Крушение трансатлантического корабля нормандия 1942 г. Гибель "Нормандии" - Катастрофы на воде. Дальнейшая судьба французской «Нормандии»

Крушение трансатлантического корабля нормандия 1942 г. Гибель

Один из лучших пассажирских кораблей своего времени, который в рекордные сроки пересекал Атлантику, с началом Второй мировой войны оказался в составе флота Соединенных Штатов Америки. Послужить французский пароход «Нормандия» не успел — корабль пришлось списать по вине халатного рабочего.

Разработка лайнера

В начале тридцатых годов прошлого века французская судоходная компания поставила своей целью строительство крупного лайнера для трансатлантических рейсов. Французский трансатлантический почтово-пассажирский турбоэлектроход позволил бы успешно конкурировать с тогдашними лидерами судоходной отрасли — британскими гигантами White Star Line и Cunard Line.

Основой разработки стал проект русского инженера В. Юркевича, который предложил особую конструкцию корпуса. Сначала работники судоходной компании не приняли идею и предложение еще никому не известного русского судостроителя, но при помощи высокопоставленных друзей ему удалось переубедить руководство.

До этого инженеры были уверены, что старый тип корпуса был лучшим решением для нового судна. Но теперь стало понятно, что лайнер будет обладать беспрецедентными по тогдашним представлениям гидродинамическими качествами. Проект Юркевича позволил уменьшить и мощность двигателя.

Пересмотр планов

Планы относительно строительства нового пассажирского лайнера пересматривались. Биржевой крах 1929 года негативно отразился на всех крупных судоходных компаниях, но первые работы все же начались в январе 1931 года. Пробные ходовые испытания были проведены уже летом 1935-го.

О будущем судне говорили, называя его «изделием № 534», а рабочие присвоили ему код Т6. Названий перебрали множество: «Нептун», «Генерал Першинг», «Бенджамин Франклин», «Ля Франс». Во французском языке слово «корабль» имеет мужской род, так что когда было предложено название «Нормандия», потребовался артикль «Ля» или «Ле». В итоге в компании решили назвать лайнер просто «Нормандией».

Спуск на воду

Общественный интерес к лайнеру «Нормандия» не утихал с того самого момента, когда были озвучены планы строительства. В день спуска корабля на воду берега реки Луары были заполнены 200 тысячами жителей. На церемонии присутствовал президент Франции Альбер Лебрен, а его жена должна была окрестить судно.

Основные характеристики лайнера «Нормандия» поражали даже простых граждан, которые ничего не смыслят в судостроении. Корабль весил более двадцати семи с половиной тонн, то есть больше, чем любое предыдущее судно. Корпус опустился на воду с такой скоростью, что окатил речной водой около ста наблюдателей. К счастью, никто не пострадал. Затем лайнер отогнали на место выполнения отделочных работ. Первое путешествие на лайнере состоялось только в 1935 году.

Доработки

Изначально планировалось начать обслуживание «Нормандии» в 1934 году. Однако трансатлантические путешествия потеряли актуальность в связи с депрессией. Так, судоходная компания решила поставить корабль в сухой док до 1935 года. Проектировщикам, которые должны были сделать корабль действительно роскошным лайнером, дали достаточно времени. В 1935 году «Нормандия» вошла в порт Гавра.

Первый рейс

29 мая 1935 года в 18:19 лайнер «Нормандия» отправился в первый рейс. Общественность ожидала, что он будет рекордным. Четвертого июня того же года корабль прошел мимо маяка Амброуз, чем побил скоростной рекорд. Новое судно прошло Атлантику за четыре дня, три часа и две минуты. Средняя скорость пересечения составила 29,98 узла — быстрее, чем любой другой лайнер ранее.

Первые проблемы

У лайнера «Нормандия» проблемы с вибрацией на высоких скоростях были обнаружены еще во время пробных испытаний. Но чиновники не видели в этом причины для задержки первого рейса. Однако во время путешествия на лайнере пассажиры отмечали, что в каютах туристического класса невозможно было находиться из-за шума и вибрации.

Инженеры французской судоходной компании считали, что вибрацию нужно устранить очень быстро. Полгода «Нормандия» провела в сухом доке, привлекая знаменитых клиентов. Лайнеру укрепили корму и заменили винты с трехлопастных на четырехлопастные. Перестройка использовалась еще и для того, что улучшить корабль к появлению конкурента из Великобритании.

Конкуренция с Queen Mary

Лайнер «Нормандия» все еще оставался «самым-самым», но появление конкурента могло бы лишить корабль нескольких титулов. Британия в то время заканчивала свое «изделие № 534». Queen Mary (фото выше) должна была войти в состав британского флота летом 1936 года. Было объявлено, что корабль станет первым судном, тоннаж которого превысит 80 тыс. тонн. С тоннажем 79 280 т «Нормандия» потеряла бы титул самого крупного корабля в мире. Поэтому судостроительная компания решила увеличить габариты лайнера. Тоннаж «Нормандии» вырос до 83 423 т.

Через три месяца после возвращения «Нормандия» готовилась выйти на маршрут, а Queen Mary - вступить в гонку за Атлантику. Корпус у нее был менее эффективным, чем у «Нормандии», но двигатели мощнее. Queen Mary побила рекорд французского лайнера и стала первым в мире судном, которое пересекло океан менее чем за четыре дня.

