Пещеры тысячи будд. Всемирное наследие юнеско в китае: пещеры могао Ученые или грабители

Пещеры тысячи будд. Всемирное наследие юнеско в китае: пещеры могао Ученые или грабители

В самом начале новой эры в Китай начинает проникать новая религия – буддизм. Росту ее популярности немало способствовало то обстоятельство, что в Китае буддийские каноны дополнились многими положениями существовавших здесь культов и верований. Китайская богиня Гуан-инь стала бодхисатвой Авалокитешварой, а Конфуций и Лао Цзы были включены в число божеств буддийского пантеона. Одновременно буддизм стал стимулом для развития китайского монументального искусства, так как до этого ни конфуцианство, ни даосизм не нуждались в создании каких-либо величественных сооружений.

Многочисленные скальные монастыри, основанные в эту эпоху, представляют собой настоящие города. Архитектура, скульптура, живопись слились здесь в одно целое с окружающей дикой природой. и Могао, и — эти великолепные пещерные монастыри до сих пор представляют собой яркие , слава которых прошла через многие века истории этой удивительной страны.

Китай, достопримечательности провинции Ганьсу

Ансамбль буддийских пещерных храмов Могао находится в пустынной местности, на западе провинции Ганьсу. Здесь, в 14 км к юго-востоку от древнего города Дуньхуан, стоявшего на Великом шелковом пути, расположен ансамбль пещерных буддийских монастырей, известных под именем Могао.

Первые буддийские святилища-гроты появились здесь в 353–366 гг., на том месте, где, по преданию, монаху Ло Цуню было видение тысячи будд. На протяжении десяти веков, в IV–XIV вв., здесь было высечено около тысячи пещерных храмов.

До наших дней сохранились 492 пещеры, крупнейшая их которых – Могао (366 г.) – дала название всему комплексу. Сохранившиеся 2415 скульптур и 45 тысяч кв. м стенных росписей делают эти пещеры настоящей сокровищницей буддийского искусства.

Скальный монастырь Цяньфодун в Могао

Скальный монастырь Цяньфодун («Пещеры тысячи будд») является центром всего ансамбля. Его высеченные в лессовых склонах пещерные храмы украшены многочисленными скульптурами и настенными росписями, написанными клеевыми красками по сухому грунту. Их авторами были художники разных народов.


Пещеры заполнены сотнями глиняных раскрашенных статуй буддийских святых. Их дополнением и продолжением являются образы росписей, которые служат как бы плоскостной декорацией, из которой выступают объемные фигуры будд.

Росписи IV–VI вв. представляют собой многофигурные сцены-иллюстрации к «Трипитаке», рассказывающие о предыдущих жизнях и духовных подвигах Будды. Наряду с этим здесь представлены духи и божества, олицетворяющие небесные миры.

Искусство Могао периода расцвета (VI–IX вв.) сюжетно объединено (сутры, бытовые и исторические сцены, пейзажи, изображения райских дворцов). Множество композиций создано по мотивам джатак – рассказов о перевоплощениях Будды.

Здесь изображены и реальные исторические персонажи – например, знаменитый китайский путешественник Чжан Цянь, преклонивший колена перед императором Уди, прежде чем отправиться в далекие «западные земли».

Росписи нередко покрывают целую стену и выделяются своим реализмом и динамичностью образов. Более позднее храмовое искусство X–XIV вв. создано художниками, состоявшими на государственной службе, поэтому оно отличается более строгим стилевым решением.

В 1899 г. в одной из пещер были найдены тысячи рукописей на языках народов азиатских стран, свитки с произведениями древней буддийской иконографии, а также ранние образцы китайского книгопечатания. Все эти артефакты позволили ЮНЕСКО включить ансамбль пещерных храмов Могао в

Пещеры Могао (или, как их еще называют, пещеры «Тысячи Будд») расположились на склоне горы Поющих Песков в Дуньхуане провинции Ганьсу.

Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун, воздвигнутого в 353—366 гг. н. э. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV—XIV вв.).

Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, — один из самых ранних буддийских храмов Китая. Исторические документы утверждают, что первые пещеры были сделаны в скале в 366 году. Китайскому монаху Лэ Цзу-ню однажды было видение тысячи золотых Будд, после которого он был уверен в том, что на этой святой земле стоит сделать пещеру. Его идею поддержали и активно начали воплощать в реальность.

Вырезанные пещеры расписывали цветными фресками, украшали глиняными скульптурами, хранили в них различные ценности. Каждая фреска - иллюстрация одной из буддийских сутр и джатаки или изображает монахов, императора и простых верующих. Некоторые из фресок иллюстрируют события распространения буддизма в Китае. В некоторых из пещер, фрески покрывают стену целиком. Несмотря на тысячелетнюю эрозию, вызванную ветром и дрейфующим песком, фрески все еще сохраняют свои яркие цвета и четкие картинки. Фрески в этих гротах отмечены влиянием западных школ буддизма. Кроме фресок и скульптур в пещерах хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и прочих ценностей, среди которых рисунки по шелку, гравюры, вышивки и образцы каллиграфии.

Общая площадь пещер составляет 45 тысяч квадратных метров. Пещеры Могао состоят из множества маленьких и больших пещер. Их протяженность составляет 1680 метров. Размер пещер неодинаков. Всего насчитывается 37 самых маленьких пещер и 16 самых больших, а высота 96 из всех пещер равна 40 метрам. В поздний период «Шестнадцати королевств» были вырезаны 275 первых гротов.

Пещеры Могао включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Напротив пещер Могао находится музей Дуньханского искусства, где был воссоздан облик некоторых из разрушенных и разграбленных пещер.

Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае

Ранние буддийские скальные храмы Китая представляли собой и по назначению и по эстетическому облику явление необычное в китайском зодчестве. Расположенные в горах иногда высоко над землей, изрезанные многочисленными нишами и пещерами, вырубленные без единого четкого плана в толще диких гор, они возникали подобно сказочным городам на пути распространения буддизма, связывая в неразрывное целое с природой архитектуру, скульптуру и живописное убранство. В отличие от небольших святилищ древности, связанных с культом предков, эти храмы открывались путникам с далекого расстояния поражая их своими масштабами и протяженностью. Каждый из пещерных комплексов имел свои художественные особенности. Важное место занимал ансамбль монастыря Цзяньфондун. В его вырезанных в лессовых склонах пещерах скульптурное и архитектурное оформление составило неразрывное единство. Дополнением в раскрашенным статуям святых служили росписи на стенах на темы духовных подвигов Будды Шакьямуни

Пещеры тысячи Будд в Дуньхуане (Цзяньфодун) расположены вдоль границы бескрайней пустыни Гоби, близь Юймэньского прохода.
С 336 г н.э. в рыхлой породе горы Минша, в ее скалистом склоне было выдолблено около тысячи пещер разной величины.
Это самый впечатляющий китайский религиозный комплекс, вырезанный в цельной горной породе.
492 пещеры сохранились до наших дней. Древнейшие из них датируются 5 веком, 23 были созданы в эпоху Северных династий (386-581), 95 в эпоху Суйской династии (581-618), 213 при Танах (618-907), остальные 161 – между 10 и 14 веками.

Одной из особенностей этого комплекса является необычное, но гармоничное сочетание различных архитектурных, скульптурных и живописных стилей. Пещеры просто устроены. Некоторые состоят из одного зала, как правило самые древние, другие же имеют нечто вроде вестибюля, ведущего в зал, богато украшенный росписями, статуями, колоннами, алтарями и нишами различного размера.

Площадь пещер варьируется от 9 до 70 кв. м, а высота-от 1,5 до 5 м.

Древнейшие пещеры обнаруживают влияние центрально-азиатской и индийской религиозной архитектуры (например, столб в центре зала), но это влияние постепенно становится все менее ощутимым, и, наконец, полностью исчезает в храмах Суйской и Танской эпох.

