Храм Василия Блаженного на Красной площади: краткая история. Красная площадь Блаженный с именным храмом на красной площади

Храм Василия Блаженного на Красной площади: краткая история. Красная площадь Блаженный с именным храмом на красной площади

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея . С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани , который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади . Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж . Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь - во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь - во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь - во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная - во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.

Достопримечательности

127553

Самое известное и знаковое место в России и в Москве, свидетель судьбоносных событий прошлого, а ныне - главная арена грандиозных празднеств в Москве - Красная площадь - по праву именуется сердцем столицы и лицом страны. В её облике запечатлелись история и мощь всего государства. Величавая красота и неизменная торжественность поистине культового места восхищает туристов со всего мира, не устающих запечетлевать всю мощь монументальность площади на ярких фото. Прогулка по Красной площади и её ближайшим окрестностям - не просто обязательный, но первостепенный маршрут для каждого гостя в Москве. Ведь именно в этом общественном пространстве, за несколько веков ставшем сакральным, сконцентрированы главные достопримечательности и целый комплекс уникальных памятников, воплощающих национальные идеи и ценности разных эпох. О них - главных объектах, составляющих популярнейший пешеходный маршрут столицы, - и пойдёт речь в нашем гиде.


«Начинается земля, как известно, от Кремля…» От Московского Кремля началась и история главной площади в Москве. В конце XV века после разрушительного пожара выгоревшее пространство между северо-восточной кремлёвской стеной и Торгом застраивать не стали, уцелевшие постройки снесли, и на новообразованной площади вскоре закипела торговля. Пожар, Торг, Троицкая (по церкви святой Троицы) - так почти два столетия называли площадь, прилегающую к Кремлю. Современное имя закрепилось за ней на исходе XVII века. Красной площадью место нарекли не по красному цвету кремлёвских стен, а за исключительную красоту. Самое людное место в Москве, ставшее не только торговым, но и политическим центром города, постепенно застраивалось великолепными зданиями - настоящими шедеврами архитектуры. Вместе с тем, главной достопримечательностью, расположенной в непосредственной близости от Красной площади, всегда оставался Кремль.

Средневековая крепость, с конца XV столетия служившая резиденцией российских правителей, по сей день является основным общественно-политическим и духовным центром страны. Московский Кремль - один из крупнейших в мире архитектурных ансамблей, облик которого складывался на протяжении веков. «Место величайших исторических воспоминаний» удивительно многолико: поражают своей мощью и красотой высокие стены и башни, восхищают своей монументальной торжественностью старинные храмы и палаты, дворцы и административные здания. Кремль - это и уникальный музейный комплекс Москвы, одна из богатейших сокровищниц историко-художественных реликвий и памятников. Вобрав в себя многовековую культуру страны, Кремль превратился в общенародную святыню, стал неоспоримым символом великого государства.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры

Главный храм в Москве - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву, возведённый на Красной площади в 1555–1561 годах. Строительством грандиозного культового сооружения была ознаменована триумфальная победа над Казанским ханством. Удивительная красота храма и затейливость архитектурного решения его образа породили интересную легенду о том, что участвовавшие в создании собора зодчие по приказу Ивана Грозного были ослеплены, дабы не имели возможности соорудить подобный шедевр.

На протяжении своего существования Покровский собор не раз претерпевал изменения в своём облике. Так, в 1588 году к нему была пристроена ещё одна (десятая) церковь в честь Василия Блаженного, давшая древнему храму второе, «народное» имя.

Покровский собор был не только воинским храмом, но и символом национальной идеи, согласно которой Москва провозглашалась Третьим Римом - религиозно-политическим центром, главным хранителем православной веры. Собор также являет собой зашифрованный образ Небесного Иерусалима: разнофигурные и многоцветные главы восьми церквей, окружающие высокий шатёр девятого храма, в плане образуют восьмиконечную звезду - символ, отсылающий к Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к Спасителю.

Сегодня Собор Василия Блаженного - это действующий храм, а также один из крупнейших музеев страны и Москвы в частности, повествующий об истории православной Руси.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Перед Собором Василия Блаженного находится легендарный монумент, посвящённый Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому - предводителям второго народного ополчения, войска которого в 1612 году освободили Москву от польских оккупантов. Идея увековечения славы национальных героев возникла в начале XIX века. Автором монумента был избран российский скульптор Иван Мартос. В 1812 году началась работа по созданию памятника. На его отливку потребовалось 1100 пудов меди.

Массивную скульптурную композицию планировали разместить в Нижнем Новгороде - городе, являвшемся центром формирования ополчения. После окончания Отечественной войны 1812 года памятник приобрёл особый общественно-патриотический смысл: был призван стать символом победоносного изгнания захватчиков из Москвы. Первоначальное решение было изменено, монумент установили в центре Красной площади. Его открытие стало торжественным событием, в котором принял участие сам император Александр. А уже в 1931 году памятник, мешавший проведению парадов и демонстраций, переместили к Собору Василия Блаженного.

Читать полностью Свернуть


О существование на Красной площади общественной трибуны, именуемой Лобным местом, впервые повествуют летописные источники середины XVI столетия. Возникновение в Москве «театра прокламаций» связывают со спасением столицы от нашествия крымских татар в 1521 году. До петровских времён Лобное место оставалось главной политической трибуной страны. С этой возвышенной круглой площадки оглашали царские указы и приговоры, объявляли об избрании патриарха, о начале войны или о заключении мира.

Зачастую на Лобном месте для всенародного поклонения выставляли мощи православных святых. А вот казни, вопреки распространённому мнению, здесь происходили крайне редко, в исключительных случаях. Древнерусский ораторский постамент, известный также как «Царево место», долгое время имел сакральное значение. Вплоть до революции возле него останавливались Крестные ходы, отсюда архиерей осенял народ крестным знамением.

Сохранившийся до наших дней облик сооружение приобрело в 1786 году. Тогда устаревший помост был реконструирован по проекту Матвея Казакова. Круглая платформа, выполненная из тёсаного камня, приобрёла каменные перила; вход был оформлен в виде двери с железной ажурной решёткой; для подъёма устроена лестница.

Со временем Лобное место утратило свою первоначальную роль. Тем не менее, вокруг него не перестают собираться люди. Незаурядная достопримечательность притягивает миллионы взглядов не только как необычный архитектурный объект, но и как историческое место, отмеченное торжественными и трагическими событиями многовековой российской истории.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Торгово-развлекательный центр

Парадным фасадом на Красную площадь выходит здание ГУМа - главного отечественного универмага. Масштабное трёхэтажное сооружение в псевдорусском стиле протянулось по восточной границе площади примерно на четверть километра. Возведённое в 1893 году здание почти всегда (за исключением первых лет советской власти) использовалось по своему первоначальному предназначению. Верхние торговые ряды, Государственный универсальный магазин, «Торговый дом ГУМ» - в этих трёх названиях запечатлелась не только судьба крупнейшего пассажа страны, но обозначились основные этапы в развитии российского государства. До революции здесь размещалось более 300 салонов известных торговых фирм, где были представлены практически все группы промышленных и продовольственных товаров. Именно здесь впервые появились ценники, исключающие торг. В XX веке историко-архитектурный памятник пережил национализацию, неоднократные угрозы сноса, всё же обернувшиеся двумя реконструкциями (в 1953-м и в начале 1980-х гг.), и, наконец, приватизацию.

