Как реставрируются особняк гаусвальд и дача громова. Что происходит с историческими дачами на каменном острове Особняк евгении гаусвальд

Как реставрируются особняк гаусвальд и дача громова. Что происходит с историческими дачами на каменном острове Особняк евгении гаусвальд

Особняк, вернее, дача Гаусвальд на Каменном острове, построенная в 1898 году, — не только один из ярких образчиков модерна, каких в Петербурге немало. Общепринятым считается, что здание — чуть ли не первая малоэтажная деревянная постройка в этом стиле не только в Северной столице, но и в России.


Необычность и некая декоративность здания определили его кинематографическую судьбу в советские годы. Дом "снимался" у Яна Фрида ("Дон Сезар де Базан" и "Летучая мышь"), а у Игоря Масленникова стал особняком Ирен Адлер в "Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Да и до этого много всего было. Но больше не будет — есть такие опасения. Сегодня деревянные конструкции дома 32 на 2-й Березовой аллее неумолимо разрушаются, уникальное здание обветшало и являет собой печальное зрелище. Однако охранник имеется — правда, на какую компанию он работает, не знает, и что охраняет — тоже. Если здание постигнет судьба многих безвозвратно потерянных, то на этом месте выстроится несомненно что-нибудь элитное. Каменный остров — в числе самых дорогих и престижных мест Петербурга.

Булочник


Свое название — дача Гаусвальд — дом получил по фамилии первых владельцев. Булочный мастер построил его для своей жены, Евгении Карловны Гаусвальд, по проекту архитекторов Владимира Чагина и Василия Шене.

Уже через два года после строительства этого особняка, в 1900-м, Владимир Иванович Чагин — выпускник Императорский академии художеств, ревизор-техник контроля Министерства Императорского двора, архитектор с несколькими крупными проектами за плечами, позднее — владелец двух собственных доходных домов в Москве, станет служить при кабинете Его Императорского Величества. Что не помешает ему после революции остаться в СССР и работать с крупными проектами: была и реконструкция жилых домов, и восстановление интерьеров Сандуновских бань в Москве. В 1948 году архитектора похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Большинство своих работ в стиле петербургского модерна, одним из основоположников которого москвич Чагин и является, он реализовал вместе с архитектором Василием Ивановичем Шене. О последнем известно не так много. Собственный особняк и небольшой парк на Крестовском острове у него в 1916 конфисковали за долги. Дата смерти неизвестна, в разных источниках указывается "после 1935?". Но работы Шене пока еще живы: четыре дачи на Каменном острове (включая собственную, так и незаконченную), доходный дом Н. В. Чайковского на Невском, 67, особняк Кельха на ул. Чайковского, 28, еще несколько доходных домов в историческом центре Северной столицы.

Непростым человеком был булочный мастер и счастливый муж Гаусвальд, раз привлек модных архитекторов к постройке собственной дачи на Каменном острове. В то время Каменный — и бывшая собственность императорской фамилии, и суперэлитный коттеджный поселок. Среди его обитателей — купец Елисеев и промышленник Путилов, адвокат Плансон и профессор Бехтерев, основатель Харбина инженер Свиягин.

Но вернемся к даче. Особняк Гаусвальд — редчайший образец петербургского модерна в деревянном зодчестве воплотил многие характерные черты стиля: подчеркнутая асимметрия силуэта здания, сложная, изломанная линии крыши и порталов. К деревянной двухэтажной части здания примыкает одноэтажная часть с полукруглым порталом. С юга комплекс дополняют две деревянные террасы, оформленные четырьмя каменными столбами, а с севера — полукруглая каменная башенка с полуциркульными окнами. Цокольный этаж выполнен из бутовый плиты (бутовый или ломовой камень получается из известняков и песчаников). Кстати, эта плита — своеобразная "визитная карточка" особняков на Каменном, она так или иначе использовалась при оформлении чуть ли не каждого второго здания.

