Особняк румянцева экскурсии. Особняк Н. П. Румянцева (начало) (по Английской наб.). Я сам музей себе воздвиг…

Особняк румянцева экскурсии. Особняк Н. П. Румянцева (начало) (по Английской наб.). Я сам музей себе воздвиг…

Первый каменный дом на Английской набережной был построен для князей Голицыных в 1740 году, вскоре был продан и, возможно, ничем примечательным себя не зарекомендовал бы, но…

В 1802 году дом обрел своего знаменитого владельца, превратившего здание в музей, о чем свидетельствует надпись на фронтоне фасада: «От государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение».

Состоявший на дипломатической службе, Н. П. Румянцев еще за границей начал собирать коллекцию церковных книг, древних рукописей и государственных актов, произведений искусства и минералов. Вернувшись в Россию, систематизировал огромное и очень ценное собрание, которое вместе с домом завещал музею. Выполняя его волю, младший брат и наследник, С. П. Румянцев вложил немало усилий и денежных средств в организацию музея, который был открыт в 1831 году.

Музей получил название Румянцевский, в честь заслуг обоих братьев, и подчинялся Министерству народного просвещения. Здесь проводились научные исследования, публичные лекции, концерты. После смерти С. П. Румянцева из-за недостатка финансирования Румянцевский музей переехал в Москву. Сейчас многие его экспонаты принадлежат Государственной Российской библиотеке и другим музеям столицы.

Особняк сменил многих владельцев прежде, чем снова обрел статус музея. В дореволюционные годы наиболее известными хозяевами были А. В. Старчевский – видный журналист, который приобрел здание в 1861 году, перестроив его под Доходный дом, и З. Д. Богарне — супруга представителя правящей династии Е. М. Романовского, ставшая хозяйкой в 1882 году. Благодаря ее вкусу и стараниям появились роскошные внутренние интерьеры, для создания которых был приглашен архитектор А. А. Степанов.

Различные учреждения и жилые квартиры размещались здесь до 1938 года, когда особняк передали музею истории и развития Ленинграда. Покидали они здание медленно и неохотно — учреждения переехали полностью к 1946 году, а жильцов расселяли до начала 1990-х годов. Активная деятельность музея началась в 1954 году с присвоением ему статуса Государственного музея истории Ленинграда.

В настоящее время Особняк Румянцева является филиалом .

Архитектура и интерьеры здания

В 1824 году Н. П. Румянцев осуществил перестройку дома. Автором проекта и руководителем работ был приглашен архитектор В. А. Глинка, украсивший фасад здания портиком с колоннами, над которым помещен горельеф, изображающий покровителя искусств бога Аполлона в окружении девяти муз. Главный корпус приобрел тот внушительный и торжественный вид, который и сейчас делает здание самым заметным на Английской набережной.

Последующие реконструкции и перестройки в основном сводились к попыткам укрепить фасад и приспособить внутренние интерьеры под жилое помещение.

К 300-летнему юбилею города было восстановлено внутреннее убранство нескольких парадных залов так, как они выглядели в 80-х годах XIX века, после реконструкции, произведенной архитектором А. А. Степановым. В одном из залов второго этажа сохранилось зеркало, занимающее всю стену (18 кв. метров). Его уникальность состоит в том, что оно выполнено одним листом и не имеет аналогов ни в одном из многочисленных дворцов Петербурга. Неизменное восхищение вызывают Парадная мраморная лестница и боковая деревянная, изготовленная из дуба. Примыкающий к ней Дубовый кабинет отделан деревом и тисненой кожей. В убранстве залов использованы ионические колонны и пилястры, потолки украшены кессонами и лепниной.

Экспозиция и достопримечательности

Особняк Румянцева является одним из филиалов Музея истории Санкт-Петербурга, поэтому все его экспозиции связаны с важными событиями, происходившими в городе. Наиболее полно и интересно представлены периоды 20-х — 30-х годов XX века и Великой Отечественной войны. С ярким периодом Новой Экономической Политики, последующими годами становления социалистической промышленности и бытом горожан в те времена знакомят посетителей постоянные экспозиции:

  • НЭП. Образ города и человека.
  • От будней к праздникам. Этюды из 1930-х.

