Кижи, остров. Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте. Деревянные церкви острова кижи Преображенская церковь в кижах

Кижи, остров. Музей-заповедник

Преображенская церковь в Кижах

Русское деревянное зодчество имеет богатые и давние традиции. Собственно, когда-то вся Русь была деревянной. По градам и весям Киевского и Московского княжеств возводились терема, избы и амбары, соборы, церкви и монастыри, мосты, остроги и крепости. По свидетельствам древних летописцев и путешественников, многие из них отличались редкой красотой и художественным совершенством. К сожалению, в отличие от камня время в большинстве случаев дерево не особенно щадит. Почти на всей территории России, кроме некоторых отдаленных ее краев, уже не осталось памятников деревянного зодчества. Тем более ценно то, что удалось сохранить в Карелии и, в частности, в Кижах.

Еще в далекие языческие времена карелы называли «кижатами» место для игр, игрищ. Отсюда и пошло название одного из 1650 островов Онежского озера. Названия всех островов знают, наверное, лишь местные жители, а вот остров Кижи известен всему миру. Именно здесь русские строители сумели поднять архитектуру сельской церкви и крестьянской избы до уровня мировых шедевров.

Кижи – островок небольшой. Он расположен у северо-западных берегов Онежского озера: с юга на север вытянут на 7–8 километров в длину, в ширину всего до полутора километров. Ныне это безлесный остров с маленькой, всего в несколько дворов, деревушкой, а в XV–XVI веках здесь было крупное поселение – Кижский погост. В старину слово «погост» обозначало довольно большую административно-территориальную единицу, состоявшую из множества сел, деревень, выселков и починков. Погостом же называлось и самое крупное, центральное поселение этого округа, в котором сосредотачивалась вся духовная, культурная и хозяйственная жизнь.

Тогда же, в XV веке, на Кижском погосте была построена одна из первых в этих краях шатровая церковь – Преображенье Спасово. Но к началу XVII века церковь совсем обветшала, службы в ней не правили уже почти сто лет, и вскоре она сгорела от удара молнии.

Новая церковь с тем же названием, но уже не с шатровым верхом, а многоглавая, была возведена в 1714 г., в самый разгар Северной войны, когда Россия уже становилась мощной морской державой, прочно утверждаясь на берегах Балтики. Для Карелии, Приморья и Заонежья победы в Северной войне имели и сугубо местное значение. Граница со Швецией отодвигалась на запад, исчезала постоянная угроза нападения воинственных соседей, открывалась возможность спокойно заниматься мирным трудом. Тогда-то и возник образ Преображенской церкви как торжественного гимна в честь русского народа, одержавшего историческую победу.

Старинное предание не случайно связало имя Петра Первого со строительством церкви. Согласно ему, царь, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил много срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план церкви.

Существует и другая легенда, как бы подчеркивающая уникальность и неповторимую красоту Преображенской церкви. Якобы строитель церкви, закончив работу, бросил свой топор в озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».

«Несравненной сказкой куполов», которых насчитывалось двадцать два, назвал Преображенскую церковь искусствовед Игорь Грабарь. И действительно, разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» (килевидные крыши), похожие на кокошники русских красавиц. А на гребнях – стройные шейки церковных глав и «луковки» с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи они светятся загадочным, почти фосфорическим блеском; а на закате, когда солнце медленно опускается в воды озера, полыхают багрянцем. В пасмурный день кажутся тускло-серебряными, а в погожий – голубыми. Один ярус, другой, третий, четвертый…

Кажется, что в самое небо взметнулась верхняя глава, венчающая эту 37-метровую пирамиду.

Вся церковь – от основания до вершины, до кончика креста на верхнем куполе – срублена из дерева. Причем только с помощью топора и долота, без всякой пилы, хотя она уже давно была в обиходе. По-видимому, сила привычки, власть традиций были еще велики, и бревна перерубывали топором настолько точно, что на срезе не оставалось ни малейшей зазубрины. При этом капилляры дерева сжимались, и оно меньше впитывало влаги. И теми же топором и долотом плели тончайшее кружево орнаментальных подзоров.

Преображенская церковь построена из особенно крепкой и смолистой кондовой сосны, росшей на очень сухом грунте. Из нее рубили стены, а на лемех шла осина, которая хорошо поддается обработке, не трескается и не коробится от дождя и солнца. То, что издали представляется мелкой чешуйкой, на самом деле довольно большая, до 40 сантиметров, вытесанная топором пластина, выпукло закругленная и сужающаяся книзу. Это похоже на черепицу, но только деревянную. От времени она словно седеет, приобретает глянец и зеркальные свойства. Эти пластины клали внахлест, всего же их на 22 куполах – около тридцати тысяч.

Все части церкви выполнены без гвоздей, такова была традиция русского плотничьего мастерства. Только чешуйчатая одежда куполов прибита коваными гвоздями, по одному на каждый лемех. Эти гвозди четырехгранные в сечении, а потому чешуйки стояли прочно, будто и впрямь на века.

Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно ясны и лаконичны. Недаром понятия простоты в народном искусстве возведены в эстетическую добродетель. Как гласит русская пословица: «Где просто, тут хорошего до сто, где мудрено, тут нет ни одного».