Современный ГУМ не устаёт совершенствовать своё внутреннее пространство и смысловое наполнение. Сегодня это не просто самый красивый магазин в Москве, предлагающий покупателям широчайший спектр товаров, но и комфортная зона отдыха с многочисленными кафе и ресторанами, а также место проведения разнообразных культурных мероприятий - художественных выставок, концертов, модных показов, интересных фотосессий. Каждой зимой перед зданием ГУМа открывается рождественская ярмарка и главный городской каток.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность

Ансамбль Красной площади невозможно представить без Исторического музея. Огромное краснокирпичное здание, напоминающее нарядный древнерусский терем, было возведено на северном конце площади (напротив Собора Василия Блаженного) в 1875–1883 годах. Авторами архитектурного шедевра стали выдающиеся российские зодчие В.Шервуд и А.Семёнов. Неслучайно присутствие в декоре здания символических элементов: навершиями главных башен являются двуглавые орлы, а малые боковые шатры венчают фигуры львов и единорогов. Ведь именно здесь вскоре после окончания строительства расположился Императорский музей («Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича»), призванный стать хранителем исторических реликвий страны.

За время своего существования учреждение не только изменило название, став Государственным историческим музеем, но и значительно расширило свои фонды. Сегодня музейное собрание включает свыше 5 миллионов предметов, отражающих политику, экономику, культуру российского государства с древнейших времён до начала XX века. Среди экспонатов - личные вещи царей и императоров. Масштабная экспозиция поделена на залы, каждый из которых посвящён определённому периоду в жизни страны.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Путь на Красную площадь со стороны Манежной площади и площади Революции лежит через Воскресенские ворота - восстановленный фрагмент Китайгородской стены. Двухарочное сооружение с надвратными палатами и двумя шатровыми башнями, увенчанными двуглавыми орлами, расположено между Историческим музеем и зданием Городской думы. Торжественную надстройку ворота приобрели в 1680 году. Возведение же на этом месте двухпролётного проезда датируется 1535 годом.

За свою многовековую историю крепостное сооружение сменило не одно имя: ворота называли Неглиненскими (по когда-то стоящему рядом мосту через реку Неглинная), Троицкими (по ближней Троицкой башне Кремля). Именовались ворота и Триумфальными: через них осуществлялись торжественные въезды российских правителей на Красную площадь. Возникновение распространённого ныне названия «Воскресенские» объясняется тем, что в 1680 году к воротам была прикреплена икона Воскресения Христова. Исторический памятник также известен как Иверские ворота. Ещё в XVII веке между проездами была установлена Часовня Иверской иконы Божьей Матери - одна из самых почитаемых в Москве. Культовую постройку снесли вскоре после революции, а в 1931 году разобрали и Воскресенские (Иверские) ворота, мешавшие проезду военной техники в ходе парадов. И ворота, и часовню восстановили в 1994 году.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Расположенный в северной части Красной площади одноглавый собор, украшенный четырьмя ярусами килевидных кокошников, являет собой образец русского храмового зодчества первой половины XVII столетия. Над северо-западным углом открытой галереи, окружающей основной объём, возвышается шатровая колокольня - характерное сооружение того времени. Однако Казанский собор - не подлинный памятник старины, а воссозданный храм. Архитектурная копия древней церкви, разобранной в 1936 году, появилась на историческом месте в постсоветский период, в 1990–1993 годы.

Ещё в 1625 году деревянный предшественник каменного храма был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Общенациональная известность этой святыни связана с событиями Смутного времени. Список с иконы (копия) сопровождал второе ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов. Казанский собор, возведённый в 1635 году на средства родоначальника династии Романовых - царя Михаила Федоровича, стал воинским храмом, своеобразным памятником русским воинам, павшим в борьбе за независимость своего Отечества. Культовое сооружение за несколько веков своего существования не раз перестраивалось. Сегодня мы можем и наблюдать его первоначальный облик, и сделать отличное фото столь знаковой достопримечательности.

Читать полностью Свернуть


За Казанским собором вдоль Никольской улицы находится архитектурный комплекс конца XVII столетия. Это один из старинных монетных дворов в Москве. Его называли Красным или Китайским (по расположению у Китайгородской стены). Старейшая постройка комплекса - двухэтажные кирпичные палаты с проездной аркой, возведённые в 1697 году. Фасад здания, обращённый во внутренний двор, богато украшен в барочном стиле. Окна второго этажа обрамлены белокаменными резными наличниками, простенки декорированы приставными колонками, по верху стены протянута цветная полоса изразцового фриза. Подвал палат использовался для хранения драгоценных металлов, на нижнем этаже функционировали кузница, плавильная и другие производственные помещения, верхний этаж занимали казначейная, пробирная, кладовая.

Красный монетный двор работал на протяжении столетия. Здесь чеканили золотые, серебряные и медные монеты общегосударственного образца. Надежная система охраны позволяла использовать двор и в качестве долговой тюрьмы. В дальнейшем комплекс перестраивали, появлялись новые корпуса для размещения государственных учреждений. Продолжала действовать тюрьма, где содержали таких опасных преступников, как Е. Пугачёв, А. Радищев. В начале XX века один из корпусов Старого монетного двора был преобразован в Никольские торговые ряды, часть построек приспособили под торговые помещения. В советское время в старинных зданиях размещались административные учреждения. Сегодня бывший монетный двор находится в распоряжении Государственного исторического музея.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Двухэтажное здание, расположенное напротив Исторического музея, между Воскресенскими воротами и Казанским собором, было построено в 30-х годах XVIII века как один из корпусов Монетного двора. С екатерининских времён его занимало Московское губернское правление. Свой первоначальный барочный декор, созданный архитектором П.Ф. Гейденом, сооружение утратило в 1781 году. Тогда в ходе реставрационных работ, осуществляемых знаменитым московским зодчим М.Ф. Казаковым, здание приобрело лепной классицистский фасад. Однако нередко дворовые фасады не менее интересны, чем парадные. Во внутреннем дворе можно наблюдать сохранившиеся элементы декоративной кирпичной кладки, характерной для раннего барокко. С 1806 года и до начала следующего столетия над Домом губернского правления возвышалась ратушная башня, служившая пожарной каланчой.

