Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света. Александровская колонна (Александрийский столп) Колонна на дворцовой площади архитектор

Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света. Александровская колонна (Александрийский столп) Колонна на дворцовой площади архитектор

Александровская колонна – один из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Часто его ошибочно называют Александрийским столпом, по стихотворению Пушкина «Памятник». Воздвигнут в 1834 году по приказу императора Николая I в честь победы его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном. Стиль – ампир. Установлен в центре Дворцовой площади, перед Зимним дворцом. Архитектором выступил Огюст Монферран.

Памятник выполнен из цельного гранита красного цвета. Его общая высота составляет 47,5 м. Верх колонны украшает фигура ангела мира, вылитая из бронзы. Он стоит на полушарии, также из бронзы. В левой руке ангела – крест, которым он попирает змея, правую руку он простирает к небу. В лице ангела проскальзывают черты императора Александра I. Высота ангела равна 4,2 м, креста – 6,3 м. Колонна установлена на гранитный пьедестал. Примечательно, что она стоит без дополнительных опор, только под действием собственной силы тяжести. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. На стороне, которая обращена ко дворцу, имеется надпись: «Александру I. Благодарная Pocciя».

Под этими словами можно увидеть древнерусское вооружениe и фигуры, символизирующие Мир и Победу, Милосердие и Правосудие, Изобилие и Мудрость. По сторонам имеется 2 аллегорических фигуры: Висла – в виде молодой девушки и Неман – в виде старца-водолея. На углах пьедестала – двуглавые орлы, в когтях у них зажаты лавровые ветви. Посередине, в дубовом венке изображено «Всевидящее Око».

Камень для колонны был извлечен из Питерлакской каменоломни, расположенной в Финляндии. Это – один из грандиознейших в мире гранитных монолитов. Вес – более 600 т.

Работы были сопряжены с огромнейшими трудностями. Прежде всего, надо было очень осторожно отделить из скалы цельный гранитный кусок необходимой величины. Потом тут же на месте эту массу отделывали, придавая ей форму колонны. Перевозку осуществляли по воде на специально построенном судне.

В это же время в Петербурге, на Дворцовой площади создавали фундамент. На глубину 36 м были вбиты 1250 сосновых свай, а на них, до уравнения площади, были уложены обтесанные глыбы из гранита. Затем была поставлена самая большая глыба как основа для пьедестала. Эту задачу выполняли ценой громадных усилий и большого количества механических приспособлений. Когда закладывали фундамент, стоял крепкий мороз, и для лучшего схватывания в цементный раствор добавляли водку. В середину фундамента была положена бронзовая шкатулка с монетами, которые были отчеканены в честь победы 1812 года.

Кажется, что колонна представляет собой точный центр Дворцовой площади. Однако, это не так: она установлена в 140 м от арки здания Главного штаба и в 100 м от Зимнего дворца. Крайне трудным было осуществление постановки самой колонны. По 2-ум сторонам пьедестала были построены леса до 22 сажень высотой. По наклонной плоскости колонну подкатили на специальную платформу и обмотали канатными кольцами, к которым были прикреплены блоки. Соответствующие блоки были установлены и на вершине лесов.

30 августа 1832 года состоялось поднятие колонны. На Дворцовую площадь прибыл император Николай I с семьей. Много людей пришло посмотреть на это действо. Народ теснился на площади, у окон и на крыше Главного штаба. 2000 солдат ухватились за канаты. Медленно колонна поднялась и повисла в воздухе, после канаты были отданы, и гранитная глыба тихо и точно опустилась на пьедестал. По площади пронеслось громкое «Ура!», а государь, вдохновленный успехом, произнес архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили!».

Через 2 года была окончена последняя отделка колонны, и в присутствии императора и 100-тысячного войска был совершен обряд освящения. Александровская колонна – это самый высокий памятник в мире, созданный из цельного куска гранита и III по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и лондонской Трафальгарской колонны. Она выше подобных монументов мира: парижской Вандомской колонны, римской колонны Траяна и колонны Помпея в Александрии.

Александровская колонна

1834 - Огюст Монферран

Высота монолита Александровской колонны свыше 25,5 м, нижний диаметр - 3,66 м, верхний - 3,19 м, масса около 600 т. Венчает колонну бронзовая фигура Ангела, попирающего крестом змею - символ победы добра над злом (скульптор Б. И. Орловский). Лицу Ангела приданы черты императора Александра I. Высота Ангела 4, 26 м. Постамент украшен бронзовыми барельефами аллегорического содержания (скульптор П. В. Свинцов, И. Леппе, по эскизам Дж. Б. Скотти). Общая высота Александровской колонны 47, 5 м.

