Местный "Париж" и монастырь с ликом Христа, как на плащанице. Пять причин побывать в Мстиславле. Пустынский свято-успенский мужской монастырь Пустынский успенский монастырь

Местный

Маленький Вильнюс, белорусский Суздаль, датский Линнхольм-Хойе — как только не называют 880-летний Мстиславль. Небольшой райцентр практически на границе Могилевской и Смоленской областей впору превращать в музей под открытым небом.

TUT.BY нашел для вас 5 причин побывать в Мстиславле.

На древних улочках Мстиславля сохранились величественные вековые постройки. Однако немало богатств города скрыто под землей — их ищут археологи, соревнуясь в скорости с черными копателями: мстиславская земля буквально усыпана костями воинов, доспехами, останками предметов быта. То, что находят, отдают в музеи: местный, могилевский или минский.

Причина первая. Лик Христа, целебный источник и храм-развалины

О Свято-Успенском мужском монастыре не знает редкий белорус. Святое место пользуется популярностью и у россиян: мы еще не видели, чтобы на парковке перед территорией монастыря не было машин с триколором на номере. Верующие утверждают, что практически физически ощущают здесь благодать. Люди внушаемые заявляют, что чувствуют чье-то незримое присутствие.

Пустынский монастырь находится в 10 км от центра Мстиславля, но посетить его стоит. Он считается старейшей православной обителью Могилевской области и моложе Мстиславля всего на 2,5 века.

Основал его один из родоначальников князей мстиславских Лугвен или Лугвень, десятый сын великого князя литовского Ольгерда. По легенде, после тяжелой болезни князь начал терять зрение. Он практически ослеп, когда ему однажды приснился сон, в котором явился старец и сказал: «Иди в пустынь [монашеское поселение], умойся из источника и получишь исцеление».

Князь начал искать ту пустынь и пришел к кринице недалеко от Мстиславля. Лугвен умылся криничной водой и исцелился — зрение вернулось к нему. В ветвях липы, которая росла у источника, он якобы увидел образ богоматери. Принимая свое исцеление как ее милость, благодарный князь решил построить на месте чудотворной криницы монастырь.

В 1801—1808 годах построили каменный Успенский собор. В 1864 году прямо на источнике построили и освятили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Многоярусной шатровой колокольне высотой 58,67 м уже полтора века, как и Покровской церкви.

В дореволюционные годы здесь были православное братство, церковное крестьянское училище, библиотека из 656 книг, которые бесплатно раздавали и рассылали. После Октябрьской революции, в 1925 году, монахов из обители выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали.

За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не разрушили ни одного здания, здесь не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Во многом благодаря этому монастырские постройки сохранились до наших дней.

В советское время монастырский комплекс серьезно пострадал. Из строений вынули окна, разобрали крыши, взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, ограду вокруг обители разворовали. На территории монастыря стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. К 2000 году территория монастыря заросла сорняками.

Работы по восстановлению монастыря начались в 2003 году. Во время ремонта одного из строений, где раньше была школа, на стене обнаружили лик, который, утверждают верующие, удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. Говорят, что раньше на этом месте висела школьная доска. С 2005 года в монастыре снова поселились монахи.

Причина вторая. Замковая гора

Пожалуй, одно из главных мест, где можно ощутить течение времени, — Замковая гора. Когда-то ее окружали глубокие рвы, а за ними — высокий вал. За укреплениями на верхней площадке горы размещался детинец средневекового Мстиславля. С юга к нему примыкал так называемый Окольный город, также окруженный валами и рвом.

Вход в замок проходил через деревянный подъемный мост, переброшенный через ров. В центре крепости возвышалась восьмиугольная башня-донжон, построенная в конце XV — XVI веке. В замке находились князь и княжеская дружина. Вдоль тесным кругом стояли дома жителей, на южной стороне была построена деревянная церковь, в центре стоял княжеский дом.

Замковая гора и ее окрестности — Мекка археологов. Здесь при раскопках обнаружены остатки укреплений, хоромы с изразцовыми печками и др. Ниже детинца (замка) обнаружен посад Мстиславля с остатками деревянных построек, улицами, мощенными бревнами, многочисленными предметами быта XII—XIII вв.