В основании Преображенской церкви лежит традиционный «двадцатистенок», то есть восьмерик (восьмигранный сруб) с четырьмя прирубами, примыкающими к его четырем взаимно противоположным граням. Именно церкви такого типа, известные еще в очень давние времена, были одними из излюбленных в деревянном зодчестве, поскольку открывали широкие возможности для создания разнообразных и выразительных архитектурных композиций.

На нижнем, самом большом восьмерике стоит другой, средний восьмерик, поменьше, а на среднем – третий, верхний, самый маленький. Верх нижних прирубов сделан двухступенчатым, а каждый уступ покрыт бочкой с главой. Один ярус из четырех глав, над ним другой, такой же. Выше – третий ярус из восьми глав; они стоят на бочках, венчающих каждую грань основного нижнего восьмерика. Еще выше – следующий ярус из четырех глав, размещенных на втором восьмерике, и наконец на третьем, самом маленьком восьмерике стоит одна центральная, самая верхняя и самая большая глава, венчающая всю эту композицию. Последняя, двадцать вторая глава, находится ниже всех – над алтарным прирубом.

Все двадцать две главы подчинены единству целого и законам строго выверенной архитектурной системы. Если долго и пристально смотреть на Преображенскую церковь, то в какой-то момент появляется почти физическое ощущение движения. Оно начинается с сопоставления убывающих масс трех восьмериков и нарастает от двухступенчатых прирубов к верхним ярусам и к центральной главе. Нерушимая громада куполов обретает ритмичную поступь, и от одного яруса к другому по плавным очертаниям луковичных глав она непрерывно устремляется ввысь. Зодчим удалось избежать впечатления однообразия и монотонности ярусов и глав. Главы всех четырех ярусов отличаются одна от другой, причем довольно значительно. Главки первого нижнего яруса больше главок второго; главы третьего, среднего яруса больше глав первого и четвертого ярусов; главки верхнего, четвертого яруса меньше всех других, и наконец последняя, самая большая центральная глава дает завершающий композиционный акцент, отмечая наибольшую высоту всего сооружения. Только большой мастер был способен найти эту смену объемов, добиться такого разнообразия и живописности всего строя церкви.

«Двадцатистенный» план предопределил еще две особенности Преображенской церкви – центричность и высотность всей ее композиции. Откуда ни смотреть на эту церковь, отовсюду она выглядит в общих чертах одинаковой, или, как говорят специалисты, всефасадной. Принцип центричности, высотности и всефасадности проведен здесь последовательно и с большим мастерством, начиная с самого выбора плана «круглой церкви о двадцати стенах» и заканчивая каждой деталью ее пирамидального верха. Сравнительно низкий массив галереи-паперти, охватывающий большой восьмерик и его прирубы, служит как бы пьедесталом для высокого и стройного столпа ажурного многоглавия.

Сооружая Преображенскую церковь, ее строители думали не только о красоте. Не меньше внимания они уделяли и технической стороне дела, от которой, в конечном счете, зависела долговечность этого неповторимого сооружения. В борьбе против извечных враждебных сил природы – дождя и сырости – в народном деревянном зодчестве сложились не только технические, но и архитектурно-художественные традиции. Многие детали и части зданий, которые принято считать чисто декоративными, в действительности выполняют весьма ответственные защитные функции.

К примеру, путь дождевой капли от креста центральной главы до земли наглядно показывает утилитарное значение некоторых, казалось бы, декоративных деталей Преображенской церкви. С лемешины на лемешину, с главки на бочку, с бочки на полицу, с полицы на водотечник, с одной полицы на другую, с яруса на ярус, с уступа на уступ. Все это продуманная до мелочей техническая система водоотвода и защиты от осадков. А если капли дождя все же проникнут через крышу, то на этот случай внутри восьмерика предусмотрена вторая – двускатная, сделанная из толстых тесаных досок, слоя бересты и обрешетки под бересту. Под стыком ее скатов в желобе находится наклонный долбленый лоток, по которому стекающая вода (если она проникнет внутрь) отводится наружу.

По своему назначению Преображенская церковь принадлежит к так называемым летним, или холодным храмам. Службу в ней проводили в особо торжественных случаях и в дни местных престольных праздников, да и то лишь в течение короткого северного лета. В плане самой конструкции церкви это означает, что ее сруб сложен «насухо», без прокладки пазов мхом или паклей; что у нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка.

Кроме Преображенской церкви, в Кижах сохранились еще Покровская церковь и колокольня, состоящая из четверика, восьмерика и шатрового «звона». Но колокольня построена уже не в традициях народного творчества, то есть «как красота и мера показывают», а по проекту, составленному епархиальными инженерами и утвержденному в Олонецкой губернской канцелярии.

Своеобразной красотой отличалась и рубленая бревенчатая ограда, окружавшая обе церкви, колокольню и кладбище, и входившая в архитектурный ансамбль едва ли не каждого северного погоста. Но до наших дней она не дошла. От нее сохранился лишь каменный фундамент, на котором уже гораздо позже выросла новая ограда, сложенная из валунов.