В следующем сезоне «Нормандия» уже могла успешно конкурировать с британским лайнером, потому что двигатели были улучшены. Это позволило развить скорость до 30-31 узлов. Лайнер «Нормандия» снова стал самым быстрым в мире. Но английская разработка была популярнее, потому что роскошные интерьеры «француза» действовали на людей угнетающе.

Стоянка в Нью-Йорке

В 1939 году «Нормандию» поставили на стоянку в Нью-Йорк из-за надвигающейся войны в Европе. Буквально на следующий день опасения подтвердились, когда силы Гитлера вероломно напали на Польшу. Queen Mary пришвартовалась рядом. В июне 1940 года, после того как Франция сдалась Германии, «Нормандия» была арестована береговой охраной. В сочельник судно переименовали в «Лафайетт».

Гибель «Нормандии»

Гибель лайнера «Нормандия» произошла 9 февраля 1942 года. Группа рабочих разрезала переборки газовыми горелками. Один из рабочих случайно поджег спасательные жилеты, не заметив искр от горелки. Пожарных на борту тогда не было, а автоматическая система была отключена. Нью-йоркские пожарные прибыли на место всего через двенадцать минут, но попасть внутрь им не удалось из-за рабочих, выбегающих из горящего лайнера. После всей этой суматохи спасатели все же принялись тушить огонь.

Пожар возник в центральном салоне, где располагались койки для солдат США. Пламя стало быстро распространяться по всему кораблю, сбить его не удавалось. Судно накренилось на левый бок. Один из самых крупных и быстрых лайнеров в мире, который мог бы принять на борт целую дивизию с вооружением, в самый разгар военных действий в Европе, когда американское командование испытывало нужду в транспорте, был выведен из строя за считаные секунды.

Последствия

Вечером того же дня руководитель спасательных работ сообщил корреспондентам, что сто двадцать восемь рабочих получили тяжелые ожоги и были транспортированы в госпиталь, девяноста два из них находятся в очень тяжелом или нестабильном состоянии. Тогда же были озвучены предварительные причины пожара: искры от инструмента рабочего случайным образом попали на груду спасательных жилетов, когда на корабле проводились ремонтные работы. Материал, из которого изготовлены спасательные жилеты, легко воспламеняющийся, поэтому огонь очень быстро распространился.

Судно продолжало накреняться. Ночью 10 февраля мутные потоки воды со дна пролива хлынули в трюмы «Нормандии» - самого дорого судна в мире, рекордсмена. Правый борт продолжал гореть. Лайнер «Нормандия» затонул. Часть легла на гранитный выступ, а вся остальная — в грязь Гудзона. Руль судна зарылся на полтора метра под причал, выломав пять свай. Для подъема «Нормандии» потребовалось пять миллионов долларов и двадцать два месяца.

Откачка воды началась только 2 августа 1943 года, а полностью подняли лайнер только в середине сентября. До конца Второй мировой войны судно стояло в доках в Бруклине, а в 1946 году правительство Соединенных Штатов Америки продало лайнер «Нормандия» по стоимости металлолома, то есть всего лишь за сто шестьдесят две тысячи долларов. Американские правоохранительные органы провели расследование, но выяснить причины возникновения пожара так и не удалось.

Сначала, конечно, планировалось снова поставить судно на воду. Но чтобы поднять «Нормандию» со дна Гудзона, пришлось срезать все трубы, надстройки, мачты. Корабль планировали переоборудовать в авианосец, а затем снова превратить в пассажирский лайнер, но после приблизительной оценки стоимости работ от этих идей отказались. После продажи интерьеры судна еще долгое время выставлялись на разных аукционах.

Может, диверсия?

Некоторые факты указывают на возможную диверсию со стороны немецких агентов или нью-йоркских гангстеров итальянского происхождения. Мнения экспертов ВМФ и ФБР по поводу причин возникновения пожара разошлись. Американские журналисты М. Сейерс и А. Канн тоже пришли к выводу, что гибель «Нормандии» - это работа немецких диверсантов.

В своей книге авторы излагают такое мнение: в течение длительного времени нацистские агенты следили за кораблем. За две недели до капитуляции Франции секретная служба передала агентам в США радиосообщение, которое перехватили на Лонг-Айленде. В сообщении содержалось требование следить за кораблем. Немецкий шпион Курт Фредерик Людвиг регулярно посылал руководству отчеты.

В пользу этой версии говорят несколько фактов. Во-первых, в течение недели до пожара на борту произошло целых четыре возгорания, которые получилось вовремя потушить. Во-вторых, после начала пожара вблизи очага находилось всего два ведра, хотя обычно их было намного больше. Кроме того, система оповещения была отключена на судне практически за месяц до катастрофы, но об этом служба охраны США не знала. В-третьих, на борту находилось большое количество про-немецки настроенных рабочих, анкетные данные которых не были тщательно проверены.

Другие версии

В 1975 году авторитетное английское издание опубликовало сенсационную статью. Журналистское расследование позволило предположить, что гибель «Нормандии» в гавани Нью-Йорка случилась по вине босса гангстеров Лакки Лючано, который хотел наглядно продемонстрировать ВМФ США необходимость защиты портов страны.