Не так давно историко-архитектурный памятник был отреставрирован и сегодня своим обновлённым фасадом оформляет восточную линию парадного входа на Красную площадь.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

В конце XIX столетия к Дому губернского правления было пристроено представительное здание, предназначенное для Московской городской думы. Масштабы сооружения и его нарядный декор, характерный для древнерусского зодчества, делают его созвучным соседнему зданию Исторического музея, возведённому на десятилетие ранее. Автором проекта выступил выдающийся российский архитектор, мастер эклектики и псевдорусского стиля Д.Н. Чичагов. Ныне главный фасад старинной постройки определяет облик площади Революции (бывшей Воскресенской), одной из ближайших к Красной площади.

Депутаты заседали в роскошном «тереме» вплоть до 1917 года. После революции над главным входом вместо герба Москвы появился медальон с изображением рабочего и крестьянина, а само здание заняли отделы Московского совета. В 1936 году, после реконструкции внутренних помещений, уничтожившей первоначальное убранство, в здании был открыт Центральный музей В.И. Ленина - крупнейший выставочный центр, полностью посвящённый жизни и деятельности вождя социалистической революции. Сегодня это филиал Исторического музея, представляющий собой прекрасное экспозиционное пространство для проведения различных выставок.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Музей

Один из самых молодых и интереснейших музеев столицы - Музей Отечественной войны 1812 года - распахнул свои двери в 2012 году. Уникальные коллекции расположились в новом двухэтажном павильоне, занявшем пространство внутреннего двора между зданием бывшей Московской городской думы и палатами Красного Монетного двора. Автором проекта современного сооружения, удачно вписанного в историческую застройку, стал известный московский архитектор П.Ю. Андреев. Сотрудниками Исторического музея была проведена огромная работа по отбору экспонатов и подготовке их к показу.

На первом этаже выставочного комплекса представлена экспозиция, отражающая предысторию легендарных событий - десятилетний период взаимоотношений России и Франции накануне войны, а также мемориальный раздел, включающий серию картин «1812 год. Наполеон в России» В.В. Верещагина и собрание памятных медалей и раритетов. В экспозиционных залах второго этажа раскрывается образ самой Отечественной войны 1812 года, освещаются и последовавшие за ней заграничные походы, благодаря которым Европа освободилась из-под власти Наполеона. Современное выставочное пространство оснащено мультимедийной информационной системой, что делает посещение музея ещё более увлекательным.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Исторический памятник

Перед Сенатской башней Кремля расположен уникальный историко-архитектурный объект XX века - Мавзолей В.И.Ленина, ставший центром западной части Красной площади. Существующее каменное здание мавзолея, возведённое в 1929–1930 годах, - третье по счёту. Две предшествующие ему усыпальницы создавались как временные и были деревянными. Первый мавзолей был построен уже через 6 дней после смерти Ленина - 27 января 1924 года: так стало возможным продлить церемонию прощания с вождём мирового пролетариата после официальных похорон. Спустя полгода весьма скромную постройку сменило более значительное ступенчатое сооружение с колоннами и трибунами. Оба проекта были выполнены архитектором А.В. Щусевым. Впоследствии идея сохранить тело Ленина приобрела важное общественно-политическое значение, кроме того, бальзамирование было признано успешным. Тем же Щусевым был спроектирован вариант здания, призванного стать усыпальницей вождя на долгие годы.

Дошедший до наших дней памятник представляет собой железобетонную конструкцию с кирпичными стенами, облицованную гранитом, с отделкой мрамором и лабрадоритом. Надпись «Ленин» над входом инкрустирована из порфира. Зачастую пластическое решение мавзолея, имеющего ступенчатую композицию, связывают с вавилонскими зиккуратами. Однако здание на Красной площади являет собой своеобразную, и даже новаторскую форму в духе достижений авангарда. Хотя, безусловно, ритуально-мемориальный характер памятника и сам саркофаг Ленина отсылают нас к далёкому прошлому, к древней традиции поклонения мощам.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

На Красной площади находится и одно из самых известных мемориальных кладбищ страны - Некрополь у Кремлёвской стены. История легендарного погоста началась в 1917 году, когда в братских могилах, вырытых от Никольских до Спасских ворот, были похоронены 240 борцов революции, павших в Октябрьском вооружённом восстании в Москве. В дальнейшем у Кремлёвской стены появлялись не только братские могилы (всего в них погребено свыше 300 человек), но и отдельные захоронения. Первым, кого похоронили в отдельной могиле на Красной площади, стал Я. Свердлов (в 1919 году), последним - К. Черненко (в 1985-м).

За несколько десятилетий Почётный некрополь пополнился 12 могилами видных государственных и военных деятелей Советского Союза (И. Сталина, К. Ворошилова, С. Будённого, Л. Брежнева и других), а также 115 захоронениями в виде урн с прахом выдающихся личностей. Над могилами установлены памятники - бюсты знаменитых большевиков, за каждым из которых посажена голубая ель. На Кремлёвской стене, являющейся колумбарием, видны мемориальные доски, на которых золотыми буквами выгравированы имена и годы жизни «героев своего времени».

Список похороненных у Московского Кремля не исчерпывается советскими политиками и военачальниками, а включает также иностранных коммунистов, деятелей науки, лётчиков и космонавтов. В некрополе погребены А. Луначарский, В. Чкалов, М. Горький, С. Королёв, Ю. Гагарин, Г. Жуков, М. Келдыш и другие.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Из двадцати башен Кремля на Красную площадь выходят четыре - Угловая Арсенальная, Никольская, Сенатская и Спасская. Последняя - высокая и красивая башня с часами знакома каждому: праздничный бой её курантов давно стал атрибутом Нового года в России.

Архитектурное сооружение, построенное в 1491 году, возвышается над главными воротами Московского Кремля, издавна почитаемыми как святые. Через эти ворота в древнюю крепость въезжали великие князья и цари, а начиная с XVIII века - российские императоры; через них прибывали послы иностранных государств; через них проходили крестные ходы.

Первоначально башня именовалась Фроловской, в честь ближайшей церкви Фрола и Лавра, ныне не существующей. Второе название было дано в 1658 году по образу Спаса Смоленского, помещенному над Фроловскими воротами после освобождения русскими войсками Смоленска в 1514 году. Икона, более 70 лет скрытая под слоем штукатурки, в 2010 году была восстановлена.

Для соблюдения времени богослужения ещё в XVI веке на башне были установлены первые часы. Нынешний облик куранты приобрели в середине XIX столетия. Механизм в разное время «обучали» разным мелодиям. Сегодня главные часы страны умеют исполнять мелодию гимна Российской Федерации и хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Ещё в первой половине XIV столетия на вершине Боровицкого (Кремлёвского) холма были возведены первые белокаменные храмы, определившие пространственную организацию будущей Соборной площади. Древние постройки не сохранились, однако новые соборы выросли на месте своих предшественников. Строительство величественных культовых сооружений осуществлялось в конце XV - начале XVI века - в период, когда завершалось объединение русских земель вокруг Москвы, превратившейся в столицу единого Русского государства.