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. - Влияние немцев. - Дело Феофилакта Лопатинского. - Попытки иноверцев. - Отступничество. - Раскол. - Рационально-мистические секты. - Суеверия. - Меры к образованию духовенства. - Монастыри. - Управление

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Церковь Чтоб было понятней, чем являлась церковь – вспомним, что еще четыре года назад был жив великий митрополит Алексий. Реальный правитель Руси. Тот, что грозил ростовскому князю анафемой, если не признает старшинство Москвы. Тот, что сажал при княжеских столах своих

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

автора Невилл Питер

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ЦЕРКОВЬ С ирландской церковью у англо-норманнских завоевателей трудностей почти не возникало. Самая влиятельная фигура церкви, Лоркан О’Тул, архиепископ Дублина (1162-1180), старался потрафить тем и другим. За это его осуждали ирландские хронисты, но по сути он делал то же,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Церковь На протяжении XIII и XIV веков не прекращались попытки сделать ирландскую церковь английской. В определенной степени с появлением известных монашеских орденов, доминиканского (1224) и францисканского (1231), местная церковь все более интегрировалась в европейский

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ЦЕРКОВЬ Между католической церковью и «Куманн на нГаэдхил» сразу образовалась тесная связь. Церковь ясно заявила о своей политической позиции, осудив в 1922 году ИРА, выступившую против договора. Вплоть до 1930-х годов она враждебно относилась к де Валера и его «Фианна Файл».

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Новый раскол в Церкви. - synodus palmaris. - Борьба партий в Риме.- Риммах украшает церковь Св. Петра. - Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. - Папа Гормиздас, 514 г. - Папа Иоанн I. - Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Преображенская площадь 1836–1844. Один из двух первых в России гвардейских полков, созданных Петром I, Преображенский был сформирован в 1690-х годах из так называемой «потешной команды», размещавшейся в подмосковном селе Преображенское. Полк прославился в Северной войне.

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Преображенская больница В 1798 году в Москве была основана Преображенская больница, иначе - дом умалишенных.Долгое время это специальное заведение было единственным на всю Россию. Первоначально оно имело статус богадельни, но в 1830 году доктором Саблером было

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Преображенская больница на улице Преображенский вал, № 19 (1912) Это двухэтажное краснокирпичное здание было построено для старообрядческой общины федосеевцев поморского согласия. Оно считается последней интересной работой Кекушева. Скорее всего, привлек архитектора к

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

9. Церковь С 1037 г. Русская церковь была организована как епархия Константинопольского патриархата. Хотя некоторые русские выступали против такого положения, оно было в некоторой степени выгодно церкви, делая ее менее зависимой от местных государственного правительства

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Церковь в честь Преображения Господня существовала на Кижском погосте издавна, много раз она перестраиваясь и поновляясь. В конце XVII века храм сгорел от удара молнии, и спустя несколько лет началось возведение нынешнего многоглавого храма.

Церковь Преображения Господня принадлежит к числу наиболее знаменитых памятников архитектуры в нашей стране. Более того — ее известность простирается далеко за пределы России, превращая Кижи в популярнейший туристический объект. Повсеместно в путеводителях говорится о неповторимом своеобразии Преображенского храма в Кижах.


Саша Митрахович 09.01.2017 10:25


Конструктивной основой Спасо-Преображенского храма является восьмерик (восьмигранный сруб) с четырьмя двухступенчатыми прирубами, ориентированными по сторонам света. Алтарный (восточный) прируб в плане имеет форму пятиугольника. С западной части к основному объему примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик храма поставлены еще два, меньших размеров, что придает храму «пирамидальность».

Сколько глав на церкви Преображения господнего в Кижах

Преображенская церковь сегодня имеет двадцать две главы, размеры и форма которых различаются от яруса к ярусу, как будто задавая всему зданию особый «ритм». Первоначально, по всей видимости, храм имел двадцать пять глав (согласно данным путешественника Я. Я. Мордвинов, бывшего на Кижах в 1752 году). Следующий отзыв о числе глав Преображенского храма принадлежит перу Н.Я. Озерецковского — он насчитал их двадцать три.

Что касается Покровской церкви, то она, существуя до середины XVIII века в шатровом исполнении, имела всего две главы. Несомненно, что приведение числа глав храмового ансамбля к определенному числу (33: 22 на Преображенском храме, 10 на Покровском, 1 на колокольне) связано с христианской символикой. 33 главы по числу 33 лет земной жизни Спасителя.

Главки деревянных церквей традиционно покрывают осиновым лемехом — дощечками, имеющими с одной стороны клинообразное (уступами) либо округлое завершение. Осину в качестве материала для лемеха выбирают благодаря ее особым свойствам: со временем она начинает красиво серебриться на солнце.

Многоглавие Спасо-Преображенской церкви в Кижах не явилось ошеломляющей новинкой в русском зодчестве. Скорее — это хорошо забытое старое, ведь из летописей известно, что первый (деревянный) был «о тринадцати верхах». Это число символизировало Спасителя и двенадцать апостолов. Интересное наблюдение сделала также исследователь В. А. Гущина, связав кижское многоглавие с более распространенным шатровым завершением северных деревянных церквей: «Многоглавие Преображенской церкви, собранное в четко выраженный пирамидальный силуэт, словно возродило шатровое завершение, утвердив его в новой многоглавой форме...»