    Вид каменоломни Пютерлаг
    во время работ *

    Вид каменоломни Пютерлаг
    во время работ*

    Погрузка колонны
    на бот "Святой Николай"*

    Транспотировка
    гранитных блоков
    по Неве*

    Доставка гранитного
    блока на Дворцовую
    площадь*

    Гранитный блок на
    транспортировочном
    помосте*

    Обработка гранитного
    блока на месте
    установки колонны*

    Подъём колонны на
    строительный помост
    для транспортировки
    на Дворцовой набережной*

    Подъём колонны на
    строительный помост
    для транспортировки*

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

    Подъём колонны 30 августа
    (день тезоименитства
    Александра I) 1832 года.
    Трибуны для зрителей*

    Схема строительных
    лесов для установки
    колонны*

    Подъём колонны на
    гранитный постамент.
    Караул из роты
    гвардейских гренадер*

    Отливка верхней
    бронзовой части*

    Постамент и
    декоративные части
    Александровской
    колонны*

    Проекты
    скульптурного
    убранства
    Александровской
    колонны*

    Александровская колонна,
    Вандомская колонна,
    монументы Траяна и
    Антония, колонна Помпея*

    ** см. ниже



    в Санкт-Петербурге. (ГРМ)
    30 августа 1834 г.
    Добавил-

    Чернецов Г. Г. Парад по случаю
    открытия памятника Александру I
    в Санкт-Петербурге 30 августа 1834 г.
    Добавил-

    Вид Александровской
    колонны на Дворцовой
    площади*

    Вид на
    Александровскую
    колонну*

    1860-1870 гг.
    С сайта pastvu.com

    1866-1870 гг.
    С сайта pastvu.com

* Огюст Монферран "Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра". Париж. 1836 г.

** Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. V. СПб.: «Лики России», 2001 вкладка

Центром композиции ансамбля Дворцовой площади является «Александрийский столп» монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 г. Это событие произошло в период царствования Александра I, поэтому монумент создан в его честь и носит имя «Александровская колонна».

Решение об увековечивании эпохи правления Александра I было принято его братом, императором Николаем I. Работы по сооружению памятной колонны возложили на Комиссию о построении Исаакиевского собора и его главного архитектора Огюста Монферрана.

Первоначально Монферран задумал памятник в виде обелиска высотой 35 м и представил несколько вариантов, отличавшихся только оформлением пьедестала. В одном случае его предполагалось украсить барельефами и на лицевой стороне изобразить Александра I в виде едущего на квадриге триумфатора-победителя. Во втором случае по сторонам постамента с посвятительной надписью располагались фигуры Славы и Изобилия. Необычным был третий вариант - с фигурами слонов, поддерживающих обелиск. В том же 1829 г. архитектор разработал еще один вариант - в виде триумфальной колонны, увенчанной крестом. Этот вариант, в котором есть все элементы исполненной композиции, за исключением завершения колонны, был принят за основу.

В Александровской колонне воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности (Знаменитая колонна Трояна в Риме), но она является крупнейшим в мире сооружением подобного рода. Монумент на Дворцовой площади стал самой высокой колонной, изготовленной из монолитного блока гранита.

Монферран задумал сделать колонну в огромных размерах, предложив основание и гранитный ствол изготовить из финляндского гранита, а отдельные детали отлить из бронзы. Заготовку для гранитного ствола колонны решили вырубить на находившейся в распоряжении Комиссии в Петерлакской каменоломне, расположенной в 36 верстах от г. Фридрихсгама (ныне - Хамина, Финляндия). Чрезвычайную сложность представляла не только заготовка монолита весом более 600 т, но также его доставка в Петербург и установка. Монферрану приходилось доказывать правильность расчетов, основанных на его богатом опыте. Его объяснения Комиссия нашла убедительными, и в начале ноября того же года проект Монферрана был одобрен, а 13 ноября был представлен на утверждение план Дворцовой площади с указанием места для памятника. Наконец, в начале декабря 1829 г. «Государь Император Высочайше повелеть соизволил монумент Императору Александру I-му поставить на том месте, как показано на означенном плане».

В пояснительной записке Монферрана значилось: «Фундамент сего монумента будет сделан из сплошного гранита, обложенного по бокам тосненскою плитою с четырех сторон в глубину на 3 сажени. Бут таковой настелить на сваи из сосновых бревен толщиною от 6 до 7 вершков и 3 сажени длиною, расположив на расстоянии одного аршина от центра до центра. Прямо на сваи положить в виде лежней один ряд гранита по всему пространству… Пьедестал, который обложится бронзою, будет сделан из гранита…»

Работами, которые велись по способу С. К. Суханова, руководили мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев. Согласно архивному документу «гранит опрокинут был … 19 сентября в 6 часов вечера в присутствии главного архитектора…» В Петербурге в отсутствии Монферрана «Все обязанности, до строения относящиеся», должен был исполнять архитектор А. Адамини. Отделенный монолит нужно было еще обтесать, на что ушло полгода. Каждый день над обтеской работало в среднем 250 человек.