Лючано был помещен в тюрьму за убийство. Он неоднократно предлагал властям сотрудничество. Влиятельный босс итальянской мафии предупредил контрразведку о готовящихся поджогах и диверсиях, он предложил свои услуги по защите гавани и предотвращению диверсий, но его проигнорировали. После гибели «Нормандии» ему было обещано освобождение из-под стражи с окончанием военных действий, если его люди будут оказывать содействие властям, а потом босс мафии уедет в Европу. Мафия свое слово сдержала.

После первой мировой Великобритания вновь вернула себе статус владычицы морей. Германия разгромлена, Франции и Италии не до того - зализывали раны после войны. Россия благодаря революции 1917 года и развязанной не без помощи той же Великобритании и Франции гражданской войны автоматически выбывала из игры на четыре года (да собственно на трансатлантическом "фронте" мы так и не появились).
В начале 20-х Великобритания фактически монополизировала рынок скоростных морских перевозок через Атлантику. Тоесть фактически все топовые рейсы были в руках британской короны. На более дешевом, но и более востребованном "лоу-кост" секторе этого рынка британцев начали теснить старые "колеги" - Германия, Италия, Франция. Появлялись и новые игроки - такие как Швеция и Голландия. Но теже немцы и французы точили "зубы" и на голубую ленту. Уж больно престижная вещь была. В конце концов - выставив даже один-два парохода в этом секторе рынка можно было расчитывать на прилив пассажиров и на более дешевых рейсах. Тем более что в этом классе европейские морские державы дрались то по сути между собой - британцы охотно отдали этот рынок, пресекая в тоже время любые попытки работы "иностранцев" на своих колониальных линиях - в Австралию и Индию.
В результате британцы расслабились - удар был нанесен сокрушительный. В 1929 году Северогерманский Ллойд спускает на воду лайнер Bremen. До 1930 года Бремен - самое быстрое судно атлантики. В 30-м - новый рекорд и опять - Германия - до 1933 года рекордсменом становится Europa. В 1933-м рекорд ставят итальянцы - их Rex "выдавал на гора" 28,92 узла. А в 1935-м "Голубая лента Атлантики" появилась рядом с французским триколором - SS Normadie прогремела как гром среди ясного неба. Еще бы -в 1935 году это самое большое пассажирское судно в мире и самое быстрое судно в мире - 31,2 узла. Рекорд скорости будет побит в следующем году - RMS Queen Mary вернет британцам голубую ленту, а по размерам ее обойдет только в 1940 году RMS Queen Elizabeth.

Итак - SS Normandie. Вот чего от французов никто не ожидал. Справедливости ради надо отметить, что французы вообще всегда были на втором плане мировой морской истории. Как в плане военного, так и гражданского судостроения.
Нормандия выделялась не только скоростью и размерами - она выделалсь в первую очередью характерной для французов утонченностью во всем. Не даром Ильф и Петров отмечали такой факт - немцы или англичане строят судно, а потом внутри делают отель. А французы - сначала строят отель, а потом строят вокруг него судно.
При создании интерьеров Нормандии был использованн опыт "Ile de France", вышедшего в океан в 1927 году. Лайнер не был рекордсменом по скорости и размерам, но мир поразил своими интерьерами - сделанные в стиле Арт Деко, они поразили мир своей изысканностью и красотой. Этот стиль в корабельной архитектуре и интерьерах продержится до 60-х годов ХХ века. На закате своей карьеры Ile de France прославится - он подымет на борт пассажиров ушедшего на дно итальянского лайнера Andrea Doria - это произойдет в 1956 году.
Собственно над интерьерами Нормандии работали теже, кто и работал над Иль де Франсом. А вот работу над корпусом возглавил инженер В. И. Юркевич. Главной особенностью корпуса Нормандии был небольшой носовой бульб - такая конструкция в мировом судостроении применялась впервые.Хотя справидливости ради надо отметить, что несмотря на бульбообразную форму подводной части носовой оконечности форштевень оставался фактически прямым. Но такие "зачатки" позднее переродятся в полноценный носовой бульб, который есть практически на всех современных судах, а в последние годы его можно встретить и на речных судах. Первыми же, кто сделал полноценный бульб станут японцы - многие боевые корабли императорского флота будут уже иметь полноценный носовой бульб.
Форма подводной части корпуса Нормандии давала возможность увеличить скорость без резкого увеличения мощности машин, что в свою очередь давало возможность снизить расход топлива и уменьшить его запасы для увеличения количества коммерческих помещений. Результат не заставил себя ждать - в первом же рейсе французский лайнер показал, на что он способен. В 1936 году Queen Mary побьет его рекорд, но в 1937 году французы вновь отберут голубую ленту у англичан. Шло соперничество и по тоннажу - Qureen Mary ненадолго займет место рекордсмена, но в 1936-1937 году Нормандия возвращает себе титул самого крупного судна - построенный на верхней палубе крытый променад увеличит водоизмещение на 4000 тонн. Рекорд французов перебьют только в 1940 году англичане - тогда вступил в эксплуатацию Queen Elizabeth.