Жилые комнаты хозяев находились на первом этаже, второй был отдан под гостевые и кабинет. Дача делилась на две части: служебную — юго-западную и жилую — северо-восточную. Кухня, буфетная и комнаты для прислуги имели отдельный вход. Считается, что планировка, некоторые элементы декора и функциональное деление здания почерпнуты создателями проекта из архитектуры классических английских коттеджей. Некоторые исследователи истории архитектуры, правда, считают стилем-прототипом дачи Гаусвальд не "английский" а "баварский". Что не меняет дела: стильный и импозантный снаружи, изнутри коттедж оставался уютным и продуманным до мелочей жильем.

Луначарский


После революции Каменный остров, превратившийся в остров Трудящихся, обезлюдел. Прежние жильцы дач исчезли, а собственно трудящиеся еще не появились — война, разруха. Зато у некогда элитного района появились новые "хозяева" — беспризорники. Возможно, именно поэтому советская власть решила разом национализировать особняки и передать их в ведение детской колонии. Чтобы, так сказать, далеко ходить не надо было. Так дача Гаусвальд стала домом для 3-й детской колонии имени Луначарского.

Сам нарком просвещения (а впоследствии академик АН СССР) Луначарский, несмотря на неоднозначность в качестве политической фигуры, был человеком интеллигентным. По свидетельству Льва Троцкого, "Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убежденно ждали от "невежественных узурпаторов" полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров". Несмотря на это и огромный опыт просветительской работы, дело перевоспитания трудновоспитуемых в колонии имени наркома шло неторопливо. И об уюте и внутренних интерьерах дома пришлось забыть.

Мальчишки. Беспризорники. Жильцы элитного особняка. Начиналось все с мелочей. Один из воспитанников, Н. А. Бейнар, пишет: "...Высота окна в столовой была в два этажа, внутренняя рама которого отделана разноцветными стеклышками, изображавшими цветы с зелеными листочками в свинцовой тонкой окантовке. Конечно, эти красивые стекла не давали покоя детским рукам. Они выковыривались из свинцовой окантовки. Свинец шел на грузила к удочкам, а красивые круглые, разного цвета толстые стеклышки находили применение в какой-нибудь игре или на что-то обменивались...". Растаскивание всего, что привлекало пытливые детские умы, продолжалось до 1923 года, когда дача Гаусвальд приняла новых хозяев и стала санаторием-профилакторием Ленинградского металлического завода.

Потекла тихая номенклатурная жизнь. Остров Трудящихся получил кличку "остров высоких заборов", превратившись, по сути, в комплекс номенклатурных дач, и стал довольно далек и от социальных потрясений, и от нужд трудящихся.

Белый гриб


Губительным временем для особняков на Каменном оказались годы "перестройки". Памятник архитектуры местного значения дача Гаусвальд, приобретенная в 1990-х частной компанией, почти двадцать лет простояла заброшенной и холодной. Вспомнили о ней только в 2008-м: на заседании совета по сохранению культурного наследия (КГИОП) при правительстве Петербурга был рассмотрен вопрос о даче Гаусвальд.

Собственно, вопрос к тому моменту уже отпал. Как пояснил тогда заместитель директора компании "Спецпроектреставрация" Михаил Мильчик, около 85% деревянных конструкций уничтожено белым древесным грибом, разрушающим древесину.

Приговор: дача будет снесена. Возможная поправка: будут разобраны, а после воссозданы деревянные конструкции, при этом каменная часть сохранится в первозданном виде. При этом за коттеджем даже может сохраниться статус памятника архитектуры (с внесением соответствующих уточнений в список памятников архитектуры). Сейчас особняк по-прежнему в аварийном состоянии. А внутренние интерьеры дома потеряны безвозвратно.

Место отдыха:

Санкт-Петербург, Ленинградская обл.

Вид отдыха:

Семейный, отдых с детьми

Количество дней:

Красивейший деревянный особняк, находящийся на Каменном острове, был построен в 1898 году для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. Дача представляет собой редчайший образец модерна в деревянном зодчестве, а потому является важнейшим памятником архитектуры. Особняк считается первым в России зданием, построенным в стиле модерн. Внешний облик здания напоминает английские коттеджи – очевидно, именно они послужили источником вдохновения архитекторам В.И. Чагину и В. И. Шене. В этом особняке Ян Фрид снимал «Дон Сезар де Базан» по пьесе Ф. Дюмануара и А. Д"Эннери и «Летучую мышь» по одноимённой оперетте Иоганна Штрауса, а Игорь Масленников - один из сюжетов знаменитого сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (особняк был домом Ирэн Адлер).