1 апреля 1832 г. Василий Яковлев рапортовал: «работа сия ныне совершенно окончена». Требовалось доставить колонну к пристани, и 26 апреля купец просит отпустить ему пороху для расчистки дороги на гранитной ломке для перекатки колонны. Порох отпустили из Фридрихсгамского артиллерийского гарнизона. Перекат начали 19 июня в 7 утра и завершили его в 8 часов вечера того же дня. Через три дня в присутствии командированного Императором председателя Комиссии графа Ю. П. Литты колонну погрузили на судно, плоский бот «Св. Николай», построенный по чертежам корабельного инженера подполковника К. А. Глазырина на Партикулярной верфи в Петербурге. Перевозка по воде оказалась не простой. В пути сломался чугунный вал парохода, и при помощи другого парохода «Александр» судно с колонной было отбуксировано для ремонта, а потом продолжило путь в непростых погодных условиях.. 1 июля в 4 часа утра судно прошло Исаакиевский мост и причалило к пристани близ Зимнего дворца. 12 июля «в присутствии их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, Высочайшей фамилии, а также в сопровождении Его Королевского Высочества принца прусского Вильгельма при многочисленном стечении публики, собравшейся на сие необыкновенное зрелище», колонну благополучно выгрузили на берег. На выгрузке было занято 640 рабочих.

После того, как в декабре 1829 г. было утверждено место для колонны, под фундамент забили 1250 сосновых свай длиной по 6 м. На фундамент, не считая большого закладного камня, пошло около 392 квадратных саженей гранитных блоков, уложенных в 13 рядов. Работу выполнял все тот же Василий Яковлев, закончив ее в октябре 1830 г. под наблюдением Монферрана. В центре фундамента, состоящего из гранитных блоков, заложили бронзовую шкатулку с медалями, отчеканенными в честь победы 1812 г., монетами образца 1830 г. и закладной доской. Надпись на доске выгравировал «С.-Петербургский мещанин Василий Данилович Берилов». В начале ноября 1831 г. Николай I, выслушав предложение председателя Комиссии, разрешил в основание монумента поместить вторую бронзовую с позолотой закладную доску, повелев «положить при том еще вновь выбитую медаль за взятие штурмом Варшавы. Изготовить закладную доску в этот раз поручили известному мастеру бронзовых дел А. Герену. 31 января 1832 г. готовая доска была отправлена Монферрану, и 13 февраля состоялось помещение ее на место вместе с медалью за взятие Варшавы в присутствии всех членов Комиссии.

30 августа 1832 г. 600-тонный монолит с помощью 60-ти кабестанов и системы блоков поднят и без каких-либо креплений установлен на постамент. В подъемных работах участвовали 3 тысячи человек, в том числе 1440 солдат и матросов. Вороты были расставлены в два ряда вокруг лесов. На каждый ворот ставилось 29 человек:» 16 солдат у рычагов, 8 в резерве, 4 матроса для оттаски и уборки каната по мере поднятия колонны, 1 унтер-офицер… Для достижения правильности движения воротов, дабы канаты тянули сколько возможно равносильнее, поставятся 10 человек десятников». 120 человек работных людей размещались наверху лесов, чтобы следить за блоками, и 60 внизу «для присмотра за оттяжными шкивами. 2 десятника с 30-ю человеками плотников расставятся по большим лесам на разных высотах для положения бревенчатых подмог, на коих будет лежать колонна, в случае, если бы поднятие оной нужно было приостановить. 40 человек рабочих будут поставлены около колонны, с правой и левой сторн, для уборки катков из-под саней и для оттаски оных на место. 30 человек рабочих поставятся под мостом при канатах, удерживающих вороты. 6 человек каменщиков употребятся для подлива известкового раствора между колонной и базой 15 человек плотников и 1 десятник будут находится в готовности на случай непредвиденный… Лекарь, состоящий при строении Исаакиевского собора, будет находится на месте производства во все время поднятия колонны».

Зодчий много работал над оформлением колонны. Эскизы четырех барельефов на пьедестале еще в апреле 1830 г. были представлены Императору, который их одобрил, изъявив желание, чтобы они были в натуральную величину. Монферран просил предоставить эту работу живописцу Скотти. К концу июля1830 г. Д.-Б. Скотти один картон полностью закончил, а два других начал Чтобы ускорить работу Академия Художеств определила ему помощников. Ф. П. Брюлло исполнил аллегорические фигуры Победы и Мира, Т. А. Марков - Невы. Аллегорическая фигура Волги была поручена Я. Ф. Яненко. В связи с кончиной Скотти в 1830 г. его работу продолжил его ученик живописец Василий Соловьев. Под наблюдением Монферрана и по его указаниям на трех неоконченных картонах Соловьев нарисовал трофеи. В феврале 1831 г. Император изъявил желание внести изменения в картоны, которые заключались в замене всей изображенной античной военной арматуры на старинную русскую. Внести изменения в картоны поручили Брюлло. Николай I также приказал, чтобы двуглавые орлы, украшающие углы пьедестала, имели поверх головы императорскую корону. Исправленные картоны 12 марта получили одобрение императора.

Для изготовления моделей базы, капители, архитрава и украшений пьедестала Монферран рекомендовал лепного дела мастера Евстафия балина. 27 сентября 1830 г. с ним был заключен контракт, а 28 января следующего года работа была выполнена. Модели поступили к заводчику Ч. Берду для отливки из металла.