Соборная площадь, являющаяся историческим и архитектурным центром Московского Кремля, спустя пять веков сохранила уникальный архитектурный ансамбль, включающий знаменитые памятники русского храмового зодчества - Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Церковь Ризположения, Колокольню «Иван Великий», собор Двенадцати апостолов. Помимо архитектурной ценности храмы имеют важное историко-мемориальное значение. Успенский собор знаменит тем, что в нём происходили все коронации российских монархов, начиная с Ивана III и заканчивая Николаем II. А усыпальницей русских правителей (великих и удельных князей, царей) стал Некрополь Архангельского собора. В настоящее время соборы Кремля являются не только действующими православными храмами, но и музеями, экспонирующими шедевры древнерусского искусства.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Исторический памятник

История музейного дела на территории Московского Кремля началась в 1806 году, когда по указу императора Александра I статус музея получила Оружейная палата. Первоначальное собрание составила хранившаяся в Кремле сокровищница, первые сведения о которой датируются XV веком. После революции кроме Оружейной палаты музейными учреждениями стали соборы Кремля, Патриаршие палаты. В стенах исторических зданий сегодня размещаются постоянные экспозиции, проводятся временные тематические выставки.

Многие коллекции музеев Московского Кремля поистине уникальны. Это и коллекция государственных регалий, коллекция удивительных дипломатических даров, коллекция коронационных костюмов, редчайших старинных экипажей российских правителей, богатейшая коллекция оружия и доспехов. В музейное собрание входит около трёх тысяч икон, охватывающих период с конца XI до начала XX века. Особый интерес представляет археологическая коллекция, которую образуют артефакты, найденные на территории Кремля.

Дошедший до наших дней ансамбль колокольни «Иван Великий», складывавшийся на протяжении трёх с лишним столетий, включает в себя три разновременных объёма. Это столп колокольни Ивана Великого, в 1600 году увеличивший свою высоту до 81 м, Успенская звонница середины XVI - второй половины XVII века, а также увенчанная шатром Филаретовая пристройка - звонница первой половины XVII века. До начала XVIII столетия Колокольня являлась самым высоким в России зданием. В 1812 году при отступлении из Москвы французские войска взорвали храм: столп колокольни уцелел, однако северные пристройки были разрушены до основания. Вскоре после окончания войны памятник был восстановлен.

Сегодня на трёх ярусах звона колокольни «Иван Великий» и на примыкающих к ней пристройках находятся 22 старинных колокола. С 2008 года в историческом здании работает музей, знакомящий посетителей с его уникальным внутренним пространством. Со смотровой площадки памятника отрывается панорамный обзор и восхитительные виды на Кремль и Замоскворечье.

Царь-пушка, по своему устройству, несомненно, являющаяся орудием, ни разу не участвовала в боевых действиях. Никому не удалось услышать и звон Царь-колокола, от которого во время пожара откололся огромный кусок весом 11 т и который к тому же целое столетие пролежал в яме, представ на суд публики лишь в 1836 году. Однако вопрос о функциональности одного из кремлёвских исполинов в XX веке получил неожиданный ответ: исследователи установили, что Царь-пушка стреляла как минимум один раз. Как бы то ни было, уже сам облик памятников - их внушительные размеры и искусное декоративное оформление поражают воображение и вызывают неподдельный восторг.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Музеем русского дворцового интерьера по праву называют Большой Кремлёвский дворец. Однако музейным учреждением роскошный дворцовый комплекс Московского кремля никогда не был. Масштабное сооружение, возведенное в 1838–1849 годах, первоначально служило московской резиденцией российских монархов и их семей. Над созданием архитектурного шедевра работала группа выдающихся русских зодчих, которую возглавлял знаменитый петербургский архитектор, мастер «русско-византийского» стиля Константин Тон.

В советское время в залах бывшего императорского дворца проходили сессии Верховного Совета СССР. Сегодня это парадная резиденция Президента России. Здесь проводятся церемонии вступления главы государства в должность, переговоры с лидерами других стран, церемонии вручения государственных наград и другие официальные общегосударственные мероприятия. Однако увидеть великолепное убранство дворца всё же возможно: в свободное от мероприятий время по предварительным заявкам организаций здесь осуществляется экскурсионное обслуживание.

Главная достопримечательность набережной - Московский Кремль, а именно - его южная стена. В самом её начале расположена круглая Водовзводная башня, далее - Благовещенская башня, за которой следуют - Тайницкая, две Безымянных и Петровская башни. Замыкает набережную угловая Беклемишевская башня и Большой Москворецкий мост. За стеной и башнями виден не только Большой Кремлёвский дворец, но Архангельский и Благовещенский соборы и, конечно же, 81-метровая Колокольня Ивана Великого. С Кремлёвской набережной открывается изумительный вид на Васильевский Спуск и, частично, на Красную площадь.

Читать полностью Свернуть

Парк, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

От Красной площади до Кремлевской набережной вдоль западной стены Московского Кремля протянулся парк, история которого насчитывает почти два столетия. Устройство сада, спроектированного знаменитым архитектором Осипом Бове, приходится на 1820–1823 годы. Тогда в Москве активно проводились восстановительные работы после пожара 1812 года. Парк, выросший над заключённой в трубу рекой Неглинкой, включал три сада (Верхний, Средний и Нижний), именовавшиеся Кремлёвскими. Нынешнее общее название было получено в 1856 году в честь Александра I, победителя Наполеона и освободителя Европы.

Старинный сад, преобразившийся за последние годы, всё же сохранил былое очарование и первоначальную планировку. До сих пор существуют отчетливые границы между его тремя частями. Главным входом в сад по-прежнему являются великолепные чугунные ворота с двуглавыми орлами, изготовленные по проекту Е. Паскаля. Среди знаменитых достопримечательностей Александровского сада - «Итальянский грот» у подножия Средней Арсенальной башни, символизирующий возрождение Москвы из пепла, Могила Неизвестного Солдата, композиция с фонтанами и скульптурами, имитирующая русло реки Неглинки. Вдоль живописных аллей парка, которые становятся отличным фоном для туристических фото, произрастают различные виды кустарников и деревьев, среди которых - двухсотлетний дуб.

Читать полностью Свернуть

Посмотреть все объекты на карте

1.Почему построили Покровский собор на Красной площади
2.Кто строил Покровский собор на Красной площади
3.Постник и Барма
4.Архитектура Покровского собора на Красной площади
5.Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого
6.Василий Блаженный
7.Культурный слой у Покровского собора на Красной площади
8.Колокольня и колокола
9.Дополнительные сведения о колоколах и звонах
10.Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы
11.Главы Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву или, как его чаще называют, – это уникальный памятник древнерусской архитектуры. С давних пор он служит символом не только Москвы, но всего государства Российского. С 1923 года собор является филиалом исторического музея. Он был взят под охрану государства в 1918 году, а службы в нём прекратились в 1928 году. Однако в 1990-е годы прошлого века богослужения возобновились и в церкви Василия Блаженного проводятся каждую неделю, в других церквях собора – в престольные праздники. Службы проходят по субботам и воскресеньям. В воскресенье службы проходят с 10 примерно до 13 часов. По воскресным дням и по религиозным праздникам экскурсии в церкви Василия Блаженного не проводятся.