Примыкающая с западной стороны к основному срубу Преображенской церкви трапезная покрыта трехскатной кровлей. Вход в нее оформлен двухвсходным крыльцом. Трапезная в северном храме являлась самой «светской» его частью. Здесь производились записи о венчании, крещении, отпевании. И здесь же проходили крестьянские сходы (суемы), а также решались многие насущные для жизни прихода дела.

Стены церкви Спаса Преображения срублены самым распространенным способом — «в обло» (или «в чашу»), когда бревна укладываются в венцы «с остатком». В бревне при таком способе кладки сверху делают выемку, в которую помещается вышележащее бревно


Саша Митрахович 09.01.2017 10:35


На протяжении веков внутреннее убранство церкви Преображения Господня на претерпевало закономерные изменения. Будучи поновляемо в соответствии с необходимостью (обветшание) и тенденциями времени, к началу XX века, когда в отношении храма стали проводиться первые искусствоведческие изыскания, оно «ушло» далеко от первоначального своего вида.

Пол был выкрашен, стены — обшиты досками, а в алтаре —оклеены обоями. Первое обследование интерьеров Преображенской церкви произвели в 1926 году участники Всероссийской экспедиции Центральных реставрационных мастерских под руководством И.Э. Грабаря. Оно было довольно поверхностным, поскольку экспедиция работала на острове всего три дня, однако определенные выводы исследователи сделали.Так, И.Э. Грабарь совершенно справедливо отметил в своей записной книжке разновременность деталей иконостаса, отнеся иконы к петровскому времени, а резную раму — к более позднему, однако атрибутировал его довольно размыто — «либо аннинским, либо елизаветинским, либо екатерининским периодом».

К началу Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм несколько лет как пустовал. Службы в нем не проводились С 1936 года. В 1943 году финские оккупационные войска вывезли иконы Преображеской церкви в Хельсинки, но уже менее двух лет спустя они вернулись в Карелию согласно мирному договору, подписанному между СССР и Финляндией, а в 1952 году, после реставрации, произведенной московскими специалистами, вновь заняли свое место в иконостасе кижского храма.

Именно в 1950-е годы интерьер Преображенской церкви сформировался в том виде, который знаком нынешним посетителям Кижей. Перед реставраторами стояла задача освободить интерьер от всех временных наслоений и вернуть его, насколько это возможно, к первоначальному виду. Преследуя эту цель, разобрали ризницу, находившуюся в северо-западном углу трапезной, и устроили на этом месте дополнительную дверь в основную часть храма. Имеющиеся двери переделали. Причем, как выясняется из отчетов, с внешней стороны они были обиты железом, которое реставраторы сняли, посчитав эту обивку позднейшим «усовершенствованием». Однако под железом обнаружилось светлое дерево, то есть обивка существовала изначально. В итоге двери просто затонировали под цвет стен.

Со стен, в свою очередь, была снята тесовая обшивка, с пола — счищена краска. В таком виде —сохранный иконостас и восстановленные в своей условной первозданности детали интерьера — Преображенский храм дожил до 1980 года, когда его состояние признали аварийным и, ради укрепления стен металлическими конструкциями, церковь освободили от всех внутренних элементов, включая иконостас, пол и потолок. Сейчас храм лишен своего внутреннего убранства, а иконостас как единое целое существует лишь в виде виртуальной реконструкции. Завершить реставрацию церкви Спаса Преображения предполагается в течение нескольких лет.


Саша Митрахович 09.01.2017 10:39

Экспозиционный сектор: Русские Заонежья Дата постройки: 1714 г. Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район Габаритные размеры: 37.0×20.0×29.0 Материалы: cосна, ель, осина. Охранный статус: Входит в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост», Объект культурного наследия федерального значения.

Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг.

Церковь Преображения Господня относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). Hа нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный прируб церкви подведен бутовый фундамент на известковом растворе (1870 г.). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал - сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.

Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах.

Полы из пластин уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Поверх первоначальных полов были уложены дощатые полы по лагам. Потолки в прирубах храмовой части из плах и тесин были врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропильной конструкцией «неба» с круглым медальоном посередине. Hад «небом» устроена внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика, а в середине - на два потока (водостока), выходящих наружу. Под основными водостоками располагались дополнительные - страховочные. В верхнем восьмерике для осевого столба центральной главы врублена четырехугольная клеть из бруса. Крыши бочек и полиц слеговой конструкции. Главки Преображенской церкви выполнены по кружалам и журавцам. Крыша трапезной - стропильная. Из трапезной в церковь ведут центральный и два малых боковых дверных проема (в северном и южном прирубах). В южном прирубе трапезной сохранилась входная дверь с галереи колокольни, ныне не существующей.

Иконостас - резной, позолоченный, четырехъярусный из 102 икон. Общепринятая датировка рамы иконостаса – 2-я половина XVIII века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы - «Преображение» и «Покров» - датируются последней третью XVII века. Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса относится ко 2-й половине XVIII века. Иконы трех верхних ярусов иконостаса датируются первой четвертью XVIII века.