Сейчас на горе находится раскоп, который удалось превратить в небольшой музей благодаря стараниям студентов МГУ им. А. Кулешова во главе с доктором исторических наук, профессором Игорем Марзалюком . По словам Игоря Александровича, ради этого буквально руками перебрали 600 куб. м земли. В раскопе нашли каменные жернова XVIII века, именное пряслице XII века — имя девушки, оставившей на нем надпись, расшифровать пока не удалось. Найденные тут материалы, в том числе образцы древесины, из которой была сделана мостовая, дают основания говорить о том, что Мстиславль старше как минимум на 80 лет.

Большую часть года Замковая гора пуста. И лишь в ее заполняют сотни рыцарей в доспехах и зрителей.

К слову, рядом с горой открыли памятник тому самому Лугвену, родоначальнику князей Мстиславских, герою Грюнвальдской битвы.

Причина третья. Мстиславский «Париж» и архитектура XIX − XX веков

Недалеко от Центральной площади стоит прекрасно сохранившееся трехэтажное здание из красного кирпича. Ранее здесь размещались дворянское собрание и гостиница «Париж». Название осталось — его носит парикмахерская, которая находится на первом этаже. Сейчас здесь размещается учебный корпус Мстиславского строительного колледжа. К слову, в Мстиславле были еще гостиницы с названиями «Берлин» и «Орел», но они не сохранились.

Здание земской управы также прекрасно сохранилось, как и уездное училище, 20-метровая пожарная башня, здания мужской гимназии, казначейства.

Торговые ряды в Мстиславле являются памятником архитектуры и истории. Они были построены в начале XX века на месте древнего рынка, который существовал там со Средних веков и вплоть до XIX столетия.






Мстиславль всегда был торговым городом. Слава о его купеческих традициях расходилась далеко за пределы белорусских земель: купцы в Мстиславль съезжались со всех концов земли, и на рынке можно было найти почти все что угодно — ряды стояли в центре Мстиславля, справа от здания местного райисполкома и памятника Петру Мстиславцу.

В этих приземистых домиках в настоящее время располагаются современные магазины.

Причина четвертая. Костел кармелитов и иезуитский коллегиум

Костел кармелитов — наиболее ценный архитектурный памятник Мстиславля. Его начали строить в 1637 году. План храма близок к квадрату, что принципиально отличает его от традиционных базиликальных костелов.

Интерьер костела украшен лепкой и фресками с религиозными сюжетами. Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой — расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII в. Правда, внутри храма уже лет 20 стоят леса, но кое-что рассмотреть можно и сквозь них.





Каменный иезуитский костел Св. Михаила Архангела — одна из доминант Мстиславля, памятник барокко. Ансамбль коллегиума внесен в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Строительство иезуитского костела началось в 1730 году при поддержке короля Сигизмунда III. Работы шли медленно: только в 1748 году под руководством Бенедикта Мезмера костел окончательно достроили.

После подавления шляхетского восстания 1830−1831 гг. здания бывшего монастыря передали православным, костел закрыли. В 1842 году иезуитский костел реконструировали и переделали в православный Свято-Николаевский собор.

В настоящий момент из ансамбля иезуитского коллегиума сохранились: костел Святого Михаила Архангела, здание коллегиума, аптеки, служебные корпуса, а также ограда и часовни. В коллегиуме есть своеобразный хостел, а на его территории в дни рыцарского фестиваля разбивают палаточный городок.

Причина пятая. Селфи с рыцарем и Петром Мстиславцем

В городе установлены два памятника Петру Мстиславцу — книгопечатнику, сподвижнику Ивана Федорова. Вместе с ним Мстиславец напечатал в Москве первую точно датированную русскую печатную книгу — «Апостол» (1564 г.), а в 1565 году — два издания «Часовника».

Первый памятник Петру Мстиславцу стоит около иезуитского коллегиума. Второй — на Центральной площади напротив здания райисполкома: его установили 2 сентября 2001 года.

Около бистро «Старый город» — также в центре Мстиславля — стоят два рыцаря, на их щитах — герб Мстиславля. По словам местных, рыцарей сделали учащиеся колледжа.

Туристам

Несмотря на небольшие размеры города, в нем есть где

В Мстиславльском районе всего в сотне метров от российской границы расположено одно очень замечательное место под названием Пустынки . Так обычно называли места, где располагались православные храмы. Белорусские Пустынки обычно не показаны на картах и сюда не ходят маршрутные автобусы, но все же здесь часто бывают люди - в основной своей массе туристы желающие поглядеть на монастырский комплекс основанный еще в 1380 году.