Сокровища пещер Могао — это тысячи скульптур, алтарей и колон, а так же настенные росписи, иллюстрирующие эпизоды из жизни Будды и священные буддийские тексты.
2400 статуй божеств и скульптурных групп бодхисатв и святых обширного буддийского пантеона выполнена в комплексе Могао из расписной глины. Самые древние работы обычно представляют собой группы с фигурой Будды в центре с бодхисатвами по обе стороны от него, более поздние насчитывают более девяти персонажей.
Скульптуры различной степени проработки размещаются вдоль стен или в нишах. Некоторые отличает необыкновенное совершенство пропорций. Таковы, например, величественная 26-метровая статуя Будды Майтрейи (пещера № 130), авторство которой приписывается художнику начала VIII в. Ма Сычжуну, или статуя в пещере № 96 высотой 33 м.
Фресковая живопись занимает 42000 квадратных метров площади пещер. Она доминирует в убранстве пещер. Росписи выполнены клеевыми красками по сухому грунту.
В ранних росписях пещеры Могао в Дуньхуане изображались длинные полосы похожие на ленты, которые как будто танцевали в воздухе, производя впечатление, будто вся стена движется на ветру.

В это время на некоторых фресках Дуньхуана, появилось многоголовое и многорукое индуистское изображение дхармапалы, Махешвары с тремя головами и шестью руками, четыре вооруженных Сканда верхом на павлине, Ганеша, держащий трезубец с головой слона и телом человека, Вишну с тремя головами и шестью руками в росписи на южной стене. В росписи Дуньхуана использовалась техника индийских традиционных росписей из западных регионов, «вогнуто-выпуклая» техника для создания трехмерного изображения.
Темы росписей стен многообразны. Это образы божеств, святых и культовых мест, сцены, иллюстрирующие буддийские притчи и сказания, в изобилии покрывают стены и потолки. Иногда на задних планах появляются сельские пейзажи с изображением простых людей за повседневными делами: крестьян, работающих на полях, ремесленников, занятых резьбой и литьем, рыбаков и охотников, а также акробатов,
Самые древние фрески, созданные еще до Суйского периода, служат иллюстрациями к историям, почерпнутым из сутр или джатак — повествований о похвальных деяниях Будды его различных жизнях, предшествовавших воплощению в принце Шакьямуни. Эти истории являют верующему пример смиренного поведения, основанного на благородстве и высочайшей жертвенности.
Роспись пещеры для медитаций. 538-539. Династия Суй.

На этой фреске изображен фрагмент истории о 500 смельчаках, ставших буддами: лучник приготовился выпустить стрелу в газель, прыгающую по холмам.


В пещерах много изображений Будды. Недаром эти пещеры названы «Пещерами тысячи Будд».

Пещера 320, северная стена, изображение будды Амитабхи, Тан 705 — 781
Эта впечатляющяя роспись иллюстрирует эпизод из Джатаки Шамаки — истории, повествующей о любви молодого человека к своим родителям. Наградой за сыновнюю любовь стало божественное сочувствие, вернувшее его к жизни, после того как он умер от раны.

Некоторые исследователи проводят параллели между чертами и позами выписанных тушью или на шелке бодхисатв из Дуньхуана, датируемых Танской эпохой — и изображениями придворных дам в работах Чжань Сюаня и Чжоу Фаня (Тан).

В 1899 г. даосский отшельник Ван Юаньлу, живший в пещерах, случайно наткнулся на вход в каменную часовню, в которой обнаружил свыше 40000 манускриптов и несколько тысяч рукописей, прекрасно сохранившихся благодаря сухому воздуху подземелья. Эти бесценные сокровища включали преимущественно буддийские религиозные тексты, однако среди них были и конфуцианские и даосские документы, а так же труды по истории, праву, астрономии, медицине и литературные произведения. Большинство текстов написано на китайском языке.


Со временем важность находки привлекла внимание исследователей со всего мир. Сейчас рукописи находятся в музеях Пекина, Лондона, Парижа, Киото, Дели и других крупных музеях.


