мы в данном материале расскажем о последнем, точнее, о том, какую роль в помощи индокитайским братушкам сыграл Советский Союз.

В 1909 году на поэтическом небосклоне Санкт-Петербурга вспыхнула новая яркая звёздочка с экзотическим именем - Черубина де Габриак. Её стихами, опубликованными в гламурном журнале «Аполлон», зачитывались романтичные юноши и девушки. Её несомненный талант признали такие корифеи, как Иннокентий Анненский и Вячеслав Иванов. Светские львы мечтали о свидании с загадочной испанской аристократкой. Вот только наяву эту красавицу никто не видел.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что резервации индейцев в США - это своего рода потёмкинские деревни. Магазины индейских сувениров, чересчур чистые одеяния, гламурные постройки, лишь похожие на древние индейские хижины… Но индейцы там живут настоящие, и вообще-то интересно наблюдать за их приукрашенным бытом. Однако думается, что индеец со стройки небоскрёба в Нью-Йорке (а там их обычно хватает) более натурален и живёт более естественной и природной жизнью, чем эти неработающие индейцы из гостевых резерваций.

Женщина каменного века, кем она была? Запуганным чумазым существом в звериной шкуре, поддерживающим огонь в пещере, с ребёнком на руках, или своеобразной амазонкой, участвующей в охоте наравне с мужчинами? Исследуя загадочные женские статуэтки, обнаруженные на стоянках первобытных людей, учёные попытались ответить на этот вопрос.

Есть в Крыму удивительный по красоте уголок, которого не найти в туристических справочниках и даже на карте отыскать трудно. Всё потому, что это место было строго засекречено. Десятилетиями из обычных «штатских» людей об урочище Кизилташ знали только жители близлежащих деревень, да и тем путь сюда был заказан.

Каков был внешний облик Иисуса Христа? Любопытно, что в Евангелиях по поводу его внешности не сказано ни слова, несмотря на то что галилейский пророк - центральная фигура притч и сказаний.


Самое обсуждаемое
Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов
Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой
Гигантская медуза цианея Гигантская медуза цианея


top