Церковь Преображения Господня на острове – один из исторических памятников, входящих в состав Кижского погоста и являющихся объектами всемирного наследия, находящийся под охраной ЮНЕСКО по категориям 1, 4 и 5.

Сам остров также является достопримечательностью, а его посещение является основной частью большинства экскурсионных программ, проводимых по Карельской республике.

История острова Кижи

Остров на протяжении всего своего существования населялся коренными карельскими народами, которые образовывали свои поселения, возделывали земли и вели размеренную крестьянскую жизнь.

Но исторически важная часть жизни острова начинается в 17 веке, когда предприниматель из Новгорода Семён Гаврилов принял решение создать металлургическое производство в промышленных масштабах. Плавильный завод начал строиться в конце 60-ых годов 17 века, после того, как были найдены залежи медной руды.

К началу 90-ых годов при помощи горнозаводчиков он смог построить еще два завода – таким образом, два из них располагались в Шуньге, а один – в Кижах. По окончанию же 17 века во владение Гаврилова добавилось еще два завода.

Однако, если первоначально заводы предназначались для проведения работ по переплавке меди, то спустя время была отмечена убыточность данного производства, и оно было перепрофилировано в производство железа.

Коренное население острова не было благосклонно к появлению промышленного производства на своей территории, поскольку заводчикам отводилось немалое количество крупных по площади земельных участков. Также отдавались и лесные угодья, в которых происходили разработки недр с залежами железной руды.

Однако самое большое недовольство у населения вызывало то, что со временем были введены обязательные для всех крестьян работы на заводе. Нежелание народа работать на принудительных работах было встречено верховными органами агрессивно, и на работы стали загонять насильно.

Однако это спровоцировало вооруженный протест, в ходе которого крестьяне од предводительством старосты нападали на перевозчиков полезных ископаемых, а также на посёлок при заводе. Восстание крестьян было подавлено стрелецким отрядом, присланным из центра Карелии.

Повторное восстание произошло гораздо позже и длилось оно два года – с 1769 года по 1771. Тогда приписных крестьян возглавляли Климент Соболев и Семен Костин, которые и понесли самые суровые наказания после того, как восстание вновь было подавлено.

Так, предводителям было предписано наказание, заключающееся в порке розгами и прочими телесными наказаниями, а также постановке отличительных знаков.

После этого их сослали в Сибирь для работ на рудниках. Остальных же крестьян также ждало наказание – часть из них была тоже сослана на каторгу, а другая отдана на военную службу. Все же они были подвержены перед этим наказанию в виде порки розгами.

19 век для острова Кижи ознаменовался приездом известного академика архитектуры Даля, который посетил Кижи в ходе своего путешествия по губерниям, расположенным на севере России. А уже к началу 1900-ых годов территория острова стала часто посещаться известными представителями художественного и архитектурного искусства, которых привлекала возможность своими глазами увидеть знаменитые памятники архитектуры.

Таким образом, популярность острова постепенно набирала обороты по всей территории Российской Империи. С его видами начинают продаваться марки и открытки, а в 1910 году император Николай 2 покупает картину Шлугейта, на которой изображен Кижский погост.

Природный заповедник и музей Кижи

Охраняемой достопримечательностью и природным заповедником остров становится в конце 45 года прошлого века согласно постановлению комитета КФССР.

Сам же музей был образован лишь в начале 1966 года . К моменту создания музея старинного зодчества на территорию будущего комплекса уже были привезены архитектурные памятники со всей республики, представляющие историческую и культурная ценность – среди них были как постройки для частного пользования, так и государственные.

Есть у погоста и свое поверье- согласно ему церковь Преображения возведена без единого гвоздя с использованием одного лишь топора. После того, как строительство было завершено, строитель, ставший автором современного памятника истории, утопил этот топор в Онеге, дабы никто больше не смог создать столь величественное творение.

С начала 90-ых годов прошлого века погост стал одним из охраняемых объектов, относящихся к мировому наследию ЮНЕСКО, а с 1993 года музей был отнесен к особо ценным историческим и культурным объектам России.

Преображенский храм на острове

Преображенская церковь относится к архитектуре 18 века, год её создания согласно историческим источникам – 1714. На сегодняшний день именно эта постройка считается основой всего архитектурного ансамбля.

История церкви начинается в июне 1714 года, когда происходит закладка её алтаря.

Прообразом данной церкви считается Покровская церковь Пресвятой Богородицы, расположенная вблизи Вологды и относящаяся к 1708 году.

Постройка, дошедшая до наших дней, является уже второй, возведенной на этом месте. Первая же была уничтожена пожаром, возникшим от удара молнии. О создателях памятника архитектуры и по сей день не найдены не одни сведения.

В высоту храм достигает практически 40 метров, а срублен он, как и гласит легенда, без единого гвоздя, что полностью соответствует традициям ремесленников того временного периода.

Однако слова о том, что в церкви нельзя найти ни одного гвоздя, не совсем справедливы: в самой постройке их нет, а вот купола хранят их великое множество.