Вместо первоначально задуманного креста зодчий в 1830 г. предложил завершить колонну фигурой Ангела, представив рисунок и модель, рекомендовав скульптора И. Леппе. Однако, по настоянию Оленина, был объявлен конкурс, в результате которого была утверждена в 1832 г. модель скульптора Б. И. Орловского. В июне 1832 г. ему предложили лепить статую в натуральную величину высотой 6 аршин. Утверждая модель, Император повелел, «чтобы лик дать статуе покойного императора Александра». Основные части модельной фигуры Ангела в натуральную величину изготовил из дерева со своими работными людьми купец Василий Столяров. Из гипса были отлиты только голова, руки и ноги. Затем последовали многочисленные прения о размерах и количестве ангелов на колонне, в результате чего 2 августа 1833 г. Николай I решительно распорядился «фигуру сделать в высоту 6 аршин… и окончить все прения на счет фигуры, дабы более не делать никаких представлений». 5 января 1834 г. Орловский сообщил об окончательной готовности гипсовой статуи Ангела. Через неделю статуя была на заводе Берда, который взял на себя также изготовление всех бронзовых украшений колонны. 28 августа 1833 г. Монферран освидетельствовал работу Берда: все вещи отлиты, отчеканены, приделаны и готовы совершенно для постановки на место; четыре больших барельефа тоже отлиты, над ними производится чеканка. Оставалось изготовить только фигуру Ангела, но не был решен вопрос ориентации фигуры. Только в конце мая 1834 г. Николай I повелел поставить фигуру Ангела лицом к Зимнему дворцу. В начале июня основные части фигуры (рука и крылья отливались отдельно) были готовы и собраны вместе с крестом под наблюдением Орловского.

Фигура ангела с крестом и змеей отлита вместе с площадкой, по форме являющейся завершением купола. Купол в свою очередь венчает цилиндр, установленный на прямоугольной площадке - абаке. Внутри бронзового цилиндра заключен основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и двух слоев гранита в основании. Через весь массив проходит металлический стержень, который, как предполагали, является опорным для скульптуры. Важнейшее условие надежности крепления скульптуры - герметичность отливки и отсутствие влаги внутри опорного цилиндра.

Ко дню поднятия колонны были приготовлены помосты для зрителей.

30 августа 1834 г. при торжественном открытии Александровской колонны состоялся парад гвардейских полков, в честь этого события выбита мемориальная медаль.

Александровская колонна сразу вошла в число главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Монферран предлагал также установить бронзовую декоративную ограду и «канделябр с медными фонарями и газовым освещением», но тогда эти работы не были осуществлены. Решетку хотели выполнить из кованого железа с украшениями из золоченой бронзы и двенадцатью хрустальными шарами на трехглавых орлах, установленных на трофейных пушках. 17 декабря 1834 г. Монферран сообщил Комиссии, что принял в арсенале 12 турецких пушек. Все работы по решетке обязался выполнить Берд, который в начале февраля 1835 г. предложил также подвести к шарам газовое освещение, соорудив газометр в Главном штабе ипли возле экзерциргауза. 30 ноября 1835 г. решетка была принята. Осенью и зимой 1835 г. и 1836 г. памятник освещался 12-ю стеклянными шарами, сделанными на Императорском стеклянном заводе. Горело в них масло, но в некоторых лампах оно подтекало, оставляя на орлах и пушках следы ржавчины; несколько шаров почернело от копоти. В довершение, 25 декабря 1835 г. в 11 часов вечера один шар «с великим треском» лопнул и через три месяца от сильного ветра развалился. 11 октября 1836 г. « последовало Высочайшее повеление устроить у памятника… чугунные канделябры с фонарями по утвержденным рисункам для газового освещения». За изготовление и установку на гранитных пьедесталах канделябров взялся Берд, который обязался также заменить бронзовыми коронами стеклянные шары в ограде. Каждый канделябр Монферран спроектировал на 5 ламп. Канделябры высотой 2 сажени 1 аршин 6 вершков решили покрыть краской за три раза и бронзировать, лампы выполнить из бронзы. После консультаций с прибывшим из Англии инженером, выяснилось, что необходимо сильно увеличить наружную толщину канделябров, Монферрану пришлось сделать новый проект. Из-за этого изготовление канделябров перенесли на июнь 1837 г. Хрустальные шары были заменены на короны в начале октября 1836 г. Кроме 36 малых корон, Берд поставил на решетке «12 больших императорских бронзовых корон», изготовленных тоже по рисунку Монферрана. Так как только в августе 1837 г. завершилась прокладка газовых труб, канделябры были приняты в конце октября того же года.

В послереволюционное время Ангела закрывали брезентовым колпаком, окрашенным в красный цвет, маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Готовился проект установки вместо ангела огромной статуи В. И. Ленина. Но провидению было угодно, чтобы ангел сохранился. В годы Великой Отечественной войны монумент укрыли лишь на 2/3 высоты и ангел получил ранение: на одном из крыльев - осколочный след.