Кришна Васудева

Кришна Васудева показан здесь худым старцем с длинной белой бородой, его тело покрыто лохмотьями. Такой образ резко контрастирует с традиционной иконографией, изображающей его молодым и исполненным энергии (пещера 285)(Западная Вэй).


Вималакирти. Деталь сцены «Вималакирти беседует с Манджушри». Середина VIII в. Роспись стены пещеры №103 буддийского храма в Дуньхуане.
Вималакирти (санскр. «Прославленный непорочностью», по-китайски Вэймоцзе, по-японски Юймаки) - первый упасака, ставший бодхисаттвой, современник Шакьямуни, прославившийся своим мастерством в диалектике. Легенда о нём описана в Вималакирти нирдеша сутре, которая выражает в образе мирянина Вималакирти, превзошедшего всех последователей Будды и равного по уму лишь Манджушри, принципы махаяны и светского буддизма, что определило популярность персонажа в тогдашнем Китае.


Молитвенное знамя с изображением Будды и воинством демона Мары.
Это изображение могло использоваться как знамя. Оно найдено в пещере монастыря Цзяньфодун, провинции Ганьсу. Его относят к VIII веку

Пещеры Могао - это скальный комплекс, который некогда был местом для буддистских молитв и паломничества. История их началась в далёком IV веке, когда перед монахом Ло Цунь, который волею судьбы оказался на вершине скалы, предстало видение.

Именно на этом месте вырубил первую пещеру. Случайно или нет - мимо неё проходил Великий Шёлковый путь, поэтому в скором времени у него появилось немало сподвижников, желающих обустроить личное место для молитв. Постепенно их количество росло и в итоге достигло 1000.

В XIV веке буддисты покинули пещеры Могао и о них надолго, вплоть до начала XX века, забыли. Когда начались восстановительные работы, часть ниш и культурного наследия, в них хранившегося, была навсегда утрачена.

Сегодня Могао - это 500 пещер, в каждой из которых есть настенные росписи, скульптуры и предметы, связанные с буддизмом. Время создания шедевров - различно. Авторы некоторых известны, имена других - загадка. По сути, это самая настоящая энциклопедия, по которой можно изучать когда-либо существовавшие в буддизме течения. В наши дни этим активно занимаются специалисты из разных стран мира.

Для туристов открыто лишь 30 пещер, однако и этого достаточно для того, чтобы получить представление о прошлом и настоящем буддизма. Отправляясь на экскурсию, следует учесть, что все входы закрыты стальными дверями, открыть которые может только сопровождающий сотрудник. Поэтому, скорее всего, индивидуальным посетителям придётся примкнуть к организованной группе. Кроме того, в Могао полностью отсутствует освещение, поэтому нужно иметь при себе фонарик. Его можно взять напрокат в кассе.

Чтобы гости могли хорошо ориентироваться в пещерах, они пронумерованы. Самая большая, №96, является визитной карточкой комплекса. Именно в честь неё он получил своё название. Главная достопримечательность, хранящаяся под этим сводом - 34,5-метровая статуя Будды, считающаяся самой большой интерьерной в мире.

Планируя путешествие в пещеры Могао, нужно непременно учесть, что количество посетителей, которые могут посещать комплекс каждый день, ограничено шестью тысячами человек. Именно поэтому билет лучше бронировать заранее - на официальном сайте или в одной из касс.

Достопримечательности рядом

Неподалёку от пещер Могао находится ещё одна известная достопримечательность региона - озеро Юэяцюань, имеющее форму полумесяца. Вокруг него, окружённого дюнами, образовался небольшой, но очень красивый оазис, который по праву считается одной из «китайских жемчужин».

Где остановиться

В непосредственной близости от пещер Могао отелей нет. Удобнее всего будет остановиться в городе Дуньхуан, расположенном в 20 километрах. Вариантов размещения здесь очень много - от бюджетных хостелов, например Dunhuang Taoyuan Hostel или Dunhuang 8090 Guest House, где ночь в общем номере, рассчитанном на 8 гостей, можно провести за 350-400 рублей с человека, до роскошного четырёхзвёздочного The Silk Road Dunhuang Hotel, больше напоминающего дворец. Правда, за двухместный номер в нём придётся заплатить не меньше 5000 рублей в сутки.