Обе выставки служат фоном и предысторией для главной экспозиции музея — «Ленинград в годы войны». Постоянная выставка, посвященная блокаде Ленинграда, по праву считается самой большой и лучшей в городе. Грандиозное собрание правдивых свидетельств героической и трагической истории включает 2 тысячи экспонатов, занимает 12 залов. Здесь представлены подлинные документы, фотографии, оружие, предметы быта, обмундирование, картины, модели и многое другое, что подробно описывает все стороны жизни и борьбы жителей и защитников Ленинграда.

В выходные дни в особняке звучит классическая музыка, здесь каждое воскресенье проводятся концерты-лекции, посвященные романтическим историям, вдохновлявшим великих композиторов и поэтов XVIII-XIX веков. С историей здания и судьбами его владельцев знакомит экскурсия, которая проходит каждое воскресенье в отреставрированных парадных залах.

Где находится и как добраться

Особняк Румянцева находится на Английской набережной, в доме № 44 возле Благовещенского моста.

Добраться сюда не сложно. Нужно доехать на любом транспорте до площади Труда, например, от метро «Невский проспект» на троллейбусе № 5, 22 или от метро «Василеостровская» на автобусе № 6, а дальше пройти пешком несколько минут в сторону Невы.

Особняк Румянцева, прежде чем «попасть в руки» хозяина, чье имя он носит сегодня, ранее принадлежал другому знатному роду – Голицыным. Еще при правлении Анны Иоанновны князь Михаил Васильевич в срочном порядке был вызван в Северную столицу для обустройства здесь своего поместья. Двухэтажный, построенный в 1740-х годах, дом не выделялся из общего плана застройки городской Английской набережной, ставши первым каменным домом, ее украшающим.

Через несколько лет особняк перешел в руки сына покойного князя Голицына – Александра. Скончался тот в 1774 году, не оставив после себя потомков. Поэтому участок неоднократно побывал во владении английских купцов, арендующих его.

В начале XIX века здание приобрел граф Николай Румянцев. Спустя несколько лет он стал министром иностранных дел, одновременно пребывая в должности министра коммерции. Такое событие пышно отпраздновали в именном особняке: обед собрал до 50-ти WIP-персон – министров, членов дипломатического корпуса и высших чинов империи. В дар граф Румянцев получил, среди прочего, огромную библиотеку книг отменной печати и переплета. Много лет посвятив работе и затем, уйдя в отставку, граф Румянцев занялся организацией научных исследований, касающихся русской истории. Все располагало к этому «хобби»: и личная библиотека, состоящая из 30 тысяч книг с трудами ученых, русскими летописями и работами путешественников, письменные памятники, медали и монеты, а также многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства.

Я сам музей себе воздвиг…

Атмосфера особняка словно располагала к работам в области изучения русской истории. Сам хозяин удобно разместился в парадных помещениях второго этажа: в его распоряжении были три огромных зала с паркетом, стенами, украшенными золотой лепниной, и изразцовыми печами. А вот третий этаж был отведен под хранение коллекций.

Граф Румянцев, зная о бесценности своей коллекции, по велению сердца принял решение передать ее государству вместе с драгоценной «оправой» – особняком. Таким образом сам дом на английской набережной должен был стать первым российским частным публичным музеем, а жилые помещения на улице Галерной – доходными домами, вся прибыль которых покрывала бы потребности музея.

Идея зародилась – оставалось воплотить ее в жизнь. Сие серьезное дело Румянцев отдал в руки молодого архитектора Василия Глинки. Зодчий сохранил и пропорции, и объем здания, но фасад перетерпел полное изменение. Благодаря стараниям Глинки особняк приобрел новое «стильное» украшение – двенадцатиколонный портик и барельеф работы скульптора Ивана Мартоса. Размещенные друг подле друга характерные для науки и искусства предметы, красноречиво свидетельствовали об увлечении хозяина особняка. За все это архитектурное великолепие Глинку удостоили звания академика.