Здание имеет ассиметричную форму. Одноэтажная часть здания с полукруглым порталом примыкает к двухэтажной центральной части. С северной стороны расположена круглая каменная башня с полуциркульными окнами, с южной – две террасы с четырьмя каменными столбами.

На данный момент памятник архитектуры находится в аварийном состоянии. Дача принадлежит частному собственнику, планируется ее реконструкция под представительский офис (!), в ходе которой вся деревянная часть (80% здания) будет перестроена, за исключением каменной башни, крыльца и фундамента цокольного этажа.

Хлебных дел мастер Гаусвальд решил порадовать свою жену и подарить ей дачу, но как настоящий булочник решил дачу не просто построить, а "испечь"! Место было выбрано тоже удачно, сверхэлитный дачный поселок на Каменном острове в котором только начали раздавать земли с барской руки императорского двора Николая II. Здесь вовремя подсуетились и уже успели отстроиться купцы Елисеевы, профессор Бехтерев, промышленник Путилов и даже основатель китайского города Харбина господин Свирягин.

Чтобы дача выглядела как праздничный торт на юбилее заморского князя, как пряничный домик в императорском саду или как предмет чаепития из сказки Кэрролла, Гаусвальд позвал молодых архитекторов, которые смогли воплотить самые смелые кулинарные решения в архитектуре этого особняка. Не удивлюсь, если в кладке стен и правда использовался настоящий бисквит.

С задачей Чагин и Шёне, а именно они и были архитекторами, блестяще справились. Я даже уверен, что новый дом как свежеиспеченный торт хотелось откусить, при этом обязательно запачкав нос в воздушном креме. Кстати, в азбуке Александра Бенуа есть картинка про заколдованный дом сморщенной старушки-сказочницы, сложенный из пастилы и шоколада, может именно им восхищался Гаусвальд и архитекторы?

3.

фото из гугл документов

Остров трудящихся

Спустя 15 лет дорвавшаяся до руля новая социалистическая власть не очень жаловала "элитные" слои населения, в которые входили и обитатели местных дач. Чтобы не гневить это правительство, те спешно испарились из страны и материализовались в Европейских поселениях, оставив все свое добро на благо трудящихся. Правда в первые годы революции эти дома никому не были нужны, только их внутренности. В стране же решались другие вопросы, остров опустел, чем и воспользовались беспризорники, обосновавшись на дачах по всему острову.

4.

Новая власть быстро опомнилась и решила разом национализировать все особняки, передав их в ведение детской колонии. Чтобы, так сказать, далеко ходить не надо было. Легким движением руки дача Гаусвальд стала домом для третьей детской колонии имени Луначарского. В таких условиях особняку приходилось особенно тяжело, если даже цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек.

5.

Остров острых заборов

Продлилась эта радость от пятизвездочного размещения для беспризорников недолго, выгодное стратегическое расположение острова и дач оценили и новые рулевые страны. Какие беспризорники? Тут наша "элита" жить будет, зря чтоли за равноправие воевали? Ну и превратили по сути весь комплекс на Каменном острове в список номенклатурных дач, за что тот получил в народе звание "Остров острых заборов". В особняке Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров стал довольно далек не только от социальных потрясений, но и от нужд трудящихся. С чем боролись, на то и напоролись.

6.

Дом Ирэн Адлер

С развитием советского кино особняк благодаря своим прекрасным формам и природной красоте превратился в знаменитость. Дача Гаусвальд начала принимать активное участие в съемках и была готовой декорацией для многих фильмов. Главной лентой принесшей ей известность стала картина "Шерлок Холмс: Сокровище Агры", где она сыграла роль дома Ирэн Адлер.