Normandie на ходовых испытаниях, 1935 год


Судьба атлантического рекордсмена круто поменялась 31 августа 1939 года. Судно было задержано в США под предлогом роста напряженности в Европе - 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. В целом французы не возражали - США были традиционным союзником Европы (это уже после войны станет известно о том, что в США решался вопрос о выступлении на стороне Фашистской Германии), поэтому оставить свое скороходное имущество за океаном представлялось самым оптимальным. Нормандию пришвартовали на пирс 88, рядом - на пирсе 90 обосновалась Queen Mary, а в 1940-м году к ним присодинилась Queen Elizabeth. Три рекордсмена застыли в ожидании. И если с судьбой королев было все понятно, то с Нормандией происходило черт де что.
Весной 1940 года "три веселых друга" Рундтштедт, Фон Бок и Гудериан при поддержке не менее "веселого" Умберто Савойского пересекли границу Франции. В результате Франция была разделена на три куска - два оккупационных сектора - Итальянский, Немецкий и т.н. "Южная зона" - свободная от оккупации территория во главе с прогерманским правительством Петена. В пику ему образовалось правительство во главе с Шарлем Де Голем. Кабинет Де Голя находился в Великобритании. А 22 июня 1940 года в Компьенском лесу было подписано второе компьенское перемирие.
Тут же правительство США интернирует "Нормандию" и начинает конвертовку судна в военный транспорт (по другой версии - Нормандия была передана министерству обороны США добровольно правительством Де Голя). Работы начались в декабре 1941 года - сразу после нападения японцев на Перл-Харбор.
9 февраля 1942 года стало началом конца. Бригада рабочих работала в град-салоне судна. Работы велись по военному быстро, в результате на нормы противопожарной безопасной мягко говоря плевали. Искры от сварки брызнули в сторону кипы спасжилетов. Сухое пробковое дерево запылало в ту же минуту. Система пожаротушения судна была частично разобрана, пожарных в порту тоже не было. Огонь начал моментально распространятся по судну. Через 12 минут после возгорания прибыли расчеты, но они не могли попасть внутрь. Так же к месту катастрофы прибыл и В. И. Юркевич. Он предложил помощь пожарным, но она была отвергнута. В результате пожарные влили громадное количество воды с левого борта. Судно накренилось, а в 2-45 ночи 10 февраля крен достиг критического значения - судно легло левым бортом на дно Гудзона.
Тогда же начали работы по подъему судна. Были срезаны все надстройки, загерметезированы все отверстия в корпусе. В 1943 году корпус был поднят и с креном 2 O отбуксирован вниз по Гудзону - с глаз долой.
До 1945 года корпус "Нормандии" ожидал решения властей - что с ним делать. Была даже идея построить на его базе авианосец. Но проект был признан несостоятельным по экономическим соображениям. В октябре 1946 года Lipsett Inc преобрела корпус "Нормандии" за 160 тысяч долларов. В том же году он был разделан на металл.
Французы предпримут попытку вновь выйти на трансатлантический рынок - в 1961 году в эксплуатацию был введен паротурбоход France. Но было поздно - эпоха транстлантических лайнеров заканчивалась.





9 февраля 1942 года


SS Normandie сразу после пожара, пирс 88

Фотографии SS Normandie, сделанные сразу после пожара, а так же во время буксировки корпуса на слом


1942 год, лайнер сразу после пожара


вид на пирс 88


начаты работы по подъему судна. Надстройка уже срезана.


герметизация корпуса производилась водолазами


гребные винты правого борта


буксировка корпуса Нормандии на слом

Конкуренты SS Normandie
SS Bremen


введен в эксплуатацию в 1929 году. В результате поджога в марте 1941 года судно выгорело полностью. Уцелевшие механизмы были переданы на запчасти. По результатам послевоенного раздела флота судно досталось Великобритании, но было разобрано на металл.

Введен в эксплуатацию в феврале 1930 года. С 1941 года использовался как плавказарма. В 1945 году интернирован военной администрацией США. В 1946 году передан в качестве репараций Французской республике. На трансатлантическую линию судно вышло в 1950 году под названием "Либерте". В 1962 году после выхода на линию лайнера France "Европа" была продана в Италию на разборку на металл.


Введен в работу в 1932 году. С 1940 года находился на приколе в порту Бари. В 1943-м после капитуляции Италии судно отбуксировали в Триест. ТАм же в 1944 году лайнер был уничтожен ударом с воздуха Британскими ВВС. В 1950 году судно было поднято и разобрано на металл.

SS Ile De France


Введен в эксплуатацию в 1929 году. С 1940 по 1945 годы - военный транспорт. В 1945 году возвращается на трансатлантический маршрут. В послевоенной истории лайнера есть одна яркая страница - в 1956 году он поднял на борт пассажиров и экипаж тонущего итальянского лайнера Andrea Doria. В 1958 году судно продано и уведено в порт Осака. В 1960 году использовался как декорация к фильму-катастрофе "Последний вояж". Во время съемок судно было взорвано и затонуло.

RMS Queen Mary


Введен в эксплуатацию в 1936 году. С 1940 по 1945 - военный транспорт. В 1947 году лайнер вернулся на трансатлантическую линию. В 1967 году судно было продано в США. сейчас находится в бухте Лонг-Бич (США, штат Калифорния). На борту расположен музей и отель.