Всего у церкви 22 главы , которые размещены ярусами на прирубах и восьмериках, а форма их относится к «бочковому» типу.

Иконостас также расположен ярусами – всего их четыре, а количество икон на иконостасе составляет 102.

На территории Преображенского храма находятся две старинные иконы, которые датированы 90-ыми годами 17 века и являются типичными представителями «северного письма». Большая же часть икон относится по периоду написания к 18 веку.

Эти иконы составляют первый ярус иконостаса. Остальные же три яруса заняты иконами, написанными в середине 18 века и являющимися привозными.

Храм является неотапливаемым, а потому относится к типу «летних» построек. По этой же причине службы в нем проводятся только с наступления Пасхи и до начала октября.

Церковь возведена без закладки фундамента, установлена она на каменной забирке. В ходе реконструкции 1870-ого года в западной части храма был создан известковый фундамент.

Храм относится к числу объектов исторического и культурного наследия, которые носят федеральное значение и особо охраняются.

Покровская церковь в Кижском погосте

Церковь Покрова Богородицы в отличие от Преображенской является отапливаемой, «зимней», а потому проведение служб начинается в октябре и длится вплоть до наступления Пасхи.

Так же, как и церковь Преображения, церковь Покрова является второй постройкой – первая была уничтожена пожаром в конце 17 века. Новая же постройка датируется 1764 годом.

Высота храма составляет 28 метров при общей длине в 30 метров и ширине – в 9.

Имена зодчих, построивших современный архитектурный памятник, также не дошли до наших времен. Перед мастерами стояла сложная задача – в силу близости нового храма к Преображенскому, было необходимо создать такую постройку, которая бы не затмила двадцатидвухглавое чудо, но и не затерялось в его тени. Решением стало создание храма, архитектурная стилистика которого словно бы эхом отвечала Преображенскому храму, дополняя его.

Глав у «младшего» храма на порядок меньше – всего 9 , однако каждый из них отличается своей утонченностью и выразительностью пропорций. Украшен храм в сравнении с Покровским достаточно скупо – декоративным элементом является лишь резной зубчатый пояс. Выполняет он, к слову, не только функцию украшения – он нужен еще и для того, чтобы защитить постройку от влаги. За счет того, что повал выносит кровлю на значительное расстояние от стен сруба, дождевая вода не попадает на них.

Сегодня в храме располагается иконостас тяблового типа с четырьмя рядами, последняя реконструкция которого относится к 50-ым годам прошлого века. Его большую часть занимают иконы, написание которых датируется 17 веком . Территориально они относятся к Заонежью и входят в «Кижскую коллекцию», которая в оккупационное время вывозилась за пределы России и хранилась на территории Финляндии.

Шатровая колокольня погоста

Колокольня тоже представляет собой обновленную постройку – в 1862 старая «версия» была разрушена после признания её «крайней ветхости», а в 1863 уже была возведена новая. Составлением сметы и разработкой проекта строительства новой шатровой колокольни занималась специальная комиссия, которая начала работать над этим еще в середине 50-ых годов позапрошлого века.

В начале 1870-ых годов колокольню ожидала новая реконструкция, которые закончились перестройкой её верхней части. Но это были не последними строительными работами, которые предполагались в колокольне – спустя лишь 25 лет, в 1900 году, строители разобрали полицы, составляющие поясок карниза, а также фронтончики, которые играли роль украшения на шатре.

Спустя полвека на колокольне были проведены ремонтные работы в кровле, а также заменены звонницкие столбы. Однако наиболее существенная реконструкция колокольни была проведена практически 30 лет назад – в 1993 году.

Конструкция церкви полностью соответствует традиционной для тех времен схеме, носящей название «восьмерик на четверике*». В строительстве использовался прием, при котором четверик был высоким и занимал 2/3 от общей высоту сруба.

*«Восьмерик на четверике» – особая схема строительства архитектурных композиций, в ходе которой использовалось постройки двух форм – четырехугольной и восьмиугольной.

Как правило, четырехугольная часть постройки занимала первый этаж и была представлена низким и узким зданием, а восьмиугольная – башней с крышей в форме полукруга.

Ограда Кижского погоста

До наших времен, к сожалению, ограда дошла не в первозданном виде: сохранилось лишь её каменное основание, а деревянная часть была восстановлена в ходе реконструкции в 1959 году.

Ограда, длиной практически в 300 метров , окружает погост. Представлена она срубом из дерева, который располагается на каменном фундаменте, а сверху защищен крышей с двумя скатами. Главный вход в ограде расположен в западной части, напротив Покровского храма. Выделяется он массивными воротами с двумя створками прямоугольной формы, которые имеют по бокам свечные лавки.

У каждой лавки имеется лишь одно окно, которое украшено ставнями. Окна также служат и входом в лавки, исключение составляют лишь лавки, расположенные в южной части погоста – у них есть двери.

Помимо основных ворот в ограде имеются и калитки, расположенные с северной и восточной сторон. Каждая из калиток украшена по-своему, так та, что располагается в северной части, имеет свой шатер, на котором располагается крест; а двери её – резные.

Калитка, открывающая вход в восточной части, решетчатая, резная. Располагается она между двух ряж, под двухскатной кровлей.