Как добраться до пещер Могао

Начинать путь к пещерам Могао нужно из уже неоднократно упомянутого города Дуньхуан. От железнодорожного вокзала регулярно отправляется маршрутка, которая довезёт прямо до места. Ещё один вариант - такси. Конечно, оно обойдётся дороже. Кроме того, с водителями нужно торговаться - таксометры по маршруту Дуньхуан-пещеры Могао они никогда не включают.

Возле Дуньхуаня на краю пустыни на склоне горы Миншашань находятся пещеры Могао. Мы привыкли их называть «Могао» по названию самой главной пещеры, настоящее название этого места храмовый комплекс Цяньфодун, что значит храмовый комплекс тысячи Будд. В 4 веке странствующему монаху пришло видение о тысяче сверкающих Буддах, и он начал строить первую пещеру. Строил на пожертвования от торговцев, проезжающих через пустыню с караванами. Постепенно дело стало расширяться, по мере распространения буддизма пещеры превратились в место паломничества. Местные правители и меценаты жертвовали деньги на строительство и роспись пещер, теперь этим занимались не только монахи, но и нанятые рабочие. К пещерам стекалось всё больше людей, их популярность росла, комплекс всё больше и больше разрастался. На сегодняшний день сохранилось 700 пещер, датируемых 4-14 веками, в 492 из них сохранились раскрашенные статуи и фрески. Пещеры вырезаны в горном склоне в 3 яруса на протяжении 1.5 км. Всё это находится в оазисе с деревьями и тенью.

1. Огромный поток туристов накладывает свой отпечаток на пещеры, склон горы у пещер закатан в бетон, сделаны деревянные настилы и ступеньки, поставлены двери. Посетить пещеры можно только с экскурсоводом, у которого есть ключ от дверей. Билеты продаются в одном месте в центре города, это специальные билеты для иностранцев, которые можно купить сегодня на завтра. Продают билеты и потом пускают в комплексе по предъявлению паспорта. Билеты нужно покупать минимум за один день, обычно они есть, а день в день (сегодня на сегодня) купить невозможно. Встреченная испанская пара недоумевала, как так, они приехали в сам комплекс, а там не продают билеты. В самом комплексе касс вообще нет, но когда-то были, поэтому люди и путаются. Для китайцев правила другие, нужно регистрироваться и покупать билеты на сайте, за месяц, и билеты раскупаются быстрее чем билеты на поезда в праздники. В летнее время для китайцев есть ещё один вид билетов: по живой очереди в 4 основных пещеры, чтобы посмотреть хоть что-то. Я понимаю, почему так сделано: если иностранца заставить выслеживать билеты на этом сайте, то никто никогда в этот комплекс не попадёт, в этот район не поедет, какой смысл этой достопримечательности. Китайцам от этого обидно. Про отдельные билеты для иностранцев они не знают и всё время мне говорили, что я в пещеры вообще не попаду. Но я же не зря по пути со всеми общаюсь, две француженки, встреченные в Съяхэ сказали, что они купили билеты без проблем, значит и я куплю. Так и получилось, можно было выбрать три разных времени посещения, я взяла на 8.30 утра.


Очередь в 4 "большие пещеры"

3. Поехали утром с кореянкой на обычном городском автобусе. В пещеры попадаешь не сразу, сначала становишься в очередь на вход в большое современное здание. Потом эту очередь делят на иностранцев и китайцев и иностранцев ставят в отдельную очередь в кинотеатр. Показывают два фильма, первый фильм немного про Дуньхуан в древности, про торговцев, караваны верблюдов, войны, монахов, пустыню, снят как блокбастер))) Ничего интересного там не говорят, только картинка красивая. Дают устройство с переводом на несколько языков и наушники, тут главное эти наушники взять, а то про нас забыли, и проверить уровень заряда - моё устройство разрядилось посередине фильма, пришлось идти менять. Садиться лучше посередине или повыше - на верхних рядах находится переход во второй кинотеатр.