RMS Queen Elizabeth


Введен в эксплуатацию в 1940 году. С 1940 по 1945 годы - военный транспорт. С 1946 года лайнер работает на трансатлантической линии. В 1968 году судно было продано в Гонг-Конг, где использовалось в качестве учебного. В 1972 году в результате пожара судно легло на дно бухты Виктория. С 1974 по 1975 год продолжается разборка судна на металл. Часть киля и турбины так и остались на дне по сей день.

Пассажирский лайнер «Нормандия»

Самый изящный трансатлантический лайнер мира был построен на верфи «Пеноэ» в Сен-Назере по заказу французской судоходной компании «Компани Женераль Трансатлантик». Проект этого удивительно красивого пассажирского судна разработала группа русских инженеров-эмигрантов, в которую входили В.И. Юркевич, А.Н. Харкевич, Я.М. Хлытчиев.

«Нормандия»

Лайнер был заложен 26 января 1931 г. и спущен на воду 29 октября 1932 г. Он имел следующие характеристики: длина – 313,75 м, наибольшая ширина по корпусу – 35,5 м, средняя осадка в грузу – 11,2 м, валовая вместимость 83 400 брт, водоизмещение – 79 280 т, мощность турбоэлектрической силовой установки – 160 000 л.с., наибольшая скорость – 32 узла, экипаж – 1339 человек. Судно имело 11 палуб и могло принять на борт1972 пассажира.

5 мая 1935 г. лайнер вышел на ходовые испытания, а 29 мая 1935 г. «Нормандия» вышла в первый рейс в Нью-Йорк. В этом рейсе был побит рекорд скорости, принадлежавший итальянскому трансатлантику «Рекс». «Нормандия» стала обладателем приза «Голубая лента Атлантики», развив скорость 29,92 узла. В обратном рейсе это достижение удалось улучшить, превысив рубеж среднерейсовой скорости в 30 узлов. После ремонта, в апреле 1936 г., Сен-Назере в кормовой части шлюпочной палубы была сделана надстройка – салон туристического класса. После этого «Нормандия» стала самым большим пассажирским судном в мире.

В августе 1936 г. на линию вышел конкурент «Нормандии» в битве за «Голубую ленту Атлантики» английский лайнер «Куин Мэри», на некоторое время завоевавший почетный приз. Тогда на «Нормандии» установили более совершенные гребные винты и увеличили частоту вращения гребных электродвигателей, после чего в конце марта 1937 г. лайнер вернул себе пальму первенства, развив среднерейсовую скорость 30,99 узла, а 14 апреля скорость достигла 31,20 узла.

С изящным лайнером связано несколько эпизодов отечественной истории: на его борту совершили путешествие в Америку авторы «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Илья Ильф и Евгений Петров. Они описали свои впечатления о путешествии на «Нормандии» в книге «Одноэтажная Америка». В июле 1937 г. после завершения рекордного перелета в Америку через Северный полюс на самолете АНТ-25 на борту лайнера вернулись в СССР летчики В.П. Чкалов, А.В. Беляков и Г.Ф. Байдуков; самолет в разобранном виде транспортировался в трюме.

Но конкуренты не дремали, и несколько месяцев спустя «Куин Мэри», развив скорость в 31,69 узла, вновь завоевала «Голубую ленту». Коммерческая эксплуатация «Нормандии» практически не давала прибыли. Американские туристы, как среднего достатка, так и состоятельные, считали судно излишне роскошным, а путешествие на нем – чересчур дорогим удовольствием. В начале февраля 1938 г. компания отправила лайнер в порядке эксперимента в круиз до Рио-де-Жанейро. В том же году была предпринята безуспешная попытка привлечь пассажиров с Западного побережья США. Надвигавшаяся война вызвала спад пассажиропотока, что также сказалось на прибыли компании.

С началом Второй мировой войны немало французских судов (в том числе и «Нормандия», большая часть команды которой вскоре отправилась домой) осталось за океаном. После того как маршал Ф. Петэн подписал перемирие с Германией, они фактически были интернированы. Из Германии пришло указание всем французским кораблям и судам, не занятым охраной колониальных владений, вернуться во Францию. Новые власти издали распоряжение о роспуске компании «Женераль Трансатлантик», но ее нью-йоркскское представительство это указание проигнорировало. Правительство США, хотя и поддерживало дипломатические отношения с коллаборационистским правительством Петэна, возвращать задержанные суда не торопилось. А 16 декабря 1941 г., вскоре после вступления США в войну, судно было реквизировано. Уже на следующий день началось его переоборудование в войсковой транспорт, получивший новое название «Лафайет».