Деревянная церковь Преображения Господня на острове Кижи

Есть в Карелии уникальный экспонат русского деревянного зодчества – церковь Преображения Господня на острове Кижи. Этот 22-главый храм, согласно традициям славянского плотничества, срублен без гвоздей в 1714 г.

Преображенская церковь в Кижах сейчас находится в стадии реставрации: изнутри стены сооружения поддерживает металлический каркас, который позволяет заменять прохудившиеся бревна, не нарушая первоначальный облик строения. Восстановительные работы, начавшиеся в 2009 г., обещают закончить к 2018 г.

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

История постройки

Ныне существующая Преображенская церковь на острове Кижи построена на том же самом месте, где до этого располагался сгоревший в 1694 г. одноименный традиционный шатровый храм. Решение кижских зодчих о возведении 22-главого пирамидального строения заложило основу для объединения его в единый гармоничный ансамбль с восстановленной на полвека позже церковью Покрова Богородицы. Ярусное расположение храмовых луковок на 3 восьмигранных, поставленных друг на друга, уменьшающихся кверху срубах, создает ритмичный, легко узнаваемый силуэт.

Прообразом для церкви Преображения Господня в Кижах стал храм из села Анхимово Вытегорского района Вологодской области. Это была не дошедшая до наших дней Покровская церковь, освященная в 1708 г. в честь великого православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. К сожалению, она целиком уничтожена в 1963 г. в результате пожара. Восстановленная на острове Кижи деревянная церковь полностью повторяет архитектуру сгоревшего шедевра русского зодчества.

По некоторым историческим данным Преображенский храм в Кижах на Онежском озере упоминался еще в писцовых книгах 16 века. Изначально он считался летним, неотапливаемым. Зимой службы шли в церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

К сожалению, эти старинные храмы не уцелели из-за пожара 1694 г., вызванного ударом молнии. Имеющиеся сейчас деревянные церкви в Кижи возводились на их прежнем месте. Преображенский 22-главый собор, Покровская церковь с легкой 9-главой короной и колокольня Кижского погоста, расположенные рядом, образуют неповторимый облик острова. Отражаясь в воде ясным солнечным днем, комплекс издали привлекает взгляды подплывающих на лодках паломников и туристов.

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

Стремление к многоярусным каскадам куполов объясняется пришедшимся на тот момент периодом расцвета Руси, подражанием европейской культуре, свободой творчества, преобладанием пышных, изобильных декором форм.

Церковь Преображения построена таким образом, что в нее можно заходить с любой стороны, каждая из которых может считаться фасадом. Поскольку работы велись на средства прихожан, следивших за их ходом, облик храма отражает строительную народную культуру целой эпохи. Сруб сделан из особой, редкой кондовой сосны, растущей на твердой, каменистой почве. Такое дерево невероятно крепкое, прямое и очень высокое. Рубили его зимой, предварительно постучав обухом топора по стволу. Своеобразный металлический звон свидетельствовал о высоком качестве древесины, которая способна храниться долгие годы.

Драматические страницы из истории кижских храмов

Мало кому известен факт времен Великой Отечественной войны о том, как уникальные постройки были едва спасены от разрушения. Финский летчик, посланный зимой 1942 г. бомбить зодчий комплекс, пораженный красотой строений, не смог выполнить приказ своего командования и сбросил бомбы на лед Онежского озера.

Великолепные уникальные иконостасы Преображенского и других кижских храмов были вывезены финской армией во время Второй мировой войны. Какая-то часть из них была возвращена, но некоторые фрагменты утеряны безвозвратно.

Резная позолоченная 4-ярусная рама иконостаса церкви Преображения Господня включает в себя 102 иконы. Самые старые из них – Преображение и Покров написаны в конце 17 в. Остальные датируются 18 в. Полная реставрация иконостаса проводилась в середине 20 столетия московскими специалистами. Сейчас наряду с восстановлением храма ведутся работы по приведению его иконописного убранства в первоначальный вид.

Деревянные переселенцы

В музее-заповеднике Кижи есть нескольких архитектурных памятников, изначально построенных не на территории острова. Так, часовня Михаила Архангела до 1961 г. стояла в деревне Леликозеро. Относится к клетскому типу сооружений, т. е. стоящих на подклете. Имеет характерную шатровую крышу с 2 широкими поясами.

403 Forbidden

403 Forbidden

nginx

Также на территории острова Кижи расположен 1 из древнейших деревянных храмов, построенный еще в 14 в. Это церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря. В 1959 г. строение разобрали, связали в плоты и перевезли на остров Кижи. А в 1960 г. советский архитектор Ополовников А.В., занимавшийся реставрацией практически всех храмов Кижского музея-заповедника, восстановил церковь Воскрешения Лазаря в первоначальном виде. Чтобы подчеркнуть древность сооружения, для фундамента брали огромные каменные валуны.

В церкви имеется сохранившийся старинный тип 2-ярусного иконостаса, состоящий из 17 уникальных икон местного и деисусного рядов, датированных 16-17 вв. Приземистая конструкция храма из 3 расположенных на одной оси прямоугольных клетей, составляет яркий контраст с ансамблем Кижского погоста.