Почему построили Покровский собор на Красной площади

Собор возвели в честь завоевания Казанского ханства. Победа над Казанью воспринималась в ту пору как окончательная победа над Золотой Ордой. Отправляясь в казанский поход, Иоанн Грозный дал обет: в случае победы поставить храм в честь оной. Строительство храмов в честь важнейших событий и воинских побед было давней русской традицией. В то время скульптурные памятники, колонны, обелиски были неведомы на Руси. Однако, памятные храмы ставили с самой глубокой древности в честь важных государственных событий: рождения наследника престола или военной победы. Победу над Казанью ознаменовали строительством храма-памятника, освящённого во имя Покрова. 1 октября 1552 года начался решительный штурм Казани. Это событие совпало с празднованием большого церковного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. Центральную церковь собора освятили во имя Покрова Богородицы, что и дало название всему собору. Первое и главное посвящение храма – это обетная церковь. Второе его посвящение – это взятие Казани.

Кто строил Покровский собор на Красной площади

Возведение памятного храма благословил митрополит Макарий. Возможно, он является автором идеи храма, ведь царь Иван IV Грозный в то время был ещё очень молод. Но утверждать это категорически нельзя, поскольку до нас дошло очень мало письменных источников.

На Руси часто случалось так, что, поставив храм, записывали в летописи имя храмоздателя (царя, митрополита, знатного человека), а имена строителей забывали. Долгое время считалось, что Покровский собор поставили итальянцы. Но в конце XIX века обнаружили летопись, из которой стали известны истинные имена строителей собора. Летопись гласит следующее: «Благочестивый царь Иоанн, пришед с победы Казанские в царствующий град Москву, вскорее поставиши церкви каменные близ Фроловских ворот надо рву (Фроловские – ныне Спасские ворота) и потом дарова ему Бог дву мастеров русских по реклу (т.е. по имени) Постника и Барму и вышепремудрие и удобне таковому чудному делу» .

Постник и Барма

Имена зодчих Постника и Бармы появляются в источниках, рассказывающих о соборе, лишь в конце XIX века. Древнейший источник, повествующий о храме Покрова, что на Рву – это Степенная книга царского родословия, написанная под руководством митрополита Афанасия в 1560-63 годах. В ней сказано об обетном строительстве Покровского собора. Не менее важен и Лицевой летописный свод. В нём говорится о закладке собора, его строительстве и освящении. Самый главный, наиболее подробный исторический источник – это житие митрополита Ионы. Житие создано в 1560-1580-е годы. Это единственный источник, где упоминаются имена Постника и Бармы.
Итак, официальная версия на сегодняшний день звучит так:
храм Покрова, что на Рву воздвигли русские зодчие Барма и Постник. По неофициальной версии этот собор строили иностранцы, причем неизвестного происхождения. Если раньше упоминались итальянцы, то теперь такая версия подвергается большому сомнению. Без сомнения, приступая к строительству собора, Иван Грозный, призывал опытных зодчих. В XVI веке в Москве работало много иностранцев. Возможно, Барма и Постник учились у тех же итальянских мастеров.

Покровский собор на Красной площади. Архитектура

Покровский собор – это не одна огромная церковь, как может показаться на первый взгляд, а несколько совершенно самостоятельных церквей. Он состоит из девяти храмов на едином основании.

Главы собора Покрова Богородицы, что на рву

В центре возвышается шатровая церковь. Шатровыми храмами на Руси считаются, те, что имеют не сводчатое, а пирамидальное завершение. Вокруг центральной шатровой церкви располагаются восемь малых церквей с большими красивыми куполами.

Именно с этого собора начал складываться ансамбль Красной площади, к которому мы привыкли сейчас. Завершения кремлёвских башен были надстроены в XVII веке, их надстраивали с оглядкой на Покровский собор. Шатёр на Царской башне-беседке слева от Спасской башни повторяет шатровые крыльца собора.

Южное крыльцо Покровского собора с шатром
Царская башня Московского Кремля расположена напротив Покровского собора

Восемь церквей окружают центральный шатровый храм. Четыре церкви большие и четыре малые.

Церковь святой Троицы – восточная. Церковь Александра Свирского – юго-восточная. Церковь св. Николы Великорецкого – южная.. Церковь Варлаама Хутынского – юго-западная. Церковь Входа Господня в Иерусалим – западная. Церковь Григория Армянского – северо-западная. Церковь Киприана и Иустины – северная.
Церковь Василия Блаженного, позади её – церковь Трёх Патриархов Константинопольских – северо-восточная.

Четыре большие церкви сориентированы по сторонам света. Северный храм выходит на Красную площадь, южный – на Москва-реку, западный – на Кремль. Большая часть церквей была посвящена церковным праздникам, дни празднования которых приходились на наиболее важные события Казанского похода.
Служба в восьми боковых церквях шла только по одному разу в год – в день престольного праздника. В центральной церкви служили с Троицына дня до её престольного праздника – 1 октября.
Поскольку Казанский поход приходился на летнее время, то и все церковные праздники также пришлись на лето. Все церкви Покровского собора строились как летние, холодные. Зимой их не отапливали и службы в них не велись.

На сегодняшний день собор имеет тот вид, который он имел в XVI-XVII веках.
Вначале собор был опоясан открытой галереей. Вокруг всех восьми церквей по второму этажу идёт пояс окошечек.

В древности галерея была открытой, перекрытий над ней не было, наверх вели открытые лестничные сходы. Перекрытия и крыльца над лестницами возвели позже. Собор выглядел и воспринимался совершенно иначе, нежели мы его воспринимаем в наши дни. Если сейчас он кажется огромной многоглавой церковью непонятной конструкции, то в древности этого ощущения не возникало. Было видно, что на изящном лёгком основании стоят девять устремлённых ввысь церквей.

Высота в то время ассоциировалась с красотой. Считалось, что чем выше храм, тем он краше. Высота была символом величия, и в те времена Покровский собор был виден за 15 верст до Москвы. До 1600 года, когда была надстроена колокольня Ивана Великого в Кремле, собор был самым высоким сооружением в городе, да и во всей Московии. Вплоть до начала XVII века он служил градостроительной доминантой, т.е. самой высокой точкой Москвы.
Все церкви соборного ансамбля объединены двумя обходными галереями: внешней и внутренней. Перекрытия над гульбищем и крыльцами сделали в XVII веке, потому что в наших условиях иметь открытые галереи и крыльца оказалось непозволительной роскошью. В XIX веке галерею застеклили.
В том же XVII веке на месте звонницы к юго-востоку от храма построили шатровую колокольню.

Шатровая колокольня Покровского собора

Наружные стены собора реставрируют примерно раз в 20 лет, а интерьеры – раз в 10 лет. Иконы осматривают каждый год, поскольку климат у нас суровый и иконы не застрахованы от вздутий и иных повреждений красочного слоя.

Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого

Напомним, что собор состоит из девяти церквей на едином основании. Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней. Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма.


Глава церкви Василия Блаженного

Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства. Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного.

Василий Блаженный

Человек этот был современником Ивана Грозного, жил он в Москве, про него ходило множество легенд. (О чудесах Василия Блаженного рассказано в статье ) С нынешней точки зрения юродивый – это что-то вроде сумасшедшего, что, по сути, абсолютно неверно. В Средние века на Руси юродство было одной из форм подвижничества. Василий Блаженный не был юродивым от рождения, он – юродивый Христа ради, который стал им совершенно сознательно. В 16 лет он решил посвятить жизнь Богу. Служить Господу можно было по-разному: уйти в монастырь, стать отшельником, а Василий решил стать юродивым. Более того, он выбрал подвиг нагоходца, т.е. ходил без одежды и зимой и летом, жил на улице, на паперти, питался подаянием и говорил непонятные речи. Но сумасшедшим Василий не был и, если он хотел быть понятым, говорил вразумительно и люди его понимали.

Несмотря на такие суровые условия жизни, Василий Блаженный прожил очень долгую жизнь даже по нынешним временам и дожил до 88 лет. Похоронили его рядом с собором. Захоронение рядом с храмом было обыденным делом. В то время, согласно православной традиции, у каждого храма существовало кладбище. На Руси юродивых всегда почитали и при жизни, и после смерти и хоронили ближе к церкви.

После кончины Василия Блаженного причислили к лику святых. Как над святым, над его могилой в 1588 году поставили церковь. Случилось так, что эта церковь оказалась единственной зимней во всём соборе, т.е. только в этом храме службы шли каждый день круглый год. Поэтому название этой маленькой церкви, построенной почти на 30 лет позже самого храма Покрова Богородицы на Рву, было перенесено на весь Покровский собор. Его стали звать храмом Василия Блаженного.

Культурный слой у Покровского собора на Красной площади

Интересную деталь можно заметить с восточной стороны храма. Там растёт рябина в… горшке.

Посадили дерево, как и полагается, в грунт, а не в горшок. За многие годы вокруг собора образовался культурный слой изрядной толщины. Покровский собор как бы “врос в землю”. В 2005 году решено было вернуть храму его первоначальные пропорции. Для этого “лишний” грунт сняли и вывезли. А рябина к тому времени уже росла здесь не один десяток лет. Чтобы не губить дерево, вокруг него сделали деревянный чехол.

Колокольня и колокола

С 1990 года собор находится в совместном использовании государства и РПЦ. Здание Покровского собора принадлежит государству, поскольку его финансирование поступает из госбюджета.

Колокольню храма построили на месте разобранной звонницы.

Соборная колокольня действующая. Сотрудники музея звонят сами, их обучал один из ведущих звонарей России Коновалов. Музейные работники сами обеспечивают сопровождение церковной службы колокольным звоном. Звонить в колокола обязательно должен специалист. Музейщики никому не доверяют собрание колоколов Покровского собора.


Фрагмент колокольни Покровского собора

Не умеющий звонить человек, даже хрупкая женщина, может неправильно послать язык и расколоть колокол.

Дополнительные сведения о колоколах и звонах

Древняя соборная звонница была трёхъярусной, трёхпролётной и трёхшатровой. В каждом пролёте на каждом ярусе висели колокола. Звонарей было несколько и они все находились внизу. Система звонов была очепнАя или очЕпная. Колокол намертво крепился к балке и звонили в него, раскачивая не язык, а сам колокол.

Колокола Покровского собора не подтачивали под определённый звук, у них было только три основных тона – один тон внизу юбки, второй – в середине юбки, третий – наверху, а также были десятки обертонов. На русских колоколах сыграть мелодию просто невозможно. Наш звон ритмичный, а не мелодичный.

Для обучения звонарей существовали характерные ритмичные попевки. Для Москвы: «Все монахи воры-воры, все монахи воры-воры, а игумен – плут, а игумен-плут». Для Архангельска: «По-чём трес-ка, по-чём трес-ка, две копейки с половиной, две копейки с половиной». В Суздале: «Голяками припекали, голяками припекали». Для каждой местности был характерен свой ритм.

До последнего времени самым тяжёлым колоколом в России был ростовский колокол «Сысой» весом 2000 пудов. В 2000 году в Московском Кремле заговорил «Большой Успенский» колокол. У него своя история, каждый государь отливал свой собственный Большой Успенский, часто переливая тот, что существовал до него. Современный весит 4000 пудов.

Когда в Кремле звонят колокола, то звонит и колокольня, и звонница. Звонари находятся на разных уровнях и не слышат друг друга. На ступеньках Успенского собора стоит главный звонарь всея Руси и хлопает в ладоши. Его видят все звонари, он отбивает им ритм, как бы дирижирует звонами.
Слушать русские колокола для иноземцев было мукой мученической. Наш звон не всегда был ритмичным, часто – хаотичным, звонари плохо попадали в ритм. Иностранцы от этого страдали – звонили повсеместно, голова раскалывалась от неритмичного какофонического звона. Иноземцам больше нравился западный звон, когда раскачивали сам колокол.

Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы

На восточной внешней стене Покровского собора находится фасадная икона Божьей Матери. Это самая первая фасадная икона, которая появилась здесь в XVII веке. К сожалению от письма XVII века почти ничего не осталось из-за пожаров и многократных поновлений. Икона называется Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными. Она написана на стене храма.

Покровский собор относится к Богородичным храмам. Все здешние фасадные иконы были написаны специально для этого собора. Икона, которая с момента написания находилась на южной стороне колокольни, к концу ХХ века пришла в ужасное состояние. Южная сторона больше всего подвержена разрушительному воздействию солнца, дождя, ветра и перепадов температуры. В 90-е годы образ сняли для реставрации и с огромным трудом восстановили.
После реставрационных работ, оклад иконы не поместился на прежнем месте. Вместо оклада сделали защитный бокс и повесили икону на прежнее место. Но из-за больших перепадов температуры, свойственных нашему климату, икона вновь начала разрушаться. Через 10 лет её вновь пришлось реставрировать. Сейчас икона находится в Покровской церкви. А для южной стороны колокольни написали копию прямо на стене.

Икона на колокольне Покровского собора

Копию освятили когда отмечали 450-летний юбилей собора, на Покров день в 2012 году.

Главы Покровского собора

Завершения церквей, которые мы называем куполом, на самом деле именуется главой. Купол – это перекрытие церкви. Его видно изнутри храма. Над купольным сводом есть обрешётка, на которой закреплена металлическая обшивка.

По одной из версий, в старину на Покровском соборе главы были не луковичные, как сейчас, а шлемовидные. Другие исследователи утверждают, что на таких тоненьких барабанах, как у собора Василия Блаженного, шлемовидных куполов быть не могло. Поэтому, исходя из архитектуры собора, купола были луковичные, хотя доподлинно это не известно. Зато совершенно точно установлено, что изначально главы были гладкими и монохромными. В XVII веке их ненадолго раскрасили в разные цвета.