(Из статьи Н. Ефремовой "Александровская колонна" "Наука и жизнь" №7, 2002)

В период блокады памятник поврежден осколками снарядов. В 1963 г. прошла реставрация (бригадир Н. Н. Решетов, руководитель работ - реставратор И. Г. Блэк). В 1977 г. асфальтовое покрытие вокруг Александровской колонны заменено диабазовой брусчаткой, воссозданы в первоначальных формах четыре фонаря по ее углам. В 2002-2003 гг. проведена комплексная реставрация. В 2004 восстановлена историческая ограда.

Литература:

Статья В. К. Шуйского «Александровская колонна: история создания»в в Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. V. СПб.: «Лики России», 2001 С. 161-185

Санкт-Петербург: Энциклопедия. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ООО «Бизнес-пресса»; М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006 С. 34

Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. - СПб.: «Паритет», 2004 С. 42-48

    Вид с северо-запада,
    со стороны Зимнего
    дворца

    Вид с юго-востока,
    со стороны арки
    Главного штаба

    Вид с северо-востока,
    со стороны р. Мойки

    Вид с юго-запада,
    со стороны
    Александровского сада

    Фото - , 07.2018.

    С крыши Дома Зингера
    Фото - , 06.2017.

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь – именно здесь, в самом центре культурной столицы России, находится один из самых величественных памятников не только в нашей стране, но и в мире – Александровская колонна. Вот уже более 180 лет ангел на вершине грандиозного гранитного столба осеняет своими крылами град Петра, олицетворяя победу добра над злом и мира – над войной.

Лаконизм формы, простота и гармоничность силуэта, красота линий, изящество отделки – в Александровской колонне восхищает буквально все.

" Александру I Благодарная Россия"


Александровская колонна была торжественно открыта 30 августа 1834 года, строили ее 5 лет, а сама идея воздвигнуть триумфальный монумент возникла еще раньше. Перед архитекторами ставилась задача придать законченный вид главной площади Петербурга – Дворцовой, и, самое главное, увековечить память о победе российского оружия в Отечественной войне 1812 года. От еще одной конной статуи сразу же отказались, объявив в 1829 году императорский конкурс проектов на возведение памятника. Царь Николай I "намекнул", что неплохо было бы поставить в центре Дворцовой колонну, похожую на ту, что возвышается на Вандомской площади в Париже (как известно, французский монумент прославлял Наполеона). Имя российской триумфальной колонне было дано поистине императорское – Александровская. В честь царя Александра I (старшего брата Николая I), правившего Россией в годы наполеоновского нашествия и победившего французские войска. "Александру I Благодарная Россия" – эти слова начертаны на одном из барельефов, украшающих основание триумфальной колонны.

Но самое, пожалуй, цитируемое название монументу дал Пушкин. Великий русский поэт в одном из стихотворений назвал его "Александрийским столпом".

Триумфальных колонн в мире достаточно. Такие сооружения "во славу побед и оружия" строили еще во времена античности. Да и в Европе примеры увековечения исторических событий именно в форме "столбовых" монументов немало. Но петербургская Александровская колонна поистине уникальна.

Во-первых, потому, что она самая высокая среди аналогичных монументов мира: высота Александровской колонны вместе с венчающим ее ангелом составляет 47,5 м (представьте, это 19-этажный дом!).

Во-вторых, колонна изготовлена из цельного куска идеально отполированного розового гранита, без каких бы то ни было стыков и швов.

В-третьих, громадный Александровский столб стоит на гранитном же основании безо всяких дополнительных опор, лишь под действием силы тяжести, он ничем не закреплен. Общий вес памятника составляет 704 тонны (из них 600 тонн приходится собственно на гранитную колонну). Кстати, в первые годы после открытия памятника петербуржцы относились к нему с опаской, ожидая, что колонна упадет. Чтобы развеять все страхи и опасения горожан, автор монумента Огюст Монферран взял себе за правило каждое утро гулять вблизи Александровского столба со своей любимой собачкой. Так архитектор показывал, что бояться падения памятника не стоит. Традиция продолжалась без малого 15 лет, до самой смерти Монферрана.

Поневоле задаешься вопросом – как такое сооружение могли воздвигнуть в начале XIX века, когда ни о каком электричестве, мощных кранах и гидравлических прессах и речи не было? Фантастика или чудо инженерного расчета? Наверное, всего тут понемногу.

Сначала под Выборгом (примерно в 180 км от Санкт-Петербурга) нашли нужный "камень". По преданию, его присмотрел сам Монферран, когда прогуливался в живописных окрестностях этого старинного города. Кстати, тогда это была Финляндия. От гранитной скалы сначала вручную (процесс длился почти 2 года!) откололи заготовку для самой колонны, а потом – камни для фундамента и пьедестала памятника. Заготовку частично обработали на месте, в Пютерлакской каменоломне, а потом на специально сконструированном судне доставили по Финскому заливу в Кронштадт, а оттуда – в Петербург, на Дворцовую площадь, где колонну и "довели до ума" – отшлифовали и обработали. Кстати, смотрящаяся как идеально ровный столб, колонна, имеет фактически форму усеченного конуса: диаметр ее основания составляет 3,5 м, а верхний – на полметра меньше.