Второй кинотеатр - в 8 K ультра-высоком разрешении (в буклетике так написано) , там какая-то супер технология. Изображение выводится и сбоку, и сверху, и сзади, а ты полулежишь в кресле. Нам в обоих кинотеатрах достались места во втором ряду, но даже так было офигительное ощущение реальности происходящего. Ты словно зашёл в пещеру и рассматриваешь её, только головой вертеть приходится, голос за кадром повествует про время строительства пещеры, про то, что изображено, что это значит, какой за этим смысл, куда смотреть. Иногда берут рисунки и скульптуры с «потолка» или с «боков», перемещают их на передний план и начинают про них рассказывать. Когда объясняли про скульптурную композицию из нескольких фигур, фигура, про которую говорили, «выезжала» на передний план и поворачивалась по кругу, чтобы можно было рассмотреть со всех сторон. После фильма пошли к выходу, сели на автобусы (!) и поехали в пещеры. Ехать долго, минут 20, но именно такая организация со зданием-кинотеатром (там и еда есть, и сувениры) позволяет регулировать туристический поток и принять больше туристов.

Кроме нас иностранцев не было, и мы как-то настроились на небольшую группу для осмотра пещер. А когда приехали, оказалось, что иностранцев собралось штук 30. И опять какая-то неразбериха: есть индивидуальные туристы, как мы, которым надо сидеть и ждать, когда раздадут наушники (уже другие), есть организованные группы, которые договорились с экскурсоводом заранее, к ним кто-то подходит и начинает экскурсию. Кореянка попросилась в такую группу к корейцам, ей и со своими хотелось пообщаться, и по-английски она не очень понимала. Наконец к нам вышел гид, и экскурсия началась. Ах да, проверьте уровень заряда устройства с наушниками, они их не заряжают/проверяют и у нас у двух человек всё разрядилось, им пришлось ходить рядом с экскурсоводом, чтобы её слышать. Двери пещер реально закрыты, экскурсовод перед каждой группой открывает пещеру своими ключами. Фотографировать нельзя, а небольшую сумку или рюкзак взять с собой можно. Стены в пещерах огорожены прозрачными пластиковыми экранами, всё видно, а потрогать нельзя. Это «маленькие» пещеры (не такие они и маленькие), которые находятся справа от центрального входа.

4. Пещеры со временем были забыты и заброшены. Природные источники, питающие оазисы из-под земли, пересохли, на эту территорию пришли монголы, тут уже не до развития искусства было, кроме того, нашли и освоили более простой путь из Европы в Китай по морю. За пещерами ухаживали монахи, а для широкой публики они были утрачены. В 1900 году монах случайно обнаружил библиотеку с рукописями. Рукописи были спрятаны в стене, а когда монах очищал пещеру от песка, часть стены обвалилась. Я всё думала, ну как же никто раньше не догадался, что стена потайная?! Оказывается, изначально проход в пещеру был несимметричным (справа больше), монахи сделали его симметричным, достроив стену, а справа сделали нишу с рукописями. Рукописи разнообразны по содержанию: это трактаты по математике, философии, медицине, астрологии, истории, географии, поэзии на разных языках: китайский, тибетский, санскрит, пали, хотанский, тохарский. Здесь я не могу не передать привет инязу, из которого я помню словосочетание «тохарские языки». Кто бы мог подумать, что я доберусь туда, где они использовались (города Турфан, Куча, туда я тоже доеду).

Китай в тот период был очень слабым, поэтому рукописями не заинтересовались. А вот британец Стейн вывез в 1907 году наиболее ценные экземпляры. Затем часть рукописей вывезли французы (Пеллио), японцы и русские (Ольденбург). Русские еще и как казармы пещеры использовали. Американцы подключились чуть позже, в 1924г, зато срезали фрески со стен. После это китайские власти всполошились и занялись охраной и изучением рукописей сами. К тому времени всё ценное было уже вывезено. Я думала, гид расскажет о том, какие белые плохие, но нет, просто сказала, что одни купили рукописи, а другие продали. Где сейчас хранятся рукописи мне неизвестно, в интернете сказано «в музеях тех стран», интересно было бы на них взглянуть.