Главы были покрыты железом, покрашенным в синий или зелёный цвета. Такое железо, если не было пожаров, выдерживало лет 10. Зелёные или синие краски получали на основе окислов меди. Если же главы покрывали немецким лужёным железом, то они могли быть серебристого цвета. Немецкое железо жило лет 20, но не более.

В XVII веке в житии митрополита Ионы упоминаются «фигурные главы разны образцы». Однако все они были монохромными. Пёстрыми они стали с XIX века, может быть чуть раньше, но подтверждения этому нет. Почему главы разноцветные и разной формы, по какому принципу их раскрашивали, сейчас никто не может сказать, это одна из загадок собора.

В 60-е годы ХХ века при масштабной реставрации хотели вернуть собору первоначальный вид и сделать главы монохромными, но кремлёвские чиновники приказали оставить их цветными. Собор узнаваем, в первую очередь, по своим полихромным главам.

Во время войны Красную площадь охраняло сплошное поле аэростатов, чтобы защитить её от бомбёжек. При разрывах зенитных снарядов осколки, падая вниз, портили обшивку глав. Повреждённые главы немедленно ремонтировали, ведь если оставить пробоины, то сильный ветер мог бы полностью «раздеть» купол за 20 минут.

В 1969 году купола покрыли медью. На главы пошло 32 тонны листовой меди толщиной в 1 мм. Во время недавней реставрации обнаружили, что главы находятся в идеальном состоянии. Их всего лишь пришлось перекрасить. Центральная глава на Покровской церкви всегда была позолочена.

В каждую главу, даже в центральную, можно войти. К центральной главе ведёт особая лестница. В боковые главы можно войти через наружные люки. Между перекрытием и обрешёткой есть пространство высотой в человеческий рост, там можно свободно ходить.
Различия в размерах и цветах глав, принципы их украшения пока не поддаются историческому анализу.

Знакомство с Покровский собором продолжим внутри храма, .





Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.

Собор, носящий имя Василия Блаженного, в столице России городе Москве расположился на её главной площади - Красной. Во всём мире он считается символом России, подобно тому как символом для жителей США является Статуя Свободы, для бразильцев - статуя Христа с раскинутыми руками, а для французов - Эйфелева башня, находящаяся в Париже. В наши дни храм является одним из подразделений российского Исторического музея. В 1990 году он был внесён в список архитектурного наследия ЮНЕСКО.

Описание внешнего вида

Собор представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из девяти церквей, которые расположены на едином основании. Он достигает 65 метров в высоту и имеет 11 куполов - это девять куполов церквей, один купол, венчающий колокольню, и один, возвышающийся над приделом. В соборе объединены десять приделов (церквей), некоторые из них освящены в честь почитаемых святых. Дни, в которые отмечалось празднование их памяти, совпали со временем решающих боёв за Казань.

Вокруг храма построены церкви, посвящённые:

  • Пресвятой Троице.
  • Входу Господню в пределы Иерусалима.
  • Святому Николаю Чудотворцу.
  • Григорию Армянскому - просветителю, Католикосу всех армян.
  • Святым мученикам Киприану и Устинии.
  • Александру Свирскому - преподобному православному святому, игумену.
  • Варлааму Хутынскому - новгородскому чудотворцу.
  • Патриархам константинопольским, святителям Павлу, Иоанну и Александру.
  • Василию Блаженному - московскому юродивому, святому.

Строительство собора на Красной площади города Москвы по указу Ивана Грозного начали в 1555 г., продлилось оно до 1561 г. По одной версии, он был воздвигнут в честь взятия Казани и окончательного завоевания Казанского ханства, а по другой - в связи с православным праздником - Покровы Пресвятой Богородицы.

Имеется целый ряд версий возведения этого красивого и уникального собора. В одной из них говорится, что архитекторами храма были известный зодчий Постник Яковлев из Пскова и мастер Иван Барма. Имена этих зодчих узнали в 1895 году благодаря найденному рукописному сборнику XVII в. в архивах Румянцевского музея, где о мастерах имелись записи. Эта версия является общепризнанной, но ставится под сомнение некоторыми историками.

По другой версии, архитектором собора, как и большей части строений Московского Кремля, которые возвели ранее, был неизвестный мастер из Западной Европы, предположительно из Италии. Считается, что именно поэтому появился неповторимый архитектурный стиль, в котором сочетается зодчество эпохи Возрождения и изысканный Русский стиль. Однако на сегодняшний день никаких свидетельств, подтверждённых документами, у такой версии не существует.

Легенда об ослеплении и второе название храма

Бытует мнение, что зодчие Постник и Барма, построившие собор по приказу Иоанна Грозного, были ослеплены по завершении строительства, чтобы ничего похожего они больше не смогли возвести. Но эта версия не выдерживает критики, так как Постник после завершения возведения Покровского собора в течение нескольких лет занимался постройкой Казанского кремля.

Как уже говорилось, Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву - это правильное наименование храма, а церковь Василия Блаженного - это разговорное название, которое постепенно заменило официальное. В названии храма Покровов Пресвятой Богородицы упоминается ров, который в то время проходил вдоль всей Кремлёвской стены и служил для обороны. Назывался он Алевизов ров, глубина его составляла около 13 м, а ширина - около 36 м. Своё название он получил по имени архитектора Алоизио да Карезано, работавшего в России в конце XV - начале XVI в. Русские звали его Алевизом Фрязиным.

Этапы строительства собора

К концу XVI в. появляются новые фигурные купола собора, так как первоначальные были уничтожены пожаром. В 1672 г. на юго-восточной стороне храма достраивается небольшая церковь прямо над местом захоронения Иоанна Блаженного (юродивый, чтимый московскими жителями). Во 2-й половине XVII в. вносятся существенные изменения во внешний облик собора. Деревянные навесы над галереями церквей (гульбищами), которые постоянно сгорали при пожарах, были заменены кровлей, поддерживаемой арочными кирпичными столбами.

Над папертью (крыльцо пред главным входом в церковь) надстраивается церковь в честь святой Феодосии Девы. Над белокаменными лестницами, которые ведут на верхний ярус собора, строятся сводчатые шатровые крыльца, сооружённые на «ползучих» арках. В это же время на стенах и сводах появляется орнаментальная полихромная роспись. А также она наносится на опорные колонны, на стены галерей, находящиеся снаружи, на парапеты. На фасадах церквей остаётся роспись, которая имитирует кладку из кирпича.

В 1683 г. по верхнему карнизу всего собора создаётся изразцовая надпись, которая опоясывает храм. Жёлтые буквы большого размера на тёмно-синем фоне изразцов вещали об истории создания и обновления храма во 2-й половине XVII в. К сожалению, через сто лет надпись уничтожили во время ремонтных работ. В восьмидесятые годы XVII в. перестраивается звонница. На месте старой звонницы возводится новая, двухуровневая колокольня с открытой площадкой для звонарей на втором ярусе. В 1737 г. во время сильного пожара собор значительно пострадал, особенно его южная часть и находившаяся там церковь.