Комплекс расположен примерно в 10 километрах севернее Мстиславля. По преданию, его основал сын князя Альгерда Семен Лугвен. Парень ослеп, и мудрый старец сказал ему: “Иди в болота, там будет чудодейственная криница, омой из нее глаза и прозреешь”. Так все и получилось. После прозрения Лугвен увидел рядом икону Матери Божьей. Поняв это как знак, он основал на этом месте монастырь.

Ныне существующие здания (их около 10) строились на протяжении последних двух веков. Колокольня , построенная во второй половине 19 века была отреставрирована совсем недавно.


Еще во времена Второй Мировой войны здесь был детский дом. И чудом никто не погиб - немцы обходили бывший монастырь стороной. В 50-ые годы основная часть построек была взорвана большевиками и только в последние годы строения начинают восстанавливать.

Несколько лет назад сюда пришли православные монахи и теперь место обитаемо


Здание школы (конец 19 начало 20 века) является также интересным местом. По словам монахов после того как они поселились в монастыре на одной из внутренних стен здания появился лик Христа размерами 17*12 см.

Утверждают что он нерукотворный. Представители Белорусского Уфологического Комитета (а есть блин и такой!!!) детально исследовали образ и описали его


Хозяйственные корпуса

Церковь Рождества Богородицы впервые построенная в 1864 году на месте знаменитой криницы. В советское время партийные боссы переоборудовали церковь под БАНЮ!!! Во время одной из пьянок в "баню" ударила молния и после этого совки здесь больше не появлялись за исключением того момента, когда постройки были взорваны... Восстановлена церквоь силами монахов к 2003 году

А криница действует и поныне и как говорят исцеляет больных. Предание гласит, что если в эту воду нужно войти три раза с головой, то купель вычистит ему не только грязь, но и болезни, грехи. Конечно, полного исцеления и всепрощения ждать не стоит. Но случаи излечения даже от тяжелых недугов здесь были.

Очередная группа "исцелившихся" ступает к своему туристическому автобусу...


... но мы с ребятами чувствуем себя как-то не так в этом месте: я себе представлял большое количество развалин, а тут везде техника, часть зданий реставрированы (притом под "евро"), остальные обнесены заборами...

Отделяемся от всех групп и втихаря проникаем за забор. Перед нами Покровская церковь и келейный корпус построенные тоже в 60-х годах 19 века.

Из окна апсиды торчит крест


Но самое интересное нас ждало внутри руин Успенского собора построенного в 1801-08 гг. Это здание было самым главным в монастырском комплексе.

Величественные руины здания стоят в центре комплекса

Решив побродить вокруг них натыкаемся на небольшой проем в мощной казалось бы стене. Оказывается стена полая и внутри неё расположена крутая винтовая лестница ведущая наверх!!! Осторожно, чтобы не привлекать внимания экскурсионных групп, мы пробираемся наверх


Порой в стене встречаются проемы...

Наконец мы наверху! Отсюда открывается самый отличный и я бы даже сказал классический вид на Пустынки...

Вот из этой дыры мы вылезли наверх

П о преданию основателем Пустынского монастыря является высокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон). Десятый сын великого князя литовского Ольгерда Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV века трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий.

П очти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Немаловажный факт – Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. А два родных брата Симеона, Андрей и Димитрий, рука об руку с благоверным князем сражались на Куликовом Поле. Согласно преданию, князь Симеон заболел глазами, но с глубокой верой и сердечной молитвой, сопровождаемой искренними слезами, омыл глаза водой из Пустынского источника, и его слепота мгновенно исчезла.

И сцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель – достойный памятник явленного ему великого благодеяния. Много исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римо-католики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Св. Пречистой в Пустыньках».

П о одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя Симеона населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году. После того, как оборвалась мужская линия князей Мстиславских, монастырь вместе с удельным княжеством в 1527 году переходит под управление королевской канцелярии. Во время второй Ливонской войны Иоанна Грозного с Сигизмундом Вторым Августом, начавшейся в 1563 г., часть иноков Пустынского монастыря была убита, часть же, спасаясь от смерти, ушла в другие, более безопасные места, оставив монастырь под охраной одного-двух иноков. Вскоре после этого монастырскими землями стали управлять миряне. Обитель передавалась в частное управление с целью предоставления материального вознаграждения за услуги, оказанные королевскому двору. Отношение новых хозяев к монастырю зачастую было чисто светским, имущественным, выражавшимся в получении ими с обители в назначенное время денежной суммы.