Граф Николай Румянцев скончался в 1826 году, а продолжил создание музея его младший брат – Сергей Петрович.

Так уже под его руководством были переоборудованы внутренние помещения, а комнаты украсила специальная музейная мебель.

Как дань памяти знатному прошлому рода Румянцевых, в одном из залов поместили портретную галерею предков. Сергей Петрович даже заказал портрет своего старшего брата художнику-англичанину Джорджу Доу. Открытие музея припало на 28 мая 1831 года. Его особой примечательностью стало бесплатное посещения для всех желающих. Заведение сразу стало использоваться для публичных чтений, лекций и концертов. Кроме того, около 25 лет в румянцевском особняке размещалось Общество поощрения художеств.

Переезд музея в Москву

Музей процветал благодаря капиталовложениям Сергея Румянцева, а вот после его смерти состояние и здания, и коллекций стало стремительно приходить в упадок. Музей передали Императорской Публичной библиотеке, что тоже не лучшим образом отразилось на его финансовом состоянии: прибыль с доходных домов шла на содержание библиотеки. Видя положение дел, высшие чины стали предлагать перевести музей Румянцева в Москву. Это решение вызвало негативную реакцию среди общественности. Ученые писали письма-протесты, общество негодовало, но переезд таки состоялся. С тех пор коллекции располагаются в доме на столичной Неглинке.

Когда зданию суждено быть музеем…

Участь дома Румянцевых предрешил журналист и писатель Старчевский, приобретя его в 1863 году. Общественное здание начали переустраивать в жилое, но средств для подобной работы не хватило. Около 20 лет особняк менял своих владельцев, пока его не купила жена герцога Лейхтенбергского. Чета поселилась на Английской набережной вместе со взрослыми детьми. Переустройством особняка занялся архитектор Александр Степанов, укрепив нижнюю часть дома и создав крытый каменный подъезд. Претерпели изменения и окна с дверьми, появилась мраморная лестница. Парадные помещения оборудовали в историческом стиле. Уже в начале XX века особняк Румянцева перешел к зятю герцога – князю Льву Кочубею, а затем и к сыну князя.

В 1916 году дом опять должен был поменять владельца, но из-за революционных событий план не был реализован. После 1917 года помещения особняка Румянцева занимали коммунальные квартиры и офисы. А в 1938 году здание передали Музею истории и развития Ленинграда, но музей открылся лишь спустя годы – после Великой Отечественной, получив название Государственного музея истории Ленинграда. Его отделение работает здесь до сих пор.

Вернуть прежний облик парадным залам музея было решено в 2003 году. Так к 300-летнему юбилею города в особняке завершились реставрационные работы. Посетители могут лицезреть воссозданные по состоянию на 1880-е годы интерьеры залов.

Спустя столетия потомки помнят об уникальном человеке – меценате и просветителе графе Румянцеве, собравшем редкостную коллекцию древностей. А особняк графа, бывший в свое время одним из центров культурной жизни города, сейчас является памятником огромного историко-культурного значения.

Парадная гостиная. Согласно «Описи большого дома Румянцевского музеума», составленной в 1846 г. в этом зале, помимо больших глобусов Земной и Небесной сфер, хранился сафьяновый ларец с рескриптами и грамотами на имя графов Румянцевых. В 1884 г. архитектор А. А. Степанов оформил этот небольшой зал, имитируя стиль «Людовика XVI», т.к. высокое положение заказчиков, членов императорской фамилии, требовало соответствующей декоративной отделки парадных залов особняка. В лепном декоре присутствуют охотничьи мотивы, а в рельефных десюдепортах - античные вазы. Потолок украшен лепными розетками в виде цветочных венков. Гостиная была прекрасно освещена четырьмя одинаковыми люстрами, сохранившимися до наших дней. Убранство зала конца XIX в. было разностильным в духе историзма. Среди прочих предметов мебели здесь находился небольшой шкафчик красного дерева с росписью на дверцах, работы французского мебельщика Анри Дассона, представлявший собой копию с работы Адама Вейсвейлера XVIII в.(аналогичный шкаф в экспозиции ГМЗ «Павловск»). Правая стена практически полностью занята зеркалом (17,89 кв. м), заключенным в лепную золоченую раму. Зеркало установлено в 1910 г. При огромных размерах оно выполнено единым стеклом и является единственным в городе подобным зеркалом. Первоначально на этом месте был большой гобелен итальянской работы предположительно по рисунку Паоло Веронзе. На соседней стене находился парадный портрет Екатерины II., копия с работы Ж.-Б. Лампи старшего (1751-1830).