Значительные изменения при ремонте собора в 1770-1780 гг. затронули и программу росписей. Под своды собора и на его территорию переместили престолы из деревянных церквей, располагавшихся на Красной площади. Эти церкви были разобраны во избежание пожаров, которые случались очень часто в то время. В тот же период престол Трёх Константинопольских патриархов переименовывают в честь Иоанна Милостивого, а храм Киприана и Иустины называют именем святых Адриана и Наталии. Изначальные названия храмов были им возвращены с наступлением ХХ в.

С начала XIX в. в храме проводились следующие улучшения:

  • Внутри церкви были расписаны «сюжетным» масляным письмом, изображающим лики святых и сцены из их жизни. Роспись обновлялась в середине и в конце XIX в.
  • С фасадной стороны стены были украшены рисунком, похожим на кладку из крупного дикого камня.
  • Арки нежилого нижнего яруса (подклета) заложили, а в западной его части устроили жильё для служителей храма (причта).
  • Здание собора и колокольню объединили пристройкой.
  • Церковь Феодосии Девы, являющуюся верхней частью придела собора, переделали в ризницу - место, в котором хранились святыни и церковные ценности.

Во время войны в 1812 г. солдаты французской армии, занявшие Москву и Кремль, в подклете Покровского храма держали лошадей. Позже Наполеон Бонапарт, поразившись необыкновенной красотой собора, хотел перевезти его в Париж, но убедившись, что это невозможно, французское командование отдало приказ своим артиллеристам взорвать собор.

Освящение после войны 1812 года

Но войска Наполеона лишь разграбили собор, взорвать его не получилось, а сразу по окончании войны его отремонтировали и освятили. Территорию вокруг собора благоустроили и окружили чугунным решетчатым забором, созданным по проекту знаменитого зодчего Осипа Бове.

В конце XIX в. в первый раз был поднят вопрос о воссоздании собора в его первоначальном виде. Была назначена специальная комиссия по реставрации уникального архитектурного и культурного памятника. В неё входили знаменитые архитекторы, талантливые живописцы и известные учёные, которые и разработали план исследования и дальнейшего восстановления собора. Однако из-за отсутствия финансирования, Первой мировой войны и Октябрьской революции не получилось осуществить разработанный план по восстановлению.

Собор в начале ХХ века

В 1918 году собор практически первым был взят под государственную охрану как памятник мирового и национального значения. А с мая 1923 года собор открыли для всех желающих его посетить как исторический архитектурный музей. Богослужения в церкви Св. Василия Блаженного проводились вплоть до 1929 года . В 1928 году собор стал филиалом исторического музея, которым является и в наше время.

После Октябрьской революции новые власти находят средства и начинаются масштабные работы, которые носили характер не только реставрационных, но и научных. Благодаря этому становится возможным восстановление первозданного образа собора и воспроизведение в некоторых церквях интерьеров и убранства XVI-XVII вв.

С того момента и до нашего времени были осуществлены четыре масштабные реставрации, которые включали в себя как архитектурные, так живописные работы. Была воссоздана изначальная роспись, стилизованная под кирпичную кладку, с наружных сторон Покровского храма и церкви Александра Свирского.










Реставрационные работы в середине ХХ века

В середине ХХ века был проведён ряд уникальнейших реставрационных работ:

  • В одном из интерьеров центрального храма была открыта «храмозданная летопись», именно в ней зодчими была указана точная дата завершения возведения Покровского собора, ею является дата 12.07.1561 (в православном календаре - день равноапостольных Св. Петра и Св. Павла).
  • Впервые листовое железное покрытие на куполах заменяется на медное. Как показало время, выбор материала для замены оказался очень удачным, это покрытие куполов сохранилось до настоящего времени и находится в очень хорошем состоянии.
  • В интерьерах четырёх храмов проведена реконструкция иконостасов, которые почти полностью состояли из уникальных старинных икон XVI - XVII вв. Среди них имеются настоящие шедевры школы иконописи Древней Руси, например, «Троица», написанная в XVI в. Особой гордостью считаются собрания икон эпохи XVI - XVII вв. - «Никола Великорецкий в житии», «Видения пономаря Тарасия», «Александр Невский в житии».

Завершение реставрации

В 1970 годы на обходной внешней галерее под более поздними надписями обнаружили фреску, датируемую XVII в. Найденная роспись явилась основой для воспроизведения изначальной орнаментальной живописи на фасадах собора Василия Блаженного. Последние годы ХХ в. стали очень важными в истории музея. Как говорилось ранее, собор включили в перечень наследия ЮНЕСКО. После значительного перерыва в храме возобновляются богослужения.

В 1997 году в храме, который был закрыт в 1929-м, завершена реставрация всех внутренних помещений, станковой и монументальной росписи. Храм вводится в общую экспозицию собора на рву и в нём начинаются богослужения. В начале XXI в. семь соборных церквей полностью отреставрированы, обновлены и фасадные росписи, а также частично воссоздана темперная живопись.

Оказавшись в Москве, следует обязательно посетить Красную площадь и насладиться необычайной красотой собора Василия Блаженного: как внешними изысканными архитектурными элементами, так и его внутренним убранством. А также сделать фото на память на фоне этого прекрасного старинного сооружения, запечатлев его во всей величественной красоте.

Ряд мероприятий в честь 455-летия знаменитого Покровского собора, известного также как храм Василия Блаженного, пройдет сегодня в Москве, сообщает РИА-Новости , со ссылкой на официальный сайт Государственного исторического музея (ГИМ).

МЕРОПРИЯТИЯ начались с праздничного богослужения. Затем, с 13 до 19 часов будут проходить бесплатные обзорные экскурсии.

Помимо этого, в течение всего дня на территории собора будут проходить различные мастер-классы. Ближе к вечеру посетители смогут услышать выступление Президентского оркестра Российской Федерации.

История собора

Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 года. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). Строительство храма велось всего шесть лет и только в теплое время года. 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года Покровский собор был освящен, что ознаменовало завершение его строительства. Эту дату удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ в 1957-1961 годах, когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной "летописи", выполненной в основании главного шатра. Надпись гласит: «…в день апостолов Петра и Павла был освящен Покровский собор…»

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия. В 1672 году с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора.

Во время грандиозного пожара в 1737 году храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

В 1812 году был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 году Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви св. Василия Блаженного проводились богослужения. В 1928 году Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

С двадцатых годов прошлого столетия были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.

Важной вехой в истории музея стал 1990 год: Покровский собор был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви.


Самое обсуждаемое
"Золотые ворота" - мост в Сан-Франциско
Даллас — самый грустный город США Даллас — самый грустный город США
Вид с дешевых мест (сборник) Текст Вид с дешевых мест (сборник) Текст


top