П осле того, как Пустынский монастырь по приказу Иосафата Кунцевича в 1601 г. был отдан униатам, монахи этой обители бежали в православный Тупичевский Свято-Духов Успенский монастырь. В 1839 году после 238-летнего униатского плена древняя обитель сделалась снова православной. Но ее состояние было столь плачевно, что многие годы понадобились на восстановление и духовной, и материальной сторон жизни насельников монастыря. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. И во многом благодаря помощи жертвователей было начато в 1863 г. возрождение некогда славной обители. Благодаря далеко не скудным жертвам, архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, – плоды его трудов.

В 1865 г. была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная. В 1864 г. прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви. В 1866 г. в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м).

В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола. Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, была расположена целая группа хозяйственных построек. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается амбулатория и больница.

П устынский Успенский монастырь был обнесен каменной стеной, оштукатуренной и побеленной, покрытой жестью. Кирпич для строительства производился рядом с обителью – на монастырском кирпичном заводе. В 1868 году был заключен контракт на роспись сводов и стен в церквях Пустынского монастыря. Основные строительные работы по обновлению обители были закончены в 1870 году. В 1869 г. в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 г. церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

П осле Октябрьской революции, в 1919 году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, по благословению священноначалия зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Богоборцы неоднократно пытались разрушить церковные здания. Начали они с того, что сбросили крест с купола колокольни. В конце 20-х годов подрывная группа намеревалась взорвать колокольню. В Успенском храме монастыря некоторое время разрешалось служить. Однако перед Отечественной войной службы уже не проводились. Сохранились свидетельства очевидцев мученической кончины иеромонаха Филиппа, оставшегося в монастыре. Он, не пожелав покинуть родную обитель, проживал в маленькой часовне, расположенной в западной стене монастыря. Жил он на средства, вырученные с продажи свитых им веревок. Однажды, как вспоминают очевидцы, когда престарелый отец Филипп находился в своей часовенке, кто-то подпер входную дверь и поджег часовню. Этим трагическим случаем и закончилась иноческая жизнь в старинном монастыре.

О судьбах остальных насельников обители ничего достоверно не известно. За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. Даже когда местные партизаны на территории монастыря убили полицейского и наставников бросили в тюрьму, никто из них не был расстрелян, все вскоре вернулись к детям. Радостным знаком скорого освобождения Отечества от немецко-фашистских захватчиков стало явление Нерукотворного лика Спасителя на стене одного из классов Пустынской школы. К сожалению, его вскоре забелили, поэтому даже не все детдомовцы и воспитатели смогли его увидеть. 28 сентября 1943 г. Мстиславщина была освобождена 196-й отдельной танковой бригадой, возглавляемой полковником Ефимом Духовным. Во время наступления войск Красной Армии в мае-июне 1944 года на территории Пустынского монастыря дислоцировался 46-й Гвардейский Краснознаменный, ордена Суворова 3 степени Таманский авиаполк ночных бомбардировщиц.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу. Во многом благодаря размещению в Пустынках детского дома монастырские постройки сохранились до наших дней. За годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи... Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. В довершение всех злодеяний на территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия. 28 августа 2003г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен. Испросив Божиего благословения, братия, паломники и рабочие начинают кропотливое, трудоемкое и нелегкое восстановление монастыря.

П режде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери – место для главного делания монахов – молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории. Седьмое августа 2005 года стало вторым днем рождения для храма на источнике – его освятили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан и епископ Могилевский и Мстиславский Софроний.

В есной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола. Колокол весом в полторы тонны был приобретен на средства Могилевской епархии. Несколько звонов поменьше подарил Пустынскому монастырю россиянин из Магнитогорска – Виталий Гутиков. 27 декабря 2005 года Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нем состоялся первый монашеский постриг. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова зажжена свеча молитвы. Ежедневно проводятся богослужения, поется акафист Божией Матери, а главное – в праздничные дни, в субботу и воскресенье, в дни памяти чтимых святых совершается Божественная Евхаристия. Сейчас Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь существует благодаря трудам и заботам Преосвященнейшего Софрония, Епископа Могилевского и Мстиславского, Священноархимандрита этой обители. Владыка Софроний духовно окормляет братию, заботится о возрождении их душ, решает все затруднительные вопросы, возникающие у насельников монастыря.