Обеспечение безопасности при выполнении работ оставляло желать лучшего. Доступ посторонних лиц на борт строго не контролировался. В течение двух неполных месяцев на судне произошло четыре локальных пожара. Не были закрыты все двери в противопожарных переборках. Системы пожарной сигнализации и пожаротушения были отключены. 9 февраля 1942 г. во время проведения работ по демонтажу конструкций в центральном салоне 1 го класса, примерно в 14:35 от искры воспламенились сложенные в помещении капковые спасательные нагрудники. Внутрисудовая связь не действовала, и сообщение о пожаре передали на мостик с помощью посыльного. Практически сразу же после начала пожара «Нормандия» была обесточена. Руководитель подразделения Береговой охраны контр-адмирал А. Эндрюс ожидал распоряжений от коменданта порта. Пожар менее чем за полчаса охватил три верхние палубы надстройки. Тушение проводилось также с катеров. Руководимые Эндрюсом пожарные поливали водой верхние помещения судна. Моряки, пытавшиеся запустить турбогенераторы, были вынуждены покинуть машинное отделение из-за дыма, проникавшего в помещения через незакрытые двери и люки. Находившиеся на пирсе В.И. Юркевич и бывший капитан Пунье пытались предупредить Эндрюса об опасности скопления больших масс воды в верхних помещениях судна, но тот игнорировал все замечания и предложения. Тем временем крен увеличивался. Юркевич предложил открыть кингстоны и притопить судно у пирса, но Эндрюс вновь не прореагировал на предупреждение. Крен все время увеличивался и ночью лайнер лег на борт и затонул.

20 апреля 1942 г. военно-морской министр США Фрэнк Нокс заявил, что лайнер будет поднят за счет американского флота. Юркевич немедленно предложил план организации работ, выполнение которого позволяло минимизировать возможные повреждения. Для этого требовалось заделать все отверстия в корпусе, произвести отсос ила и грунта из-под судна, откачать воду из корпуса и надстроек, одновременно заполняя балластные и топливные цистерны. Но руководство ВМС США посчитало его слишком дорогостоящим и сложным. Фирма «Мэррит, Чэпмэн энд Скотт», нанятая для проведения операции, решила вопрос более радикально. Чтобы не возиться с заделкой множества отверстий, рабочие фирмы срезали надстройку «Нормандии» до главной палубы. Работы закончились 18 мая 1942 г., но в корпусе снова возник пожар, впрочем, быстро потушенный тремя спасательными судами.

Далее работы велись точно по плану Юркевича. 2 августа 1943 г. в результате откачки воды корпус судна подвсплыл. 10 августа кормовую часть лебедками вырвали из-под пирса, крен уменьшился до 30°. В ходе работ выяснилось, что участок подводного борта в носовой части поврежден при спрямлении. Работы по бетонированию пробоины заняли более месяца. 15 сентября корпус был окончательно оторван от грунта и отбуксирован на военную верфь в порту Байонн. Там было проведено докование, восстановлены винты, рули, отремонтированы турбины и гребные электродвигатели. После восстановления лайнер планировали использовать в качестве быстроходного военного транспорта вместимостью до 18 000 человек. Но война в Европе заканчивалась, проход на Дальний Восток через Панамский канал был невозможен из-за габаритов лайнера. В искалеченное судно требовалось вложить не менее 20 млн долларов. Но верфи США вполне справлялись с постройкой войсковых транспортов.

В итоге судно оказалось никому не нужным. Создатель лайнера Владимир Юркевич прилагал все возможные усилия для спасения своего детища. В конце 1945 г. он обратился в Государственную закупочную комиссию СССР с предложением приобрести судно за 2 млн. долларов. Но у разоренной войной страны были другие задачи, да и для такого большого судна не было ни портов, ни маршрутов. Одна из американских компаний согласилась было приобрести судно для переоборудования в грузопассажирское, но, осмыслив масштабы работ и затрат, от затеи отказалось. Во второй половине 1946 г. корпус купила судоразделочная компания «Липсетт», и 29 ноября 12 буксиров отвели судно на разделочную базу в Нью-Арк. Юркевич до самого конца надеялся, что сможет найти деньги на восстановление «Нормандии», но судьба сложилась иначе, и за семь месяцев бывший лайнер разрезали на металлолом.

Из книги Асы люфтваффе пилоты Fw 190 на Западном фронте автора Иванов С. В.

Из книги Охотники за сокровищами автора Уиттер Брет

Глава 10 Завоевывая уважение Нормандия, Франция Июнь – август 1944 Первый удар с моря по сектору «Омаха» был нанесен 6 июня 1944 года в 5.37 утра. На рассвете к флоту присоединилась авиация. В 6.30 на берег высадился первый десант союзных войск. Почти сразу стало ясно, что от

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Глава 11 Встреча на поле боя Нормандия, Франция Август 1944 Древний город Сен-Ло стоит на высоком холме, откуда открывается вид на главную дорогу Нормандии, идущую с запада на восток. С начала июня 29-я пехотная дивизия вела здесь изнурительные бои с немецкой 352-й дивизией. К

Из книги Войска СС. Кровавый след автора Уорвол Ник

Лайнер «Лузитания» В начале ХХ в. борьба за «Голубую ленту Атлантики» – приз, вручаемый судну, показавшему наименьшее время трансатлантического перехода – приобрела характер межгосударственного соревнования. Если ранее почетным трофеем постоянно владели британские

Из книги Дальний бомбардировщик Ер-2. Самолет несбывшихся надежд автора Хазанов Дмитрий Борисович

Лайнер «Титаник» Судно, ставшее символом морских трагедий, было построено в Белфасте, на верфи «Харланд и Вольф» для компании «Уайт Стар Лайн». Одним из создателей проекта нового лайнера, а также однотипных «Олимпика» и «Британика» стал известный кораблестроитель Питер

Из книги автора

Речной пассажирский теплоход «Александр Суворов» Авария теплохода «Александр Суворов» 5 июня 1983 г. на Волге в районе Ульяновска стала самой крупной катастрофой в истории отечественного речного флота.Судно, входившее в серию из девяти единиц, было построено в 1981 г.