Охраняется государством

Все находящиеся на острове деревянные строения, относящиеся к разным школам древнерусского зодчества, входят в состав государственного архитектурного музея-заповедника Кижи.

Его территория законодательно получила статус земель историко-культурного назначения. Кижский заказник имеет федеральный режим охраны: в нем запрещены охота, мелиоративные, геолого-изыскательские мероприятия, использование ядохимикатов в лесном и сельском хозяйстве. Ограничено посещение островов с птичьими гнездовьями. Для туристических стоянок отведены отдельные места. По акватории Онежского озера ограничено движение водного транспорта.

Поскольку в настоящее время Преображенский собор закрыт на реставрацию, службы ведутся только в церкви Покрова Богородицы, с мая по сентябрь, когда остров доступен для посещений. Для осмотра открыты некоторые храмы, колокольни, амбары, бани, дома, ветряная мельница. Деревянный Кижский ансамбль включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО третьим по счету после Московского Кремля и исторического центра Санкт-Петербурга.



Преображенская церковь на острове Кижи

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня основана 6 (19) июня 1714 года на острове Кижи и относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков - «переходные четверики» - и раскреплены бревенчатыми подкосами.

Среди некоторых исследователей деревянного зодчества Поморья , существует мнение, что одним из прообразов кижинской церкви явился Храм Покрова Божией Матери расположенный в Заостровье в четырёх километрах от города Архангельска .

Реставрация Преображенской церкви - лифтинг или переборка?

Преображенский собор в настоящее время находится в плохом состоянии и вся его конструкция держится за счёт внутреннего металлического каркаса. Известная журналистка Юлия Латынина так описывает состояние интерьера Преображенского храма: «Церкви нет - есть чучело церкви, которое выпотрошено и натянуто на этот каркас. Все несущие конструкции уничтожены. Полы выпилены бензопилой. А, ведь, в этой церкви часть полов играет роль несущих балок, намертво зажатых между стенами ». Принято решение, которое поддерживается руководством музея в Кижах, что реставрация должна проходить методом лифтинга - при котором часть храма вывешивается за счет вышеупомянутой металлической конструкции, находящиеся ниже вывешенной части церкви брёвна изымаются, обследуются и, если их состояние того требует, заменяются на новые. Однако ряд специалистов, к которым относятся академик архитектуры Вячеслав Орфинский , лауреат Государственной премии, ведущий российский реставратор деревянного зодчества Александр Попов и другие считают, что реставрация методом лифтинга может привести к утрате памятника и предлагают выполнить его методом полной переборки. Разногласия по методу реставрации вышли за пределы профессионального сообщества и обсуждаются в ведущих российских СМИ.

Аргументы сторонников лифтинга

Лифтинг защищают заместитель директора музея по реставрации Кижского погоста Николай Попов, главный архитектор проекта реставрации Владимир Рахманов и другие.

Позиция музея «Кижи» обозначена на официальном сайте : «О методе реставрации памятника четкую позицию музея и авторов проекта выражает его главный архитектор, представляющий Генпроектировщика - ОАО „НИИ Спецпроектреставрация“ Владимир Рахманов (Санкт-Петербург). По его словам, реставрация церкви путем ее полной единовременной разборки недопустима. Это может привести к значительной утрате подлинности памятника и большому проценту новодела. Предлагается реставрация церкви с полной переборкой элементов, но не единовременно, а поэтапно. Основная часть церкви будет оставаться на месте, являясь по-прежнему основным объектом экскурсионного показа музея-заповедника. Реставрация должна выполняться поярусно (поэтапно) снизу-вверх. Переборка снизу-вверх позволит использовать не только систему лифтинга, но традиционные методы реставрации срубовых строений. Предложенный авторским коллективом лифтинг апробирован на многих объектах реставрации, и не только в России.».

Примечания

Метод полной переборки позволяет провести реставрационные работы с максимальным качеством. Возведение сруба при реставрации проводится в той же последовательности, что и при строительстве.

Ссылки

  • Публикация в газете «Кижи» об истории: «Преображенская церковь в бликах времен»

Категории:

  • Храмы Карелии
  • Храмы по алфавиту
  • Появились в 1714 году
  • Православные храмы Петрозаводской и Карельской епархии
  • Деревянные церкви
  • Храмы Преображения Господня

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Преображенская церковь на острове Кижи" в других словарях:

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов Содержание 1 В России 1.1 В монастырях 2 … Википедия

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов В России Церковь Спаса на Нередице Спасо Преображенская церковь в Балашихе Свято Преображенская… … Википедия

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов В России Церковь Спаса на Нередице Спасо Преображенская церковь в Балашихе Свято Преображенская… … Википедия

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов В России Церковь Спаса на Нередице Спасо Преображенская церковь в Балашихе Свято Преображенская… … Википедия


Самое обсуждаемое
Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов Виза раны в тайланде. Визаран с Пхукета. Визы в Таиланд. Оптимальный способ по отзывам туристов
Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой Как сделать в майнкрафте удочку с марковкой
Гигантская медуза цианея Гигантская медуза цианея


top