Дворцовую площадь исследовали (провели своеобразную геологическую разведку) и нашли "песчаный материк", который удивительно пришелся почти что на центр этого пространства. В основание памятника вбили 1250 просмоленных сосновых свай и уложили гранитные блоки. После закладки фундамента на него закатили 400-тонный камень-монолит, который и стал основанием пьедестала. Дело было морозной зимой 1830 года, и, чтобы камень "сел" гладко, архитектор приказал смешать цемент с водкой и добавить в эту смесь мыла – для нужного скольжения. Саму колонну на пьедестал поставили спустя два года, потратив на эту работу всего 105 минут. Водружали столб 2000 солдат и 400 рабочих в присутствии всей царской фамилии и тысяч горожан. После этого еще несколько лет ушли на окончательную доработку монумента – шлифовку самой колонны, установку барельефов, декоративных деталей и ограждения.

Ангел над городом

Что будет венчать Александровскую колонну, решили не сразу. Были варианты установить крест со змеей (змея маскировала бы крепеж), статую святого князя Александра Невского (покровителя Санкт-Петербурга) или фигуру, олицетворяющую добродетель. В итоге " к исполнению" принята была фигура ангела с крестом. Но и змее тоже нашлось место. Ангел попирает ее крестом, как вражду и злобу. Интересно, что крест имеет "латинскую" форму. Голова ангела, которой скульптор Б.Орловский придал портретное сходство с императором Александром I, наклонена вниз, он как бы смотрит на площадь, вознеся правую руку к небу.

Бронзовый ангел, также, как и гранитная колонна, ничем не закреплен и держится только под силой своей тяжести. Высота ангельской фигуры – почти 5 метров, а высота креста, на который он опирается – 6,4 м.

В советское время существовало несколько проектов "ликвидации" ангела. Его предлагали заменить на 11-метровую скульптуру В.Ленина и даже на громадный бюст И.Сталина. По счастью, этим планам было не суждено сбыться. Но чтобы религиозная составляющая монумента не мешала политическим митингам и демонстрациям, ангела на Александровской колонне на праздники закрывали: с дирижабля на фигуру спускали брезентовый колпак красного цвета или маскировали воздушными шарами.

А вот в годы Блокады Ленинграда ангел не был ничем закрыт. Защитникам города на Неве удалось укрыть всего Александровскую колонну на две трети высоты. Во время многочисленных обстрелов города немецкой артиллерией монумент получил многочисленные "ранения", а одно из крыльев ангела пробил осколок снаряда. При реставрации монумента в начале 2000-х годов из него было извлечено около полусотни осколков, остававшихся в колонне с Великой Отечественной войны.

Несколько фактов об Александровской колонне

Открытие памятника состоялось в знаменательный для Санкт-Петербурга и России день – 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1834 года. Это день перенесения мощей небесного покровителя города - святого благоверного Александра Невского в Санкт-Петербург, в этот же день Петр I заключил "вечный мир" со Швецией, ознаменовавший победу России в Северной войне.

На торжественном открытии Александровской колонны на Дворцовой площади прошел парад 100-тысячного российского войска. Для того чтобы войска смогли поместиться у Зимнего дворца, архитектор Монферран построил Желтый (сегодня он называется - Певческий) мост.

В XIX веке у Александровской колонны в специальной будке находился "инвалид" – он следил за порядком возле памятника. А в 30-е годы прошлого века бронзовую ограду монумента демонтировали, чтобы сделать из нее гильзы для патронов.

Ныне к Александровской колонне часто приходят молодожены. Но не только для того, чтобы сфотографироваться, существует поверье, что в семье будет столько детей, сколько раз жених сможет пронести невесту на руках вокруг Александрийского столпа.

Адрес: Дворцовая площадь

Александровская колонна , или Александрийский столп, сооружена в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Она сделана из полированного красного гранита и имеет высоту 47,5 м. Вес колонны – более 600 тонн. Уникальна она тем, что держится на постаменте без креплений, только под тяжестью собственной массы.

История

История колонны начинается во времена правления императора Николая I, который пожелал увековечить память о своем брате – Александре I. В 1832 году колонну подняли 2 000 солдат . Использовались только канаты и ручной труд. В течение 2 лет длились различные доработки.


30 августа 1834 года, в день Святого Александра Невского, состоялась церемония торжественного открытия. Ангела на верхушке колонны жители Петербурга сразу же окрестили своим хранителем.

Колонна считалась «той вертикалью, что определяет величие России». Почти сразу на стала восприниматься и как памятник основанию российского государства.

Император называл ее «Столп Николая I Александру I», подражая Екатерине Великой и своему отцу Павлу, украшавших выдающиеся скульптуры памятными надписями

После революции 1917 года Александровская колонна чудом уцелела. На главной площади бывшей императорской столицы планировали устроить погост , а вдоль Зимнего – мемориальные могилы. Однако 600-тонная колонна просто так не падала. К счастью, весной 1918 года правительство переехало в Москву, и колонну оставили в покое.


В 1924 году, после смерти Ленина, власти приняли решили водрузить на Александровскую колонну вместо ангела с крестом статую великого вождя тов. Ленина. Всю нелепость этой идеи донес до верхов правительства Луначарский – тогдашний нарком просвещения. Так колонна уцелела во второй раз.