Музыкальный зал. В период существования в особняке Румянцевского музея в залах второго этажа невской анфилады располагались Мраморная и Портретная комнаты. Украшенные соответственно скульптурой и живописью. После приобретения особняка 9 июля 1884 г. графиней З. Д. Богарне эти помещения подверглись большим изменениям. Желая увеличить архитектурное пространство помещения, предназначавшегося для музыкального зала, Степанов объединил почти равные пространственные объемы. Вместо трех залов окнами на Неву был сделан один анфиладный. Большой и светлый зал, расписанный под желтый мрамор, получил оформление в духе историзма. В лепном декоре угадываются черты стиля «Людовика XV». Плоскости стен, разделенные пилястрами, декорированы лепными гирляндами и стилизованными акантами, переходящими на потолок. Зал украшали два больших декоративных панно Гюбера Робера (1733-1808): «Прогулка по долине» и «Развалины храма» из собрания князя Л. Е. Кочубея, а также шпалера из серии «История Дон Кихота» французской работы 1770-х гг. На мануфактуре Гобеленов было выткано две таких серии, отличавшиеся лишь по цвету. Они были выполнены по картонам художника Ш.-А. Куапеля (1694- 1752) в мастерских П. Козетта и К. Одрана.

Дубовая лестница была выполнена в конце 1880-х гг. русскими мастерами по проекту архитектора А. А. Степанова вместо располагавшейся раньше в этой части дома боковой металлической лестницы. Перила и настенные панели лестницы украшены затейливой резьбой. Лестница состоит из пяти маршей и соединяет три этажа. В первом этаже выход на нее возможен с двух противоположных сторон: из дубового кабинета и дубовой гостиной. Потайная в первом этаже. На втором лестница выходит в антикамеру. Ведущую к парадным залам. Стены этой комнаты также были полностью декорированы дубовыми панелями, а потолок - профилированными кессонами. Завершение лестницы оригинальным световым фонарем прямоугольной формы позволило решить проблему ее освещения.

В первые послевоенные годы был отреставрирован фасад в варианте максимально приближенном к авторскому замыслу. При создании экспозиций было сохранено архитектурно-художественное убранство и объемы залов. В начале 1980-х гг. произведена реставрация помещений 1-го этажа: Дубового зала, Дубовой лестницы, Мавританской гостиной, «Черного кабинета», вестибюля и парадной лестницы. С 1998 по 2000 гг. отреставрированы залы 3-го этажа лицевого корпуса с приспособлением их под экспозицию «НЭП. Образ города и человека» и комнаты первого этажа - бывшая «Дамская гостиная».

В этот же период проводились работы по капитальной реставрации фасада с устранением аварийной деформации портика. В комплекс работ входило: укрепление фундамента, скрепление фасадной стены с внутренними продольными стенами металлическими штырями, установка распределительной балки на уровне второго этажа, реставрация фасадной стены и портика с восстановлением лепного декора и горельефа во фронтоне. С 1999 г. велись работы в залах 2-го этажа лицевого корпуса, сохранивших свои объемы с начала XIX в. В 2002 г. началась реставрация вестибюля и залов анфилады 2-го этажа.


Самое обсуждаемое
Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов
Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой
Гигантская медуза цианея Гигантская медуза цианея


top