Из книги автора

НОРМАНДИЯ От мыса Нордкап до Средиземного моря Европа превращена в неприступную крепость. На береговой линии установлены самые современные системы оружия, который мог создать XX в. Любой вражеский штурм, пусть самый мощный, обречен здесь на провал… Из дневников

Из книги автора

Конкурс на скоростной пассажирский самолет В середине тридцатых годов в Советском Союзе развернулись работы по созданию скоростных двухмоторных пассажирских самолетов, рассчитанных на перевозку 10–12 человек. Первым в этом классе оказался готов к испытаниям самолет


1 декабря 1930 года на судоверфи Джона Брауна, расположенной в графстве Клайдбенк, состоялась торжественная закладка судна "Queen Mary" - одного из самых грандиозных пассажирских кораблей. К этой знаменательной дате мы подготовили обзор наиболее интересных судов, оставивших свой след в истории кораблестроения.

Royal William



Royal William стал одним из первых пассажирских кораблей, пересекших Атлантический океан. Он был спущен на воду 27 апреля 1831 года в Квебеке. Корабль несколько раз переплывал между Квебеком и атлантическими колониями, пока путь не был закрыт в связи с эпидемией холеры в 1832 году. Позже Royal William был продан испанскому флоту, где он прослужил довольно длительное время.

Great Eastern



Great Eastern (Левиафан) был спущен на воду в 1858 году. 211-метровый пароход считался самым большим судном вплоть до 1899 года. Он достигал скорости в 14 узлов, имел водоизмещение в 32000 тонн, а его двигатели выдавали мощность 8000 л.с.. С 1864 корабль был переделан в укладчик трансатлантического кабеля, а в 1888 был продан на металлолом за £16 000.

Servia



Первый в мире стальной лайнер Servia совершил свой первый рейс в 1881 году. Из-за некоторых инновационных технологий (к примеру, электрического освещения), многие историки называют его первым "современным" лайнером. 10300-сильный корабль достигал скорости в 17 узлов. Конструкторы сделали упор именно на пассажирские перевозки, уменьшив объем грузового отсека и предложив клиентам невероятно удобные условия пребывания на судне. В 1902 году судно было снято из-за поломки.

Kaiser Wilhelm der Grosse



Первый лайнер с четырьмя трубами, Kaiser Wilhelm der Grosse, был спущен на воду 4 мая 1897 года. Он ознаменовал начало эпохи новых, более современных и мощных пассажирских кораблей. Лайнер впервые завоевал Голубую ленту Атлантики для Германии за самое быстрое путешествие из Европы в Америку. Во время Первой мировой войны он был переделан в военный корабль. Kaiser Wilhelm был потоплен в 1914 году.

Titanic



Легендарный лайнер Titanic был спущен на воду 10-го апреля 1912 года. Он развивал максимальную скорость в 24 узла. Водоизмещение 269-метрового гиганта составляло 52 тысячи тонн. Однако, судьба лайнера трагично оборвалась на первом рейсе: Титаник затонул 14-го апреля после столкновения с айсбергом.

Normandie



Трансатлантический лайнер Normandie начал свой первый рейс 29 мая 1935 года. Корабль, водоизмещение которого составляло 71000 тонн, до сих пор считается самым мощным когда-либо построенным турбоэлектрическим судном. Благодаря инновационному дизайну корпуса, изысканному интерьеру и впечатляющим техническим характеристикам, многие эксперты признавали его самым лучшим лайнером. 9 февраля 1942 года лайнер загорелся от искры в одной из кают. Позже он был сдан на металлолом.

Queen Mary



26 сентября 1934 года легендарный лайнер Queen Mary был спущен на воду. Однако, только через 18 месяцев 160000-сильная машина отправилась в первый рейс. Лайнер пересек Атлантику за 3 дня 23 часа 57 минут со средней скоростью 30,63 узла, а в одном из последующих рейсов завоевал "Голубую ленту Атлантики". 1 марта 1940 года был отдан приказ подготовить лайнер для военной службы. После войны он вернулся на трансатлантический маршрут, однако оказался далеко не таким рентабельным. 10 декабря 1967 лайнер занял свое место в бухте Лонг-Бич и теперь является музеем.

Voyager of the Seas



Круизный лайнер Voyager of the Seas зачастую называют "плавучим отелем" из-за количества развлечений, которых он может предложить клиентам: каюты на любой вкус, магазины, рестораны, спортивные площадки, альпинистская стенка, каток и многое другое. Его длина составляет 311 метров, мощность - 75,6 МВт, скорость - 22 узла, а максимальная вместимость - 3840 пассажиров.