Пускай в стенах этого дома играли такие актеры как Ливанов, Соломины, Караченцов, Боярский, Самохина, Дмитриев, Богатырев, Удовиченко и многие другие, но именно эта роль настолько запала людям в душу, что с тех пор все забыли про булочника, а здание теперь называют исключительно домом Ирэн Адлер.

7.

Белый гриб

Самым сложным и губительным периодом дачи стало время "перестройки". В начале 90-х с молотка одного аукциона карамельный домик отправили в руки частных владельцев. То ли хозяин погиб в бандитской разборке, то ли бежал за границу, то ли отправился в места не столь отдаленные, но известно точно одно, про дом он забыл и за ним никто больше не следил.

8.

Вспомнили о бисквитном домике только в 2008 году на заседании совета по сохранению культурного наследия. Именно там был поднят вопрос, который сам по себе и отпал по результатам проведенной экспертизы, 85% деревянных перекрытий уничтожены белым грибком. Каков приговор? Дача должна быть снесена.

9.

Естественно такой расклад жителей не устроил, и нашли новое компромиссное решение. В администрации города сказали, что будут разобраны, а после воссозданы все деревянные конструкции, при этом каменная часть сохранится в первозданном виде. Как вы видите, особняк по-прежнему в аварийном состоянии, внутренние интерьеры дома потеряны безвозвратно, а реставрационные работы так и не начались. Судя по вяло текущим процессам и сообщениям прессы, в администрации города все же собираются исполнить изначальный приговор.

Расположенный в дельте Невы Каменный остров - самый элитный район Петербурга. Приобрести здесь недвижимость почти невозможно: остров - федеральный памятник, строить жилье проблематично. Редкие исключения: новый клубный дом Del` Arte , стоимость квартир в котором начинается от 95,5 миллиона рублей; или 630 миллионов рублей - за один из особняков напротив «Голубой дачи», в которой находится государственная резиденция. Несколько лет назад «Деловой Петербург» выяснил , что селиться на острове предпочитали друзья Путина, экс-чиновники Минобороны и крупные бизнесмены.

На острове тихо: даже частые правительственные кортежи не нарушают буколический пейзаж. Тишина во многом объясняется тем, что в конце 2000-х на остров - по просьбе его VIP-резидентов - перестали пускать «простых» автомобилистов. Роскошь, а вместе с ней и запустение спрятаны за заборами - кажется, на Каменном их больше, чем где-либо в городе: от синих строительных до чугунных оград президентских резиденций.

До революции Каменный остров находился в императорской собственности. При Николае II здесь активно строили дачи, многие из них сохранились. В раннесоветское время Каменный стал было островом Трудящихся - с коммуналками и санаториями для рабочих в исторических интерьерах. А вскоре на Каменном полюбила селиться ленинградская номенклатура - тогда же в народе район прозвали «Островом глухих заборов».

В новейшее время судьба исторических особняков на Каменном острове сложилась очень по-разному. В прогнившей даче Гаусвальд только этим летом противоаварийные работы; особняк Фолленвейдера достался коммерческой фирме; а дачу Клейнмихель, наряду с другими особняками, отдали Управлению делами президента. Мы прогулялись по Каменному острову и посмотрели, что скрыто за заборами.

Дача принца П. Г. Ольденбургского

(дача князя В. В. Долгорукова)

Постройка: 1830–1840 годы (восстановлена в первой половине 1990-х)

Классицизм

Торжественное классическое здание, расположенное неподалеку от Каменноостровского моста, - фактически муляж. Оригинальная деревянная дача, построенная архитектором Шустовым, сгорела в 1978 году, когда в ней располагалось общежитие. Восстановили здание с довлеющим куполом в первой половине 90-х. Дача пока еще находится в федеральной собственности, но это ненадолго: до 2019 года правительство выставит ее на торги. Сейчас дача полузаброшена: она утопает в диких зарослях и огорожена заборами - покосившимся деревянным, который затегал уличный художник Курил Что, и ржавой решеткой.