5.

Для туристов открыты 30 пещер, но группу отводят лишь в 8. Группы в одно и тоже время заходят в разные пещеры, и экскурсия организована так, чтобы посмотреть пещеры из разных эпох. Я, честно говоря, не отличу пещеру 4 века от пещеры 14 века, для этого нужно или очень этим интересоваться, или иметь специальное образование. Для меня это всё были комнаты, от пола до потолка покрытые картинками. Одно это уже впечатляет, вы попробуйте разрисовать квартиру от пола до потолка без пропусков! Как заходишь, сразу начинаешь рассматривать узоры, или деревья, или людей, но я не могу соотнести людей с какими-то историями или по позам понять, что происходит, не могу по одежде вычислить, кто богатый, а кто бедный, кто приезжий, а кто местный. А божеств, волшебных зверей, апсар и прочих я вообще не знаю. Рассказ экскурсовода помогает не растеряться, но по сути там базовая информация.

Итак, пещеры были созданы во времена:


  • Северных Династий и Династии Суй

  • Династии Тан


  • Эпохи «Десяти царств» и империи Сун

  • Западной Ся и Династии Юань .

Фотографировать там не разврешают, так что все изображения из интернета.

6.


Mogao Cave 275 (Northern Liang 421-439AD)

7.


Mogao Cave 285 (Western Wei 534-556AD)

8.


Mogao Cave 420 (Sui 581-618AD)

9.


Mogao Cave 322 Constructed in the Early Tang and renovated in the Five Dynasties

10.


Mogao Cave 254 Northern Wei Dynasty (A.D.368-534)

Несколько изображений со стен пещер:

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21. Единственный кадр, котрый удалось легально сделать, - это изображение, которое находится перед входом в одну из последних пещер в этой части. Краски выгорели, тут практически чёрно-белый вариант, но хоть что-то. Я старательно фотографировала номера пещер, в которые мы заходили, может быть когда-нибудь дозрею про них почитать.

22. После 8 пещер с экскурсией вы подходите к центру горы и дальше идёте сами в те 4 больших пещеры, куда стоит огромная очередь. Очередь с фото выше стоит просто на вход в комплекс, к каждой пещере отдельная огроменная очередь. Там сделано так, что идёшь с потоком, к каждой пещере надо простоять в очереди 15-20 минут. Мне кажется, я посетила только 3 пещеры, не знаю, как так получилось. И самый прикол: невозможно вернуться назад. Никакие объяснения охранникам не помогали, так что смотрите внимательно, не спешите. Я собиралась вернуться назад и с другими группами заходить в любые пещеры, но как только из правой части от многоярусного храма, что на фото переходишь в левую, это сделать уже невозможно. Мой совет: отделитесь незаметно от группы (лучше с наушником), присоединитесь к другой и смотрите ещё пещеры пока не изловят. Но и 8 пещер достаточно.

На территории есть музей о создании пещер, 2 кафе, сувенирные магазины, так что я там осталась надолго. Книг и открыток накупила, хоть сейчас в эпоху интернета и можно всё найти онлайн, мне захотелось частичку этих шедевров сохранить у себя, пусть и в форме открыток.


Самое обсуждаемое
Рыболовные катушки с Алиэкспресс: выбираем лучшее Выбор катушки на алиэкспресс Рыболовные катушки с Алиэкспресс: выбираем лучшее Выбор катушки на алиэкспресс
Лучшие торговые центры парижа Лучшие торговые центры парижа
Что посмотреть в лос-анджелесе и когда лучше поехать на западное побережье сша в калифорнию Что нужно чтобы поехать в лос анджелес Что посмотреть в лос-анджелесе и когда лучше поехать на западное побережье сша в калифорнию Что нужно чтобы поехать в лос анджелес


top