В 1952 году было совершено еще одно «покушение» на Александровскую колонну. В ряду сталинских переименований улиц, площадей, проспектов, на нее планировалось установить бюст И. Сталина. Однако из-за смерти вождя в марте 1953 г. такая идея потеряла всякий смысл.

Архитектор

Колонна сооружена по проекту выдающегося французского архитектора Анри Огюста Рикара де Монферрана – автора существующего ныне Исаакиевского собора.

Особенности композиции

Колонна держится на основании без внутренних креплений . Собственная тяжесть притягивает ее к центру Земли. Радиальная геометрия земной сферы позволит понять, как не падает монолитный фуст, не прикрепленный к фундаменту.

Несмотря на массивность и материал, колонна кажется легкой и невесомой, словно взмывающей вверх. Причина – в ее идеальных пропорциях: высота и диаметр соотносятся как 84:12, т.е. 7:1. Использован энтазис – прием древней архитектуры, с уменьшением диаметра снизу вверх, так что создается эффект стройности.

Великолепие пропорций колонны обеспечивает прекрасный вид со всех сторон обозреваемой вертикали

В основании колонны – величественный постамент из каменных гранитных блоков и тесовой кладки, украшенный 4 бронзовыми барельефами и надписью «Александру I – благодарная Россия». В центре бронзовая шкатулка, наполненная старинными монетами начала XIX в.

На барельефах помещены:

  • аллегории Мира и Изобилия, Мудрости и Правосудия
  • изображения воинских доспехов
  • лавровые гирлянды, которые поддерживают 2-главые орлы, и венок из лавра
  • 2 фигуры — женщина и старик, олицетворявшие реки Вислу и Неман, которые сыграли определяющую роль в победе русской армии

Колонна увенчана фигурой ангела, который обнимает руками большой крест. Скульптура имеет высоту 4,2 м, крест – 6,3 м. Автор Борис Орловский заимствовал изящество позы ангела у русских балерин.

Где находится

Адрес

Дворцовая площадь

Метро

  • Адмиралтейская
  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться

К Александровской колоне легче всего выйти с Невского проспекта, свернув на Малую Морскую улицу к знаменитой Арке Генерального штаба . Она видна с самого Невского. Если пройти под аркой, открывается панорамный вид на просторную и сдержанную Дворцовую площадь и на Александровскую колонну в центре нее.

Интересные факты

  • Старинная петербургская легенда связывает скульптуру Архангела Михаила на Александровской колонне с одним из 3 столпов-ангелов. Пока они «витают» над городом, он выстоит, он будет жить. Второй ангел – на Петропавловском соборе, третий – на церкви св. Екатерины на Васильевском острове, возле Тучкова моста.
  • Колонна посвящена победам России во времена Александра I, а лику ангела приданы черты лица этого императора. Скульптор Орловский несколько раз переделывал статую, пока она не понравилась Николаю I. Голова змеи, попираемая крестом, должна была непременно походить на лицо Наполеона.
  • Местные жители долго боялись, что колонна упадет и не приближаться к ней. Архитектор Монферран ввел в свой моцион правило каждый день гулять вокруг нее со своей собачкой.

Одним из самых впечатляющий архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга является Дворцовая площадь, в центре которой находится Александрийский столп, или Александровская колонна.

Она символизирует победу России над наполеоновской Францией в Отечественной войне 1812 года.


Идею установить на Дворцовой площади некий памятник выдвинул Карл Росси, который, оценивая ее архитектурный ансамбль, почувствовал, что такое огромное пространство нуждается в ярких композиционных акцентах.


Основное требование объявленного императором Николаем I конкурса сформулировано в нескольких словах– создать монумент в память о «незабвенном брате».


У Александровской колонны была еще одна предыстория.


Известно, что Огюст Монферран еще в 1814 году преподнес в Париже Александру I «Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I».


В альбоме были рисунки триумфальной арки, конной статуи, огромного обелиска. Все рисунки сопровождались краткими описаниями и даже указанием стоимости работ.

Александр I обратил внимание на талантливого молодого человека, вслед за чем последовало официальное приглашение в Россию.


На своей второй родине Огюст Монферран добился огромных успехов. Когда в 1829 году был объявлен конкурс, он был занят на строительстве Исаакиевского собора. Тем не менее, Монферран для участия в конкурсе выдвинул сразу два проекта.


Первый вариант предполагал установку гранитного обелиска с барельефами на тему Отечественной войны и аллегорическим изображением Александра I в виде римского воина.


Этот проект был отвергнут, но архитектору указали, что вариант с колонной наиболее предпочтителен. Монферран предложил установить триумфальную колонну, ориентируясь на примеры Вандомской колонны в Париже и колонны Траяна в Риме и Помпея в Александрии. Николаю I понравилось это предложение – именно его воплощение в граните сегодня находится на Дворцовой площади.


Монумент стал смысловым дополнением триумфальной Арки Главного штаба, также посвященной победе русского оружия над наполеоновской армией.

Александровская колонна служит завершающим визуальным акцентом ансамбля Дворцовой площади.