Queen Mary 2



В 2003 году судно Queen Mary 2 стало крупнейшим лайнером в мире. 17-типалубная машина способна развивать скорость до 30 узлов и вмещает 2,620 пассажиров. В дань современным стандартам, корабль оснащен огромным количеством магазинов, ресторанов и развлекательных центров.

Allure of the Seas



Allure of the Seas, отправившийся в свой первый рейс три года назад - 1-го декабря 2010-го, до сих пор является крупнейшим круизным лайнером. Он предлагает своим 6,296 пассажирам самое невероятное разнообразие услуг, включая театр, карусели и каток. Лайнер оснащен складными (телескопическими) трубами, позволяющими ему проходить под низкими мостами. Средняя скорость машины достигает 27 узлов. Надежная система безопасности уже несколько раз проявляла себя с лучшей стороны, успешно устраняя небольшие возгорания.

Нормандия (корабль)

Нормандия (позже «Лафайетт»)
Normandie
Основная информация
Тип Трансатлантический лайнер
Принадлежность Compagnie Générale Transatlantique
Верфь Шантье ет Ательер де л"Атлантик, Сен-Назер
Спущено на воду 29 октября
Введено в эксплуатацию 29 мая
Выведено из состава флота февраль
Современный статус Разобран на металлолом
Параметры
Тоннаж 79,280 т (83,423 {1935-1936})
Длина 314 м (1,028 футов)
Ширина 35,7 м (117 футов)
Средняя осадка 11,26 м
Технические данные
Силовая установка {{{Двигатели}}}
Винты 4
Мощность 165 тыс. л. с.
Скорость 29 узлов
Экипаж 1,345
Пассажировместимость 1,972 (848 1-го класса, 670 туристического класса, 454 3-го класса)

Описание лайнера

При постройке лайнера было израсходованно наибольшее количество заклёпок, когда-либо использовавшееся для постройки судна. Их общее количество составило 12 млн. штук. Клёпанный корпус «Нормандии» был изготовлен из стали повышенной прочности при использовании в небольшом объёме электросварки. Одиннадцати водонепроницаемых переборок истрачено, в общей сложности, 6,4 тыс. т корпусной стали, изготовленной на заводах "Сименс-Мартин" в Сааре, из 30 тыс. т потребовавшихся на весь корпус. Четыре паровые турбины мощностью 46,5 тыс. л. с. каждая при частоте вращения 2430 об/мин соединялись с четырьмя трехфазными генераторами мощностью по 33,4 тыс. кВт при напряжении 5.5-6.0 кВ. Для электродвижения использовались синхронные двигатели, установленные в корме судна и передававшие на каждый гребной вал мощность 29,4 тыс. кВт при частоте вращения 238-248 об/мин. Двадцать девять водотрубных котлов вырабатывали перегретый пар давлением 28 атм и расходовали до 1,2 тыс. т мазута в сутки. В начале года, для уменьшения сильной вибрации, явившейся следствием конструктивного недостатка все четыре трехлопастных гребных винта (весом 23 т каждый) были заменены на четырёхлопастные (весом 25 т каждый) и одновременно изменена форма выкружек гребных валов. Это позволило полностью решить проблему вибрации корпуса лайнера. В году на «Нормандии» установили радиолокационную станцию - первую на транспортном флоте. Уникальность корабля должны были подчёркивать даже трубы. Наклоненные на 10° в сторону кормы для придания впечатления скорости, они содержали внутри основную массу вентиляционных каналов. Первые две трубы были настоящими и функционирующими, а третья была фальшивой и предназначалась для красоты и равномерного распределения сопротивления воздуха по всей длине судна.

У лайнера, имевшего одиннадцать палуб, была особенная по архитектуре кормовая оконечность, придававшая ему элегантный вид, а также застеклённая прогулочная палуба длинной 290 метров, несколько выступавшая за борт судна. Лайнер, по сложившейся в то время традиции, имел роскошный внутренний интерьер общей стоимостью 55 млн. долларов. На корабле имелось 11 пассажирских лифтов, 22 подъемника для грузов и автомашин. На верхней палубе находились теннисные корты, сад с птицами, магазин и даже католическая часовня размером 5,24 м на 8,23 м и высотой 6,40 м. Главный обеденный салон на 1000 посадочных мест имел высоту в три межпалубных пространства. На судне также располагался театральный зал на 380 мест, двадцатичетырёхметровый плавательный бассейн размером 24,99 м на 5,79 м, оранжерея зимнего сада, гараж на 100 автомобилей. Общий камбуз для всех ресторанов был длиной 50 м, шириной 35м с электрической плитой размерами 17 на 2 метра. Из рекламных проспектов следовало, что на «Нормандии» было 847 кают, 320 чугунных эмалированных ванн, 480 душей, 1490 умывальников и прочих сантехнических приборов, необходимых для нужд пассажиров. Которые ежечасно расходовали до 40 тонн горячей, 100 тонн холодной и 300 тонн забортной воды. Ресторан укомплектован 14,570 скатертями, 226 тыс. салфеток, 150 тыс. полотенец, 58,860 тарелками и 28,120 чашками с блюдцами. В каждом рейсе пассажирами был использовано 38 тыс. простыней.


Самое обсуждаемое
Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов
Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой
Гигантская медуза цианея Гигантская медуза цианея


top