Б ратия монастыря ежедневно несет послушания в храме, в трапезной, на огороде, на подсобном хозяйстве. В дело возрождения обители огромный вклад внесли прихожане Свято-Михайловского храма г. Климовичи и Свято-Вознесенского храма г. Горки. Почти еженедельно, по субботам, а иногда и среди недели, не взирая на немалое расстояние, приезжают в Пустынки эти неутомимые трудолюбивые труженики. За годы возрождения монастыря они выполнили и выполняют много работ. Самый значительный на северо-востоке Беларуси монастырский комплекс Пустынок привлекает к себе многочисленных паломников и туристов. В мягко очерченном пейзаже белорусско-российского пограничья Свято-Успенская обитель являет собой символический мост между двумя братскими народами и странами.

В обители проживает 6 насельников (2017 г.). Настоятель – епископ Могилевский и Мстиславский Софроний

КОНТАКТЫ:

Беларусь, Могилёвская область,

Мстиславский р-н, д. Пустынки

В Мстиславльском районе всего в сотне метров от российской границы расположено одно очень замечательное место под названием Пустынки . Так обычно называли места, где располагались православные храмы. Белорусские Пустынки обычно не показаны на картах и сюда не ходят маршрутные автобусы, но все же здесь часто бывают люди - в основной своей массе туристы желающие поглядеть на монастырский комплекс основанный еще в 1380 году.

Фотографии монастыря в Пустынках под катом

Комплекс расположен примерно в 10 километрах севернее Мстиславля. По преданию, его основал сын князя Альгерда Семен Лугвен. Парень ослеп, и мудрый старец сказал ему: “Иди в болота, там будет чудодейственная криница, омой из нее глаза и прозреешь”. Так все и получилось. После прозрения Лугвен увидел рядом икону Матери Божьей. Поняв это как знак, он основал на этом месте монастырь.


Ныне существующие здания (их около 10) строились на протяжении последних двух веков. Колокольня , построенная во второй половине 19 века была отреставрирована совсем недавно.

Еще во времена Второй Мировой войны здесь был детский дом. И чудом никто не погиб - немцы обходили бывший монастырь стороной. В 50-ые годы основная часть построек была взорвана большевиками и только в последние годы строения начинают восстанавливать.

Несколько лет назад сюда пришли православные монахи и теперь место обитаемо

Здание школы (конец 19 начало 20 века) является также интересным местом. По словам монахов после того как они поселились в монастыре на одной из внутренних стен здания появился лик Христа размерами 17*12 см.

Утверждают что он нерукотворный. Представители Белорусского Уфологического Комитета (а есть блин и такой!!!) детально исследовали образ и описали его


Хозяйственные корпуса

Церковь Рождества Богородицы впервые построенная в 1864 году на месте знаменитой криницы. В советское время партийные боссы переоборудовали церковь под БАНЮ!!! Во время одной из пьянок в "баню" ударила молния и после этого совки здесь больше не появлялись за исключением того момента, когда постройки были взорваны... Восстановлена церковь силами монахов к 2003 году

А криница действует и поныне и как говорят исцеляет больных. Предание гласит, что если в эту воду нужно войти три раза с головой, то купель вычистит ему не только грязь, но и болезни, грехи. Конечно, полного исцеления и всепрощения ждать не стоит. Но случаи излечения даже от тяжелых недугов здесь были.

Очередная группа "исцелившихся" ступает к своему туристическому автобусу...



... но мы с ребятами чувствуем себя как-то не так в этом месте: я себе представлял большое количество развалин, а тут везде техника, часть зданий реставрированы (притом под "евро"), остальные обнесены заборами...

Отделяемся от всех групп и втихаря проникаем за забор. Перед нами Покровская церковь и келейный корпус построенные тоже в 60-х годах 19 века.


Из окна апсиды торчит крест

Но самое интересное нас ждало внутри руин Успенского собора построенного в 1801-08 гг. Это здание было самым главным в монастырском комплексе.


Величественные руины здания стоят в центре комплекса

Решив побродить вокруг них натыкаемся на небольшой проем в мощной казалось бы стене. Оказывается стена полая и внутри неё расположена крутая винтовая лестница ведущая наверх!!! Осторожно, чтобы не привлекать внимания экскурсионных групп, мы пробираемся наверх



Порой в стене встречаются проемы...

Наконец мы наверху! Отсюда открывается самый отличный и я бы даже сказал классический вид на Пустынки...