Александрийский столп удивляет простотой своего внешнего вида и монументальностью.

Знакомство с технологическими решениями и архитектурными особенностями колонны удивляют ещё больше и заставляют взглянуть на нее новыми глазами.


Гранитный монумент такого рода является самым большим в мире и весит 600 тонн.

За счет массы и точным расчетам Александровский столп с момента воздвижения находится на своём месте, ничем не закрепленный и лишенный какой бы то ни было внешней поддержки.


Материал для колонны долго искать не надо было. Монферран хорошо знал гранит из каменоломни в Пютерлаксе, который использовали для строительства Исаакиевского собора.

За два года 250 рабочих во главе с Самсоном Сухановым вытесали из найденного здесь скального монолита заготовки самой колонны и постамент.

На каждом этапе работы приходилось решать сложные технические задачи.


Готовому гранитному блоку на месте придали необходимую форму. Затем с помощью сложной системы катков его переместили к специальному причалу и погрузили на построенную для этой цели баржу «Святой Николай», которую на буксире доставили через Кронштадт в Санкт-Петербург.






С 1829 года одновременно шли подготовительные работы на Дворцовой площади, почти в центре которой в ходе геологической разведки нашли подходящую площадку.


В приготовленный котлован забили 1250 шестиметровых свай, на которые уложили гранитные блоки толщиной 50 сантиметров. Сверху был установлен монолитный гранитный постамент весом 400 тонн.

Операции по установке постамента и подъему Александрийского столпа на приготовленное для него место осуществлялись с помощью системы, разработанной Августином Бетанкуром. Она состояла из строительных лесов, кабестанов, множества подъемных блоков, лебедок и канатов.


Этот способ уже был апробирован и отлично себя показал при установке колонн Исаакиевского собора, хотя Александрийский столп по массе значительно их превосходил.

Все механизмы были приведены в действие силами 2000 солдат и 400 рабочих. По свидетельству очевидцев, во множестве собравшихся на площади, вся установка колонны заняла около ста минут, то есть меньше двух часов.


Присутствующий Николай I поздравил архитектора и произнес слова: «Монферран, вы себя обессмертили!»

Установленную на предназначенном месте колонну еще было необходимо обработать, отполировать, смонтировать плиты с барельефами и декоративными элементами.


И главное, на начальном этапе обсуждения проекта Монферран еще не представлял окончательного вида монумента, в частности, не было скульптуры, венчающей колонну.

Обсуждалось несколько вариантов: крест обвитый змеей, фигуры ангелов с крестом, скульптура Александра Невского. В итоге остановились на фигуре ангела высотой более шести метров, которую изготовил скульптор Борис Орловский.


Ангел установлен на цилиндрическом пьедестале, он попирает змею, символизирующую зло, правая его рука возносится к небу, а левая – держит крест.


Памятник торжественно открыли 30 августа 1834 года. Церемония была не только торжественная, но и грандиозная.


В присутствии царской семьи, иностранных представителей и многочисленных гостей Николай I принял участие в богослужении непосредственно у основания Александрийского столпа вместе коленопреклоненными войсками.

Торжества завершились военным парадом, в котором приняли участие полки, прославившие себя в Отечественной войне. В течение двух часов стройными рядами под барабанный бой перед собравшимися прошла стотысячная армия.


Архитектурная форма триумфальной колонны имеет определенные каноны, от которых трудно отойти. Однако Монферран сумел, оставаясь в рамках традиции, не повторять детали известных монументов: он отказался от барельефов, спиралевидных украшений и других деталей.

Архитектор разработал собственную оригинальную систему утонения стержня колонны, которая определяет ее зрительное восприятие.


В результате Монферран придал своему творению классическую чистоту линий, лаконизм, соразмерность всех частей, пропорций и символическое звучание, превзойдя существующие образцы по высоте.

Высота гранитной части колонны составляет 25,6 метра, вместе с постаментом и фигурой ангела Александрийский столп поднимается на высоту 47,5 метра. В мире не существует более высокого монумента, изготовленного из цельного гранита.


В XIX-XX веках были произведены реставрационные работы, которые носили в основном косметический характер. Однако тщательные исследования, проведённые в начале XXI века, показали необходимость серьёзных восстановительных работ.


Помимо устранения повреждений, нанесенных временем, из памятника извлекли несколько десятков осколков, попавших в него во времена блокады Ленинграда.


Разработана оригинальная система дренажа, предохраняющая монумент от дождливой петербургской погоды. Реставрация завершилась в 2003 году, и сегодня Александровская колонна снова предстаёт в том торжественном виде, который она имела в момент своего открытия.



Самое обсуждаемое
Ловля сома на квок с лодки и берега: изготовление квока, выбор снастей и места ловли Преамбула - История ловли сома на квок - Загадка Гомера Ловля сома на квок с лодки и берега: изготовление квока, выбор снастей и места ловли Преамбула - История ловли сома на квок - Загадка Гомера
Высшее лингвистическое образование Переводчик второе высшее Высшее лингвистическое образование Переводчик второе высшее
Китай: где находится Тайвань? Китай: где находится Тайвань?


top