Особняк Э. Г. Фолленвейдера

(«Сахарная голова»)

Постройка: 1904–1905 годы

Модерн

Красивый особняк-«теремок», построенный архитектором Мельцером, позднесоветским зрителям знаком по фильмам «Приключения принца Флоризеля» и «Господин оформитель». До 2009 года здесь базировалось консульство Дании: по одной из версий, дипломаты съехали на набережную Мойки из-за непосильной арендной платы. После этого городская администрация передала особняк некоему ООО «Бизнес-Инвест», специализирующемуся на аренде и управлении недвижимостью. Тогда же ограда дополнилась полупрозрачными пластиковыми экранами. Компания собиралась организовать в здании гостиничный комплекс класса люкс, но никаких сведений о том, что затея удалась, нет. Тем не менее ООО до сих пор прописано на Большой аллее, 13а. Внешне здание выглядит опрятно, на одном из окон - горшки с цветами.

Дом княгини М. К. Кугушевой

Постройка: 1895 год

Поздняя эклектика

У дома - наполовину каменного, наполовину деревянного - пожалуй, наименее драматичная судьба. В советское время, по неподтвержденным данным, здесь находились коммуналки, а в начале 1970-х здание передали художникам: до настоящего времени здесь находится детская школа Кустодиева. Школа в ведении города, образование как бюджетное, так и платное. Сам дом прекрасно сохранился снаружи: забора нет, любой прохожий может оценить кокетливый a la russe с помесью протестантской кирхи. А вот интерьеры везде, кроме башни, утрачены.

Дом В. М. Бехтерева

Постройка: 1914 год

Неоклассицизм

Находящийся неподалеку дом ученого Владимира Михайловича Бехтерева - несмотря на то, что жилой - тоже не скрыт за забором: редкий случай на Каменном острове. Здание не совсем аутентичное: в 1950-е его реконструировали, воссоздав в камне, и оштукатурили. Жилье не выглядит элитным. Ремонт фасадов был в 2003 году - и ближе к фундаменту желтая краска заметно облупилась; ступени кое-где покрошились; машины во дворе - «ниссан», «судзуки» - свидетельствуют скорее о среднем классе, нежели о нуворишах; пластиковые окна стоят не у всех, а на первом этаже отдельные обитатели отгородились решетками; во дворе под деревом лежит перевернутая лодка. Судя по техническому паспорту , в доме восемь квартир (две четырехкомнатные и по три - одно-/трехкомнатные).

Дача Гаусвальд

Постройка: 1865 год (восстановлен в 2003–2005 годы)

Неорусский стиль

Это еще один муляж - настоящий особняк Руадзе (или дом Кожевниковой) снесли в 1989 году, восстановив по историческим материалам в первой половине 2000-х. Есть путаница с адресом особняка: на разных картах его обозначают с литерой «а» или без. Так, на 2gis.ru, где «а» присутствует, указано, что это «жилой дом с административными помещениями», в котором находится ЗАО «Скан-Нева» - компания, занимающаяся всем понемножку: от сбора и заготовки грибов до корпоративного туризма. При этом адрес «Малой Невки, 33а» в 2016 году присвоили новостройке, находящейся сразу за особняком: ее на месте складов и гаража возвело ЗАО «Балтийская коммерция» - то самое, которое строит ЖК «Мендельсон» рядом с конструктивистским шедевром, фабрикой «Красное знамя» на Петроградской стороне. Особняк же огорожен аккуратным низким забором, во дворе припарковано несколько автомобилей. За плотной оградой соседнего особняка, почуяв редкого прохожего, с утробным воем носится собака.

Дача Клейнмихель

Постройка: 1904 год (перестроен в неоготическом стиле в 1911-1912 годы)

Модерн

Расположенная сразу за Каменноостровским театром (вторая сцена БДТ) дача Клейнмихель давно уже доступна для обозрения лишь с фасада - за оградой и аккуратными елочками находится Дом приемов, подведомственный Управлению делами президента РФ. У дачи богатая история: в начале XX века ее хозяйка, графиня Клейнмихель, проводила здесь выдающиеся костюмированные балы; в Первую мировую она же развернула в особняке госпиталь; чуть позже дачу национализировали. В послевоенное время дача фактически стала большой коммунальной квартирой.