Вот из этой дыры мы вылезли наверх

С вято-Успенский Пустынский мужской монастырь находится недалеко от города Мстиславля на реке Ослянка (приток Сожа). История монастыря начинается с княжения Лугвения-Симеона . В одном из уцелевших в церковных архивах изданий - «Краткий исторический очерк Пустынско-Успенский монастырь Могилевской епархии», вышедшем в свет в Санкт-Петербурге в 1901 году, о мстиславском монастыре сказано: «Основан в 1380 году родоначальником князей Мстиславских, сыном Ольгерда, князем Лугвением Симеоном…» .

В ысокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон) - десятый сын великого князя литовского Ольгерда . Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV века трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий. Почти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Немаловажный факт - Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. А два родных брата Симеона, Андрей и Димитрий, рука об руку с благоверным князем сражались на Куликовом Поле.

Основание монастыря непосредственным образом связано с дожившим до наших дней .

Л егенда гласит, что князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Тьма с каждым днем все сильнее заслоняла от очей князя Божий свет, и стал он хмур и задумчив. Но однажды приснился князю странный сон, в котором явился ему старец и сказал: «Иди в пустынь, умойся из источника и получишь исцеление» . Князь начал искать ту пустынь и тот источник, на которые указал старец. Вскоре нашелся человек, который привел его в красивейшее место неподалеку от Мстиславля. Князь увидел источник, умылся криничной водой и исцелился - зрение вернулось к нему. Исцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель - достойный памятник явленного ему великого благодеяния.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» - «Пустынский Успенский монастырь, 2 класса, в 8 верстах от города Мстиславля. Основан в XIV веке родоначальником князей Мстиславских — Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 году впал в унию, из которой освободился в 1839 году. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой половине XII века владетельному Мстиславскому князю Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, через омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта святая икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 — в ширину; Богоматерь на этой святой иконе изображена склонившей Свою голову к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, голова Которого, как и Богоматери, увенчан короной; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 15 августа...»

М ного исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римо-католики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Святой Пречистой в Пустыньках».

В XVI в. Пустынский монастырь был одним из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях. Во время военных действий России и Речи Посполитой в 1563 г. часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников. В 1605 г. монастырь становится униатским (орден базилианцев). Это период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нём вообще не было насельников. До ХIХ в. все храмы монастыря были деревянными. Только в 1801 - 1808 гг. был построен каменный Успенский собор.

В 1839 г. монастырь был возвращён православным и в нём начала возрождаться монашеская жизнь. В 1860 - 1893 гг. сформировался архитектурный ансамбль монастыря.

В 1864 г. прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви. В 1865 г. была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная. В 1866 г. в Пустынском монастыре была построена многоярусная шатровая колокольня (58,67 м), ставшая доминантой монастырского комплекса. В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801 - 1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола. С трёх сторон были сделаны арки и поставлен иконостас.

К роме этого, как в самом монастыре, так и вне его, была расположена целая группа хозяйственных построек. По документам 1905 - 1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается амбулатория и больница. Монастырь был обнесен каменной стеной, оштукатуренной и побеленной, покрытой жестью.

В 1869 г. в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 г. церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

П осле Октябрьской революции, в 1919 году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, по благословению священноначалия зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал. (В настоящее время в монастыре находится чтимый список с нее.)

З а все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу. Во многом благодаря размещению в Пустынках детского дома монастырские постройки сохранились до наших дней.

З а годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи... Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. В довершение всех злодеяний на территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия.

Р аботы по восстановлению монастыря начаты в 2003 году. Ведутся они под патронажем архиепископа Могилевского и Мстиславского, настоятеля и священного архимандрита Пустынского монастыря Софрония. Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери - место для главного делания монахов - молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории. Седьмое августа 2005 года стало вторым днем рождения для храма на источнике - его освятили Митрополит Филарет, Архиепископ Стефан и Епископ Софроний. Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола.

В о время ремонта одного из строений монастыря, где раньше была школа, на стене обнаружили лик Спасителя. Явившийся лик удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. Бывшие учащиеся (сейчас это бабушки и дедушки) говорят, что на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.

2 7 декабря 2005 года Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нем состоялся первый монашеский постриг. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова зажжена свеча молитвы. Ежедневно проводятся богослужения, поется акафист Божией Матери, а главное - в праздничные дни, в субботу и воскресенье, в дни памяти чтимых святых совершается Божественная Евхаристия.

С делано многое, еще большее предстоит, но уже сейчас можно сказать: Пустынка преобразилась.


Самое обсуждаемое
Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов
Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой
Гигантская медуза цианея Гигантская медуза цианея


top