«Не было башни, которую относительно недавно восстановили над деревянным флигелем. В вестибюле был камин, дубовая обшивка, очень интересная лестница. Сохранялись элементы парадных залов. Была барская кухня. Проживали семьями, человек пять-шесть могло быть прописано в комнате метров 18, - вспоминает член совета петербургского отделения ВООПИиК Людмила Семыкина, которая росла в особняке в 1950-е годы. - Где-то в середине 60-х дом полностью расселили, и он стоял заброшенным. Но тогда еще значительная часть интерьеров сохранялась».

Этот дом был построен в 1898 году по заказу булочного мастера Гаусвальда для его супруги Евгении Карловны. Проект создавался известными архитекторами Чагиным и Шёне. Владимир Иванович Чагин получил образование в Академии художеств и к моменту начала работы над дачей Гаусвальд уже участвовал в нескольких крупных проектах, а после Октябрьской революции занимался реконструкцией и восстановлением многих памятников архитектуры. Именно он одним из первых стал строить в Петербурге здания в стиле модерн, большинство из которых создавал совместно с Василием Ивановичем Шёне.

Каменный остров уже в те годы был привилегированным районом Санкт-Петербурга, где жили многие известные и состоятельные люди: купец Елисеев, крупный промышленник Путилов, выдающиеся учёные.

Дача Гаусвальд является первым в России зданием в стиле модерн, большая часть которого построена из дерева. При этом соблюдены характерные для этого архитектурного стиля асимметрия, изломанные линии крыши и некоторые другие детали. Центральная двухэтажная часть постройки деревянная, к ней прилегает одноэтажное строение, имеющее полукруглый портал. Цокольная часть облицована бутовой плитой, использовавшейся при строительстве большинства коттеджей на Каменном острове. На первом этаже были расположены жилые хозяйские комнаты, а на втором - кабинет и апартаменты для гостей. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что очень многое при создании дачи Гаусвальд было взято из классической английской коттеджной архитектуры, а другие утверждают, что в чертах здания прослеживается «баварский» стиль.

В первые годы после Октябрьской революции Каменный остров, к тому моменту переименованный в остров Трудящихся, стал пустовать, и в его элитных домах поселились беспризорники, которых со временем становилось всё больше. Тогда по решению властей в даче Гаусвальд разместилась детская колония. Беспризорные дети проживали здесь до 1923 года и растаскивали всё, до чего могли добраться: цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек и прочие надобности.

В середине 1920-х годов в даче Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров Трудящихся стал местом сосредоточения дач крупных чиновников. На протяжении советской эпохи внешний вид дачи Гаусвальд привлекал внимание создателей многих известных кинофильмов. В этом доме Ян Фрид снимал свои «Дон Сезар де Базан» и «Летучую мышь», а в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова дача Гаусвальд превратилась в особняк Ирэн Адлер.

После распада Советского Союза для дачи наступили тяжёлые дни. Это здание было приобретено частной фирмой, которая на протяжении двадцати лет никак его не использовала, и дом пришёл в полное запустение. После проведения исследования выяснилось, что более 80% деревянных построек практически разрушено плесенью. Ознакомившись с заключением специалистов, власти решили снести все пострадавшие деревянные конструкции. Впрочем, этого так и не произошло. Ещё через несколько лет была новая проверка аварийности, в результате которой окончательно было принято решение разобрать все деревянные части, а впоследствии на их месте установить постройку, созданную по проекту архитектора Рафаэля Даянова.

Сейчас идёт реставрация, зданию обещают вернуть исторический облик к концу 2019 года.


Самое обсуждаемое
Ловля сома на квок с лодки и берега: изготовление квока, выбор снастей и места ловли Преамбула - История ловли сома на квок - Загадка Гомера Ловля сома на квок с лодки и берега: изготовление квока, выбор снастей и места ловли Преамбула - История ловли сома на квок - Загадка Гомера
Высшее лингвистическое образование Переводчик второе высшее Высшее лингвистическое образование Переводчик второе высшее
Китай: где находится Тайвань? Китай: где находится Тайвань?


top